Глава 2. Профессиональные и личностные требования к специалистам учреждений культуры

Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры

.

Мною были собраны и обобщены требования к специалистам учреждений культуры

В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо знать:

• технику дирижирования;

• основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;

• методы и способы аранжировки;

• элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;

• методику детского музыкального воспитания; необходимо уметь:

• работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;

• читать хоровые партитуры;

• применять навыки игры на фортепиано;

• использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;

• аранжировать произведение для хорового коллектива;

• проводить уроки музыки.

В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам) необходимо знать:

• теоретические основы драматургии и режиссуры;

• теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;

• основы сценарной композиции;

• теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;

• музыкальную грамоту;

• разновидности фольклорных инструментов; необходимо уметь:

• разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;

• вести репетиционную работу;

• создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;

• проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;

• использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.

В области народного инструментального творчества необходимо знать:

• народные инструменты и приемы игры на них;

• основы техники дирижирования;

• основы инструментоведения и инструментовки;

• элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу, народное музыкальное творчество;

• методику обучения игре на народном инструменте; необходимо уметь:

• анализировать музыкальное произведение и исполнять его на инструменте;

• работать с ансамблем народных инструментов, применяя навыки дирижирования;

• читать партитуры и делать инструментовки и переложения для ансамбля;

• аккомпанировать различным творческим коллективам и отдельным исполнителям;

• проводить уроки игры на народном инструменте.

В области хореографического творчества (хореографическим коллективам) необходимо знать:

• теоретические основы и практику создания хореографического произведения;

• принципы развития психофизического и двигательного аппарата;

• теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, бального, современного танцев;

• основы историко-бытового танца;

• историю костюма и основы музыкальных знаний; необходимо уметь:

• разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;

• вести репетиционную работу;

• проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;

• использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.

В области декоративно-прикладного творчества необходимо знать:

• теоретические основы художественной композиции;

• теорию, практику и методику преподавания рисунка, живописи, работы с материалами;

• особенности работы с природными материалами;

• теоретические основы и виды дизайна;

• теоретические основы этнографии; необходимо уметь:

• разработать проект (макет, эскиз) художественной композиции и реализовать его в изделии декоративно-прикладного характера;

• проводить занятия по рисунку, живописи, технологии работы с материалами;

• использовать приобретенные навыки и умения по рисованию и живописи в декоративно-прикладном творчестве.

В области подготовки театрализованных представлений необходимо знать:

• основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;

• систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;

• основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;

• технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы;

• общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;

• теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сценической пластики;

Необходимо уметь:

• разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;

• осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;

• вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями.

• правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

 

Практическая разработка для руководителя творческого коллектива.

 

В практическом исследование я предлагаю разработку методики «Психологический портрет руководителя коллектива». Данная методика позволяет построить «портрет» руководителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / воспитания, уровень субъективного контроля.

Методика помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение – меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это – только начало работы руководителя коллектива над собой. Продолжением может быть участие руководителя творческого коллектива в тренингах профессионального и личностного роста.

Инструкция к тесту

Этот тест поможет определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.

Тест

 В воспитании важнее всего

1. окружить ребенка теплотой и заботой;

2. воспитать уважительное отношение к старшим;

3. выработать у него определенные взгляды и умения.

 Если кто-то в ласе/аудитории отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие

1. да;

2. нет;

3. в зависимости от настроения.

 Когда учащийся на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

1. интерес;

2. смущение;

3. раздражение.

 Если класс/аудитория не приведены в порядок

1. моя реакция зависит от ситуации;

2. я не обращаю на это внимания;

3. я не могу начать урок.

 В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

1. часто;

2. в зависимости от ситуации;

3. редко.

 Для меня важнее

1. отношения с учениками;

2. с коллегами;

3. не знаю.

 Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть

1. часто;

2. иногда;

3. никогда не вызывают.

 Присутствие на занятии посторонних

1. воодушевляет меня;

2. никак не отражается на моей работе;

3. выбивает меня из колеи.

 Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок/подросток/взрослый нарушает порядок в общественном месте

1. в зависимости от ситуации;

2. нет;

3. обычно.

 Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

1. да;

2. не всегда;

3. нет.

 Во время перемены я предпочитаю общаться

1. с учениками;

2. с коллегами;

3. лучше побыть в одиночестве.

 Я почти всегда иду на занятие в приподнятом настроении

1. нет;

2. не всегда;

3. да.

 У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1. да;

2. нет;

3. не уверен.

 Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1. предлагает простор для творчества;

2. не вмешивается в мою работу;

3. дает четкие указания.

 Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

1. обычно;

2. иногда;

3. сомневаюсь.

 Случайные встречи с учениками за пределами учреждения культуры

1. доставляют мне удовольствие;

2. вызывают у меня чувство неловкости;

3. не вызывают у меня особых эмоций.

 Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным

1. часто;

2. редко;

3. никогда.

 Замечания со стороны коллег и администрации

1. меня мало волнуют;

2. иногда задевают меня;

3. часто задевают меня.

 Во время занятия я придерживаюсь намеченного плана

1. в зависимости от ситуации;

2. предпочитаю импровизацию;

3. всегда.

 Мои успехи обычно признаются другими людьми.

1. да;

2. не всегда;

3. редко.

 С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть

1. я согласен;

2. не согласен;

3. что-то в этом есть.

 Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег

1. да;

2. иногда;

3. нет.

 Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами

1. доставляет мне удовольствие;

2. особых эмоций не вызывает;

3. в тягость.

 Когда я вижу, что учащийся ведет со мной вызывающе

1. предпочитаю выяснить отношения;

2. игнорирую этот факт;

3. я плачу ему той же монетой.

 От того, как воспитывают детей в семье, зависит

1. почти все;

2. кое-что;

3. ничего не зависит.

 В работе для меня важнее всего

1. привязанность учеников;

2. признание коллег;

3. чувство собственной необходимости.

 Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния

1. часто;

2. иногда;

3. не зависит.

 В дружелюбном отношении со стороны коллег

1. я не сомневаюсь;

2. уверенности нет;

3. затрудняюсь ответить.

 Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1. пытаюсь понять его точку зрения;

2. перевожу разговор на другую тему;

3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

 Если я захочу, я смогу расположить к себе любого

1. да;

2. в зависимости от ситуации;

3. вряд ли.

 Если при мне незаслуженно наказывают учащегося

1. я тут же заступлюсь за него;

2. один на один сделаю замечание коллеге;

3. сочту некорректным вмешиваться.

 Работа дается мне ценой большого напряжения

1. обычно;

2. иногда;

3. редко.

 У меня нет сомнений в своем профессионализме

1. конечно;

2. есть сомнения;

3. не приходилось задумываться.

 По-моему, в коллективе учреждения культуры важнее всего

1. возможность работать творчески;

2. отсутствие конфликтов;

3. трудовая дисциплина.

 На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».

1. не думаю;

2. не всегда;

3. да.

 С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»

1. согласен полностью;

2. не согласен;

3. что-то в этом есть.

 Мысли о работе мешают мне уснуть

1. часто;

2. редко;

3. никогда не мешают.

 На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам

1. часто;

2. иногда;

3. предпочитаю слушать других.

 Взрослый может применить силу в отношении ребенка

1. нет, это недопустимо;

2. затрудняюсь ответить;

3. если он этого заслуживает.

Ключ к заданиям

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в "Интепретации результатов теста". Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух подшкалах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: