Встречные закупки, их специфика и условия заключения. Позиция экспортера и позиция импортера

Встречные закупки – торговые операции, в которых покупатель договаривается, заключает соглашение с продавцом о встречной, ответной продаже своих товаров через определенный, иногда длительный промежуток времени.

Особенности этой операции:

1) Объектом сделки могут являться любые товары. Чаще всего продукция машиностроения, крупные партии сырья, некоторые виды особенно сложных потребительских товаров;

2) Участники сделки: экспортер и импортер. В отдельных случаях возможно участие посредника, в том числе – посредника страны импортера;

3) Инструментом оплаты экспорта является:

a) Валюта (свободно-конвертируемая, неконвертируемая; валюта экспортера, импортера и третьих стран);

b) Товары, произведенные и закупленные на территории страны импортера, поэтому сделка является валютно-товарной; в некоторых случаях она может заключаться как товарно-валютная сделка (в этом случае стоимость экспорта будет оплачиваться большей частью (импортными товарами) и меньшей частью – (валютой)).

4) Эта сделка является менее рентабельной (выгодной) для экспортера, чем обычная валютная сделка;

5) Скорость оборота капитала экспортера в этом случае является более низкой, чем при валютных сделках. Срок (период) оборота капитала также удлиняется;

6) Экспортер вынужден в этом случае финансировать дополнительные затраты по реализации встречных товаров на внутреннем рынке или на рынках третьих стран;

7) Сделка заключается:

a) При детальной оценке ее участниками рыночных позиций друг друга;

b) При оценке тех реальных и потенциальных выгод, которые порождает эта сделка;

8) Сделка содержит определенные уступки импортеру. Часто эти уступки являются вынужденными под влиянием определенных экономических и даже политических обстоятельств.

Возможные выгоды для экспортера:

1) Увеличение экспорта;

2) Увеличение общего объема продаж на внутреннем и мировом рынках;

3) Увеличения уровня загрузки производственных мощностей;

4) Сохранение рабочих мест и квалифицированного персонала;

5) Снижение удельных затрат на выпуск единицы продукции (получение эффекта масштаба);

6) Возможность проникновения на закрытые рынки других стран с помощью этих сделок;

7) Оценка конкурентоспособности экспортной продукции на рынке страны импортера;

8) Получение дополнительной прибыли засчет экспортной сделки.

Возможные выгоды для импортера:

1) Закупка на выгодных условиях товара на мировом рынке;

2) Экономия валюты на оплате экспортного товара;

3) Возможность продажи на внешних рынках части продукции страны импортера;

4) Увеличение экспорта продукции страны импортера при оплате встречных закупок;

5) Увеличение совокупного предложения на внутреннем рынке страны импортера;

6) Присвоение таможенных платежей в бюджет страны импортера.

Позиция экспортера:

1) Динамика объемов экспорта, а также продаж на внутреннем рынке;

2) Степень загрузки производственных мощностей экспортера и е динамика;

3) Стадия жизненного цикла экспортного товара;

4) Наличие конкурирующих предложений производителя этой же продукции;

5) Степень конкурентоспособности продукции экспортера на внутреннем и мировом рынках;

6) Наличие/отсутствие экспортных пошлин на товар как объект сделки;

7) Величина таможенных пошлин и таможенных платежей на территории импортера;

8) Условия поставки, предлагаемые экспортером по инкотермс.

Позиция импортера:

1) Недостаток валютных средств и особенно свободно-конвертируемой валюты;

2) Стремление экспортера максимизировать товарную оплату экспорта;

3) Стремление обеспечить продажу своего товара на внешнем рынке (на рынке страны экспортера или на рынках третьих стран);

4) Стремление импортера извлечь максимум коммерческой выгоды от этой сделки (в том числе и прибыль);

5) Детальное значение реального положения экспортера на внутреннем и мировом рынках;

6) Это активная тактика и стратегия переговоров при заключении контракта (на основе достоверной информации по позиции экспортера);

7) Возможность предоставления тарифных льгот или преференций при ввозе товара экспортера на территорию страны покупателя;

8) Наличие/отсутствие режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле со страной экспортера;

9) Возможность уторговывания (снижение цены сделки во время переговоров);

Экспортер при отборе встречных товаров придерживается следующих правил:

1) Стремиться закупать по импорту сырье или другие товары для собственного потребления и/или обеспечения собственного производства;

2) Стремится минимизировать список или перечень встречных товаров в рамках одной/нескольких товарных групп (ТН ВЕД);

3) Рекомендуется при необходимости закупать встречную продукцию у других фирм страны импортера, не являющихся участниками основной сделки;

Возможные затраты фирмы экспортера на организацию продаж встречных товаров:

1) Затраты на маркетинг (изучение вида импортной (встречной) продукции);

2) Комиссионные при конвертации валют;

3) Оплата оптовых скидок внутренним посредникам (предприятиям оптовой и розничной торговли страны экспортера;

4) Затраты на рекламу;

5) Затраты на аренду/содержание торговых площадей;

6) Затраты на оплату торгового персонала.

В мировой практике обработан специальный механизм компенсации дополнительных расходов экспортеров на организацию сбыта встречной продукции. Этот механизм включает следующие элементы:

1) Учет доли встречных товаров в оплате экспорта;

2) Определение специальной ценовой надбавки, включаемой в цену экспорта;

3) Учет индивидуальных условий торговли отдельными товарами, которые значительно влияют на уровень затрат экспортеров;

4) Торговые обычаи, применяемые при заключении сделок по встречным закупкам;

Таблица 1 "Дифференциация надбавок к экспортным ценам, в зависимости от величины встречных закупок".

Удельный вес встречных закупок в цене контракта Величина ценовой надбавки к цене экспорта
до 18% (от цены контракта). до 3%.
до 20%. до 5%.
до 30%. до 10%.
до 50%. до 20%.

Величина надбавки может дополнительно дифференцироваться с учетом индивидуальных затрат по каждому товару на хранение, транспортировку, страхование, сортировку, маркировку, упаковку и переупаковку товара, оплата часто обязательных посредников.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: