Эта область исследований (потребителей) невероятно сложна и многогранна. Стандартов в ней не существует. Хотя это не мешает многим использовать известные методики.
Анализ потребителя обычно базируется на концепции “7Оs” и складывается из определения следующих элементов:
1. Occupants - Участников рынка (Кто осуществляет покупки на рынке?)
2. Objects - Предметов рынка (Какие продукты покупаются и продаются на рынке и какие неудовлетворенные потребности существуют?)
3. Objectives - Целей, которые ставят перед собой участники рынка (Почему они покупают?)
4. Organizations - Организаций, присутствующих на рынке (Кто взаимодействует с потребителями на рынке?)
5. Operations - Операционных процессов рынка (Как осуществляются покупки на рынке?)
6. Occations - Возможностей приобретения (Когда осуществляются покупки на рынке?)
7. Outlets - Каналов сбыта (Где осуществляются покупки на рынке?)
Ответив на эти вопросы, фирма может получить необходимую первичную информацию для определения профиля потенциального потребителя и изучения особенностей его поведения на рынке.
|
|
В маркетинге выделяют 5 типов клиентурных рынков:
1. Потребительский рынок (рынок индивидуальных потребителей) - приобретают товары / услуги для личного потребления
2. Рынок производителей
3. Рынок промежуточных продавцов
4. Рынок государственных учреждений
5. Международный рынок
Рынки N 2, 3, 4 - это рынок предприятий (индустриальный рынок, бизнес-рынок) - приобретают товары / услуги для дальнейшего производства, использования в рамках организации или перепродажи другим потребителям (промышленный маркетинг).
Различия, обуславливающие специфику обменных отношений на индустриальном и потребительском рынке, можно представить следующим образом:
Факторы специфики обмена на индустриальном и потребительском рынке
Рынок | Продукт | Операции и др. |
Производный / первичный спрос Эластичность спроса Колебания спроса Число поставщиков Число покупателей Число влияющих лиц Географическая концентрация Компетентность Рациональность | Техническая сложность Частота покупки Классификация Сервисные требования Масштаб информационного поиска Переговорные цены Стоимостной объем Риск | Длина канала Маркетинговый комплекс Взаимодействие сторон Тип обращения в сообщении Компенсация и обучение штата продавцов |
В практике проведения маркетинговых исследований существенно различаются подходы к изучению рынка промышленных товаров и рынка потребительских товаров:
Промышленный рынок является исходным, а потребительский – производным. Это означает, что отношений и связей на промышленном рынке явно меньше, а значит и меньше возможных направлений изучения. На промышленных рынках основные деньги тратятся на новые разработки и инновации.
|
|
Промышленные рынки можно охарактеризовать следующими параметрами:
· Однородность – общие структуры внутри отрасли по всем географическим зонам
· Комплексные принимаемые решения – многосторонние проблемы
· Отношения между конкурентами – комплекс взаимоотношений
· Техническая сложность и специфичность каждая отрасль (сектор) имеет специфические технологии
· Отсутствие традиционных схем проведения маркетинговых исследований – в каждом случае своя специфика
· Ограниченность выбора респондентов при проведении анализа – все знания могут быть сконцентрированы в руках нескольких предприятий.