Оперантного бихевиоризма Скиннера

Б. Скиннер (1904-1990) является представителем нео-

бихевиоризма.

Основные положения теории оперантного би-

хевиоризма:

1. Предметом исследования является поведение орга-

низма в его двигательной составляющей.

2. Поведение - это то, что делает организм и что мож-

но наблюдать, и поэтому сознание и его феномены -

воля, творчество, интеллект, эмоции, личность - не могут

быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы

объективно.

3. Человек не свободен, так как сам никогда не управ-

ляет своим поведением, которое детерминировано внеш-

ней средой.

4. Личность понимается как набор поведенческих шаб-

лонов ≪ситуация - реакция≫, причем последняя зависит

от предыдущего опыта и генетической истории.

5. Поведение можно разделить на три вида: безусловно-

рефлекторное и условно-рефлекторное, которые явля-

ются простым ответом на стимул, и оперантное, возникаю-

щее спонтанно и определяемое как обусловливание;

этот тип поведения играет решающую роль в адаптации

организма к внешним условиям.

6. Главной характеристикой оперантного поведения яв-

ляется его зависимость от прошлого опыта, или послед-

него стимула, получившего название подкрепления. По-

ведение усиливается или ослабляется в зависимости от

подкрепления, которое может быть отрицательным или

положительным.

Характеристика

И историческая роль бихевиоризма

Бихевиоризм как течение в психологии явился протес-

том против психологии сознания, против структурализ-

ма Титчинера и в то же время против функционализма

В. Джеймса. Оставаясь до середины 60-х гг. ведущим

психологическим направлением в Америке, бихевиоризм

дал психологии множество полезных идей и методик и

оказал сильнейшее влияние как на американские психо-

логические и психотерапевтические школы, так и на всю

науку психологию в целом. Была создана наука о поведе-

нии, исследования которого способствовали утвержде-

нию объективного подхода в психологии.

Достоинства и недостатки бихевиоризма:

1. Обозначил историческую потребность в расширении

понимания предмета изучения в психологии и ввел в круг

изучаемых явлений поведение человека, сделав его пред-

метом своих исследований, но при этом потребность

в расширении предмета изучения была отражена однобо-

ко и неадекватно, гак как игнорировалось сознание как

объективная сущность;

2. Исследование поведения и острая постановка проб- '

лемы объективного подхода в психологии, но понимание |

поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и.

игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психи- |

ческие процессы; i

3. Обозначение задачи управления поведением челове- I

ка, нацеленности научного исследования на связь с прак- I

тическими задачами, но из-за механистической трактовки!

поведения человек лишается своей активной деятельност- |

ной сущности и выступает как реагирующее существо; i

Гештальтпсихология

Основателями гештальтпсихологии (от нем. gestalt-

образ, структура), возникшей как противостояние струк-

турализму с его атомистическим пониманием сознания,

считаются немецкие психологи М. Вертгеймер (1880-1943),

В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941), К. Левин

(1890-1947).

Основные идеи гешталы

1. Предмет изучения психологии - сознание, но его по-

нимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, ≪поле≫, каждая точ-

ка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) высту-

пает гештальт - целостная образная структура, не своди-

мая к сумме составляющих его ощущений.

4. Метод исследования гештальтов - непредвзятое,

объективное и непосредственное наблюдение и описание

содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так

как последнее есть фикция, т. е. не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психиче-

ским процессом, определяющим уровень развития психи-

ки, и имеет свои закономерности:

- апперцепцию (зависимость восприятия от прошлого

опыта, от общего содержания психической деятельности

человека);

- взаимодействие фигуры и фона (любое зрительное

поле делится на фигуру, отличающуюся яркостью и чет-

костью, и именно ее мы воспринимаем как основное содер-

жание поля, и фон, который не столь ярок, но именно благо-

даря фону фигура и воспринимается с такой четкостью);

31

Процесс положительного или отрицательного под-

Крепления за совершенное действие называется обуслов-

Ливанием.

На основе подкрепления можно построить всю сис-

Тему обучения ребенка, так называемое программиро-

Ванное обучение, когда весь материал расчленяется на мел-

Кие части и в случае успешного прохождения и усвоения

Каждой части учащийся получает положительное подкреп-

Ление, а в случае неудачи - отрицательное.

На этой же основе строится и система воспитания и

Управления человеком - социализация происходит путем

Положительного подкрепления необходимых для общества

Норм, ценностей и правил поведения, в то время как

Асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепле-

Ние со стороны общества.

Тенденцию к воспроизведению, т. е. происходит форми-

Рование навыков через формирование условного реф-

лекса;

Высшие психические функции, например речь и

мышление, также являются навыками;

8. Механизмом удержания навыков является память;

Развитие психики происходит прижизненно и зави-

Сит от окружающей среды и ее стимулов - социального

окружения, условий жизни и т. п.;

Отсутствует периодизация возрастного развитие

Нет общих для всех закономерностей, определяющих

развитие ребенка на каждом возрастном этапе;

Эмоции есть результат реакции организма на нега-

Тивные или позитивные стимулы внешней среды.

- целостность. - целостность и структурность восприятия, т. е. человек

Воспринимает предметы в видимом поле не по отдель-

Ности, а все вместе как единое целое.

Мышление не может рассматриваться как сформиро-

Ванный путем проб и ошибок набор навыков, а есть про-

Цесс решения задачи, осуществляемый через структури-

Рование поля: те элементы поля, которые ранее не имели


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: