Свобода в СССР - глазами ВСЕХБ

В 1947 году исполнилась круглая дата со дня Октябрьского переворота. В «Братском вестнике» была напечатана большая статья председателя ВСЕХБ Я. И. Жидкова под названием «Тридцатая годовщина великой Октябрьской революции». Очень любопытно читать эту статью сейчас.

О великой 30-й годовщине Октябрьской революции так всесторонне изложено в литературе нашей страны, что вряд ли можно что-либо еще добавить к изложенному. Тем не менее мы, евангельские христиане-баптисты, явчяясъ гражданами нашей славной родины, хотим сказать о значении для нас великой годовщины. Вот как наше братство на одном из своих съездов определит значение Великого Октября для верующих: «Идеи, положенные в основу Октябрьской революции, опережают человечество на многие столетия и представляют из себя беспримерное явление в истории мира».

Октябрьская революция дчя нас, верующих, важна потому, что она дата свободу всем религиозным организациям Всех их она поставила перед законом в одинаковые условия. Нет ныне господствующей церкви и отгцепенцев-сектантов, а есть только верующие люди разных речигиозных направлений, которые могут совершенно свободно совершать богослужения по велениям своей совести.

В области религиозного законодательства Октябрьская революция принесла нашей стране основы истинной свободы совести, выразившиеся прежде всего в великом акте отделения церкви от государства.

Статья 24 Стачинской Конституции совершенно ясно определяет положение религиозного чечовека в СССР

Она гласит: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

Религиозная свобода в СССР - очевидный факт, и напрасно люди, враждебно настроенные против республики трудящихся, стараются нести клевету о том, что якобы для религии в СССР нет свободы. Октябрьская революция ликвидировала всякое тунеядство, эксплуатацию и дала возможность гражданам быть не тотько трудолюбивыми, но и подвижниками в труде, героями труда, состязаться в труде с другими, быть передовиками труда. Лозунг социализма «Кто не трудится, тот и не ешь», как все мы знаем, является одновременно и учением Евангелия (2 Фес. 3:10).

И, наконец, Октябрьская революция в корне осудила несправедливую войну и основой международной политики сделала борьбу за мир между всеми народами. Правительство нашей страны энергично и с достоинством борется против всех поджигателей войны и проводит мирную политику. Не это ли является чаянием всех искренне верующих, которые молятся и стремятся, чтобы люди скорее могли перековать мечи на орала и копья на серпы и перестали бы учиться воевать (Ис. 2:4; Мих. 4:3). И это является чаянием всех простых людей всего мира, которые в результате войн много пострадали, особенно за последние 30 - 40 лет. Многие ясные выражения Самого Христа и Его апостолов говорят о том, что принципы, положенные в основу Октябрьской революции, близки словам и учению Христа и Его апостолов, а значит, и дороги всем нам, верующим во Христа, Спасителя нашего:

«Горе вам, богатые» - Луки 6 24;

«Горе вам, пресыщенные ныне» - Луки 625.

«Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там», или «садись здесь, у ног моих», то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» - Иак 2:1-7;

«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будем свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот тата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» - Иак. 5:1-5.

«Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они… богатели добрыми делами» - 1 Тим. 6:17-18.

«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле». - И с. 5:8.

Кроме того, в Откровении (18:1-21) говорится о падении «великого Вавилона», который есть образ разбогатевших от мировой торговли капиталистов.

Мы, верующие во Христа Иисуса, должны хорошо знать, что Господь наш, управляющий народами и царствами, на место тюрьмы народов - царской России - воздвигнут славный советский строй. Это случилось на основе слов Писания: «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет… дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан. 2:21). «Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (Дан. 4:4). Бог не только поставил, но и укрепил Советское государство. В результате Советская страна стала во главе всех свободолюбивых народов в их неуклонном стремлении к миру, к социальной и политической справедливости.

30-летие Октября - это праздник и торжество мира и справедливости.200

Наступал Новый, 1948 год. Вступая в 1948 год, ВСЕХБ на страницах «Братского вестника» с ликованием доводил до сведения народа Божьего, с деланным пафосом убеждал, в какой замечательной стране ему выпало счастье жить.

Мы весьма счастливы, что живем в родной стране, в которой после ужасного фашистского нашествия, принесшего ботьшие бедствия и разорения, весь народ загорется вдохновением к соревнованию в восстановительно-созидательном труде. Это заметно на любом заводе, шахте, колхозе. Везде мы видим трудовой героизм советского народа. Но мы, верующие, не смотрим со стороны. Каждый из нас, прямо или косвенно, включен в это великое соревнование. Я вижу себя, а также всех моих братьев и сестер, живущих на обширных пространствах земли, включенными в общенародное дело. Имеются среди нас те, кто на фабриках, заводах, шахтах или колхозах непосредственно совершает ту или иную работу. Есть и те, кто, работая дома, помогает первым, устраивая их домашний уют. Таким образом, все охвачены большим созидательным трудом.

Трудящиеся нашей страны имеют право на отдых. Свободное от работы время они проводят в своих семьях, а также в культурно-просветительных учреждениях разного рода, которыми богата наша родина, начиная с изб-читален и кончая клубами, кино и т. д. Здесь, вместо участия в пустых вечеринках и кулачных боях, как это было в старое дореволюционное время, люди воспитываются в любви к родине, знакомятся с достижениями в области труда, науки, культуры.

Духовные же потребности нас, верующих, удовлетворяются еще и тем, что в свободное от повседневных занятий время мы совершенно беспрепятственно имеем святое, молитвенное общение в богослужебных собраниях. Везде на всем великом пространстве родной земли есть молитвенные очаги, где верующие без помех извне проводят свои свободные часы в служении Богу, по убеждению своей совести. В настоящее время ценность такого общения верующих возросла, так как они, раньше находившиеся в разномыслии, в споре из-за разных мелочей, теперь -объединились в одну семью и одной душой служат Богу.201

«Разные мелочи», о которых вскользь упоминается в этой статье, в этом же 1948 году серьезно дадут о себе знать. Под жестоким нажимом власть предержащих ВСЕХБ продолжает утверждать с лицемерным энтузиазмом, задором и боевитостью, что обстановка в самом деле праздничная, что верующему человеку в СССР только и осталось, что бесконечно праздновать - и притом большей частью - государственные советские праздники. К этому и призывал журнал ВСЕХБ в большой статье под названием «Наши праздники». В статье говорилось:

Мы, верующие, евангельские христиане-баптисты, живущие в нашей великой стране СССР, станем праздновать наши государственные праздники, праздники нашей Советской родины, а также и праздники религиозные, связанные с нашей верой и упованием на Господа Иисуса Христа.

К сожалению, в рядах верующих еще встречаются отдельные лица, которые говорят: «Пусть государственные праздники празднуют люди мира сего, а мы будем заниматься духовными делами, праздновать то, что установил Господь, что так или иначе указано в Св. Писании». Рассуждающие так делают явную ошибку Мы не только верующие, но мы и граждане своей страны, дети своего народа, который мы любим и принадтежность к которому мы высоко ценим. Все, что связано с жизнью нашего народа, с жизнью нашей страны, нам дорого и свято, и мы отнюдь не можем поставить свою личную жизнь отдельно от гражданской жизни страны.

Мы станем праздновать со всей серьезностью и с полной лю6о (ью к нашему народу те праздники, которые установлены его историей, его переживаниями, его героической борьбой. Вот они, наши государственные праздники, считая по календарю с января по декабрь.

1 Еженедельный день о т д ы х а, чередующийся через каждые шесть трудовых дней. После шести дней труда в течение этого дня отдыха мы набираемся свежих сил для новой предстоящей рабочей недели День отдыха совпадает с нашим христианским праздником -Воскресеньем, поэтому этот день особенно ценен для всех верующих.

2. 22 января -День памяти В. И. Л е и и н а и 9 я н в а р я 1905 г о д а.

21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин - гениальный организатор, учитель и вождь трудящихся, создатель Советского государства. Не только в нашей стране, но и во всем мире имя Ленина глубоко чтится и является знаменем свободы и счастья для всех трудящихся и угнетенных. 22-го января мы чтим память Ленина. 22 января мы одновременно отмечаем и другое историческое событие: 9 января 1905 года (22 января по новому стилю) царская жандармерия и войска жестоко расправились с мирной рабочей демонстрацией, которая направлялась к Зимнему дворцу в Петербурге для того, чтобы изложить царю свои нужды. Царь расстрелял рабочих. В день 22 января мы чтим память этих простых мужественных людей, отдавших жизни свои за счастье народа. День 22 января - это день траура.

3. 1 - 2 м а я - День всемирного праздника трудящих-с я. В этот день трудящиеся всего мира выражают свою солидарность друг с другом в борьбе за лучшее будущее человечества, организуют демонстрации и маевки, с надеждой взирают на СССР - оплот всеобщего мира и безопасности народов.

4. 9 м а я - праздник Победы. 9 мая 1945 года закончились военные действия в Европе. Фашистская Германия потерпела потное поражение. Наша страна, принявшая на себя всю силу натиска врага, не тотько отразила его, но и с честью победила, выполнив основную роль по разгрому гштеровской Германии, угрожавшей всему свободолюбивому человечеству. Полному День 9 мая для советского народа является особенно торжественным праздником.

5. 3 сентября - праздник победы над Японией. Этот праздник является как бы дополнением к празднику 9 мая. Под ударами англо-американских и советских войск сильный союзник побежденной Германии - Япония - в этот день в 1945 году признала свое полное поражение. 3 сентября победой над Японией закончилась вторая мировая война.

6. 7 - 8 ноября - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Это - величайший всенародный праздник нашей советской родины. 7 ноября 1917 года на территории бывшей царской России был прочно установлен Советский строй, который коренным образом изменил весь облик родной земли и родного народа. В резолюции одного нашего братского совещания, происходившего в октябре 1927 года, очень хорошо выражено значение этого события. Вот, что мы читаем в этой резолюции:

«Пленум Всесоюзного Совета отмечает великие достижения Октябрьской революции за прошедшее десятилетие в области политической, экономической и социальной жизни, а также и в сфере законодательства, касающегося вопросов религиозной жизни страны. Идеи, положенные в основу Октябрьской революции, опережают человечество на многие столетия и представляют из себя беспримерное явление в истории мира. В области религиозного законодательства Октябрьская революция принесла нашей стране основы истинной свободы совести, выразившиеся прежде всего в великом акте отделения церкви от государства. Существование особо привилегированной церкви в государстве уже само по себе являлось фактом ограничения прав других вероисповедных групп, нарушавшим религиозную свободу.

С проведением в жизнь закона об отделении церкви от государства все вероисповедания оказались в одинаковом правовом положении и получилась возможность справедливого отношения со стороны государства ко всем им без исключения. В то время как проведение закона об отделении церкви от государства во Франции потребовало 125 лет, Советская власть осуществила эту великую реформу в течение немногих лет, что является беспримерным фактом в истории.

Последующие законодательные акты Советской власти еще более укрепили принцип свободы совести».

Все вышеуказанное делает праздник Великой Октябрьской революции особенно ценным для верующих.

7. 5 декабря -День Сталинской Конституции. В этот день в 1936 году VIII Чрезвычайным съездом советов была утверждена новая Конституция СССР. Сталинская Конституция является самой демократической из всех конституций мира, гарантирующей трудящимся нашей Родины право на труд, отдых, образование, обеспечение в старости. В ней наряду с законоположениями, излагающими сущность государственного строя СССР, права и обязанности граждан СССР, имеется и статья 124, признающая свободу отправления религиозных культов за всеми гражданами.

Празднование наших государственных праздников для нас, верующих, состоит из двух частей. Во - первых, мы должны следовать тому порядку, который установлен в стране для всех ее граждан, - слушать доклады по поводу событий празднования и участвовать в общественных проявлениях празднования - демонстрациях, собраниях и т д. Во -вторых, нам необходимо следовать учению An. Павла, который говорит: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1 Тим. 2:1-3). Дома каждый пусть совершает перед Богом эти свои молитвы, а в богослужебных собраниях, если они будут происходить в эти дни, такие молитвы приличествует совершать руководителю собрания - пресвитеру церкви, чтобы она имела и назидание для слушателей - молящихся и точно соответствовала апостольскому указанию.202

Публикации эти в «Братском вестнике» смеха не вызывают. Поверьте, это совсем не смешно. И разумеется, не смешно было и тем верующим, которые в 1949 году могли прочитать в «Братском вестнике» в статье Я. И. Жидкова под названием «Положение о Союзе евангельских христиан баптистов или устав» между строк явственную угрозу за неповиновение Положению, которое отражает «современные условия жизни» в СССР:

Положение выработано на основании Слова Божия и современных условий жизни… Вышесказанное Положение излагает взгляд церкви евангельских христиан баптистов на порядок ее служения, основанный на Библии… Конечно, мы никого не можем принудить к признанию и соблюдению устава Союза. В религиозном служении должна преобладать свобода, а принуждение отсутствовать. Однако, тем верующим, которые не пожелают подчиниться этому уставу, естественно, не может быть места среди членов общин Союза евангельских христиан баптистов, чей устав они отвергают.

Всеобщий Совет евангельских христиан баптистов уверен, что братья и сестры - члены наших многочисленных общин - будут изучать Положение о Союзе с тем, чтобы узнать, как правильно вести дело своего служения Богу.203

Исследовать Писание, как оно учит вести дело служения Богу, а тем более исследовать само Положение на предмет его соответствия Библии, естественно, не предлагалось.

Христиане в духе апостолов Августовским соглашением было признано с обеих сторон, что крещение Святым Духом может происходить как со знамением иных языков, так и без такового, и, таким образом, самое главное противоречие в вероученческих системах пятидесятников и баптистов было компромиссно разрешено. Однако это соглашение не затрагивало непосредственно общины христиан в духе апостолов с их особенностью унитарного учения “о едином Боге”, и они продолжали существовать самостоятельно.

В архивах Совета по делам религий хранятся два перехваченных письма Николая Петровича Смородина, которые туда переслал уполномоченный Совета по Волынской области. Неизвестно, как именно они к нему попали, не установить уже точно, кто такой брат Александр, которому они были адресованы. Однако письма эти представляют большой интерес для исследователей истории евангельского движения, ибо свидетельствуют о малоизвестных страницах биографии самого Смородина и о положении, которое складывалось вокруг этого движения в те трудные годы. 13 апреля 1946 г. Н. П. Смородин писал Александру, что он получил письмо от Надежды Ивановны и, по существу письма, просит подождать от него точного указания по поводу регистрации, ибо в скором времени он собирается быть в Москве и найти способ решения этого вопроса. По поводу единства со ВСЕХБ Смородин пишет, что “мы с ними объединимся только тогда, если они нам дадут полную свободу нашему учению. А теперь потерпите еще немного. Есть большая надежда на великие дела Бога и в нашей стране, а посему бодрствуйте и готовьтесь быть “жертвою за жертву”. В письме также сообщается его адрес: город Шорья Костромской обл., ул. Октябрьская, 19-а.204

Спустя две недели тому же Александру 30 апреля 1946 г. он сообщал в новом письме, что “в Москве, в центре, нет наших братьев. Если евангельские христиане баптисты ничем не будут ограничивать наше учение, то можете с ними зарегистрироваться, сохраняя учение об Имени Иисуса Христа, о единстве Бога, о крещении в воде во имя Иисуса Христа и о крещении Духом Святым, то есть ничего не уступая из исповедуемого нами учения. Я это лето постараюсь быть у вас, если Господь мне в этом посодействует. Проезжая через Москву, я зайду и все выясню. И если Бог поможет увидеться, то разрешим с помощью Бога все нужное для нас. Дай Бог, чтоб вы это письмо получили”.205 В этом же письме он сообщает, что церковь христиан в духе апостолов была зарегистрирована в Петрограде с 1916 года.206

Смородину в Москве ничего особенного добиться не удалось, и это неудивительно. Догматические расхождения были слишком велики Однако Совет по делам религиозных культов во что бы то ни стало стремился объединить в составе ВСЕХБ также и христиан в духе апостолов и всячески оказывал давление на руководителей этого движения. 2 апреля 1947 года в канцелярию ВСЕХБ в Москве по Малому Вузовскому переулку, 3 были приглашены ведущие служители этого братства: Николай Петрович Смородин, Николай Иванович Шишков и Ефрем Моисеевич Прудников для беседы с руководством ВСЕХБ. Сохранилась запись этого собеседования об объединении, подписанная от обеих сторон.

1. Представители христиан в духе апостолов Н. П. Смородин, Н. И. Шишков и Е. М. Прудников полностью присоединяются к соглашению между ВСЕХБ и ответственными представителями христиан веры евангельской (Пономарчук Д. И., Бидаш А. И., Панько U. K. и Вашкевич СИ.), подписанному в августе 1945 г., и призывают своих последователей держаться всех пунктов этого соглашения.

2. Крещение в воде по вере, совершаемое как при произнесении по указанному Господом Иисусом Христом повелению: “Крестя их во имя Отца, Сына и Духа Святого” (Матф. 28:19), а также и “Крещение во имя Господа Иисуса” (Деян. An. 8:16; 10:48; 19:5), - оба эти водные крещения, хотя и имеют как бы кажущееся различие между собой, являются одним и тем же крещением, а посему крещение “во имя Отца, Сына и Духа Святого” или “во имя Иисуса Христа” -перекрещиванию не подлежит, а их крещение признается имеющим одинаковую силу.

Несмотря на вышеуказанное, все будущие крещения в воде в общинах ВСЕХБ будут совершаться только при произнесении слов: “Крещу тебя во имя Отца, Сына и Духа Святого”.

3. Воспрещается всякая обработка в собраниях и в отдельных беседах верующих, клонящаяся в сторону унижения учения и порядков, принятых евангельскими христианами-баптистами. Делающие это подлежат увещеванию и в случае неисправления - отстранению от церкви, как бесчинствующие.

4. Христиане в духе апостолов, принявшие все вышеуказанное, входят в общины евангельских христиан-баптистов в качестве равноправных членов их и тем самым подчиняются общему порядку, принятому в этих общинах.207

Самый же острый вопрос вероученческого характера о Троице и единства Бога был вообще дипломатично опущен в этом документе, ибо его никак невозможно было разрешить компромиссно ввиду полного расхождения в понимании этой доктрины.

Нужно также отметить, что действительных полномочий от своего братства христиан в духе апостолов на подписание какого-либо соглашения об объединении со ВСЕХБ Н. П. Смородин, Н. И. Шишков и Е. М. Прудников не имели, да и подписанный документ назывался даже не соглашением и не совместной резолюцией, а “записью собеседования”.

Неудивительно, что за редким исключением (кроме Москвы и Ленинграда) большинство церквей христиан в духе апостолов отказалось признать - как Августовское соглашение, в котором они видели отступление от своего вероучения по вопросу о крещении Святым Духом, так и вхождение во ВСЕХБ, поскольку в тексте собеседования содержалось, по существу, дискриминационное, неприемлемое для них положение об отказе от водного крещения “во имя Господа Иисуса”.

“Братский вестник” немедленно опубликовал письмо Смородина от 15 апреля 1947 года к евангельским христианам в духе апостольском, в котором он писал:

Искупитель наш, молившийся перед Своими крестными страданиями о единстве детей Своих, творит это великое дело единства на наших глазах: в нашей стране уже объединились в одну братскую семью евангельские христиане, баптисты и христиане евангельской веры (пятидесятники) и теперь все они единодушно подвизаются за веру евангельскую.

Дорогие мои братья и сестры! Наступило время и нам присоединиться к этой великой семье детей Господних. И о нашем единстве со всеми искупленными, составляющими ныне Союз евангельских христиан-баптистов, молился Господь Иисус.

В среду, 2 апреля этого года в Москве я, ваш брат Николай Петрович Смородин, и еще два наших брата по вере - Шишков Николай Иванович и Прудников Ефрем Моисеевич после многих молитв и после тщательного и неоднократного обсуждения с членами Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов вопроса о нашем присоединении к евангельским христианам-баптистам пришли к единодушному решению этого вопроса и подписали соглашение, копию которого и прилагаю при этом моем письме к вам.

Мы, ваши братья, подписавшие это Соглашение, призываем вас присоединиться к Союзу евангельских христиан-баптистов, присоединившись, зарегистрироваться у местных властей и тщательно соблюдать все пункты подписанного нами Соглашения.

Да послужит это единение наше со всеми детьми Божиими нашей великой Родины к славе дорогого Искупителя и ко благу Его славного дела! Будем горячо молиться, чтобы отныне у всех верующих во Христа, как личного своего Спасителя, были одно сердце и одна душа (Деян. 4:32).208

После освобождения от немецких войск Западной Украины и Западной Белоруссии у Смородина впервые создалась возможность посетить в этом регионе церкви христиан в духе апостолов, которые были образованы его сотрудником Игнатием Козачим и его единомышленниками в период до начала второй мировой войны. Николай Петрович Смородин, сердце которого было раздираемо противоречиями, глубоко опечаленный тем, что вынужденное вхождение церквей пятидесятников ХДА во ВСЕХБ оказалось делом чрезвычайной сложности, выехал в западные области Белоруссии.

Шел 1948 год - в западных церквах христиан в духе апостолов уже были наслышаны о собеседовании Смородина со ВСЕХБ и отнюдь его за это не одобряли Попытка Н. П. Смородина объединить христиан в духе апостолов со ВСЕХБ в целом не удалась. Это дорого ему стоило. Из поездки в западные области Николай Петрович домой уже не вернулся. Он был арестован, и его жизнь безвестно оборвалась в 1953 году где-то на Урале в возрасте 78 лет.

Даже те немногие церкви христиан в духе апостолов, которые в послевоенное время вошли в состав ВСЕХБ, не могли там оставаться -слишком непримиримым оказался вопрос о “единстве Бога”. Практика церковной жизни показала, что противоречие это неразрешимо. Рано или поздно возникал вопрос о невозможности полноценного совместного существования, возникал вопрос о необходимости организационного разъединения.

Свобода в СССР - поэзия и проза, надежда и реальность А вот еще одна публикация в журнале “Братский вестник”.

От сына недавно ушедшего в вечность брата Пейсти получено из Нью-Йорка (США) следующее письмо

 

Я. И. Жидкову - председателю Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов Дорогой брат Яков Иванович!

Ваше сочувствие, присланное нам по телефону, во многом утешило нас. Глубоко тронуты Вашим вниманием.

Вспоминая восторженные рассказы моего покойного отца о Вас и переживая тяжесть расставания с ним, мы особенно нуждаемся в Ваших молитвах, а также просим молиться о том, чтобы Господь излил на нас Свое благословение для продолжения дела, начатого нашим отцом Отец часто вспоминал радостные дни его служения с Вами. Говорил, каким добрым советом были Вы для него в дни его юности. В Вас и в Вашем служении он видел истинное христианство и любовь Божию.

В последние годы он много работал в направлении объединения разрозненной людьми Церкви Христовой По этому поводу он много говорил, писал и в этом направлении редактировал свой журнал “Путь веры”. Он пережил неописуемый восторг от того единства, которое совершилось там у вас, в Москве Приняв завет Христа: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”, он стремился выполнять его буквально, и поэтому вся его сорокалетняя служба Господу прошла в путешествии по Европе, Азии и Америке.

Эта кипучая, не знающая отдыха работа сильно расстроила его здоровье По окончании войны он все время стремился посетить братьев в Европе, но дела в Америке и состояние здоровья не позволяли ему сделать это. Наконец, этим летом он, буквально бросив все, с больным сердцем отправился в Европу при моем сопровождении. Видя те благословения, которые на него изливал Господь в Европе, можно с уверенностью сказать, что он был послан туда Самим Господом. Во Франции братья долго будут помнить полные радости собрания и дело единения, что совершил Господь через служение моего отца. Особенной радостью для моего отца было посещение Финляндии, где он в кругу родных по крови, близких по вере и старых друзей, среди родной природы как бы отдыхач душой. Там ему рассказывали братья о посещении их русскими братьями, рассказываю и о том сичьном впечатлении, которое произвели русские братья своей глубокой духовностью не только на русских, но и на финских братьев. Там же, в Финляндии, среди всего родного, Господь предупредил отца о скором его отходе: на одном из собраний, во время проповеди, он потерял сознание. С этого момента здоровье его стало быстро ухудшаться, надо было отложить дальнейшее путешествие и подумать о возвращении домой, где ожидало его много дел.

В Англии, куда мы поехали на обратном пути, здоровье отца так ухудшилось, что братья уже не молились о его выздоровлении, а только благодарили Бога за те дела, которые Он совершил через него. Но в Своем милосердии Господь дал ему возможность провести еще несколько радостных дней в кругу горячо любящей его семьи., 31 октября в моем сопровождении он прибыл в Нью-Йорк.

Угрожающее истощение сердца приковало его к кровати. Ему не разрешили двигаться и, что самое мучительное для него, ему запретили говорить. Иногда наблюдалось улучшение в его здоровье. В эти моменты он строил планы будущей поездки в Южную Америку. “Хочется видеть братьев и сестер, с которыми я имею только письменное общение”, - говорил он. Он призывал друзей для беседы и за два часа до отхода в вечность в беседе с одним братом высказал свое мнение о причинах межцерковной розни: “Среди братьев утеряно чувство ожидания скорого возвращения нашего дорогого Господа. Если бы всеми нами овладела мысль, что наш дорогой Господь при дверях, то мы бы искали больше и больше общения друг с другом”. В последней семейной молитве он как-то особенно молился о всех поименно и закончил свою молитву следующими словами: “Если я еще не все исполнил, что Ты завещал мне, то дай мне здоровья, чтобы я мог исполнить, а если все, то возьми меня с миром Твоим”. Через полтора часа после этих слов Господь погасил этот Свой светильник, отозвав его в вечность. Воистину Господь “молитву праведников слышит” (Пр. 15:29).

Заканчивая письмо, выражаю Вам мое искреннее желание встретить лично Вас для духовных назиданий в деле служения Господу.

Примите привет в любви Христовой.

Ваш меньший в Нем брат Ярл Н. Пейсти.209

Советская машина пропаганды была не только весьма эффективным средством оболванивания собственных граждан - чудовищная ложь настолько нагло распространялась по всему свету, что многие западные граждане, которые родились и выросли в условиях свободного мира, просто предположить и заподозрить не могли, насколько их обманывают, как искусно им “втирают розовые очки”. Что касается лжи о свободе религии в СССР, вероятно, этот миф никогда не смог бы прижиться на Западе, если бы его не поддерживали “прирученные” и “прикормленные” официальные церковные руководители СССР, чьи зарубежные поездки планировались и организовывались МИДом СССР в рамках мероприятий, имеющих политическую значимость для имиджа Советского Союза на международной арене. Что же касается приема иностранных религиозных делегаций в СССР - это была целая наука о «Потемкинских деревнях», тщательно отработанная технология обмана иностранцев (причем на ведущих ролях этого спектакля активно были задействованы те же «проверенные и надежные» религиозные руководители). Об этой технологии обмана иностранцев будет рассказано в этой книге далее.

Неудивительно, что старый и опытный миссионер пятидесятнического движения Николай Иванович Пейсти, хорошо знавший дореволюционную Россию и активно работавший в ЗО-е годы с русскоязычными верующими-пятидесятниками в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, а в годы войны - в Бразилии, Аргентине, США и Канаде, действительно мог радоваться, что пришло новое время свободы для той страны, в которой он со своей женой Мартой так много потрудился и за которую продолжал молиться.

Свобода придет - но это увидит спустя 40 лет только его сын Ярл, который будет проповедовать в Киеве в 1988 году на берегу Днепра на незабываемом крещении по случаю 1000-летия крещения Руси, с которого, пожалуй, и началась действительная свобода для евангелизаций.

А до той поры - суждено Ярлу Николаевичу проповедовать только по радио для миллионов радиослушателей в Советском Союзе. И никогда не забыть нашему поколению, как слушали мы его вдохновенные евангельские проповеди, прильнув к нашим радиоприемникам и молясь Богу, чтобы эти радиопередачи не глушили советские «глушилки». Иногда в этих радиопередачах я слышал и свой голос - в конце 70-х годов на подпольной радиостудии в Москве я записал для Ярла Николаевича несколько магнитофонных кассет со своими стихами. Иногда мои стихи читал в эфире сам Ярл Николаевич.

Первое свое стихотворение, которое я услышал по радио в его исполнении, это были стихи, которые в 1974 году написал я на прокомпостированном талоне трамвайного билета (ничего другого под рукой не оказалось) в Мариуполе, когда ехал в трамвае по набережной вдоль металлургического комбината «Азовсталь», который впервые увидел тогда.

Беды, невзгоды, печали…

Все это будто печи-домны.

Печи не для выплавки чугуна и стали,

Не для переплавки железного лома –

Души избранных Божиих лучших Испытываются в пламени буром,

А в приложенной инструкции Говорится: если температура Тебе покажется слишком высокой,

То напрасна твоя тревога,

Ибо всевидящее око За этим следит строго.

Точку, назначенную Богом,

Ничто изменить не может Он не допустит пережога,

Но и недогрева тоже.

Ибо Бог, видя будущее,

Закаляет тебя в пламени,

Чтобы потом в мире бушующем Ты не уронил своего знамени,

Но, идя к небесной цели Путём трудным и тернистым,

Под ветра свист, под вой метели,

Уверенно держал меч из стали чистой.

Беды, невзгоды, печали…

Всё это будто печи-домны.

Печи не для выплавки чугуна или стали,

Не для переплавки железного лома.

И кто не пройдёт этого пламени,

Но от него увильнет боком,

Тот не удержит своего знамени,

Не будет стоять достойно звания высокого,

Не оправдает имени своего надежды,

Окажется хрупким и ломким И в первом же бою даст трещину,

И - останутся от него обломки.210

Было на тех магнитофонных кассетах и вот это стихотворение, которое я написал в 1978 году, назвав его «Печаль России».

 

Моя Россия… Где б я не был,

Она не встретила меня аккордом песенным,

Её озёра, голубые, как осколки неба,

Смотрели на меня невесело.

 

Неверием опалённый,

Не прислушался ни один акустик К печальному разговору клёнов,

Или - к белой березовой грусти.

В летопись дней не легли строками Предсмертные слова цветов тусклых,

Стонов земли не засекли сейсмографы,

И русские травы не говорят по-русски.

Склонили головы церквушки ветхие,

Окна подслеповато потупив в землю.

Угрюмо прогудит колокол медный И опять нахмуренно задремлет.

Одинокий возглас журавлиный,

У колодца сиротливого ведро порожнее Что-то иногда мелькнёт неуловимое:

Грустное воспоминание о добром прошлом…

Моя Россия… Где б я не был,

Она не встретила меня аккордом песенным –

 

Её озёра, голубые, как осколки неба,

Смотрели на меня невесело.

Но никто из людей не постиг Черную печаль и белую грусть…

Послушайте, земля потому грустит,

Что стала безбожной Святая Русь.

Умирали дубы - и рождались плахи,

Исчезали леса - появлялись помосты…

Тех христиан никто не оплакал –

И тогда зарыдали сосны.

Застыли холмы длинные,

Нахмурился земной профиль –

Это скорбят русские долины,

Что выросла на них Голгофа.

Но в песню печали надежды строфы Добавляют люди Божьего племени:

Если есть на Руси Голгофа,

Значит - быть воскресению!

 

В трудные дни мертвящей осени Многие спрятались, струсив.

Выходите, мы, молодые, клич бросили:

Быть России Святой Русью!..

Мы придём к победе!

Земля морщины разгладит зелено И глазами голубыми, как осколки неба,

На нас посмотрит с веселием!211

 

Такой была моя вера в будущее моей страны. И такой была моя молитва.

В начале 80-х годов во время моей службы в армии в строительных частях на диком пустынном полуострове Мангышлак, где мы строили город Шевченко в окружении песков и верблюдов, я продолжал слушать его радиопередачи на ветхом радиоприемнике, который выменял за старую солдатскую шинель. И вместе с ним молился за благоприятный час пробуждения в моей стране. Иногда я получал от него письма со словами ободрения.

Однажды на день рождения он прислал мне из Америки костюм. Я подумал, что он меня представляет себе как русского богатыря - в том костюме я просто утонул.

Мы встретились с ним впервые лицом к лицу только в июле 1989 года в Москве. Это было во время богослужения в церкви в Малом Вузовском переулке. Он закончил свою проповедь, ведущий сказал, что брат Пейсти и его жена прямо сейчас выезжают в аэропорт Шереметьево, чтобы вылететь на Филиппины, где будет проходить Второй Всемирный Лозаннский, конгресс по всемирной евангелизации.

Ярл Николаевич спустился с кафедры и пошел к выходу. В переполненной церкви я стоял у двери - и когда он проходил мимо меня, я сделал шаг навстречу ему и назвал свое имя. «Это Вы?! - удивленно воскликнул он. - Где бы мы могли с Вами поговорить?! Я много лет ждал встречи с Вами!» «Пожалуйста, подождите еще пару дней, - тихо ответил я, -через пару дней я вылетаю на Филиппины на конгресс».

Там, в Маниле, о многом на свете мы смогли переговорить, когда он приезжал ко мне в гостиницу «Мирадор», где я остановился. Конгресс в Маниле, на котором было собрано 5.000 делегатов из 180 стран мира, - это, действительно, был наш прорыв к всемирному христианскому братству после десятилетий блокады в атеистическом государстве.

Там, в Маниле, он пригласил меня на обед с Томасом Зиммерманом -председателем Всемирного союза пятидесятнических церквей Ассамблей Божиих из США. За столом нас было трое. Ярл Пейсти был нашим переводчиком.

Тогда Ярл Николаевич подарил мне английскую Библию с короткой надписью: «Владимир, учите английский!» Несколько раз повторял он мне: «Владимир, учите английский! Это очень важный миссионерский язык - я верю, что это Вам очень нужно для Вашего будущего служения!»

Английский я выучил.

А вот приглашение Томаса Зиммермана приехать на учебу в Библейский институт в Спрингфилд, что в штате Миссури, так и осталось невостребованным. Странно сказать - в то пиковое время потрясающей, взрывоподобной активности наших церквей на рассвете свободы я был слишком занят практическими делами с евангелизмом в Украине и миссией за ее пределами, чтобы позволить себе учебу в знаменитом Спрингфилде.

Я не жалею. Всякой вещи - свое время. Тогда было неповторимое время работать. Время свободы, о котором молились Николай Пейсти и его семья, наконец пришло. Наше поколение входило в труд отцов и дедов.

А самому Ярлу Николаевичу посвятил я с братским уважением в христианской любви свои юношеские стихи, которые тоже ему отправил в те непростые 70-е годы.

 

ЯРЛУ ПЕЙСТИ

Планы Гитлера известны стали…

Вот они - планы военной поры Первым повесить Сталина,

А Левитана - вторым.

У наших безбожников планы похожие

(Они не сокрыты от наших глаз)

В первую очередь веру уничтожить,

А во вторую - Вас.

Но вы не оставьте дороги узкой Прежде, чем выполнить эту угрозу,

Атеисты должны победить Иисуса,

А это совсем непросто…

 

Эти строчки возвышенные Как благодарность примите От тех, которые Вас слышали,

И от тех, которые Вас видели.

 

Мы вам благодарны очень За то, что работа у вас такая,

От которой в темное царство ночи Луч света проникает.

Ваш голос будит Россию.

Любим его и понимаем мы.

Большое, русское Вам спасибо,

Спаси Вас Бог, Ярл Николаевич!212

 

Совершено по-другому относилась к Ярлу Пейсти и духовным радиопередачам советская идеологическая машина. Вот что писал, например, 24 января 1963 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете министров УССР К. Полонник в своем секретном донесении под названием «О зарубежной радиопропаганде на религиозную тематику» в адрес председателя Совета по делам религиозных культов СССР А. А. Пузину, а также заведующему отделом пропаганды и агитации ЦК КПУ Г. Г. Шевелю и заместителю председателя Совета министров УССР П. Т. Тронько:

Во второй декаде января с. г. в Киеве в качестве интуриста появился и провел несколько дней в общении с киевскими баптистами представитель американского миссионерского общества «Госпэл Форферанс» - гражданин США Даниил Николаевич Пейсти.

Выходец из России, сын известного в дореволюционные годы одного из идеологов баптизма Николая Пейсти, постоянно проживавшего в Петрограде, Даниил Пейсти прекрасно владеет русским языком и, как сам поведал, занимается пропагандой баптистского вероучения среди молодежи и детей европейских стран. «Госпэл Форферанс» проводит свою деятельность в тесном контакте с другим американским обществом - «Трансмировое радио», которое имеет в Европе мощную радиовещательную станцию, - в Монте-Карло, столице княжества Монако.

В беседах с киевскими баптистами, американский гость усиленно рекламировал радиопередачи из Монте-Карло, особенно проповеди своего брата Ярла Пейсти, с которыми тот выступает после 6 часов вечера каждую субботу. Ярл Пейсти также отлично владеет русским языком, и его проповеди адресуются баптистам Советского Союза.

Слышимость монте-карловских баптистских радиопередач великолепная. Это подтвердило специальное прослушивание, на котором присутствовал и американский гость. Какие-либо радиопомехи полностью отсутствовали.

В свете изложенного становится понятным, откуда у наших сектантов в 1962 году в значительном количестве появились магнитофонные записи проповедей, хоровых и сольных музыкально-вокальных выступлений на религиозную тематику в высококвалифицированном исполнении: они взяты из заграничных радиопередач.

На протяжении 1962 года на Украине было изъято несколько десятков магнитофонных бобин с записями религиозных проповедей и песнопений. Всем зарегистрированным общинам ЕХБ и АСД мы запретили пользоваться в молитвенных домах магнитофонами. Но этого недостаточно. В целях обеспечения большей эффективности нашей атеистической работы среди верующих сектантов, необходимо сделать технически невозможным слушание и записывание иностранных радиопередач на религиозную тематику.

С настоящим вопросом мы входим в Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР. Нужны меры, которые свели бы на нет религиозные радиопередачи из-за рубежа.213

Ярл Николаевич Пейсти, любимый радиопроповедник, которого слушали с великим наслаждением и вниманием верующие всех конфессий в бывшем Советском Союзе, никогда не отвечал на вопросы о своей конфессиональной принадлежности. Пятидесятник Ярл Пейсти любил называть себя христианином, справедливо полагая, что жизнь, исполненная Духом Святым, не является монополией какой-либо одной конфессии, как и сам Дух Святой не ограничен в своих делах рамками какой-либо вероученческой структуры или союза церквей. Он воистину был «своим» и для евангельских христиан, и для баптистов, и для пятидесятников. Просто потсму, что был исполнен Духа Святого.

Внутренняя борьба вероучений в объединенных общинах Согласно директивам правительства СССР, установка руководства ВСЕХБ была направлена на деятельность по объединению всех близких евангельских движений в СССР под одну крышу, и - согласно статистике -по состоянию на начало 70-х годов около 60% пятидесятников было в составе ВСЕХБ, что, до некоторой степени, сохраняло их от гонений и преследований. Однако значительная часть пятидесятнических церквей никогда не входила в этот союз из-за особенностей богословия и практики богослужения, а также по той причине, что государство вмешивалось во внутренние дела церкви.

Что же касается церквей, вошедших во ВСЕХБ, то в течение последующих лет те или другие церкви ХВЕ и ХЕВ приходили, оставались или разочарованно выходили из союза ЕХБ. Отношения всегда были непростыми, даже и при наличии глубокого уважения друг к другу.

После подписания Августовского соглашения в церквах началась внутренняя борьба между пятидесятниками и евангельскими христианами-баптистами, которые имели разные доктринальные основы. Пономарчук, Кузьменко и ряд других руководителей призывали к неукоснительному исполнению соглашения с обеих сторон, а на местах была масса случаев, когда пятидесятнических служителей отстраняли от служения, ущемляли совесть верующих, подвергали критике и насмешкам их вероученческие взгляды. В меньшей мере это было выражено на западе Украины, где в основном во ВСЕХБ пятидесятники входили путем присоединения к союзу поместных церквей, в которых они сами могли более-менее определять свою жизнь. Совсем иначе дело обстояло на востоке Украины, где объединение большей частью проходило методом слияния общин в одну, причем пятидесятники оказывались в роли не очень желанных «пришельцев», «постояльцев» и «эмигрантов».

Вот характерное донесение на эту тему работников ВСЕХБ в свой центр от 26 апреля 1947 г., написанное, вероятно, в большой спешке, не очень грамотно.

Дорогие братья во Христе, мир Божий вам!

Сообщаем вам следующее, что 23 и 24 апреля 1947 года мы с братом Гаенко посетили гор. Макеевку, в которой встретили большие трудности в отношении объединения со стороны баптистов. А именно проводя вопрос о единстве детей Божиих в единую мощную семью и указав соглашение 1944 и 1945 годов, нам посыпался целый ряд обвинений и не только нам, а и всему союзу и на всех братьев, стоящих впереди. Куда они смотрят, что согласились объединиться чистые с нечистыми, и считают, что молитва Христа была совершена пред Отцом в том, чтобы только баптисты были между собой едины, а не остальные течения.

Считают, что им вносится еретическое учение, и молятся, чтобы Господь их избавил от злых деятелей, которые приносят им такое единство. Таким было выступление какого-то Волковского, который пользуется оплатой 800 рубл. в месяц как благовестник, каковых на сегодняшний день у нас нет, а он, ведя разлагательную работу, получает жалованье и работает против единства. На это надо обратить внимание, ответственность больше нести за него мы не можем. Подобное ему говорили и другие: некто Видоляев И. И. и Семенов, которые вооружили против союза всю общину, а пресвитер Нестеренко И. М. потворствует им и вполне соглашается с ними.

Они хотели прикрыться и высказали, что они признают союз. А когда им предложили дело соглашения, они отказались, и Волковский высказался, что старшего пресвитера Гаенко не считает за брата, его помощника Губия, который из баптистов, тоже не считает за брата, а также Пономарчука, Орлова, Голяева да и всех, кто создал такое единство.

Мы им заявили, что если они все так понимают, то мы считаем, что это община нездоровая, и что о такой общине я как член ВСЕХБ поставлю пред союзом вопрос, что мы нести за нее ответственность не согласны - и союз примет меры к удалению от служения, во-первых, этих лиц, которые ведут разлагательную работу, а если это не поможет, то может таковая община быть и закрыта ввиду того, что союз снимает с себя за таковую ответственность. Нам посыпались упреки, что союз больше имеет власти, что отдел культов, и говорят, что мы имеем право также ходатайствовать о том, чтобы нам существовать самостоятельно. Мы им сказали, что у вас такого права никто не отнимает, делайте как хотите, а мы вам объяснили решение союза в отношении объединения.

Наше заключение таково, что община нездоровая, разложили ее вышеупомянутые лица. А посему мы считаем, что надо, чтобы брат Голяев приехал к ним и еще раз поговорил бы с ними. Они нам сказали, что если и Голяев так с вами объединился, то и он нам не брат.

Весь подробный доклад с моим приездом из командировки я пришлю о пололсении всего общего дела моей работы за командировку. А пока мы с братом Гаенко, старшим пресвитером, решили вам об этом написать. Остаемся ваши братья во Христе.

Помощник уполномоченного ВСЕХБ по Украине Пономирчук Старший пресвитер по Сталинской области Гаенко. 214

Многие служители пятидесятнических церквей, которые не могли смириться с таким развитием событий по вопросу объединения, открыто ставили вопрос о выходе из объединения с ЕХБ, с целью создания независимого союза христиан веры евангельской.

Подпольный съезд ХЕВ и ХВЕ в Днепродзержинске В начале февраля 1948 года с целью посещения Бидаша приехал в Пятихатки Серафим Иванович Марин, проповедник из Москвы. Родился он в 1907 году в деревне Яковлевская Серебряно-Прудского р-на Тульской области. Обратившись к Богу еще в конце 20-х годов от проповеди Воронаева в Москве, Марин к тому времени пережил и разгон Московской церкви и два своих ареста.215 Первый раз он арестовывался в 1933 году. Вместе с ним были арестованы пресвитер общины Михаил Зиновьевич Быков, проповедники Николай Свиридов и Петр Евсеевич Данилов, который когда-то и привел Марина в церковь. Каждый из них отсидел по 5 лет, однако Марина через 2 месяца освободили, и его дело было прекращено. Второй раз его судили в 1939 году за нелегальные собрания верующих - христиан веры евангельской на 3 года, он был освобожден в 1942 году после тяжелых переживаний на строительстве Беломорского канала и лагерей Казани. Вернулся в Москву в 1943 году, где ему выдали паспорт с отметкой и приказали выехать из Москвы.216 Поскольку в Москве оставалась его семья, он периодически в Москву приезжал. Однажды в церкви в Малом Вузовском переулке, 3 в августе 1945 года А. В. Карев познакомил его с руководителями пятидесятников, которые вели переговоры по поводу подписания Августовского соглашения. С тех пор Марин периодически посещал их и совершал поездки по церквам Украины. Часто бывал он и у Бидаша на Днепропетровщине. В какой-то мере он был связующим звеном, и его поездки позволяли служителям разных городов знать о положении в других местах и в какой-то мере координировать свои действия.217

Властям было известно об этих поездках Марина и о том, что его деятельность не соответствует той линии, которую власти проводили. Еще 24 апреля 1946 г. уполномоченный Совета по Украине Вильховый по секретной почте отправил председателю Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянскому письмо, в котором говорилось:

По имеющимся у нас сигналам, Марин Серафим Иванович, ответственный сотрудник Министерства автотранспорта СССР, проживающий в Москве, часто приезжает в Украину в служебные командировки. Одновременно Марин, будучи активным деятелем секты ХЕВ, использует свои командировки для посещения общин ХЕВ, где выступает, как противник соглашения о слиянии сект ЕХБ и ХЕВ. Так, в апреле-месяце Марин, будучи в гор. Днепропетровске и Львове, посетил молитвенные собрания общины ХЕВ, слившейся с ЕХБ, и, осуждая слияние, рекомендовал активу общин уклоняться от выполнения условий соглашения о слиянии. В связи с такой неприемлемой линией поведения Марина просим принять меры к ограничению возможностей его разъездов по городам Украины.218

До своего приезда в Пятихатки в конце января 1948 года Марин побывал в Киеве и познакомился там с пятидесятнической общиной, где также были очень недовольны неравным «браком» объединения. Вопрос о дальнейшем пребывании во ВСЕХБ назрел вполне осязаемо повсеместно, в том числе и для ХВЕ в Киеве.219

Церковь пятидесятников была создана в Киеве в 1926 году. Ее создателем и первым ее пресвитером был Федор Савельевич Шерстюк, благовестник из Николаева, которого в 1926 году Воронаев послал для проповеди в Киев.220 После ареста Шерстюка у руководства церковью стал Наум Зайцев, который также приехал с Шерстюком из Николаева. Зайцев был арестован в 1930 году и осужден на 10 лет лишения свободы. С начала 30-х годов пастором в Киеве был Владимир Иванович Рудавский, 1883 года рождения. Во времена немецкой оккупации церковь была официально открыта и проводила свои богослужения до 1945 года, когда наступило объединение со ВСЕХБ. Не испытывая полного удовлетворения от совместных богослужений, пятидесятники собирались по квартирам. В этот период времени ввиду преклонного возраста и состояния здоровья Рудавского в Киевской общине активно трудились его помощники - Ефим Юрчак, благодаря хлопотам которого была открыта церковь во время оккупации, и Иван Камлов.221

Ефим Иванович Юрчак, 1894 года рождения, был уроженцем села Рубаный Мост Бутского района Киевской области, но давно проживал в Киеве и фактически замещал в церкви Рудавского, зарабатывая себе на хлеб тем, что работал в качестве часового мастера, а потом - выйдя на пенсию -охранником Киевской главной базы кинопроката.222 Членом церкви ХЕВ он был с 1930 г. (незадолго до своего ареста Наум Зайцев привел его к вере).223 Его родной брат Сергей еще в 1912 г. навсегда уехал в Аргентину. Иван Егорович Камлов, русский, 1886 года рождения, родом был из деревни Мерцаловка Орловской области, много лет работал слесарем, но к тому времени был пенсионером.224

Частыми гостями и хорошими сотрудниками были также приезжие -пресвитер церкви в селе Мошны Черкасской области Юрий Самойленко и молодые проповедники Иван Левчук и Виктор Белых.

Иван Антонович Левчук родился 27 декабря (по другим данным - 28 февраля) 1920 года в селе Сошично Волынской области Камень-Каширского района, в бедной многодетной крестьянской семье. Родители его были верующими, принадлежали к церкви христиан веры евангельской. Есть сведения, что он по-настоящему уверовал в возрасте пяти лет.225 Ивана Левчука крестил по вере в 1940 году Лукаш Столярчук. В годы войны он был призван в Советскую Армию, служил в 134-м артиллерийском полку 13-й армии в качестве сержанта. Был награжден несколькими медалями. После демобилизации в 1946 г. постоянно проживал в Коростене, часто приезжая в Киев.226

Виктор Иванович Белых родился 6 апреля 1925 года рождения, уроженец г. Золотоноша, происходил из семьи рабочих.227 Он также был выходцем из верующей семьи, отец его был проповедником и работал на электростанции. Крещение Виктор принял летом 1943 г. на праздник Троицы.228 В том же году после освобождения Украины от немецких войск призывался в армию, но через два месяца в Саратове, где находилась его воинская часть, был уволен из армии по болезни сердца. После увольнения из армии работал в Саратове на подшипниковом заводе, получил профессию водителя и электрика, закончив вечернюю школу, получил среднее образование. Вернувшись домой в 1946 г., был проповедником объединенной общины в Золотоноше. К тому времени он имел устойчивую связь с церковью в Киеве.229

Повстречавшись с ними в Киеве, Марин приехал к Бидашу, чтобы обсудить трудный вопрос будущего пятидесятнических церквей в СССР. Вместе они решили, что нужно действовать немедленно. Для начала решили собрать служителей в Киеве для беседы. Это предложение поддержал и М. С. Бут.

Через пару дней Бидаш и Марин выехали в Кривой Рог для встречи с Ф. П. Шокало, который был также рукоположен в епископы во время войны. Их в этой поездке сопровождал Митрофан Антонович Мисюра, 1883 года рождения, уроженец села Аулы Днепропетровской области, Криничанского района. В свое время он принимал участие в первой мировой войне, за храбрость и доблесть был награжден несколькими «Георгиями». Впоследствии уверовал, был диаконом церкви в Днепродзержинске. В 1937 году он был судим якобы за антисоветскую деятельность к 8 годам лишения свободы и вернулся домой инвалидом.230 Шокало поддержал мнение служителей, что нужно действовать, но на предложение поехать вместе с ними в Киев отказался по причине слабого здоровья.

14 февраля в Киеве на квартире Камлова собралась группа служителей, в том числе А. И. Бидаш, СИ. Марин, М. А. Мисюра, М. С. Бут, Ю. С. Самойленко, Е. И. Юрчак, В. Н. Бойко, В. И. Белых, И. Д. Левчук. На этом собрании было решено провести подпольный съезд с целью принятия решения о том, как защитить братство пятидесятников в СССР. Впоследствии этому собранию следователи МГБ дадут такую характеристику, что это было «нелегальное совещание представителей сектантских общин пятидесятников Киевской, Полтавской и Днепропетровской областей, на котором обсуждались вопросы об активизации деятельности сектантского подполья пятидесятников и создания своего руководящего центра».231 Необходимость съезда была очевидна. Съезд был назначен на 16-17 марта, местом проведения был выбран Днепродзержинск.232

До этого нужно было проделать очень непростую работу приглашения служителей, подготовки и организации съезда, сбора информации о нарушениях на местах Августовского соглашения. Документы следственного дела говорят, что следователи МГБ впоследствии скрупулезно установили роль каждого из них в организационной подготовке этого нелегального съезда. Митрофану Мисюра было поручено подыскать нужное помещение в Днепродзержинске, Марин и Белых были назначены для поездки по церквам Западной Украины, (для встречи с Ильчуком и Никитчуком) и на Буковину (для встречи с Воробцом, Цыганюком и Чухрием), Самойленко должен был связаться с церквами Полтавской и Кировоградской областей, Бут -оповестить служителей в Одесской, Николаевской, Херсонской и Каменец-Подольской областей. Левчуку было поручено заняться Винницкой областью, Рудавский должен был выехать в Белоруссию и связаться с Панько. Бидашу и Мисюра поручалось проведение подготовительной работы в Днепропетровской, Ворошиловградской, Сталинской областях. В. Н. Бойко был избран казначеем.

В условиях тотальной слежки советской системы за верующими столь масштабные приготовления не могли остаться незамеченными - в Киев стали стекаться «сигналы с мест».

Еще 7 февраля 1948 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Киевской области Зарецкий секретной почтой отправил Вильховому информационную записку, в которой доносил следующее.

За последнее время наблюдением за деятельностью религиозников установлено, что из среды влившихся в общины ЕХБ пятидесятников начали выделятся группы, которые стали на путь нелегального проведения своих молитвенных собраний.

Особую активность в проведении своей разлагательской деятельности проявляют себя бывшие руководители пятидесятников, не принявших Московского соглашения по слиянию, - Юрчак и Губанов, которые, разъезжая по общинам, группируют шатающихся, сколачивая их в подпольные группы, обманывая тем, что в Киеве сейчас разрешается вопрос о легальном существовании и регистрации пятидесятников. Для своей работы Юрчаком и Губановым привлечены приехавший из Кемерово Мицкевич Франц и Довгай Ульяна, которые разъезжая по районам области и других областей выступают с пророчествами и проповедями. О деятельности Юрчака и Губанова, а также о фактах проводимой ими работы и о лицах, активно участвующих в пей, поставлены в известность заинтересованные органы, но несмотря на это деятельность их продолжается и активизируется.233

Зарецкий считал, что с его стороны «меры к сокращению деятельности нелегальных религиозных групп исчерпаны, а состояние с ними все время обостряется и может привести к такому положению, когда борьба с ними особенно осложнится». Он также писал о необходимости «договориться с соответствующими органами о применении санкций административного выселения из г. Киева Юрчака и Губанова и просил «соответствующей помощи в этом вопросе».234

25 февраля 1948 г. всем уполномоченным Совета по делам религиозных культов по областям была разослана секретная директива № 57/с за подписью Вильхового, в которой говорилось:

Мы располагаем точными данными, что группа наиболее активных хевовцев, состоящая из непримиримых противников декларации Московского соглашения о слиянии с ЕХБ, разъезжается по областным районным центрам Украины для проведения работы, направленной против слияния и для консолидации своих сил на местах.

Вам необходимо принять все возможные меры к пресечению их работы в Вашей области.

Ст. пресвитеру ЕХБ надо подсказать мысль о необходимости мобилизации своего актива, путем возможных выездов в общины с рецидивами хевовщины. Ст. пресвитер должен предупредить пресвитеров общин о недопущении «бродяжничествующих» хевовцев в молитвенные собрания и особенно с проповедями. Персональная ответственность вплоть до роспуска двадцатки лежит на пресвитере общины и ее исполнительном органе.

При получении Вами данных о появлении таких гастролеров в районах области, поставить в известность органы милиции о воспрещении разъездов как незарегистрированным служителям культа с предложением немедленного выезда из района.

Установить по этому вопросу связь и с органами МГБ, которые примут соответствующие меры по своей линии.

Кто персонально из «хевовцев» посетит Вашу область, в каких общинах был или пытался проникнуть, что конкретно делал и т. д. -сообщите нам.235

8 марта 1948 г. (несмотря на то, что это был праздничный день!) в ответ на эту директиву отозвался уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по Кировоградской области П. Бондаренко. Вот его сообщение, которое приводится дословно.

6 марта 1948 года при посещении меня ст. пресвитером ЕХБ по Кировоградской области Кузьменко, на мой вопрос, есть ли у него какие-то то вопросы ко мне, ответил, что имеем неприятность. На мой вопрос какую именно неприятность, свой разговор с Кузьменко начал со следующего:

На днях звонил по телефону из Киева Пономарчук и предупредил его, что ввиду того, что якобы один из руководителей «хевовцев» Бидаш, принимавший участие и подписавший соглашение в Москве об объединении с ЕХБ, в настоящее время проживает в Пятихатках Днепропетровской области, разъезжает с группой активистов из состава «ХЕВ» по Днепропетровской области, по общинам ЕХБ, как по объединившимся, так и группам еще до сих пор не объединившимся с ЕХБ и проводит разлагающую работу, направленную на обратный выход «хевовцев» из состава ЕХБ в ожидании организации самостоятельного союза «Христиан евангельской веры» и что Бидаш, якобы, захватил посещением и Кировоградскую область.

По телефону Пономарчук просил Кузьменко выехать в Кременчуг и Крюков Полтавской области для проведения в связи с этим соответствующего разъяснения общинам, и что по этому вопросу уполномоченным ЕХБ по Украине разослано предупредительное письмо всем общинам на Украине.

Кузьменко просил дать ему совет, как быть с поездкой в Кременчуг и Крюков. На это я ему подсказал, что поездка должна быть согласована с уполномоченным Совета по делам религиозных культов по Полтавской области, и что у уполномоченного обязательно надо побывать, прежде чем ехать в Кременчуг и Крюков. Выезд в Полтаву, Кременчуг, Крюков со мной согласован с обязательным заездом в Полтаву к уполномоченному Совета по делам религиозных культов.

Выехать Кузьменко намеревается не раньше 15-16 марта.

Воспользовавшись тем, что инициатива по этому вопросу исходит от Кузьменко, я ему подсказал, что не исключена возможность проникновения Бидаша и в нашу область, а особенно в общины, в первую очередь расположенных и граничащих с Днепропетровской областью, как Александрия, Онуфриевский и Знаменский р-ны, хотя сигналов мы еще не имеем, выезд в эти районы является крайне необходим и целесообразен. Кузьменко вполне согласился и сообщил, что перед поездкой в Полтаву, Кременчуг, Крюков он будет объезжать, в первую очередь, эти районы.

Что же касается других бывших «хевовцев» из актива, могущих быть использованными для этой цели, Кузьменко считает, что по его мнению на это дело послать больше некого, так как он сомневается в способности их в проведении этой работы.

Кроме того, в беседе с Кузьменко, последний сообщил, что ст. пресвитер ЕХБ по Николаевской области Суханов, будучи в Кировограде, куда он приезжал за семьей, сообщил ему, что одна из сестер (бывших ХЕВ) членов общины ЕХБ (не назвал какой общины) Николаевской области, получила письмо от пресвитера (бывший «хевовец») объединившейся общины с ЕХБ гор. Кривой Рог Днепропетровской области Шокало Филиппа Павловича, который ей пишет, что необходимо продолжать при богослужении «омовение ног», говорение «на иных языках» и что он, Шокало, это продолжает совершать в своей общине, будучи объединившимся с ЕХБ.

Ваши указания по этому вопросу приняты к исполнению.236

В тех сложных условиях провести все намеченные встречи служителям пятидесятнического движения не удалось в полном объеме, однако большая организационная работа была проведена. 25 февраля в Днепродзержинске в доме Федора Яшника собрались во главе с Бидашом для обсуждения порядка будущего съезда некоторые служители Днепропетровщины, в том числе Ф. П. Шокало, B. C. Романченко, А. А. Гавва, А. Г. Пахомов. Г. А. Журавель, М. А. Мисюра. Было решено, что имен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: