3. Фрейд представлял структуру личности в виде трех-
компонентной модели.
1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности,
имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли,
чувства, воспоминания, события из жизни - бессознатель-
ны, так как никогда не осознавались или были отвергну-
ты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведе-
ние человека и без контроля сознания. Ид - хранитель
всех врожденных инстинктов человека, главные из кото-
рых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -
противостоят друг другу. Ид живет и управляется прин-
ципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не i
подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и I
при этом обладает неограниченной властью, а требова- I
ния Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находит- '
ся на бессознательном уровне психики.
2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в кон-
такте с реальностью, это своего рода сознание человека,
локализующееся на сознательном уровне психики. Эго сле-
дует принципу реальности, вырабатывая ряд механиз-
|
|
мов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться
с ее требованиями. Его задача заключается в регулирова-
нии напряжения между внутренними (влечениями или инс-
тинктами) и внешними раздражителями (идущими из
окружающей среды), контроле над требованиями инстинк-
тов, исходящих от Ид.
3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и рели-
гиозных чувств, образное существование совести, вклю-
чает в себя традиционные нормы, как их понимали роди-
Развитие личности в психоанализе
Фрейд выделял 4 источника развития личности: про-
цессы физиологического роста, фрустрации, конфликты
и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит
к тому, что человек овладевает все новыми способами
снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития
личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам,
а весь последующий рост представляет собой развитие
базовой структуры. Периодизация развития личности ре-
бенка состоит из 5 стадий, которые называются психо-
сексуальными, так как на каждой стадии развитием
управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и
фиксация на определенной стадии ведет к формирова-
нию того или иного типа характера.
Стадии психосексуального развития
1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих
сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внеш-
ний объект, а удовлетворение влечения происходит через
полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характе-
ре человека преобладают зависимость и инфантильность.
2. Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается само-
|
|
контролю, и у него формируется чувство собственности.
3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес
к своим половым органам и осознание мальчиками и де-
вочками своих отличий друг от друга, начинает формиро-
ваться половая идентичность, что происходит в результа-
те удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков
и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов за-
ключается в возникновении сексуального влечения к роди-
телю противоположного пола и ненависти и ревности
к родителю своего пола.
Характеристика и историческое
Значение психоанализа 3. Фрейда
Историческое значение теории 3. Фрейда
На основе психоанализа были созданы почти все тео-
Рии бессознательного, а также был дан толчок к развитию
Антагонистических психоанализу теорий: гуманистиче-
Ской психологии, экзистенциальной психологии, гештальт-
Терапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является од-
Ним из основателей современной психологии как науки
Не только о человеческой психике - сознании и бессозна-
Тельном психическом, но и о личности, их носителе.
Введение в область исследования таких феноменов
Человеческой психики, которые до психоанализа остава-
Лись без внимания: исследование характера и причин
Возникновения неврозов, внутреннего мира Я и тех струк-
Тур, которые не вписывались в собственно сознатель-
Ное в человеке.
Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психо-
Анализа - бессознательное - изучался не в лаборатории,
А на практике, что дает психоанализу большие преимущест-
Ва перед многими другими теоретически ориентирован-
Ными школами.
Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение
Развития психики человека с точки зрения ее адаптации
К окружающей среде и подчеркивание извечного проти-
Востояния среды и организма (хотя оба они не являются
Изначально и всегда конфликтными по отношению друг
К другу); рассмотрение движущих сил развития психики как
Имеющих врожденную и бессознательную природу; мнение