Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры
.
Мною были собраны и обобщены требования к специалистам учреждений культуры
В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо знать:
• технику дирижирования;
• основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;
• методы и способы аранжировки;
• элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;
• методику детского музыкального воспитания; необходимо уметь:
• работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;
• читать хоровые партитуры;
• применять навыки игры на фортепиано;
• использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;
• аранжировать произведение для хорового коллектива;
• проводить уроки музыки.
В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам) необходимо знать:
• теоретические основы драматургии и режиссуры;
• теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;
• основы сценарной композиции;
• теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;
• музыкальную грамоту;
• разновидности фольклорных инструментов; необходимо уметь:
• разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;
• вести репетиционную работу;
• создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;
• проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;
• использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.
В области народного инструментального творчества необходимо знать:
• народные инструменты и приемы игры на них;
• основы техники дирижирования;
• основы инструментоведения и инструментовки;
• элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу, народное музыкальное творчество;
• методику обучения игре на народном инструменте; необходимо уметь:
• анализировать музыкальное произведение и исполнять его на инструменте;
• работать с ансамблем народных инструментов, применяя навыки дирижирования;
• читать партитуры и делать инструментовки и переложения для ансамбля;
• аккомпанировать различным творческим коллективам и отдельным исполнителям;
• проводить уроки игры на народном инструменте.
В области хореографического творчества (хореографическим коллективам) необходимо знать:
• теоретические основы и практику создания хореографического произведения;
• принципы развития психофизического и двигательного аппарата;
• теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, бального, современного танцев;
• основы историко-бытового танца;
• историю костюма и основы музыкальных знаний; необходимо уметь:
• разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;
• вести репетиционную работу;
• проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;
• использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.
В области декоративно-прикладного творчества необходимо знать:
• теоретические основы художественной композиции;
• теорию, практику и методику преподавания рисунка, живописи, работы с материалами;
• особенности работы с природными материалами;
• теоретические основы и виды дизайна;
• теоретические основы этнографии; необходимо уметь:
• разработать проект (макет, эскиз) художественной композиции и реализовать его в изделии декоративно-прикладного характера;
• проводить занятия по рисунку, живописи, технологии работы с материалами;
• использовать приобретенные навыки и умения по рисованию и живописи в декоративно-прикладном творчестве.
В области подготовки театрализованных представлений необходимо знать:
• основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;
• систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;
• основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;
• технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы;
• общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;
• теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сценической пластики;
Необходимо уметь:
• разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;
• осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;
• вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями.
• правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Практическая разработка для руководителя творческого коллектива.
В практическом исследование я предлагаю разработку методики «Психологический портрет руководителя коллектива». Данная методика позволяет построить «портрет» руководителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / воспитания, уровень субъективного контроля.
Методика помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение – меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это – только начало работы руководителя коллектива над собой. Продолжением может быть участие руководителя творческого коллектива в тренингах профессионального и личностного роста.
Инструкция к тесту
Этот тест поможет определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.
Тест
В воспитании важнее всего
1. окружить ребенка теплотой и заботой;
2. воспитать уважительное отношение к старшим;
3. выработать у него определенные взгляды и умения.
Если кто-то в ласе/аудитории отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие
1. да;
2. нет;
3. в зависимости от настроения.
Когда учащийся на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1. интерес;
2. смущение;
3. раздражение.
Если класс/аудитория не приведены в порядок
1. моя реакция зависит от ситуации;
2. я не обращаю на это внимания;
3. я не могу начать урок.
В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1. часто;
2. в зависимости от ситуации;
3. редко.
Для меня важнее
1. отношения с учениками;
2. с коллегами;
3. не знаю.
Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
1. часто;
2. иногда;
3. никогда не вызывают.
Присутствие на занятии посторонних
1. воодушевляет меня;
2. никак не отражается на моей работе;
3. выбивает меня из колеи.
Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок/подросток/взрослый нарушает порядок в общественном месте
1. в зависимости от ситуации;
2. нет;
3. обычно.
Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
1. да;
2. не всегда;
3. нет.
Во время перемены я предпочитаю общаться
1. с учениками;
2. с коллегами;
3. лучше побыть в одиночестве.
Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении
1. нет;
2. не всегда;
3. да.
У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1. да;
2. нет;
3. не уверен.
Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1. предлагает простор для творчества;
2. не вмешивается в мою работу;
3. дает четкие указания.
Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1. обычно;
2. иногда;
3. сомневаюсь.
Случайные встречи с учениками за пределами учреждения культуры
1. доставляют мне удовольствие;
2. вызывают у меня чувство неловкости;
3. не вызывают у меня особых эмоций.
Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
1. часто;
2. редко;
3. никогда.
Замечания со стороны коллег и администрации
1. меня мало волнуют;
2. иногда задевают меня;
3. часто задевают меня.
Во время занятия я придерживаюсь намеченного плана
1. в зависимости от ситуации;
2. предпочитаю импровизацию;
3. всегда.
Мои успехи обычно признаются другими людьми.
1. да;
2. не всегда;
3. редко.
С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1. я согласен;
2. не согласен;
3. что-то в этом есть.
Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
1. да;
2. иногда;
3. нет.
Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
1. доставляет мне удовольствие;
2. особых эмоций не вызывает;
3. в тягость.
Когда я вижу, что учащийся ведет со мной вызывающе
1. предпочитаю выяснить отношения;
2. игнорирую этот факт;
3. я плачу ему той же монетой.
От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1. почти все;
2. кое-что;
3. ничего не зависит.
В работе для меня важнее всего
1. привязанность учеников;
2. признание коллег;
3. чувство собственной необходимости.
Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
1. часто;
2. иногда;
3. не зависит.
В дружелюбном отношении со стороны коллег
1. я не сомневаюсь;
2. уверенности нет;
3. затрудняюсь ответить.
Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1. пытаюсь понять его точку зрения;
2. перевожу разговор на другую тему;
3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
1. да;
2. в зависимости от ситуации;
3. вряд ли.
Если при мне незаслуженно наказывают учащегося
1. я тут же заступлюсь за него;
2. один на один сделаю замечание коллеге;
3. сочту некорректным вмешиваться.
Работа дается мне ценой большого напряжения
1. обычно;
2. иногда;
3. редко.
У меня нет сомнений в своем профессионализме
1. конечно;
2. есть сомнения;
3. не приходилось задумываться.
По-моему, в коллективе учреждения культуры важнее всего
1. возможность работать творчески;
2. отсутствие конфликтов;
3. трудовая дисциплина.
На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
1. не думаю;
2. не всегда;
3. да.
С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
1. согласен полностью;
2. не согласен;
3. что-то в этом есть.
Мысли о работе мешают мне уснуть
1. часто;
2. редко;
3. никогда не мешают.
На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
1. часто;
2. иногда;
3. предпочитаю слушать других.
Взрослый может применить силу в отношении ребенка
1. нет, это недопустимо;
2. затрудняюсь ответить;
3. если он этого заслуживает.
Ключ к заданиям
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в "Интепретации результатов теста". Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух подшкалах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.