Глава 2. Анализ периодической печати по теме: «Налоговые доходы бюджета РФ»

 

2.1. Из статьи «Земельный налог застрял между двумя палатами» автора Ирины Михайловы, издания «Российская газета» становится известно, что комиссия Совета Федерации, Госдумы и правительства попытаются доработать законопроект о земельном налоге. Напомним, что в среду сенаторы 108 голосами "против" при всего лишь 18 "за" и 9 воздержавшихся отклонили закон о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие законодательные акты, касающиеся земельного налога. По мнению членов Совета Федерации, льготы по налогу распределены неправильно, и облагается им слишком мало земель.

Законопроект о земельном налоге должен заменить действующий с 1991 года Закон "О плате за землю". Основное изменение в налогообложении земли согласно новому закону: ставка теперь будет зависеть не от категории участка, а от его кадастровой стоимости. Федеральный закон устанавливает только предельные ставки налога, их конкретный размер будут определять местные власти. Размер налога на землю будет составлять 0,3 процента от стоимости для сельхозземель, приусадебных участков и земель, занятых жилым фондом, и 1,5 процента для остальных участков.

Налог полностью зачисляется в региональные бюджеты, и потому естественно, что сенаторы отнеслись к его рассмотрению гораздо внимательнее депутатов Госдумы. Вопрос наполнения региональных бюджетов в последнее время стал особенно болезненным. Из-за перераспределения налоговых доходов региональные бюджеты теряют в 2008 году, по расчетам минфина, 139,1 миллиарда рублей. Это приблизительно 6 процентов всех доходов. При этом объем средств, выделяемых субъектам Федерации из федерального бюджета, сокращается с 2,5 процента до 2 процентов ВВП. Предсказать, насколько вырастут расходы регионов из-за монетизации льгот и изменения распределения бюджетных полномочий, аналитики пока не берутся, но ситуация, по их мнению, может оказаться сложной.

Введение в действие новой главы о земельном налоге в срок может несколько поправить ситуацию. За счет сокращения списка льгот, которые по старому закону предоставлялись на сумму 42 миллиарда рублей, до 6 миллиардов рублей местные бюджеты соберут в будущем году 50 миллиардов рублей вместо 46 миллиардов в этом. Поэтому правительственные чиновники надеются, что работа согласительной комиссии окажется эффективной - сенаторы заинтересованы в том, чтобы закон вступил в действие со следующего года.

Предстоит согласовать несколько позиций. Сенаторов не устраивает предложение правительства рассчитывать размер налога, исходя только из кадастровой стоимости участков без каких-либо поправок на возможную погрешность этой методики. Во время обсуждения законопроекта в Совете Федерации отмечалось, что работа по кадастровой оценке земель до сих пор незавершена, тогда как именно она служит налоговой базой по этому налогу. По мнению парламентариев, отсутствие кадастровой оценки не позволяет оценить налоговые ставки и предлагаемые вычеты из налоговой базы.

Кроме того, сенаторы высказались за увеличение предельной ставки налога в два раза: до 0,6 процента для сельхозземель, приусадебных участков и земель, занятых жилым фондом, и до 3 процентов для всех остальных участков. Также предлагается дифференцировать налоговые ставки зависимости от категорий налогоплательщиков. В частности, изменить порядок взимания налога с научных организаций. Согласно новому закону льгота для этой категории налогоплательщиков отменяется. По словам представителей академических кругов, это может стать катастрофой. В случае, если бы закон был принят в имеющейся редакции, Российской академии наук пришлось бы заплатить налог на землю в 2008 году в размере 4 миллиардов рублей. Это около трети всего бюджета РАН.

Существенные возражения сенаторов вызвало и то, что налогом будут облагаться только земли, находящиеся в частной собственности и бессрочном пользовании. В частном владении находится, по оценкам экспертов, лишь 7,5 процента земельного фонда. Доля земли, которой владеют бессрочно, тоже невелика. Таким образом, налоговая база сильно заужена. Это не соответствует самой концепции закона - сделать земельный налог основным источником доходов местных бюджетов.

Из статьи можно выделить положительные и отрицательные стороны.

Положительные:

1) введение поправок в закон о земельном налоге;

2) повышение ставок на налог;

3) ставки налога будут зависеть от категории земельного участка.

Отрицательные:

1) некоторые члены Совета Федерации считают, что льготы по налогам распределены неправильно;

2) замена всего закона о земельном налоге;

3) сенаторов не устраивает предложение правительства о размере земельного налога.

 


Схема №1. Голосование по поводу проведения изменений в земельном налоге.

 

2.2. Из статьи «Пермский край: за 9 месяцев выявлено зарплат "в конвертах" на 38, 4 млн рублей» известно, что Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) по Пермскому краю подвело итоги контрольной работы по выявлению фактов выплаты зарплаты «в конвертах» за 9 месяцев 2011 года. В течение января-сентября факты выплаты «серых» зарплат установлены 16 налоговыми инспекциями региона.

 В период с 15 января по 15 октября налоговыми органами Пермского края выявлено и документально зафиксировано 50 случаев сокрытия работодателями от налогообложения начисляемого фонда оплаты труда, сообщает пресс-служба УФНМ. Преднамеренное недостоверное отражение сумм начисленной заработной платы в бухгалтерском и налоговом учете зафиксировано в деятельности 22 индивидуальных предпринимателей и 28 организаций. От налогообложения ими сокрыты выплаты в пользу физических лиц на общую сумму 38,4 млн рублей. В результате проведенных выездных налоговых проверок нарушителям налогового законодательства дополнительно начислено к уплате 12107,4 тыс. рублей платежей, в том числе 4006,2 тыс. рублей - по единому социальному налогу (ЕСН), 2078,9 тыс. рублей – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и 6022,4 тыс. рублей - по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

В статье можно выделить плюсы и минусы.

Плюсы:

1) происходит выявление серой зарплаты;

2) зафиксированы 50 случаев сокрытия работодателями от налогообложения начисляемого фонда оплаты труда;

3) проводится контрольная работа по выявлению фактов выплаты серой зарплаты.

Минусы:

1) скрытые выплаты НДФЛ;

2) зарплата в конвертах;

3) нарушены нормы выплаты зарплаты.


Схема №2. Сколько следует заплатить нарушителям налогового законодательства.

 

2.3. Из статьи «Тюмень: предприниматели пополнили бюджет на 41 млн рублей» известна следующая информация, что 30 октября на очередном заседании городской думы Тюмени были внесены поправки в бюджет областного центра на 2011 год. Таким образом, как сообщили в пресс-службе городского парламента, общий объем доходов и расходов бюджета увеличен на 62 млн 729 тыс.

По информации директора департамента финансов и налоговой политики администрации Тюмени Светланы Черепановой, изменения плановых показателей по доходам и расходам обусловлены несколькими причинами. Местный бюджет увеличен на сумму возвращенных предпринимателями целевых займов – 13 млн 620 тыс. рублей. В декабре ожидается возврат еще 7 млн 996 тыс. рублей. Увеличение доходов от предпринимательской деятельности составляет 41 млн 113 тыс. рублей.

В результате вносимых изменений бюджет города 2011 года по доходам составит 17 млрд 734 млн 440 тыс. рублей, по расходам – 18 млрд 601 млн 100 тыс. рублей.

Из статьи можно выделить позитивные и негативные стороны.

Позитивные:

1) общий объем доходов увечен на 62 млн. 729 тыс. руб.

2) возвращены целевые займы предпринимателям;

3) доходы на 2011 год составят 17 млрд. 440 тыс. руб.

Негативные:

1) расходы г. Тюмень все равно больше доходов;

2) изменение плановых показателей доходов и расходов;

3) малое количество информации.

 


Схема №3. Составляющая возврата доходов от предпринимательской деятельности.


Схема №4. Доходы и расходы г. Тюмень на 2011 год.

 

 

 


2.4. Из статьи «Оренбургская область: за 9 месяцев мобилизовано более 115 млрд налогов» известно, что В Оренбургской области за девять месяцев 2011 года в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды поступило доходов в сумме 115,8 млрд рублей, что на 31,1 млрд рублей, или 36,7%, превысило показатель поступлений за соответствующий период 2010 года. Налогов и сборов поступило в сумме 101,1 млрд рублей, или 87,3%, от общего объема платежей. В федеральный бюджет перечислено 63%, или 63,7 млрд рублей, а на территории региона осталось 37%, или 37,4 млрд рублей. В областной бюджет поступило 29,3 млрд рублей, это больше уровня 2010 года на 40,1%. В бюджеты муниципальных образований поступило 8,1 млрд рублей, что на 46,9% выше уровня 2010 года. Об этом сообщили в отделе анализа и прогнозирования налоговых поступлений УФНС России по Оренбургской области.

Налоговики отмечают, что единого социального налога мобилизовано в сумме 5,6 млрд рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 9,1 млрд рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2010 года поступление единого социального налога увеличилось на 25,1%, страховых взносов - на 25,9%. Основная часть доходов федерального бюджета сформирована за счет поступлений налога на добычу полезных ископаемых (83,5%), налога на прибыль организаций (10,5%) и налога на добавленную стоимость (4,2%); областного бюджета - налога на прибыль организаций (52,3%) и налога на доходы физических лиц (21,4%); бюджетов муниципальных образований - налога на доходы физических лиц (51,6%), налога на прибыль (24,4%) и земельного налога (11,4%).

В статье можно выделить плюсы и минусы.

Плюсы:

1) за счет налогов пополняются доходы бюджета;

2) проводится анализ и прогноз;

3) увеличились страховые взносы.

Минусы:

1) не стабильность экономики;

2) собираемость пенсионных взносов;

3) федеральный бюджет в основном сформирован только за счет налогов.

 

Схема №5. Формирование областного бюджета Оренбурга.

 


Схема №6. Формирование бюджета муниципальных образований.

 

2.5. В статье «Удмуртия: ущерб от налоговых преступлений с начала года превысил 110 млн. руб.» известно, что В Удмуртии продолжается рост преступности в сфере экономики. За девять месяцев 2011 года количество подобных преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. выросло почти на треть, рассказал замминистра внутренних дел УР, начальник штаба Сергей Поволоцкий. Всего за январь-сентябрь было зарегистрировано 3 400 фактов, что составляет 10% от общего числа преступлений, тогда как за аналогичный период прошлого года – 6,2%. При этом показатель раскрываемости данной категории дел также увеличился с 68,4% до 80,4%.

 В частности, в Удмуртии было выявлено 128 фактов налоговых преступлений, 119 из них совершены в крупных и особо крупных размерах. Так, замминистра рассказал, что в текущем году была пресечена преступная деятельность директора ОАО «Увамяспром», который уклонялся от уплаты налогов путем применения незаконных налоговых вычетов с использованием фиктивных счетов-фактур. Ущерб, который был причинен государству, составил более 5,7 млн руб.

 Всего же по итогам девяти месяцев ущерб от налоговых преступлений в Удмуртии превысил 111,5 млн руб. На сегодняшний день возмещено около 66 млн. руб.

Из статьи можно выделить позитивные и негативные стороны.

Позитивные:

1) показатель раскрываемости преступлений увеличился;

2) принимаются различные меры по выявлению преступлений;

3) возмещено в бюджет 66 млн. руб.

Негативные:

1) увеличивается рост преступности в налоговой сфере;

2) не раскрываются множество преступлений;

3) применение незаконных налоговых вычетов с счетов – фактур.

 

Схема №7. Долги и возмещения налогов.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: