Оценка конкурентоспособности студентов 1 курса
При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности.
В.И. Андреев выделяет десять системообразующих и приоритетных. Конкурентоспособность личности характеризует, по его мнению, синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, стремление к непрерывному саморазвитию и ряд других. [Андреев В. И. "Педагогика" ]
Тест был проведен на факультете технологии и профессионального образования, у группы ПТ-11 1 курса (24 человека) и групп ПТ-33 и ПТ-35студентов 3 курса (общее кол-во студентов 25).
В тест входит 30 вопросов. Он позволяет оценить уровень конкурентоспособности личности, что в условиях перехода страны к рыночной экономике представляет существенный интерес и исключительно важное значение.
|
|
В различных сферах деятельности степень ее успешности оценивается производительностью труда, качеством и количеством произведенного конечного продукта. Но когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не только и часто не столько конечные результаты ее деятельности, сколько ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.
Результаты:
Проведенный тест показал, что средний балл в группе студентов 1 курса равен 110 баллам. Это говорит о том, что уровень конкурентоспособности личности в группе выше среднего.
Из возможных 150 баллов один участник показал максимальный результат в группе - 144 балла (это наивысший уровень), также 25% участников теста показали высокий уровень, а минимальный балл -86 (это средний уровень).
В группах 3 курса тест показал средний результат- 124 балла. Это означает, что уровень конкурентоспособности личности в группах высокий.
Из возможных 150, максимальный результат 145 баллов (это наивысший уровень) набрал один участник, также 20% участников показали результат - выше среднего, а минимальный балл был равнялся 98 (это уровень - чуть выше среднего).
Сравнительная характеристика конкурентоспособности студентов
Тест В.И. Андреева для определения конкурентоспособности личности, проведенный у студентов факультета технологий и профессионального образования 1 и 3 курсов, показал, что средний результат в группе 1 курса- 110 баллов, а в группах 3 курса- 124.
В результате мы увидели, что уровень конкурентоспособности личности студентов довольно высокий, не обнаружился ни один участник с низким уровнем. Это является хорошим показателем, как для самих студентов, так и для факультета, так как по результатам теста видно, что конкурентоспособность личности студентов возрастает по мере учебы в ВУЗе.
|
|
Это все говорит о том, что у студентов возрастает уверенность в себе, своих силах, цели и ценностные ориентиры становятся более четкими, повышается стремление к саморазвитию, самостоятельность и происходит профессиональный рост.
Повышение конкурентоспособности личности у студентов обуславливается особенностью ценностных ориентации в контексте развития их возрастных и личностных новообразований, заключающиеся в переоценке ценностей на каждом возрастном этапе, жизненном самоопределении, потребности в самоактуализации и саморазвитии. Это переход в статус студента, ориентация на учебную деятельность в определенной сфере, получение высшего образования и планирование своей дальнейшей жизни.
Сам факт поступления в ВУЗ укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Заметно укрепляются и развиваются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. К середине учебы в Вузе обычно завершается выработка жизненной позиции и осуществляется переход к осознанному самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Можно сделать вывод, что к середине третьего курса уровень конкурентоспособности личности у ребят повышается и обучение в ВУЗе благоприятно влияет на этот показатель.
Заключение
С переходом Российского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отношения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.
В современных условиях развитие конкурентоспособной личности студента становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в ВУЗах. Особенностью научной разработки понятия "конкурентоспособность" является неоднозначность его трактовки в психологической, социологической, педагогической литературе (способность, умение, свойство, основа личности), слабо изучены процессы формирования и развития конкурентоспособности личности молодых специалистов.
В качестве сущностных признаков конкурентоспособности личности выделяются:
1. интеллектуальный потенциал,
2. самоактуализация,
3. адекватная самооценка,
4. самообучение,
5. коммуникабельность,
6. способность принимать ответственные решения,
7. лидерские качества,
8. умение работать в команде,
9. креативность,
10. ценностно-ориентированная адекватность,
11. готовность к профессиональному самоопределению.
Сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование, направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. В мире, где экономика культура профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются образовательная система призвана включать учащихся в широкий спектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом школы и ВУЗа.
|
|
Таким образом, подготовка конкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования. Современная социокультурная ситуация в России требует изучения проблемы формирования конкурентоспособной личности.
Список литературы
1. Андреев В. И. "Педагогика" Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.- 376-382с., 546-549с.
2. Андрианов В.Д. "Россия в мировой экономике",1998г.
3. Митина Л. М. " Психология развития конкурентоспособной личности" Москва, 2002г.
4. Бекетов Н. "Перспективы развития национальной инновационной системы России", 2004г.
5. "Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение" Учеб. Пособие для студ. высш. пед.заведений / под ред. Л.М.Митиной,2005г.
6. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. "Дидактические и психологические основания образовательной технологии" Москва, 2003.
7. Чернилевский Д.В. "Дидактические технологии в высшей школе" учеб. пособие для вузов, 2002г.
8. Борисова Н.В. "Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки", Казань,2003г.
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/
10. http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/sociology/2399
11. http://www.kontrolnaja.ru/dir/pedagogika/126788
12. http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-konkurentosposobnoi-lichnosti-studenta
13. http://www.psichology.vuzlib.net/book_o350_page_46.html
14. http://planetadisser.com/see/dis_190935.html
15. http://www.planetadisser.com/see/dis_738087.html
Приложение
Тест. Оценка уровня конкурентоспособности личности.
При ответе на вопросы теста необходимо выбрать и записать один из вариантов ответа.
Например: 1-а, 2-г, 3-в и т.д.
1. Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2—3 года: а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
2. Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей: а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
3. Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать:
а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
|
|
4. У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
5. Я устаю после работы:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет.
6. Мои родители-учителя считали меня старательным и прилежным:
а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
7. Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение: а) да, б) сравнительно чисто, в) когда как, г) редко, д) нет.
8. Я быстро осваиваю новые виды деятельности: а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет.
9. Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе: а) да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет.
10. Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
11. Мои друзья считают меня человеком решительным: а) да, б) скорее всего, да, в) кто как, г) скорее всего, нет, д) нет.
12. Покупая дорогую, но необходимую мне вещь, я принимаю решение сам, полагаясь на свой вкус:
а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) часто советуюсь, д) советуюсь практически всегда.
13. Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
14. В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
15. Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь: а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) чаще всего, нет, д) нет.
16. В кругу друзей мне нравится и удается быть "душой компании": а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) иногда, д) нет.
17. Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми:
а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.
18. Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
19. Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств:
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.
20. Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки:
а) да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет.
21. Если я чего-то добился, то благодаря самообразованию и саморазвитию:
а) да, б) скорее всего, да, в) ответить затрудняюсь, г), скорее всего, нет, д) нет.
22. Вечером после рабочего дня я засыпаю:
а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда страдаю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей.
23. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
24. Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
25. Считают ли вас друзья, коллеги по работе человеком "с перспективой" (в плане профессионального роста):
а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
26. Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях:
а) часто, б) сравнительно часто, в) периодически, г) сравнительно редко, д) не участвую.
27. В профессиональном плане (в плане профессионального самоопределения и повышения квалификации) в последние два года я имею продвижение:
а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.
28. Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще:
а) да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщательности, г) мне не все в равной степени удается делать качественно, д) я делаю все быстро, но недостаточно качественно.
29. Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения:
а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.
30. Были ли у вас случаи, чтобы ваш руководитель попросил вас переделать еще раз:
а) такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) сравнительно часто, д) очень часто.
Ключ к тесту.
Переведите результаты ваших ответов в баллы. При ответах на вопросы: а — 5 баллов, 6 — 4 балла, в — 3 балла, г —- 2 балла, д— 1 балл.
Если вы суммируете набранное число баллов, то получите число, находящееся в интервале от 30 — 150 баллов.
Уровень конкурентоспособности личности:
30-42 - очень низкий
43-57 - низкий
58-70 - ниже среднего
71-83 - чуть ниже среднего
84-96 - средний
97-109 - чуть выше среднего
110-122 - выше среднего
123-137 - высокий
138-140 - очень высокий 10-наивысший
141-150 – наивысший
Результаты теста в процентном отношении
Вопросы теста | Студенты 1 курса | Студенты 3 курса |
Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года | 56% | 58% |
Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей | 83% | 86% |
Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать | 79% | 79% |
У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца | 87% | 89% |
Я устаю после работы | 64% | 66% |
Мои родители-учителя считали меня старательным и прилежным | 84% | 87% |
Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение | 52% | 52% |
Я быстро осваиваю новые виды деятельности | 68% | 70% |
Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе | 56% | 67% |
Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики | 53% | 50% |
Мои друзья считают меня человеком решительным | 65% | 57% |
Покупая дорогую, но необходимую мне вещь, я принимаю решение сам, полагаясь на свой вкус | 45% | 55% |
Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится | 76% | 73% |
В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем | 65% | 67% |
Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь | 78% | 80% |
В кругу друзей мне нравится и удается быть "душой компании" | 76% | 78% |
Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми | 85% | 88% |
Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо | 45% | 67% |
Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств | 56% | 64% |
Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки | 2% | 1% |
Если я чего-то добился, то благодаря самообразованию и саморазвитию | 35% | 47% |
Вечером после рабочего дня я засыпаю | 57% | 65% |
Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом | 46% | 43% |
Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты | 50% | 57% |
Считают ли вас друзья, коллеги по работе человеком "с перспективой" (в плане профессионального роста) | 51% | 56% |
Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях | 67% | 68% |
В профессиональном плане (в плане профессионального самоопределения и повышения квалификации) в последние два года я имею продвижение | 54% | 67% |
Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще | 67% | 80% |
Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения | 43% | 56% |
Были ли у вас случаи, чтобы ваш руководитель попросил вас переделать еще | 65% | 67% |