Б. Скиннер (1904-1990) является представителем нео-
бихевиоризма.
Основные положения теории оперантного би-
хевиоризма:
1. Предметом исследования является поведение орга-
низма в его двигательной составляющей.
2. Поведение - это то, что делает организм и что мож-
но наблюдать, и поэтому сознание и его феномены -
воля, творчество, интеллект, эмоции, личность - не могут
быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы
объективно.
3. Человек не свободен, так как сам никогда не управ-
ляет своим поведением, которое детерминировано внеш-
ней средой.
4. Личность понимается как набор поведенческих шаб-
лонов ≪ситуация - реакция≫, причем последняя зависит
от предыдущего опыта и генетической истории.
5. Поведение можно разделить на три вида: безусловно-
рефлекторное и условно-рефлекторное, которые явля-
ются простым ответом на стимул, и оперантное, возникаю-
щее спонтанно и определяемое как обусловливание;
этот тип поведения играет решающую роль в адаптации
организма к внешним условиям.
6. Главной характеристикой оперантного поведения яв-
ляется его зависимость от прошлого опыта, или послед-
него стимула, получившего название подкрепления. По-
ведение усиливается или ослабляется в зависимости от
подкрепления, которое может быть отрицательным или
положительным.
Характеристика
И историческая роль бихевиоризма
Бихевиоризм как течение в психологии явился протес-
том против психологии сознания, против структурализ-
ма Титчинера и в то же время против функционализма
В. Джеймса. Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим
психологическим направлением в Америке, бихевиоризм
дал психологии множество полезных идей и методик и
оказал сильнейшее влияние как на американские психо-
логические и психотерапевтические школы, так и на всю
науку психологию в целом. Была создана наука о поведе-
нии, исследования которого способствовали утвержде-
нию объективного подхода в психологии.
Достоинства и недостатки бихевиоризма:
1. Обозначил историческую потребность в расширении
понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг
изучаемых явлений поведение человека, сделав его пред-
метом своих исследований, но при этом потребность
в расширении предмета изучения была отражена однобо-
ко и неадекватно, гак как игнорировалось сознание как
объективная сущность;
2. Исследование поведения и острая постановка проб- '
лемы объективного подхода в психологии, но понимание |
поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и.
игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психи- |
ческие процессы; i
3. Обозначение задачи управления поведением челове- I
ка, нацеленности научного исследования на связь с прак- I
тическими задачами, но из-за механистической трактовки!
поведения человек лишается своей активной деятельност- |
ной сущности и выступает как реагирующее существо; i
Гештальтпсихология
Основателями гештальтпсихологии (от нем. gestalt-
образ, структура), возникшей как противостояние струк-
турализму с его атомистическим пониманием сознания,
считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943),
В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин
(1890-1947).
Основные идеи гешталы
1. Предмет изучения психологии - сознание, но его по-
нимание должно строиться на принципе целостности.
2. Сознание есть динамическое целое, ≪поле≫, каждая точ-
ка которого взаимодействует со всеми остальными.
3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) высту-
пает гештальт - целостная образная структура, не своди-
мая к сумме составляющих его ощущений.
4. Метод исследования гештальтов - непредвзятое,
объективное и непосредственное наблюдение и описание
содержаний своего восприятия.
5. Восприятие не может происходить от ощущений, так
как последнее есть фикция, т. е. не существует реально.
6. Зрительное восприятие является ведущим психиче-
ским процессом, определяющим уровень развития психи-
ки, и имеет свои закономерности:
- апперцепцию (зависимость восприятия от прошлого
опыта, от общего содержания психической деятельности
человека);
- взаимодействие фигуры и фона (любое зрительное
поле делится на фигуру, отличающуюся яркостью и чет-
костью, и именно ее мы воспринимаем как основное содер-
жание поля, и фон, который не столь ярок, но именно благо-
даря фону фигура и воспринимается с такой четкостью);
31
Процесс положительного или отрицательного под-
Крепления за совершенное действие называется обуслов-
Ливанием.
На основе подкрепления можно построить всю сис-
Тему обучения ребенка, так называемое программиро-
Ванное обучение, когда весь материал расчленяется на мел-
Кие части и в случае успешного прохождения и усвоения
Каждой части учащийся получает положительное подкреп-
Ление, а в случае неудачи - отрицательное.
На этой же основе строится и система воспитания и
Управления человеком - социализация происходит путем
Положительного подкрепления необходимых для общества
Норм, ценностей и правил поведения, в то время как
Асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепле-
Ние со стороны общества.
Тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит форми-
Рование навыков через формирование условного реф-
лекса;
Высшие психические функции, например речь и
мышление, также являются навыками;
8. Механизмом удержания навыков является память;
Развитие психики происходит прижизненно и зави-
Сит от окружающей среды и ее стимулов - социального
окружения, условий жизни и т. п.;
Отсутствует периодизация возрастного развитие
Нет общих для всех закономерностей, определяющих
развитие ребенка на каждом возрастном этапе;
Эмоции есть результат реакции организма на нега-
Тивные или позитивные стимулы внешней среды.
- целостность. - целостность и структурность восприятия, т. е. человек
Воспринимает предметы в видимом поле не по отдель-
Ности, а все вместе как единое целое.
Мышление не может рассматриваться как сформиро-
Ванный путем проб и ошибок набор навыков, а есть про-
Цесс решения задачи, осуществляемый через структури-
Рование поля: те элементы поля, которые ранее не имели