Литературные игры в старших классах

 

Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания. Для игры «Продолжи фразу» с девяти-, одиннадцатиклассниками полезны, например, такие цитаты:

1) “Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать ещё несколько слов… (Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у людей?)” (Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Ч. 1, гл. 2. «Максим Максимыч».)

2) “Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбие, львиные привычки, фатство. Ну, продолжал бы своё поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад… А впрочем, Бог с ним совсем! Я нашёл довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу.

— Я тебе обещался рассказать его историю, — начал (Аркадий).

— (Историю жука?)”

(Тургенев И.С. «Отцы и дети». Гл. 6.)

3) “Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди… (Любят деньги, но ведь это всегда было)” (Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Ч. 1, гл. 12. «Чёрная магия и её разоблачение».)

Эти и многие другие символичные для литературных героев фразы закрепляют в памяти школьников-старшеклассников не только сами произведения, как это было в 5–6-х классах, но важнейшие интонации этих произведений, позволяющие говорить об авторском отношении, о характерах героев, об их своеобразии и неповторимости при всём богатстве русской классики. Интересно, что, последовательно проводя такую работу, достаточно быстро получаем почти точное воспроизведение “ключевых” фраз программных текстов, а это уже немало. Немало — потому что далее, идя от игровых заданий и развивая литературный слух, мы будем сравнивать близкие по смыслу темам фрагменты произведений и распознавать авторов. Понимание авторской позиции, отношения к происходящему, всей интонационной гаммы произведения — вот важнейшая ступень, достигнув которой человек уже остаётся читателем: ведь тут и наступает момент сопричастности, сопровождающейся не только сопереживанием, но и желанием спорить, не соглашаться, любить или ненавидеть того или иного героя, а подчас и самого автора…

Постепенно выстраиваем и ассоциативные ряды к произведениям, усложняя задания за счёт сопоставления. Раздаём, например в 10-м классе, при изучении романа Гончарова «Обломов», три приведённых ниже фрагмента, без указания авторов и названий.

1. “Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это было похоже на плавание судна по бурному морю... Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою быстрой езды.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония” (Пушкин А.С. «Капитанская дочка». Гл. 2).

2. “Maman играла второй концерт Фильда — своего учителя. Я дремал, и в моём воображении возникали какие-то лёгкие, светлые и прозрачные воспоминания. Она заиграла Патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжёлое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали. Чувство это было похоже на воспоминание; но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было” (Толстой Л.Н. «Детство». Гл. 11).

3. “— Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой? — сказал он опять шёпотом. Веки у него закрылись совсем. — Да, отчего?.. Должно быть... это... оттого... — силился выговорить он и не выговорил.

Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека.

Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенёс его в другую эпоху, к другим людям, в другое место, куда перенесёмся за ним и мы с читателем в следующей главе” (Гончаров И.А. «Обломов». Ч. 1, гл. 8).

Просим подумать, какими известными ученикам авторами написаны произведения, из которых приведены цитаты? По каким признакам это можно предположить: словоупотребление, авторская лексика, географическое пространство, или же просто что-то интуитивно подсказывает — но что именно? Обратите внимание, предлагается общая тема — «Сон», а к 10-му классу наши ученики уже знают, что сон в литературном произведении появляется не случайно. Беседа проходит живо, так как мы говорим заранее, что все эти фрагменты из известных школьникам произведений, и просим нащупать в памяти “узелок”, а на самом деле в процессе проговаривания примет, признаков, по которым можно вспомнить произведение, автора, героя, мы и создаём в памяти наших десятиклассников такие “узелки”. При этой работе полезно не только раздать ученикам распечатки с текстами, но и читать их вслух, приучая к звучанию классической прозы. При этом просим ребят отмечать в тексте слова, словосочетания, которые им помогают вспомнить автора (интересно, что нынешним ученикам труднее всего вспомнить в этом примере Пушкина).

Работа со сравнением сложна, но её нельзя избегать: она приучает школьников к обобщению. Начало этой работы лежит в игре, и реакция на предлагаемые задания сохраняется у старшеклассников. Вместе с тем, развивая литературный слух, мы не только усложняем, но и разнообразим задания. Усложняется игровой компонент в старших классах и в связи с большим числом изученных в курсе литературы произведений. Но, чтобы не растерять все воспоминания, в конце 9-го класса, а затем вновь в 11-м классе проводится небольшая игра «Набор слов» (по группам). По набору слов мы просим определить художественное направление, в рамках которого могло быть написано литературное произведение, где часто встречались бы эти слова, и объяснить свой выбор, приведя как пример одно произведение.

1. Идеал, любовь, забвенье, тоска, одиночество, свобода, мученье, поэма, воспоминанье, мечта, очарованье.

2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония, пропорциональность, ода, герой.

3. Чувственность, душевность, слёзы, ах, природа, мечтанья, пастушок, трепет, свирель, надежда, потрясенье, страдания.

4. Область неведомого, мистика, тайна, непознаваемое, зыбкий слог, свободный стих, метафора, таинственная мудрость, вознесённость превыше всего, вечная женственность.

(Ответы. 1. Романтизм. 2. Классицизм. 3. Сентиментализм. 4. Символизм.)

Школьникам 6—8-х классов, а затем и старшеклассникам полезно давать блиц-задания для быстрого выполнения. Например: раздаём листы, где слева на странице названы произведения, справа беспорядочно — авторы. Надо стрелочками свести автора с названием (то же можно сделать с героями и авторами). Причём совершенно не обязательно, чтобы в вашем перечне были только программные произведения, напротив: разбавляя программные произведения не программными, часто произведениями из классического детского и подросткового чтения, мы усложняем задание, делая его более интересным.

1. Собачье сердце Лермонтов

2. Дама с собачкой Шекспир

3. Женщина в белом Толкин

4. Остров сокровищ Коллинз

5. Властелин колец Достоевский

6. Приключения Оливера Твиста Чехов

7. Детство. Отрочество. Юность Пушкин

8. Бесы Эзоп

9. Три мушкетёра Л.Толстой

10. Золотой телёнок Дюма

11. Янки при дворе короля Артура Стругацкие

12. Лиса и виноград Булгаков

13. Малыш и Карлсон Марк Твен

14. Двенадцатая ночь Ильф и Петров

15. Беглец Стивенсон

16. Понедельник начинается в субботу Линдгрен

17. Медный всадник Диккенс

Каждый учитель может составить свои листы, но работу непременно надо делать за определённое, равное для всех время и на оценку.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Мы согласны с тем, что сегодня нужно перенести акцент в преподавании с непосредственного разбора нравственных ситуаций на секреты вечной жизни настоящей литературы, заключающиеся не только в тематике, проблематике и содержании, но и в художественной силе формы; перенести акцент с тех аспектов произведений, которые действительно постепенно отмирают (например, социальные конфликты), на те реалии, которым суждено стать вечными, всегда волнующими читателей любой эпохи. Нам кажется, что по-прежнему актуальной задачей уроков литературы в школе остаётся задача нахождения пути для реализации воспитательных возможностей литературы, что и означает научить каждого ребёнка читать творчески, увлечённо. Читать, понимая, что полезное чтение - тяжёлый, сложный труд души. Но труд необходимый. Без него нельзя стать человеком. Что ещё очень важно отметить в этой связи, снижение интереса к чтению как творческой духовной деятельности ведёт к снижению и искажению интереса детей, подростков и к другим видам искусства: к театру, киноискусству, музыкальному творчеству, к изобразительному искусству.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного о6огащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нем, развить эстетическое восприятие литературы - вот в чем задача педагогов и родителей. И если мы хотим видеть ребенка подготовленным к жизни, нужно сделать из него грамотного читателя.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Пока что мы живем еще в рамках затухающей старой литературной традиции. Но это время стремительно уходит, что особенно заметно проявляется в читательской деятельности детей и подростков. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики, которая составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков. Так, снижение роли литературы в социализации детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из репертуара чтения многих из них уже исчезли герои литературной классики. В то же время влияние «электронной культуры» на чтение усиливается.

Методика преподавания литературы – дисциплина, которая направлена на изучение способов передачи научной мысли от учителя к ученику, концентрирует внимание на достаточно обширном круге вопросов, связанных с переадресовкой знания. Учителю необходимо ввести школьников в мир художественного произведения, развить восприимчивость к слову, читательские навыки, учить наблюдать и соотносить жизненные явления с собственным для ученика видением и пониманием сущности происходящего, наконец, готовить ученика к восприятию того целостного знания о жизни и мире, которое содержит литература как вид искусства.

В данной работе мы изучили процесс чтения, указали на его роль в жизни современных подростков, рассмотрели сущность преподавания литературы в школе, предоставили некоторые способы поддержания интереса к урокам литературы у школьников средних и старших классов.

Итак, с нашей точки зрения, для воспитания квалифицированного читателя сегодня необходимо:

· проведение межведомственной политики по поддержке чтения разными слоями и социальными группами населения;

· работа по поднятию престижа чтения и русского языка в обществе;

· изменение подхода к обучению чтению и информационной культуре в сфере образования (а также – к медиаграмотности);

· знакомство с мировым опытом по поддержке чтения, его освоение (исследования, участие в конференциях, стажировка специалистов, изучение подходов и методик и многое другое).

Выйдя из школы, ученики должны суметь самостоятельно разобраться в любой прочитанной ими книге, оценить произведение, а главное — передать опыт чтения своим детям. Поэтому задачей современного учителя является задача воспитания грамотного, вдумчивого читателя.

Педагогическая практика сегодня, впрочем, как и много лет назад, одним из плодотворных путей воспитания культурного человека считает работу по формированию творческого читателя, владеющего умениями и навыками грамотного восприятия, анализа, оценки прочитанного, использования в интеллектуальной, духовной деятельности освоенных социальных, нравственных знаний, идеалов, раскрываемых в произведениях литературы. Не зря уроки литературы называют уроками постижения жизни во всей её полноте и многообразии.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аркин И.И. Уроки литературы в 11-м классе: Практическая методика:

В 2 кн. М.: Просвещение,2004. 285 с., 272 с.

Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; Сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001г.- 19с.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт.-сост. Е.М. Зуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с.

Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., Детгиз, 1954.

Методика преподавания литературы / Под. ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: Пособие для студентов и преподавателей. В 2-х частях. М., 1995.

Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х – 2000-х годов. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 224 с.

Плотников С.Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Профессиональная ориентация молодежи: Опыт работы библиотек / Сост. В.П. Вдовиченко. –М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 184 с.

Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И. Н. Тимофеева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с.

Чтение как увлечение /Сост.: О.Л. Кабачек. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с.

Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 -- февраль 1841., о детских книгах. М., "Художественная литература", 1976

Молодежь. Чтение. Успех: сборник материалов научно-практической конференции / Муниципальное учреждение культуры г. Архангельска «Централизованная библиотечная система»; Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 128 с

Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2.Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.

Чтение в системе социокультурного развития личности: Сборник статей международного научно-практического семинара /Г.В. Варганова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 256 с.

Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994. N 3.

Журнал «Новый Мир» 1999, №11

http://radost-ds.e-gloryon.com, ст. «Как воспитать читателя?», 16.08.2010

http://gublibrary.ru/lib/Konferenciya_%20chtenie/Tihomirova.htm, конференц. «Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности», 01.08.2010

http://teacher.fio.ru/news.php?n=28418&c=1 В.П. Чудинова Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения», 05.08.2010

 


[1] Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., Детгиз, 1954.

[2] Плотников С.Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 64.

[3] Чудинова В.П. Функциональная неграмотность - проблема развитых стран //Социологические исследования. 1994. N 3. С. 98-102.

[4] В.П. Чудинова Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения»// http://teacher.fio.ru/news.php?n=28418&c=1

[5] Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; Сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001г.- 19с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: