Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2009 года и расходами 2008 года в сопоставимых ценах к 2009 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2009 года к расходам 2008 года, умноженное на 100.
Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в приложении А.
Для наглядности представлен график абсолютного прироста основных направлений республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. в виде диаграммы на рисунке 2.1.1.
Рисунок 2.1.1 – Абсолютный прирост основных направлений республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.
Расходы республиканского бюджетав 2009 году запланированы в размере 57,7 трлн. рублей, что на 12,1 трлн. рублей или на 26,6 % больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на 4,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 3,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 1,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 223,2 %. В 2009 году снизилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2008 годом.
|
|
Исходя из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %, дорожное хозяйство – на 15,1 %. Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).
Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части государственного бюджета.
Результаты анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении Б.
Изменения в структуре основных направлений расходов республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг. отражены на рисунке 2.1.2.
Рисунок 2.1.2 – Динамика структуры основных направлений расходов государственного бюджета за 2008 – 2009 гг.
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2008 году, в 2009 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2008 – 2009 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.
|
|
Основная доля расходов национальной экономики, в 2009 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням государственного управления, уровень которых снизился в 2009 году на 1,12 %.
Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2009 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.
Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2008 – 2009 гг.