Попытка окончательно решить «пятидесятнический вопрос» 19 страница

Затем министр спросил лично меня: «А как ты?» Я ответил, что желаю законно выехать в какую-либо капиталистическую страну». Он сказал, что отпустить или нет - это будет решаться по усмотрению правител ьства.

На этом наша беседа кончилась. Я ожидал, что, меня сейчас поведут в камеру. Но он приказал меня вывести, и я вернулся домой.526

Георгия Локтева, как уже говорилось, арестуют позднее, в 1958 году.

Однако в связи с изменением политической ситуации, верующим, которые непрерывно хлопотали о выезде из Китая в страны свободного мира, разрешили вначале выехать из Кульджи в Шанхай, откуда их постепенно переправляли в Гонконг - семью за семьей. Причем весь этот выезд уже осуществлялся за счет правительства Китая, поэтому даже самые бедные семьи не имели никаких финансовых затруднений.

Михаил Дроздов пишет в своих воспоминаниях:

В 1960 г. китайское правительство выслало Советское консульство из Синьцзяна и из городов Урумчи и Кульджи, обвинив их в том, что они много распространяли фальшивых паспортов. Мы вздохнули облегченно, а правительство стало хорошо обращаться с нами. В том же 1960 г. нам, русским пятидесятникам, разрешили выехать из Кульджи в Шанхай. Из Кульджи у оке выехало 2 группы людей, а третью группу с выездом в Шанхай задержали, потому что в Шанхае было еще советское консульство, которое говорило, что в 3-ю группу попало много людей с советскими паспортами. Выезд опять остановился, но когда в 1964 г. советского консула выслали из Шанхая, то всех из Кульджи, кто имел документы о том, что он состоит на беженском учете в Гонконге, выпустили. Разбили нас на несколько групп. В первую группу попали мы. Было нас в группе 22 семьи, 124 души.

Для оформления документов нужно было ехать в Шанхай, потому что там было Британское консульство. Готовые документы шли из Гонконга в Британское посольство в Шанхай, а оттуда рассылались по местам жительства каждого.

Когда мы получили разрешение в г. Кульдже на оформление, то мы избрали двух старших: одного, чтобы ехать в Шанхай, а другого - в городе, чтобы подготавливать к выезду. Нужно было договариваться, на чем повезут, сколько будет стоить билет на машину и многое другое. Я стал ходить каждый день в ту контору, которая занималась отправкой эмигрантов. Они мне дали задание, чтобы переписать, сколько в каждой семье душ, сколько денег имеют наличными, у кого что продать можно, кто имеет нужду в одежде; а также переписать, кто кому сколько, и что должен. Когда я все это переписал, то оказалось, что из 22 семей в 7 семьях нет денег ни на выезд, ни на продукты, а также и в одежде имеют нужду. Три раза они заставляли меня переписывать всех нуждающихся, не говоря для чего. Когда они выяснили точно, что эти 7 семей не имеют денег не только на выезд, но и на продукты, то уполномоченный по отправке говорит мне, чтобы те 7 семей пришли утром в контору. Подсчитав, сколько нужно денег на каждую семью они вызвали из банка служащих с деньгами, и выдали на руки каждой семье: кому 10.000, кому 7.000, каждому, сколько было нужно. Вот тут я вспомнил о том, что Господь говорил, что «будет вам помощь денежная, и проводят вас с почётом». И все это видели очи мои, как выдавали деньги, и если бы у нас у всех не было бы денег, то правительство выдало бы всем все необходимое. Как нам не благодарить Господа? Обо всем этом было сказано Духом Святым за несколько лет до этого.

И вот закончили все оформления, пришло время к выезду… Дали нам провожатого, переводчика, доктора… Подогнали 4 крытых машины, и 1 автобус. Всех больных и пожилых должны были везти в автобусе, а остальные должны ехать машинами. Для того, чтобы никто не потерялся, с вечера приказали всем съехаться на городскую площадь, где обычно проходили митинги. Там было много пустых домов, в которые нас поместили. У кого были малые дети, в те дома привезли железные печки, уголь для того, чтобы топить. В общем, все удобства создали, а мне одно говорят - чтобы я наблюдал за всеми, чтобы никто не заболел.

Утром 1 апреля 1964 года мы выехали из Кульдзки в Урумчи. Сколько местных людей приходило нас провожать! Многие плакали, расставаясь; ведь мы прожили там больше 35 лет, и многие знали, что все время мы собирались на восток. Они говорили: «Счастливые вы люди, хорош ваш Бог, что выводит вас!».

Мы дождались того, о чем Господь говорил нам еще на Урале.

По дороге, куда в какой отель ни заедем - везде все готово, нас встречают.

Нам предложили в местных магазинах купить необходимые вещи, у кого были ещё деньги, потому, что провозить деньги за границу Китая нельзя. Также лишние вещи у кого были, предложили оставить и указать адрес, кому их отдать, так, например, теплая одежда, не понадобится, говорили нам, ибо вы едете в теплые страны.

Затем повели нас на границу, проверили у всех вещи, построили по семействам, и подвели к мосту. Здесь мы распрощались с переводчиком, который напоследок сказал: «Счастливые вы люди! До свиданья! Еще поживете спокойно».

Пошли по мосту. Китайские власти по счету каждую семью передали представителям Гонконга.

Пробыли мы в Гонконге 35 дней - и нас отправили в Австралию. Плыли мы пароходом до Сиднея 13 суток. Погода была очень тихая. В Сиднее нас встретили наши братья, приехавшие туда раньше в 1960 г. В Сидней мы прибыли 7 июня 1964 года. В первую очередь поблагодарили Господа за его милость и за исполнение того, о чем он говорил нам еще в России, когда мы уверовали, что «из Китая пойдете на восток в обильные страны». Мы увидели все, о чем Господь говорил нам.527

Община избрала человека, которого послали в Шанхай для получения виз в Британском консульстве. Этим человеком был Федор Теников. В своих воспоминаниях он рассказывает про встречу с британским консулом так:

Высокий, лет сорока человек был удивлен что впервые Китай отпускает такую большую группу людей. Он сказал: «Чтобы долго не задерживать вас, наша контора оставит все другие дела и будет печатать только ваши визы, это возьмет, возможно, дня три, а вы можете отдохнуть или погулять по городу». Через два дня звонит мне в гостиницу переводчик и говорит: «Визы все готовы». Так я получил на руки все документы, то есть визы на 90 семей, в которых было 498 душ, из них 278 взрослых и 220 детей.528

Следующая большая группа, в которой был и Федор Теников, отправилась из Кульджи 15 мая 1964 года. Перед отъездом Теников добился свидания с заключенным пастором Локтевым, чтобы проститься с ним и сообщить ему, что у китайских властей на оформлении он оставил еще 43 визы для выезда последней группы. В том числе там была виза и для Георгия Ивановича, которого китайцы продолжали держать в тюрьме.

Пастор Георгий Локтев был досрочно и внезапно освобожден из тюрьмы 29 ноября 1964 года. В 10 часов вечера ему просто сказали побыстрее отправляться домой и собираться к отъезду за границу вместе со своим семейством. На следующий день он прошелся по Кульдже, прощаясь с городом, где он прожил почти 30 лет. 1 декабря с немногими оставшимися братьями и сестрами он в последний раз совершил хлебопреломление в уходящей церкви. Но последним служением в церкви - и это очень символично! - было служение венчания: пастор обвенчал на счастливую супружескую жизнь одну молодую пару…

В 6 часов утра 3 декабря 1964 года они покинули Кульджу. Вместе с семейством Локтевых уехали семьи освобожденных из тюрем Владимира Баталыгина, Филиппа Сорокина и другие - всего 32 человека.

15 декабря, после длинного путешествия по Китаю, они впервые в жизни увидели рослых английских пограничников, которые приветствовали их на территории Гонконга. Прожили они в Гонконге несколько месяцев.

Впоследствии Георгий Иванович вспоминал:

Пришло и наше время отправляться в Австралию.

21 марта 1965 года, пароход, на борту которого мы были, отошёл от берегов Азии и направился к Австралии. Плыли мы 12 суток. Погода была чудесная. Ни качки, ни ветров. Благополучно доплыли до берегов Австралии. Первая остановка в г. Сиднее. Нас встречала без малого вся община из района Лидкомб. Это были почти все, выехавшие из Китая. Некоторых я не видел более 10 лет. Они изменились, конечно, так что некоторых было не узнать.

Пробыли мы в Сиднее трое суток. Братья вручили мне приглашение и просьбу, чтобы я остался в Сиднее и занял пост пресвитера. Я горячо их поблагодарил за их сердечную любовь, и пожелал им, чтобы у них оставался на посту брат Жак, который у них слузкил. Из Сиднея пароход пошел в Мельбурн. Здесь жили мои два родных брата - Иван и Михаил, приехавшие в Австралию на год раньше. Они встретили нас с радостью. Мы пробыли в Мельбурне семь дней и потом поездом отправились в Аделаиду.

12 апреля в 9 часов утра прибыли в Аделаиду.

Община большая, часть братьев приехала из Китая. Есть и европейцы, прошедшие ужасы второй мировой войны. Руководящий общиной Павел Ступкин. На годовом заседании брат Павел обратился с просьбой освободить его от служения. Братство стало просить на этот пост меня. Я дал согласие.529

Вскоре они без посторонней помощи построили дом молитвы, который и был освящен 24 декабря 1965 года. В этом здании они будут переживать великие Божий благословения и радость общения с Богом. Здесь будут проповедовать выдающиеся славянские евангелисты из Канады Алексей Москаленко и Дмитрий Кирич, о благословенном служение которых они восторженно рассказывали мне во время моего пребывания в церквах Австралии осенью 2002 года.

Георгий Локтев был пастором церкви в Аделаиде и признанным руководителем славян-пятидесятников, которые впоследствии образовали небольшой союз церквей христиан евангельской веры, который объединил церкви в Аделаиде, Сиднее и Орандже. Он также активно поддерживал связь с бывшими членами церкви в Кульдже, которые разъехались по многим странам мира, а также посетил их в Соединенных Штатах и Канаде в 1968 году. По его просьбе Валентин Голин организовал регентские курсы, и в церкви появились новые регенты, образовался новый большой хор. Очень большой и благословенной стала воскресная школа. Большую помощь в служении оказывал ему диакон церкви Савостей Демченко.

Савостей Захарович Демченко родился на Украине в 1906 г. в городе Винница. Еще в детстве стал полусиротой, оставшись без матери. Выехал из Украины в 1928 году, и вместе со многими другими верующими оказался в Кульдже. В 30-е годы был избран церковью на служение диакона и верно совершал это служение всю свою жизнь. В 1958 году прямо из церкви его забрала полиция. Ему также пришлось провести три долгих и трудных года в китайских тюрьмах и лагерях за свидетельство об Иисусе Христе. Выйдя на свободу в 1961 году он безбоязненно совершал обязанности пасторского служения, поскольку Георгий Иванович еще находился в узах. Он прибыл в Австралию 1 июля 1964 года, где и успокоился в Господе 11 октября 2000 года.

Его верные дети Самуил, Вера, Надежда и Александр, а также 30 внуков и 34 правнука попрощались с ним до того часа, когда всем христианам суждено собраться в вечности. В некрологе, который опубликовал журнал «Вестник спасения», было помещено стихотворение, которое обращено не только к Савостею Демченко, но и ко всем братьям, почившим в Господе.

 

Усни, о, брат возлюбленный, усни!

На грудь Иисуса голову склони!

И мирно спи, Спасителем обнят,

Спокойной ночи, брат!

 

Тебя мы любим с верностью друзей,

Христос же любит крепче и нежней,

Он на тебе покоит нежный взгляд,

Спокойной ночи, брат!

 

Ты почиваешь, брат, спокоен, тих;

Ты не проснёшься для трудов земных,

И бури жизни сон твой не смутят.

Спокойной ночи, брат!

 

Доколе туча над землёй висит,

Доколе тьма греховная царит,

И слезы на очах людей блестят,

Спокойной ночи, брат!

 

До дня, когда мгновенно оживут

Для Бога все, кто ныне почиют,

И Он придёт, любовию богат,

Спокойной ночи, брат!

 

До дня, когда, украшенный венцом,

Дарованным Спасителем Христом,

Ты будешь обновлён и чист, и свят,

Спокойной ночи, брат!

 

До дня, когда с ветвями пальм в руках,

Мы встретим Господа на небесах,

И встретимся с тобой у вечных врат,

Спокойной ночи, брат!530

 

На смену старшему поколению, Господь воздвигал других работников. Были рукоположены на служение в церкви Валентин Голин и Александр Щигров.

Брат Локтев был пастором церкви до 1975 года, затем попросил церковь отпустить его на покой по причине возраста. С молитвой благодарности на устах своему дорогому Господу за все его благодеяния, Георгий Иванович умер в субботу 7 марта 1998 года на 96-м году жизни, оставив 6 детей, 42 внука и 56 правнуков. Как говорилось в некрологе, последнее, за что он благодарил Бога - за смерть, которая просто для него была рубежом перехода в новое качество бытия.531 Он непрестанно повторял, что все происшедшее в его долгой жизни, было исполнением того пророческого слова, которое было ему сказано от Бога в молодости в первые дни его обращения - в 6 часов утра 11 января 1929 года на Урале.532

Долгие годы благословенно трудился пастором церкви в Аделаиде Александр Николаевич Щигров, совмещая пасторское служение в церкви с руководством небольшим славянским союзом церквей христиан евангельской веры в Австралии. После его выхода на заслуженный отдых, пасторами церкви служили в разные годы Самуил Савостеевич Демченко и Анатолий Георгиевич Локтев, сын и верный помощник Георгия Локтева. В настоящее время эту эстафету служения продолжает пастор Иван Данилович Винаев.

Что касается церкви в Сиднее, согласно свидетельству Александра Минченко, многолетним пастором церкви был Ефим Жак, которого лихолетье войны занесло из родной Белоруссии на принудительные работы в Германию, откуда впоследствии в потоке послевоенных беженцев он попал в неизведанную Австралию с тысячами других русских, белорусов, украинцев и поляков. Некоторые из них стали верующими и, таким образом, образовались славянские церкви в Австралии незадолго до переезда группы верующих из Китая, которые к ним и примкнули. Служил брат Жак на служении пастора с 1954 по 1974 годы. 28 декабря 1957 года был освящен дом молитвы в Сиднее в районе Линкомб. Впоследствии дом молитвы достраивался и реконструировался.533

Многие братья, приехавшие из Китая, вошли в труд этой церкви. Так, в 1964 году были рукоположены на служение пресвитеров Дмитрий Михайлович Чирков, Василий Степанович Минченко и Василий Арсентьевич Барышев, а также Лукьян Абрамович Тарасенко был рукоположен на служение диакона. Названные братья благословенно и ревностно трудились на ниве Божьей до самого отъезда в Канаду, где и продолжали впоследствии трудиться в церкви города Верной.

Прежде чем многие члены Сиднейской общины выехали на местожительство частично в Канаду, а частично в австралийский город Орандж в начале 70-х годов, в общине насчитывалось около 300 членов и почти столько же детей в воскресной школе.534 В Канаду и Орандж переселилась большая часть церкви, в Сиднее осталось в ту пору менее 90 членов.535

В 1971 году на служение пастора Сиднейской церкви был избран молодой брат Александр Павлович Минченко - в возрасте 27 лет. Рукоположили его на служение «патриарх» эмиграции через Китай Г. И. Локтев, евангелист из Канады А. Москаленко и местные служители. Закончив Библейский колледж, Александр Минченко трудился как радиопроповедник, был преподавателем Библейский курсов, много проповедовал, как в Австралии, так и в других странах.536 Под его успешным и компетентным руководством, церковь непрерывно возрастала: количественно и качественно. Сейчас пастор Минченко является президентом Союза славянских пятидесятнических церквей Австралии.

На служение диаконов церкви в Сиднее были рукоположены Павел Константинович Косицын и Виктор Павлович Гилев, которые также внесли огромный вклад в церковное служение в области музыки и пения, как регенты и композиторы.537 Отрадно и радостно видеть сегодня, что подрастает новое поколение славянской детворы в этой церкви - и что они продолжают в составе детского хора петь любимые и незабываемые русские христианские гимны своих отцов и дедов под вдохновенным и виртуозным управлением вечно сияющей и всеми любимой «Сюзи», которую взрослые уважительно называют Светланой Гребенщиковой.

Диакон церкви Григорий Николаевич Тарасенко много лет является бессменным и признанным руководителем молодежи не только в церкви Сиднея, но и в качестве уважаемого лидера славянской пятидесятнической молодежи Австралии. Его жена Ирина - признанная и популярная поэтесса славянского братства, сладкий голос славянского Сиднея.

В течение последних лет братство предпринимает также попытки созидания новых славянских групп и церквей, в том числе и в Брисбене, где неустанно трудится вечно молодой 90-летний служитель Петр Семенович Клоков.

Церковь Аделаиды является базой для издания союзного журнала «Вестник спасения». Первые его номера вышли еще в 1960 году, когда его редактором был очень молодой тогда Павел Петрович Ионко. Затем журнал в разные годы редактировали Алексей Николаевич Темнов, Григорий Михайлович Михайлов, Иван Данилович Винаев. Сейчас «Вестник спасения» регулярно выходит под руководством Павла Константиновича Косицына (после переезда из Сиднея он продолжает служение диакона церкви в Аделаиде). В работе над изданием журнала также принимают активное участие молодой и энергичный Петр Тарасенко и его жена Наталья, а также Анатолий Михайлович Дроздов, Влас Иванович Коренцов, Иван Николаевич Темнов, а также словом и делом посильно помогает и бывший редактор Григорий Михайлович Михайлов. Рассылку журналов и переписку с многочисленными подписчиками из разных стран мира осуществляет Любовь Григорьевна Климентёнок.

Здесь, в Аделаиде, также готовятся регулярные христианские радиопередачи на русском языке под названием «Голос Евангелия», которые начали выходить в эфир с 1971 года. Первоначально они готовились церковью г. Сидней под руководством А. П. Минченко и транслировались через радиостанцию в Маниле на Филиппинах - на Дальний Восток и Восточную Сибирь. Затем объединенными усилиями церквей в Сиднее, Орандже и Аделаиде была начата трансляция радиопередач на коротких волнах в диапазоне 25 и 31 метр с радиостанции на острове Сайпан. Эти передачи Юрий Иванович Винаев и Анатолий Павлович Денисов продолжают вести и до настоящего времени. Кроме того, эти же братья готовят еженедельные часовые духовные радиопередачи для Аделаиды под названием «Духовное Слово».

Нужно отметить, что для верующих, которые вышли из Китая, и, вероятно, еще в большей мере для тех, кто родился в Китае во время этого исхода, Кульджа всегда будет очень дорогим местом на земле. Вот почему, когда только это представилось возможным, некоторые братья служители с молитвой благословения поместных церквей были направлены на труд Божий в эту местность снова, чтобы проповедовать Слово Божие и крестить новообращенных - как из оставшегося немногочисленного славянского населения, так и китайцев.

Такая миссионерская работа, согласно решению съезда, была поручена церквами Австралии Федору Афанасьевичу Теникову, который владел китайским языком. Первая такая миссионерская поездка состоялась летом 1988 года, когда он крестил группу людей в Кульдже.538 В 1991 году в такую миссионерскую поездку он поехал вместе с Анатолием Локтевым, который после проповеди Божьего Слова и обильного наставления в вере также совершил крещение. Кроме этого они посетили для духовной работы также Урумчи.539 Третий раз Федор Теников снова посетил Синьцзян в 1993 году и работал здесь целое лето, посетив многие места, повсеместно укрепляя верующих и совершая водные крещения.540 Неоднократно посещал эту местность проповедник Иван Тищенко из Канады, который много и радостно рассказывал мне о труде в Китае во время нашей встречи в Верноне зимой 2001 года.541 Немало потрудился здесь известный служитель Евангелия Павел Ионко из США.542 Оба они - бывшие жители Кульджи и участники исхода в Австралию - переехавшие впоследствии в Северную Америку.

Братья из Австралии - желанные гости в России и Украине. Многие верующие в этих странах сохраняют самую добрую память про визиты служителей Австралии, в том числе про приезды Александра Николаевича Щигрова, Николая Михайловича Данченко, Александра Павловича Минченко, Ивана Даниловича Винаева, Александра Владимировича Баталыгина и Виктора Васильевича Ненашева. Приятно видеть, что молодые братья из Австралии, с которыми мне довелось встретиться: Сергей Кусков, Иван Зайцев, Давид Скрынников охотно посвящают свое время для таких миссионерских поездок в Россию и Украину.

Хочется сердечно благодарить Господа, что славянские церкви пятидесятников Австралии в самый трудный час экономической разрухи оказывали помощь - и продолжают ее оказывать! - для нуждающихся людей, памятуя о том, как они сами когда-то нуждались в хлебе в той стране, из которой вывел их Господь к рекам изобилия.

Вечером 3 ноября 2002 года благополучно добрались мы с Лидией домой после 6 недель чудесного времени в Аделаиде, Сиднее, Брисбене, Орандже, Канберре, Мельбурне. И поездку эту в Австралию мы всегда будем помнить с чувством очень глубокой благодарности Господу и каждому из тех наших новых друзей в этой прекрасной стране, которые сделали так много для нас во время нашего пребывания там.

После незабываемого перелета через экзотический Куала-Лумпур в сказочно красивой тропической Малайзии и деловитый величественный Амстердам с холодным сочно-синим небом, перенеслись мы из буйно цветущей весенней Австралии в дождливую осеннюю Украину. В отличие от героев настоящего повествования, наш путь мы совершили за 40 часов.

Наша поездка во всех отношениях подтвердила тот факт, что само по себе возникновение в Австралии славянских пятидесятнических церквей из групп верующих, которые из Украины и России в конце 20-х и начале 30-х годов уходили от голода и преследований через границу в Китай, в Синьцзян, а оттуда перебрались в Канаду, США, Бразилию, Аргентину, Парагвай и Австралию - является очень интересной страницей нашего пятидесятнического движения. В результате наших встреч и бесед, интервью и личного общения было собрано много очень интересной информации, привез я также некоторые любопытные материалы и книги, а также драгоценные старые журналы разных христианских изданий, прежде всего - некоторые экземпляры пятидесятнического журнала «Христианский вестник», который издавался более 40 лет в Аргентине под редакторством известного во всем славянском мире служителя Ивана Зуб-Золотарева.

С большим интересом слушаем сейчас записи молоканских песнопений на дисках, которые нам любезно подарили молокане и должен сказать, что молоканские напевы - это тоже очень интересный пласт культуры религиозного поклонения для изучения истории духовных поисков русского народа. (Это тоже чудо Божье, что в Австралии есть четыре церкви русских молокан, тех самых, предки которых - и есть те «мужики, которые приходили из-за гор» к армянам в Кара-Кала, как это описывает Демос Шакариян! Мы с Лидией очень оценили, что были приглашены посетить их богослужение - и потом долго беседовали с их старцами). И, конечно, в памяти у нас навсегда остались наши христианские гимны, которые мы поем с детства - а в Австралии пели вместе с нашими церквами на ту же мелодию, которую они чудесно сохранили через десятилетия эмиграции.

Вернувшись из Австралии, я посетил Академию наук Украины. Собралось около десяти профессоров и научных сотрудников. Они с большим интересом слушали мой рассказ о необыкновенном пути выхода славян-пятидесятников в Китай и последующего переселения в Австралию и другие страны мира. Пришел также заместитель директора Института философии профессор Анатолий Николаевич Колодный, с которым мы довольно много работали вместе в деле освещения истории пятидесятнического движения в нашей стране. Особенно они заинтересовались, когда я рассказал, что у многих семей есть корни украинского происхождения, а некоторые переселенцы - и вышли с Украины. И когда мне предложили сделать специальную передачу для центрального телевидения Украины на эту тему, дать несколько интервью для средств массовой информации и даже провести специальный научный семинар, ибо все это представляет большой интерес для науки в плане изучения украинской диаспоры, я снова вспомнил то пророческое слово, которое мне передал брат Анатолий Локтев в Австралии: «Будет о вас большая история». (Это пророческое слово было сказано о них в середине 80-х годов в Австралии, и одновременно с этим Бог пробудил в их сердцах большое желание написать повествование о силе и руководстве Духа Святого в их столь необыкновенной жизни).

Мы провели много времени в Австралии с семьями, которые были участниками этого исхода. Долгими вечерами сидели мы, беседуя с Анатолием Георгиевичем и Александрой Николаевной Локтевыми, которые стали для нас очень дорогими и близкими, о каждой мелкой детали этих событий. Мы вслушивались в филигранные, точные формулировки и взвешенные оценки бывшего школьного учителя и бывшего пастора церкви Александра Щигрова. Мы посетили также могилу Георгия Локтева, «патриарха» исхода из Китая. Пытались ничего существенного не упустить. Стали хорошо себе представлять родословные ветви, перестали путать семейства Демченко и Данченко. Закончено изучение всех записей и материалов. Пора переходить к обобщениям.

Подводя итог настоящему повествованию, правильно было бы сказать, что это переселение с Украины и Россию через Китай во многие страны мира, не только избавило многих пилигримов от голодной смерти или погибели в советских тюрьмах и лагерях, не только обогатило диаспору, не только создало предпосылки для сотрудничества церквей бывшего СССР со своими славянами-единоверцами сегодня в труднейший час для нашего общества, что, разумеется, также очень существенно. Очень важно понимать, что на пути следования переселенцы осуществляли великий евангелизационный проект. Передвигаясь с одного места на другое, они повсеместно провозглашали святое Божие Слово, были свидетелями о спасении через Иисуса Христа. Это была единственно возможная в ту пору и в тех обстоятельствах форма христианской миссии - принесение Евангелия на новые территории и создание церквей по пути следования. И даже их передвижение дальше и последующий выезд из Китая для тысяч людей, которые с ними соприкасались, было мощнейшим свидетельством, что эти люди, движимые верой в пророческое слово совершили нечто такое, что невозможно объяснить естественными причинами. Оставшись на месте, глядя вслед уехавшим, вспоминая их веру, которая вступала в немыслимое противоречие с реалиями ежедневной естественной жизни - они должны были задуматься, что в жизни есть место для чудес, и сами они, зрители, были свидетелями такого чуда.

Интересно, что церкви, которые переселенцы основывали на своем пути, вовсе не учили выходу за рубеж - это было личным делом каждого. Они христоцентрично учили познанию личного Спасителя, Господа Иисуса Христа. Не все украинцы добрались до Китая. Не все новообращенные на пути присоединились к ним. Судьба одной личности и судьба движения в целом - это не одно и то же.

Еще одно очень важное обстоятельство. Церковь в Кульдже, в Китае, действительно стала маяком надежды для массы обездоленного русскоязычного населения, бежавшего от голода, коллективизации и преследований с территории СССР. Для большинства из них, все потерявших на родине: дорогих людей, имущество, веру в будущее, сердечный мир, да и саму Родину потерявших, больше не существовало надежды и жизненной цели. И только познав Бога через проповедь этой группы христиан, они снова обрели мир и покой благодати Божьей, почувствовали счастье быть прощеными грешниками, получили новое видение жизни, обрели христианскую надежду.

В течение многих лет таким же маяком для людей, которые в силу тех или других обстоятельств оказались унесенные ветром далеко от родины, являлись эти евангельские церкви в диаспоре. Да и немногочисленные в бывшие времена советские туристы и моряки загранплавания не через них ли, зачастую, впервые встречались с евангельской проповедью и получали в подарок никогда ранее не виданные Библии и Новые Заветы?! Этим служением проповеди для моряков много лет занимались простые верующие люди из пятидесятнических церквей славянского рассеяния.

Очень любил это служение и Самуил Демченко, который много лет проработал водолазом в порту Аделаиды, часто встречаясь с советскими людьми. Сегодня он уже на пенсии, но в порту его по-прежнему помнят. Однажды в его машине мы подъехали к воротам порта, которые были наглухо закрыты. «Это Самуил», - негромко сказал он в переговорное устройство, не выходя из машины. Через несколько секунд массивные ворота открылись. Мы въехали на территорию порта. В отдалении у причала стоял большой сухогруз под флагом России. В далекую Россию неторопливо и деловито загружали докеры Аделаиды австралийское зерно.

«Ну, будет хлеб на Родине», - удовлетворенно сказал Самуил.

Страна, из которой они были унесены ветром, остается для них Родиной. Даже для тех, кто родился в Китае и Россию никогда в глаза не видел.

Не потому ли молятся они вместе с нами, взывая к открытому небу, и просят у Господа дождя для России?!

Славянская пятидесятническая церковь была образована в Аделаиде группой переселенцев из Польши, Белоруссии и Украины, которые после войны как беженцы переехали в Австралию еще до переезда группы из Китая. Была среди них и Лидия Мазало, вдова великого славянского проповедника и служителя Божьего Онуфрия Мазало, который умер в цветущем 29-летнем возрасте в 1936 году. После войны Лидия вторично вышла замуж. Ее мужем стал Николая Клеменок, с которым она из разоренной войной Европы переселилась в Австралию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: