Продовольственные товары – это товары, которые предназначены для удовлетворения пищевых потребностей человека.
Особенности продовольственных товаров как предмета сделки:
1) Эти товары могут быть предназначены:
a) Для конечного непроизводственного потребления (в этом случае эти товары после их продажи через розничную сеть потребляются покупателями и уничтожаются в процессе потребления);
b) Для текущего потребления, причем в процессе такого использования товар уничтожается;
2) Эти товары обычно обладают достаточно высокой степенью готовности, а часто полной степенью готовности; в этом случае товар не требует какой-либо доработки на территории страны импортера. С этим товаром будут выполняться дополнительные коммерческие операции в процессе его продвижения до конечного потребителя (хранение, транспортировка, упаковка, взвешивание и т.д.);
3) В цене этих товаров при обычных условиях содержится высокая доля добавленной стоимости и высокая доля прибыли;
4) Считается, что сделки с этими товарами (при прочих равных условиях) являются достаточно прибыльными и рентабельными;
5) Эти товары часто требуют специальных условий для их транспортировки, хранения и продажи через оптовую и розничную сеть (Н: специальные условия для хранения). Отсюда возникают специальные требования к фирмам, которые занимаются экспортно-импортными операциями с этими товарами (наличие специализированного транспорта, специально оборудованных складских помещений и т.д.);
6) Эти товары обычно являются объектом достаточно жесткого таможенно-тарифного регулирования (заградительные ставки таможенных пошлин, фискальные пошлины, тарифные квоты, тарифные контингенты; особенные таможенные пошлины, включающие компенсационные и антидемпинговые и т.д.);
7) Эти товары часто подпадают под меры нетарифного регулирования их импорта, в том числе в связи с борьбой за продовольственную безопасность страны.
Цены на внутреннем рынке страны импортера может включать следующие элементы (сверх цены контракта таможенной стоимости и таможенных платежей):
1) Транспортные расходы (по территории страны импортера);
2) Складские расходы, в том числе за хранение на СВХ (склад временного хранения);
3) Затраты на расфасовку и перефасовку товара;
4) Затраты на упаковку и переупаковку товара;
5) Внутренние налоги;
6) Прибыль участников сделки (импортер оптовик; другие посредники, включая различную торговлю). Затраты внутренних посредников содержаться в структуре оптовых и розничных наценок.
Импортеры закупают эти товары по контрактным ценам с учетом условий поставки, указанных в тексте контракта. Импортеры продовольствия для снижения импортных цен стремятся сократить количество посредников и пытаются по возможности даже выполнять прямые сделки, т.е. закупать продовольствие непосредственно у зарубежного производителя.
Существуют следующие способы заключения прямых сделок:
1) Закупка иностранных товаров на международных выставках;
2) Создание филиала (отделения) фирмы импортера на территории страны экспортера;
3) Создание дочерней фирмы на территории страны экспортера. В этом случае дочерняя фирма может даже заниматься производством продовольствия на иностранные территории с его последующим экспортом на территорию страны местонахождения головной компании. Создание филиалов и дочерних компаний зарубежом привело к появлению так называемой внутрифирменной торговли. В этом случае участниками сделки через государственную и таможенную границу являются:
a) Филиал и головная компания в разных странах;
b) Между филиалами одной и той же головной компании;
c) Сделка между головной и дочерней компаниями, находящимися в разных странах;
d) Сделки между филиалами и дочерними компаниями.
В этих случаях имеют место следующее:
1) Участники сделки – это структурные подразделения одной фирмы, одного юридического лица, которыми занимается ВЭД;
2) Эти структурные подразделения находятся на территории разных стран;
3) Товарные потоки перемещаются через таможенные границы разных стран;
4) Собственность на товар при этих сделках реально не меняется, хотя формально возникает видимость такой смены. Сделка формально выглядит экспортно-импортной. К тому же имеет место движение товара через границу. При такой торговле применяются так называемые внутрифирменные цены (трансфертные цены). Использование этих цен позволяет ТНК и концернам сокращать налогооблагаемую базу в странах с высокими ставками налогов и наоборот ее увеличивать в странах с низкими налогами (вывод прибыли от налогообложения). Внутрифирменная торговля широко используется в следующих случаях:
· При торговле собственно продовольствием;
· При торговле сырьем;
· При торговле машино-технической продукцией.
Особенности сделки и контракта:
1) Рекомендуется сократить количество посредников и канала сбыта, а значит количество торговых наценок у каждого посредника;
2) Операции с этими товарами предъявляют особые требования:
· К радиационной безопасности;
· К фитосанитарной безопасности;
· К бактериологической безопасности;
· К санитарно-эпидемиологической безопасности;
· К стране происхождения;
· На соответствие;
· На наличие специального транспорта;
· На наличие специально-оборудованные склады;
· На наличие специального оборудования в системе розничной торговли;
· К изучению объема внутреннего рынка данного товара, наличие на нем отечественных товаров-субститутов, и товаров-комплементов;
3) Импортеру необходимо детально изучить действующие меры тарифной защиты внутреннего рынка (ставки ввозных пошлин; ставки и виды налогов, применяемые для обложения импорта, ставки и виды таможенных сборов, наличие тарифных квот);
4) Рекомендуется детально изучить меры нетарифного регулирования, торговые ограничения, которые применяются для регулирования, импорта продовольствия (порядок и объекты лицензирования, порядок сертификации импортных товаров, наличие квот и контингентов (количественные ограничения), наличие/отсутствие запретов импорта конкретных товаров из отдельных стран, наличие запретов политического характера (эмбарго)).