Пятидесятники накануне 7 страница

Опрошенный на суде активный участник нелегальных собраний пятидесятников Бондарук Адам Семенович, 1942 года рождения (работает на Центральном горнообогатительном комбинате помощником машиниста экскаватора, имеет среднее образование), заявил, что он - верующий с детства, ходил молиться, как молились все подсудимые. В кино не ходил, потому что в кино утверждают, что нет Бога, а «он твердо верит в живого Бога». Художественной литературы не читает, считает «более потребным чтение слова Божьего, Евангелия». Самый лучший отдых для него - молиться. Читая молитвы, он «вникает в каждое слово».

Бондарук из семьи сектантов - пятидесятников, прибывших из Волынской области. Окончил в г. Кривом Роге среднюю школу. По его признанию, он, будучи еще пятидесятником, стал верующим, а 9-классником получил «крещение Духом». Учился он хорошо, был даже претендентом на золотую медаль. В школе не знали о том, что он верующий. Бондарук ловко скрывал свои взгляды, выполняя все требования школы. Па вопрос, как он совмещал науку с религией, Бондарук уклончиво ответил, что «в физике и химии не говорится о Боге».

На вопрос об отношении к военной службе Бондарук высказался, что в этом вопросе «каждый может поступать по велению своего сердца». Его в армию не призывали, но если призвали бы, то пошел бы, но винтовку в руки не взял бы. «Родину, по его словам, молено защищать, не беря в руки оружие, а переносить раненых, например, быть санитаром». Это «была бы любовь к ближнему».

Советская власть, по словам Бондарука, ничего ему не дала, но «всякая власть от Бога». Цель его жизни - «быть таким христианином, как написано в Слове Божьем».

Проводя нелегально водные крещения в холодное время года, пятидесятники наносили вред здоровью крещаемых.

Подсудимые Гурии, Кравчук, Литвиненко, Мельник, Ермаков, Кучеренко и другие пятидесятники насильно приобщали к религии своих детей-школьников, принуждали их участвовать в изуверских молениях, запрещали вступать в пионеры, ходить в кино, участвовать в школьной самодеятельности. Все подсудимые вели себя на судебном заседании вызывающе, виновными себя не признавали, отказывались от защитников, возражали против участия в суде общественных обвинителей. Однако материалами судебного дела, показаниями многих десятков свидетелей подсудимые были полностью изобличены в преступных действиях. Характерно, что и подсудимые и многие свидетели из их единомышленников отказывались давать показания о соучастниках тайных собраний пятидесятников и действиях подсудимых заявляя, что они будут говорить только за себя, а по отношению к другим не хотят быть иудами-предателями.989

Суд приговорил: Сускова Е. М., Турина И. С, Кравчука А. Д., Волка М. Л., Пугачева Е. Н. к 5 годам тюремного заключения, с последующей ссылкой сроком на пять лет и конфискацией всего имущества каждого. Ермаков В. Ф., Кучеренко А. Н., Клименко М. Т., Мельник И. Ф., и Литвиненко М. И. были приговорены к лишению свободы сроком на 3 года, с содержанием в исправительно-трудовых колониях со строгим режимом.990

28 декабря 1962 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов в УССР К. Полонник секретным письмом № 97-с сообщал заведующему отделом пропаганды и агитации ЦК КП Украины Шевелю Г. Г. и заместителю председателя Совета министров УССР Тронько П. Т. о «подпольной деятельности пятидесятников в Киеве» следующее:

Некоторое время назад в районе села Бортничи было обнаружено подпольное молитвенное собрание запрещенной секты пятидесятников. В собрании участвовали 22 человека, главным образом молодые люди, работающие на предприятиях Киева, а также дети школьного возраста.

Установлено, что организатором и руководителем подпольных собраний пятидесятников является электрик Киевской хлопкопрядильной фабрики Эдуард Дарморос, рождения 1939 года, проживающий по Псковской ул. 4, кв. 1, в прошлом студент Киевской консерватории, из которой был исключен в 1960 году с 5 курса. Как заявляет сам Дарморос, он учился в консерватории для того, чтобы «поставить искусство на службу прославления Бога».

Об обнаруженном в Бортничах собрании пятидесятников было сообщено Киевскому горкому и Киевскому обкому партии. Вчера, 27 декабря в пропагите горкома КП Украины было созвано специальное совещание с участием представителей комсомола и прокуратуры, на котором рассматривались вопросы по пресечению деятельности пятидесятников в Киеве. На совещании был поднят вопрос о привлечении к судебной ответственности организатора цятидесятнических собраний Дармороса, морально калечащего нашу. молодежь, но заместитель городского прокурора пи Долинскии, присутствовавший на совещании, заявил, что в Уголовном Кодексе УССР нет статьи, запрещающей привлечение подростков к участию в молитвенных собраниях. По мнению горпрокуратуры, Дарморос не может быть привлечен к ответственности.

Мы не можем согласиться с подобным мнением прокуратуры. Считаем, что и прокуратура, умелым применением законодательства, должна помогать эффективности атеистической работы среди верующих, тем более, что в Уголовном Кодексе УССР есть статья 209, которая прямо гласит: «Организация или руководство группой, деятельность которой, проводимая под предлогом проповеоования религиозных вероучений, исполнения религиозных обрядов или по иным предлогом, сопрязкена с причинением вреда здоровью гразк ан… - НАКАЗЫВАЮТСЯ лишением свободы на срок до пяти лет со ссылкой на тот же срок…»

Прокуроры должны знать, что на Украине подпольно действуют запрещенных религиозных сект и что смой распространенной является секта пятидесятников, исполнение обрядов которой сопряжено с причинением вреда здоровью граждан, поэтому к руководителям этой секты статья 209 Уголовного Кодекса применима ПОЛНОСТЬЮ.

Мы обязали областного уполномоченного Совета по религиозных культов войти в руководящие органы Киевщинь ходатайством об организации над Дарморосом показательно судебного процесса с привлечением к нему внимания широк общественности, с освещением его в печати, по ридио и в материалах кинохроники. Сделать это тем важно, что «Киеве еще не было ни одного суда над руководителями религиозного подполья, между тем религиозное подполье в Киеве и на Киевщине оеиству весьма активно.

Наш опыт свидетельствует, что лишенные организованного руководства религиозные объединения резко снизкают активность и, в конце концов, прекращают свою деятельность. Решительное применение органами прокуратуры ст.209 УК УССР безусловно будет содействовать организационному распаду сектантского подполья.991

Как можно заметить из этого документа, Совет по делам религиозных культов выступал инициатором гонений на верующих. Даже в тех случаях, когда прокуроры типа Долинского, не утратившие окончательно или совесть или здравый смысл, не находили оснований для возбуждения уголовных дел, высшим законом становились «интересы партии и правительства». Однако, повсеместные аресты не помогали в главном - ликвидировать «сектантскую сеть». В этом отношении весьма показательно секретное донесение № 27 уполномоченного по Донецкой области К. Гузя, который в апреле 1963 года писал в Москву:

Не везде и не всегда отход сектантских руководителей приводит к распаду пятидесятнических групп и прекращению их деятельности. На место отошедших и осужденных приходят другие из числа актива. Так, в гор. Макеевке было осуждено 9 руководителей пятидесятнических групп, но оставшиеся верующие своей деятельности не прекратили. Из числа их актива пришло 7 человек, которые по существу возглавили эти группы. Верующие по-прежнему собираются на моления нелегально по квартирам и домам своих единоверцев. Для конспирации места сборищ часто меняют и держат их в строгом секрете. На моления верующие пятидесятники собираются конспиративно в домах и квартирах своих единомышленников, в большинстве своем поздно вечером или ночью. Иногда представители местных органов власти нападают на их след, составляют акты и запрещают сборища, но в большинстве случаев им все же удается проводить свои моления.992

Согласно информации уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Луганской области В. Месилина, в 1962 году в его области прошли открытые и закрытые процессы над руководителями церквей пятидесятников в городах' Коммунарске, Краснодоне, Красном Луче, Ровеньки, Антраците. Свердловске.993 Нелегко было и тем пятидесятническим общинам, которые входили в состав ВСЕХБ. Они были под бдительным присмотром, как «внешних», так и «внутренних». Достаточно полное представление об этом можно получить, читая в архивах Совета отчеты некоторых служителей ВСЕХБ. Например, отрывки из отчета помощника старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Ф. Р. Астахова за его командировку по пятидесятническим церквам Тернополыцины летом 1962 года.

11-го июля 1962 г. мы снова попытались выяснить, нет ли уполномоченного Совета по делам религиозных культов в своем кабинете и, убедившись, что таковой находится в служебной командировке, мы приобрели в кассе билеты на автобус до г. Шумска и отправились посетить те общины ЕХБ, которые были намечены нами по предварительному плану. Прежде всего, мы приехали в г. Шумск, где состоит община ЕХБ из бывших членов ХВЕ, руководство которой допускало нарушения Полозкения ВСЕХБ, за что брат Вознюк Д. Л. был снят с пресвитерского служения и община была вынуждена избрать пресвитером брата Барановского А. Л. Вечером состоялось молитвенное богослужение в арендованном доме у одного брата, члена церкви, на котором мы также приняли участие. Как только закончилось богослужение, все члены «двадцатки» общины были оставлены для беседы по всем назревшим духовным вопросам. Вместе с пресвитером общины ЕХБ здесь ревностно трудятся братья Боярский А. Ф., Побережный В. К. и другие. Нам пришлось по многим духовным и гражданским вопросам дать братские разъяснения, обратив внимание присутствующих на те нарушения, которые допускались в общинах ЕХБ по Тернопольскои области и такие нарушения допускались руководством Шумской общины ЕХБ. Со всей серьезностью и большой ответственностью мы предупредили руководство общины ЕХБ, чтобы таковое соблюдало Положение ВСЕХБ и в дальнейшем не повторяло никаких нарушений, которые имели место в прошлом. Наши добрые братские советы, члены «двадцатки» общины приняли к исполнению и обещали в дальнейшем не нарушать Положение ВСЕХБ. Шумская община ЕХБ оставлена в удовлетворительном положении.

12 июля из г. Шумска мы переехали в г. Кременец, который находится в красивой, живописной местности, окруженный горами. В этом городе имеется община ЕХБ с количеством 158 членов, которая пользуется прекрасным молитвенным домом на правах по типовому договору с исполкомом городского Совета депутатов трудящихся. Кременецкая община ЕХБ, как и другие общины ЕХБ в Тернопольскои области, имела духовные переживания. В первом случае неприятным обстоятельством послужило то, что члена церкви Здоровец Петра, народный суд определил к тюремному заключению за отказ служить в Советской Армии. А в другом случае о пресвитере Охотском П. Г. местная газета поместила карикатуру, как будто бы он вел одного мальчика в молитвенный дом, который сильно плакал и кричал, пытаясь ускользнуть из рук пресвитера и убежать. Создалось в общине ненормальное положение, а причиной к тому, как мне кажется, послужило неверное понимание Священного Писания и нарушение Положения ВСЕХБ. Вечером было проведено молитвенное служение, на котором мне и Агрипинину А. А. пришлось принять участие, а затем со всеми членами «двадцатки» общины, мы провели братскую беседу, на которой затронули многие вопросы духовной жизни общины и того порядка, которого руководство общины должно в дальнейшем придерживаться и соблюдать. Положение Кременецкой общины ЕХБ, в связи с переизбранием другого пресвитера, слабое, но старший пресвитер ВСЕХБ по Тернопольскои области Агрипинин А. А. обещал в скором времени посетить общину и помочь руководству согласовать кандидатуру на пресвитера и провести выборы.

13 июля 1962 г. нам пришлось посетить общину ЕХБ с. Быковцы Дедеркальского района, состоящую из 75 членов, все они бывшие ХВЕ, которые проводят свои священные требы в молитвенном доме по типовому договору с Исполкомом Райсовета депутатов трудящихся. Служение пресвитера общины ЕХБ совершает брат Задерей Ф. А., членами Исполнительного органа общины являются братья Сафронюк П. Н., Кошпар В. Ф. и Гоедий А. Ф. Когда ознакомились с положением духовного состояния данной общины, то оказалось, что и здесь допускались нарушения. Кроме обычных шумных молитв, которые не прекращаются и являются для некоторых соблазном, здесь было установлено в присутствии секретаря Райисполкома тов. Гриченко, что 29 апреля 1962 г., на первый день праздника Пасхи, во время молитвенного богослужения был допущен проповедовать присоединившийся член из бывших ХВЕ брат Яцюк, не имеющий никакого отношения ни к исполоргану, ни к ревизионной комиссии. Об этом факте тов. Гриченко сообщил уполномоченному Совета по делам религиозных культов, а последний дважды вызывал в г. Тернополь для объяснения пресвитера Задерея Ф. А. Поскольку пресвитер Задерей Ф. А., как будто бы, не хотел явиться к уполномоченному, то был поставлен вопрос о снятии с регистрации такого недисциплинированного пресвитера. Однако, когда мне и старшему пресвитеру Агрипинину пришлось ознакомиться с таким делом, то пресвитер Задерей Ф. А. пояснил, что он никакого вызова из Тернополя от уполномоченного Совета по делам религиозных культов не получал.

Состоявшаяся беседа с членами «двадцатки» общины также была полезной, потому что мы касались многих вопросов духовной жизни общины и предупредили руководство общины, чтобы таковое не допускало в дальнейшем никаких нарушений Положения ВСЕХБ и всех гражданских порядков относящихся к религиозному культу. Следует отметить, что сам пресвитер Задерей Ф. А. в некоторых вопросах разбирается слабо, а потому нам пришлось ему подсказать. Руководство общины ЕХБ с. Быковцы, во главе с Задерей Ф. А. заверило старшего пресвитера ВСЕХБ Агрипинина и меня, что впредь они будут свято хранить дело Божие и не будут допускать никаких нарушений.

14 июля с. г., возвращаясь из с. Быковцы, мы приехали в с. Вишневец того же района, где община ЕХБ имеет 136 членов и собирается в арендованном молитвенном доме, по договору сроком до 1966 года. Пресвитерское служение исполняет брат Быць Д. Ф. Вишневецкая община ЕХБ, как те, которые мы уже посетили, состоит из бывших членов ХВЕ, порядок богослужений такой же и одинаковые взгляды по многим другим вопросам. В этой общине имеется член ЕХБ среднего возраста брат Логвин М. Ф., который 10 лет находился в исправительных трудовых лагерях за отказ служить в Советской Армии, что было нежелательным явлением в деятельности общины ЕХБ. Вечером собрались верующие на молитвенное богоыужение, в котором приняли участие мы с Агрипининым А. А. Здесь мы провели беседу с членами «двадцатки» общины и старались разъяснить верующим важные практические вопросы, необходимые для руководства этой общины в их дальнейшем благословенном служении. Нам пришлось касаться того, как следует совершать наши христианские требы, например: водное крещение, заповедь Христа - хлебопреломлечие, бракосочетание, погребение и другие. Мы также предупредили всех, чтобы не приводили в молитвенный дом детей и когда двое из братьев начали нам возражать, мне пришлось обосновать фактами, к чему может привести такая ревность не по рассуждению. Потом все согласились, что нельзя ради детей закрывать двери молитвенного дома.

17-го июля 1962 г. нам пришлось посетить последнюю, по нашему плану, общину ЕХБ в с. Огрызковцы, Лановецкого района, из которой мы потом возвратились в г. Тернополь. Оказывается, что в расстоянии не более 1 км от села Огрызковцы имеется с. Юлинцы, где собиралась нелегально в разных домах группа пятидесятников, в количестве до 40 человек из лиц не желающих присоединиться к общине ЕХБ, которая также состоит из бывших членов ХВЕ. В марте месяце 1962 года, пять человек из руководителей группы пятидесятников, были привлечены к судебной ответственности за проводимые нелегальные собрания и теперь отбывают сроки тюремного наказания (двое получили по 5 лет, один - 2 года и двое по 3 года). Община ЕХБ в с. Огрызковцы имеет 138 членов и собирается в хорошем доме, которым пользуется по типовому договору с Исполкомом Райсовета депутатов трудящихся. Пресвитерское служение исполняет Гуц С. А., совместно с членами исполнительного органа общины Возник П. К., Гуц А. А. и Джаловским СИ., которые между собою находятся в мире и в братской любви. Вечером состоялось молитвенное служение, на котором Агрипинину и мне предоставили возможность принять участие словом проповеди.

После молитвенного богослужения мы провели беседу с членами «двадцатки» общины и обратили внимание таковых на допускавшие, в прошлом времени, некоторые ошибки. Одновременно мы указали на нежелательные факты подобно тому, как имело место 4-го марта 1962 г. в с. Юлинцы с руководителями нелегальной группы пятидесятников. Далее, мы советовали не приводить детей в молитвенный дом, не допускать во время богослужений проповедовать лиц, которые не зарегистрированы как члены исполоргана или члены ревизионной комиссии, не принимать анонимных писем, так называемой «инициативной группы» или неизвестного «оргкомитета», не нарушать Положение ВСЕХБ, приложить все меры к тому, чтобы оставшихся без руководства пятидесятников из нелегальной группы в с. Юлинцы объединить с общиной ЕХБ. Все наши советы были приняты и руководство общиной ЕХБ обещалось не допускать никаких нарушений.

В Тернополе мне лично пришлось спросить уполномоченного Совета по делам религиозных культов по вопросу старшего пресвитера ВСЕХБ бр. Аргипинина А. А., насколько правильно и как таковой вообще несет служение и может ли он соответствовать в дальнейшем? Уполномоченный Совета по делам религиозных культов ответил, что он не возражает против дальнейшего служения старшего пресвитера ВСЕХБ Агрипинипа А. А. но Тернопольской области.994

Таким вот был стиль деятельности помощника старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Астахова.

Кстати, уместно в скобках заметить, что есть в одном из его командировочных отчетов за поездку по Ровенщине в том же 1962 году и такая трагическая информация:

В с. Тынное нам пришлось ночевать на квартире члена общины Коток Андрея Владимировича, который рассказал, что в 1944 году пресвитером общины состоял брат Лопапчук Степан Романович, который ночью в собственном доме зверски был убит бандеровцами. Они зарезали одновременно жену пресвитера, сына и двух дочерей. Уходя из дома, бандеровцы положили пуд соли на тело пресвитера.995

Словом, реальную ситуацию со свободой вероисповедания в СССР Астахов знал хорошо. В августе 1962 г. он деликатно писал уполномоченному Совета по делам религиозных культов К. Ф. Полоннику, что, согласно письма старшего пресвитера ВСЕХБ по Днепропетровской и Запорожской областям Г. Г. Понурко, «уполномоченные этих областей установили норму для крещаемых лиц в количестве не более 25 человек на 1962 год», и что, таким образом, «будет отказано в совершении водного крещения 92 человекам по Днепропетровской области и 115 человекам по Запорожской области, хотя большинство этих лиц уже престарелого возраста и с большим испытательным стажем находятся в общинах на положении приближенных». «Если считать таковую установку правильной и количество крещаемых 25 чел. для области вполне достаточным», -осторожно продолжал Астахов, - «то имеется опасение, что всем 207 человекам будет преподано водное крещение прокофьевскими пресвитерами и количество членов незарегистрированных групп ЕХБ будет увеличено. Кроме того, старший пресвитер ВСЕХБ получит незаслуженное нарекание и может, даже потерять свое влияние на членов ЕХБ».996 Астахов просил Полонника «сделать все возможное, чтобы данный вопрос не обострял отношений между старшим пресвитером ВСЕХБ и уполномоченным совета по делам религиозных культов».997

Между тем, в адрес ВСЕХБ от Понурко, спустя несколько месяцев, пришло новое длинное письмо, в котором он писал про массовое закрытие церквей в Днепропетровской области.

Там, например, Амур-на-Днепровской общине, в которой было 288 членов, отказали в аренде, все другие предлагаемые варианты власти отклоняли один за другим. Одна верующая женщина пошла к председателю горсовета, чтобы он разрешил сдать общине в аренду ее собственный дом. На это он ей сказал буквально следующее: «Если сдадите ваш дом баптистам, то заберем у вас дом совсем».998 Такая же ситуация была в Елизаветовке Петриковского района, где власти закрыли общину. «Часть членов общины подали заявление. в Днепропетровскую общину и приезжают только на утренние богослужения автобусом, утренние богослужения в Днепропетровской общине переполнены - невозможно даже пройти и выйти на воздух, если кому плохо», - писал Г. Г. Понурко.999 В июне 1962 года закрыли церковь в Романовке (52 члена), в сентябре была закрыта Новокиевская община (68 членов). Куда бы ни обращались пасторы общин - нигде ничего не могли добиться в дебрях бюрократического аппарата.

Синельниковская община (208 членов) была закрыта в феврале 1962 г. Здание общины, которое в свое время они сами построили, в котором два года назад был сделан силами верующих капитальный ремонт, объявили аварийным, а также заявили, что на этом месте город будет что-то срочно строить. Разумеется, ничего там не строили, отобранное здание передали под овощной склад, все попытки общины найти какой-либо вариант аренды были блокированы властями. Верующим запретили собираться вместе.1000

Богуславская община (73 члена церкви) была закрыта с сатанинской хитростью на Рождество 7 января 1962 г. Как писал Понурко «Пресвитер общины Кузьменко был снят уполномоченным за то, что ночью без разрешения уполномоченного крестил 4 души с большим стажем». Вместо него был утвержден пресвитером бывший пресвитер (оставивший ранее служение по болезни) Дружченко Л. Т. Однако после этого власти заявили, что они снимают с регистрации всю общину и закрывают собрание.1001

Когда в январе 1961 года отняли здание у Криворожской церкви, она имела в своем составе 491 члена. В ноябре 1961 года в Карнаватке хозяйку дома, в котором проводились богослужения зарегистрированной церкви (148 членов), вызывали в Горсовет и требовали, «чтобы она выгнала общину, иначе отберут дом». Церковь вынуждена была оставить это здание. Томаковскую общину (75 членов) закрыли в октябре 1962 г., ибо после смерти пресвитера Я. П. Маковецкого невозможно было избрать другого: намеченных кандидатов «не пропускал» по очереди то райисполком, то уполномоченный Совета по делам религиозных культов. В этом случае был молитвенный дом, но не разрешали избрать пастора, а поскольку «пресвитера нет, то и собираться не разрешают, община бездействует».1002

В Желтых Водах община, в которой было 113 членов, выплатила плату за аренду дома за 12 лет вперед. Тем не менее, в октябре 1962 г. дом у них отняли и предложили искать другой. Община, уплатив 3.600 руб. за аренду, осталась без помещения. И, разумеется, без денег тоже.1003

Что касается Базавлучанской церкви, в которой было 60 членов, она была закрыта в апреле 1962 года - и это целая эпопея, о которой рассказывал Понурко в своем горестном письме во ВСЕХБ:

Хозяин молитвенного дома продал свой дом, который купил посторонний человек. Новый хозяин продал его верующему, переехавшему туда из Западной Украины. Этот хозяин пожелал, чтобы там опять было собрание, и заявил об этом в сельсовет. Когда хозяин поехал за своими вещами, сельсовет сломал замок и поселил туда неверующего человека. Приехав, хозяин подал на суд. Председатель сельсовета подал встречное заявление на суд. Когда хозяина вызвали на суд, то его жалобу совершенно не разбирали. Суд присудил не возвращать е. щ» дом. И все это только потому, что он хотел, чтобы там опять было собрание. Община искала и находила другие помещения, но председатель не разрешает. Говорит, что нужно дом под железом или черепицей и чтобы сделали громоотвод и т. п., а в селе не найти такого помещения. Старый их дом был под соломой. Уполномоченный говорит: «Я же не могу отменить решение суда». Человек, которого вселил туда колхоз, тоже не хочет жить в этом доме. А под собрание - не разрешают.1004

Гаврил Гаврилович, будучи старшим пресвитером по Днепропетровской области взывал к руководству ВСЕХБ: «Если есть какие-нибудь возможности с вашей стороны помочь этим общинам, просим не отказать, т. к. я со своей стороны ничего не могу сделать».1005 Вероятно, при всем желании, ничего не могло сделать и руководство ВСЕХБ. В тот период времени только в Днепропетровской области путем административных мер было закрыто около 40 общин, входящих во ВСЕХБ, отнято 14 молитвенных домов, в результате чего около двух тысяч человек верующих вынуждены были проводить свои служения нелегально.1006

Наглядно характеризует то время и отчет о работе уполномоченного по делам религиозных культов по Украине за 1962 год, в котором утверждается, что за отчетный год «вся работа уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР была направлена на выполнение Постановлений ЦК КПСС и ЦК КП Украины от 13 января и 19 февраля 1960 года «О мерах по ликвидации нарушений духовенством законодательства о культах» и решений Совета Министров СССР и Украинской ССР от 16 марта и 29 апреля 1961 года «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах».1007

Согласно этого отчета, была «под руководством партийных органов проведена значительная работа по усилению контроля за деятельностью духовенства и религиозных объединений и ликвидации, допускаемых ими нарушений законодательства», во всех областях «были проведены совещания и семинары работников партийных и советских органов, лекторов и агитаторов-атеистов, и других работников идеологического фронта, на которых подробно разъяснены партийно-советскому активу решения партии и правительства, относящиеся к религии и церкви, а также требования законодательства о культах». Разумеется, что и областные уполномоченные Совета по делам религиозных культов «активизировали свое участие в изучении религиозной обстановки на местах, стали оперативнее и острее реагировать на вскрываемые нарушения законодательства».1008

В отчете также утверждалось, что «особенно активно принимают участие в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах и деятельностью церковников и сектантов комиссии содействия в Днепропетровской области. В состав этих комиссий привлечено 230 человек партийного, советского и профсоюзного актива, в том числе 60 председателей и депутатов поселковых и сельских Советов, 50 учителей школ, 40 пенсионеров, 6 врачей, 18 культпросвет, работников, 33 человека колхозного и профсоюзного актива. Именно эти комиссии установили, что «в общине ЕХБ поселка Томаковка выступали бродячие проповедники с проповедями, в которых допускались высказывания, искажающие действительную обстановку в борьбе за мир и неверие в силы прогрессивного человечества добиться мира во всем мире», что в общине города Апостолово «к участию в молитвенном собрании привлекались дети и подростки», а в Новомосковске комиссия содействия выявила, что проповедник Шамин «систематически проводил на квартирах групповые моления и беседы на религиозные темы с целью вербовки в секту неверующих членов семей».1009

Есть в этом отчете и такие строчки:

Руководители общины в селе Бляжево, Сарненского района, Ровенской области при попустительстве работников сельского совета широко практиковали запрещенную законом благотворительность и регулярно выдавали каждой верующей вдове по три рубля. Вербуя в секту своих последователей, каждому из них обещали оказывать необходимую материальную помощь. Служители культа и руководство религиозных объединений пытаются использовать любые возможности для обхода советских законов о культах с целью задержать процесс отхода верующих от религии и происходящего распада религиозных обществ. Под предлогом бракосочетания, именин, рождения ребенка, встречи Нового года и даже революционных праздников многие сектантские пресвитеры и проповедники делают попытки проводить обособленную работу среди молодежи. Пользуясь правом посещения верующих на дому для исповеди и причастия тяжело больных и лиц преклонного возраста, некоторые служители культа занимаются религиозной пропагандой среди населения. Организовывают по квартирам верующих коллективное чтение и разбор журнала «Братский вестник», изучают религиозные псалмы. Прослушивают записи на магнитофоне выступления опытных проповедников, церковных хоров и религиозных передач шрубежных стран. До сих пор некоторые сектантские общины продолжают незаконно заниматься благотворительностью, принудительным сбором пожертвований на уплату налогов за служителей культа.1010

Естественно, по всем этим фактам «бы. ш своевременно приняты необходимые меры», в том числе было отстранено от служения большое количество преданных Господу и церкви сл\ жителей, о чем злорадно сообщалось, что «отстранение от активной религиозной деятельности такого количества служителей культа и членов исполнительных органов, многие из которых являлись опытными и красноречивыми проповедниками, до некоторой степени способствовало ослаблению проповеднического института этих сект и ограничило их влияние на верующих».1011

Рубежанская община ЕХБ в Луганской области, где, по словам Полонника, «допускалась благотворительность, незаконный сбор пожертвований, выступления бродячих проповедников, активная поддержка нелегально действующего т. н. «оргкомитета», где «нарушения законодательства о культах стало нормой поведения не только руководителей и актива, но и преобладающего числа верующих», была снята с регистрации и закрыта.1012 В с. Каменная Криница, Ульяновского района Кировоградской области руководители села выставляли на дорогах к подходу молитвенного дома посты дружинников с целью не допускать верующих на молитвенные собрания.1013


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: