Теория личности В. Джеймса

В. Джеймс известен в психологии как создатель одной

из первых теорий личности. Ключевые положения этой

теории таковы.

1. Личность, по Джеймсу, имеет две стороны: ≪эмпири-

ческое Я≫, т. е. познаваемое и определяемое как лич-

ность, и ≪чистое Я≫, которое познает мир и себя.

2. Структура ≪эмпирического Я≫:

- физическая личность, в которую включены собствен-

ная телесная организация, одежда, а также дом, семья,

материальное состояние;

- социальная личность, понимаемая как признание

в нас личности со стороны других людей, а также его со-

циальные роли. Это означает, что у человека столько со-

циальных личностей, во сколько социальных групп он

психологически включен;

- духовная личность, представляющая собой единство

всех духовных свойств и состояний личности: мышление,

эмоции, желания и т. п., и ядром этой составляющей яв-

ляется чувство активности Я.

3. Выделение в структуре личности такого важного фе-

номена, как самооценка, которая, по Джеймсу, состоит из

самоуважения личности, ее притязаний и внешнего влия-

ния, а именно успешности в осуществлении притязаний.

4. Уровень самооценки можно вычислить по формуле:

Успех

Самоуважение = —.

Притязания

Историческое значение понимания В. Джеймсом лич-

ности человека заключается в том, что, во-первых, им

была создана первая в истории психологии теория лично-

Открытый кризис

В психологии в 20-30-е гг. XX в.

В начале XX в. в различных отраслях психологии прово-

дилась масса исследований, результаты которых по-но-

вому отвечали на главнейшие вопросы этой науки. Психоло-

гия как наука о сознании начинает претерпевать изменения

своего предмета, что обусловило возникновение кризиса

в ее развитии. Предпосылки, обусловившие возникнове-

ние открытого кризиса:

1) понимание учеными практической и теоретической

несостоятельности старых установок, взглядов и методов

исследования явлений и феноменов науки;

2) интенсивное развитие дифференциальной, возраст-

ной психологии, зоопсихологии обеспечило появление

новых направлений, концепций и взглядов на предмет

психологической науки;

3) развитие новой биологии, которая меняла представ-

ление о сознании как о замкнутом в себе субъекте и тем

самым расширяла сферу непознаваемых путем класси-

ческого метода интроспекции явлений - поведение жи-

вотных, детей, психически больных людей.

Психология сознания распалась на 5 крупных направ-

лений, каждое из которых выступило оппонентом по од-

ному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая

свой предмет и свои методы исследования.

1. Гештальтпсихология - целостный, а не атомисти-

ческий подход к изучению сознания.

2. Бихевиоризм - замена сознания на поведение как

предмет изучения, исключение из области методов ис-

следования интроспекции как не обладающего характе-

ристикой объективности. - селективность, избирательность в осознании как

внешних, так и внутренних образов и явлений, а какой

именно образ будет выходить на первый план, обуслов-

ливается желаниями и интересами самого индивида.

Метод изучения функции сознания - только непосред-

ственное самонаблюдение, интроспекция, в которой ин-

дивиду открываются не элементы, а цельные конкретные

состояния сознания, изменчивые в каждый момент времени.

Идеи В. Джеймса обусловили формирование подхода

к исследованию сознания не как структуры, а как важней-

шей функции организма - сознание трактуется по-ново-

му, с точки зрения его приспособительной функции.

Метод исследо актов

не эксперимент, а тщательное непредвзятое и непосред-

ственное внутреннее наблюдение за протеканием этих

актов.

При некоторой идеалистичности теории интенциональ-

ных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том,

что он ввел в психологию изучение сознания не в его со-

держательном, а в процессуальном аспекте, а также ука-

зал на активность и предметность сознания, что дало тол-

чок к развитию этой стороны в исследовании данного

предмета. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу,

поставившую себе задачу изучения процессуальное™

мышления, обусловили развитие новых эксперименталь-

ных методик изучения сознания, в частности феномено-

логический метод.

3. Глубинная психология - область бессознатель-

ных явлений психики как предмет изучения.

4. Французская социологическая школа - пони-

мание человека с точки зрения взаимодействия с общест-

вом как фактором его развития.

5. Описательная психология - изучение духовно-

научной зависимости человека от общества.

Благодаря разразившемуся кризису психология полу-

чила ряд новых самостоятельных направлений, каждое из

которых впоследствии активно расширилось и дало науке

множество интереснейших взглядов и концепций, даль-

нейшее развитие этих психологических школ шло в на-

правлении взаимодействия друг с другом, и это расши-

рило и обогатило психологию как науку.

сти, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную

сущность, которая развивает сама себя, оказали серьез-

ное влияние на взгляды приверженцев экзистенциализма

и соответственно на создание ими своих экзистенциаль-

ных теорий личности.

57. Бихевиоризм Дж. Уотсона

, Основоположником бихевиоризма (от англ. behavior -

поведение) является американский психолог Дж. Уотсон

(1878-1958). Также выдающимися исследователями это-

го направления были Толмен, Хал л, Скиннер. Психологи-

ческой основой бихевиоризма стали работы Павлова,

Бехтерева, а также исследования Э. Торндайка (1874-

1949), изучавшего на животных законы интеллекта как

научения путем проб, ошибок и случайного успеха.

Основные положения бихевиоризма:

1. В качестве предмета психологии выступают поведе-

ние и поведенческие реакции, так как именно эти явления

могут быть изучены объективно опытным путем через наб-

людение;

2. Поведение включает в себя все психологические и

физиологические аспекты жизни человека;

3. Поведение и животных, и человека рассматривается

как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на

внешние воздействия - стимулы (S), действует схема

стимул - реакция (S -> R);

4. Задача бихевиоризма - уметь правильно предугадать

поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней

среды: зная характер стимула, можно предсказать реак-

цию, или поведение;

5. Все реакции человека имеют либо приобретенную,

внешнюю природу и называются условными рефлексами,

либо внутреннее происхождение, т. е. наследственны, и

называются безусловными рефлексами;

6. Поведение является результатом обучения, когда

удачные реакции в результате многократного повторения

автоматизируются.

Теория


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: