Церковь христиан веры евангельской во время свободы

«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде». (Иоил. 2:23)

«Просите у Господа дождя во время благопотребное; Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на поле». (Зах. 10:1)

 

Восстановление легальной деятельности Согласно официальных государственных данных, в 1986 году в СССР насчитывалось 843 пятидесятнических общин. В действительности их было гораздо больше. В силу исторически сложившихся причин, пятидесятническое движение по состоянию на момент начала перестройки было раздробленным на несколько частей, в каждой из этих групп церквей имелись свои признанные руководители. Общего центра не существовало. Значительная часть церквей входила во ВСЕХБ, в котором работали некоторые руководители, представляющие пятидесятнические церкви -(например, Д. Л. Вознюк, Р. И. Билас, B. C. Глуховский, Ф. И. Папроцкий, П. К. Шатров - из христиан в духе апостолов). Имелось также около 250 автономно зарегистрированных церквей пятидесятников, деятельность которых направлял Совет пресвитеров, в составе которого трудились В. И. Озеруга, П. В. Сердиченко, Н. А. Гущин, Н. П. Рещиковец, В. М. Мурза, И. В. Михов, Я. Д. Кобылинский, Г. Д. Цыбульский, В. И. Панько, Г. Е. Ключиц, В. Р. Кравчук, Е. С. Игнатюк, Н. В. Окара, В. И. Франчук и др. Остальные церкви не были зарегистрированы, однако имели свой руководящий центр.

Территориально большая часть пятидесятнических церквей СССР была расположена на Украине (по некоторым оценкам - до 80 %).

В 1984 году умер Д. Л. Вознюк и вместо него в качестве представителя ХВЕ в Президиум ВСЕХБ был кооптирован Р. И. Билас.

Роман (Бронислав) Иванович Билас родился 25 октября 1930 года на Украине в Львовской области в селе Кульматичи, Мостиского района. В раннем возрасте потерял отца, а в 1947 году умерла его мать. Эта ранняя утрата родителей особенно сформировала его характер для будущей жизни. Не имея родителей, он всю свою жизнь старался быть добрым отцом для всех окружающих людей. Р. И. Билас был воспитан в традициях католической церкви и старался каждое воскресенье посещать храм, изливая там своё сердце перед живым Богом. В 1955 году Р. И. Билас на богослужении в евангельской церкви в небольшом селе Ваньковичи обратился в евангельскую веру. В том же году он был крещен по вере, и с того времени вся его жизнь была посвящена Богу и церкви. Эту верность он пронёс через всю жизнь до последнего дыхания. Проповедь Евангелия и церковное служение стали основным смыслом его жизни.

В 1963 году Р. И. Билас был избран председателем церковного совета Львовской церкви ХВЕ и проявил себя на этом служении верным и ревностным служителем церкви. В 1968 году церковь единогласно избирает его на служение пастора. В 1973 году служители церквей Львовской области единогласно избирают Р. И. Биласа на служение старшего пресвитера.1 Львовская церковь ХВЕ стала в то время одной из самых больших церквей в Украине, а количество церквей в Львовской области увеличилось почти вдвое. Посещая церкви ХВЕ, которые ' находились в разных уголках СССР, Р. И. Билас вел активную работу по укреплению связей между церквами. Он стал известным и уважаемым служителем среди пятидесятнических церквей разных направлений. Видя необходимость в духовном образовании, Роман Иванович в 1982 году закончил заочный Библейский институт.2 Роман Иванович и его жена Ирина Дмитриевна воспитали троих детей.

Роман Иванович Билас умер 2 апреля 2000 года, на семидесятом году жизни. На долю этого человека выпало трудное и ответственное дело жизни - руководить восстановлением легальной деятельности Союза пятидесятнических церквей. И на его долю выпало счастье видеть исполнение мечты своей жизни.

В некрологе по случаю его смерти В. М. Мурза писал:

Невыразимая скорбь наполнила сердца верующих. В лице брата Р. И. Биласа наше братство потеряло богослова, с широким и глубоким знанием домостроительства церкви Боэкией, мудрого и требовательного наставника и пастыря с горячей любовью ко Христу и к Его пастве.

Несмотря на большие трудности, связанные с нестабильной политической обстановкой и распадом СССР, Роман Иванович уверенно руководил Объединенным Союзом, в который входят все Союзы ХВЕП стран бывшего СССР, своевременно внося коррективы в стратегию управления Объединенным Союзом.

Он выступал со статьями в журнале «Примиритель». Его пламенные статьи об исполнении силой Духа Святого в духовной работе, о домостроительстве Церкви Божьей зажигали в сердцах пастырей желание трудиться для Бога. «Апостолы начали свое служение после Пятидесятницы, когда они на себе испытали силу Духа Святого, изменившую их жизнь. Дух Святой дал им разумение Священного Писания. Только после Пятидесятницы они были способны идти на проповедь Евангелия. Источник пробуждения сокрыт в силе Духа Святого. И в наши дни мы видим, как Дух Святой руководит и участвует в пробуждении. Тысячи душ в наших странах получили новую жизнь во Христе, - писал Р. И Билас в своей статье «Пробуждение продолжается», _ однако, замечаем и другое, что церковь последнего времени еще не достигла того водительства Духа Святого, которое переживала апостольская церковь. То, что было дано апостольской церкви, доступно и нам, и должно быть в нашей церкви. Когда мы увидим свое бессилие, возопием к Богу о помощи. Мы ждем великого исполнения Святым Духом. Дух Святой долзкен освящать наши сердца, разум и совесть. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39).

В статье «Избрание и рукоположение в церквах христиан веры евангельской» Р. И. Билас утверждал: «Церковь Христова и ее служители должны иметь познание и духовное разумение о Новозаветном домостроительстве, особенно об избрании и рукоположении служителей церкви, каков порядок постановления служителей». Он изложил Библейское основание рукоположения служителей как священнодействия и обосновал значение рукоположения: кто имеет право рукополагать, каков срок служения рукоположенных служителей, порядок совершения рукоположения, какое значение имеет рукоположение для рукополагаемого брата и для церкви, которая дает служителю права и наделяет серьезными обязанностями, а также ответственностью.

За три недели до его смерти мы с женой вновь посетили Романа Ивановича, который очень интересовался духовным состоянием Церквей ХВЕ в России, дал много ценных советов по вопросу выполнения Великого поручения Иисуса Христа, сохранению единства братства. В заключении он сказал: «Я не страшусь смерти, готов пойти по зову Иисуса, как и ранее старался выполнять Его волю. Передайте всему российскому братству сердечный привет».

Скорбь наполняет наши сердца сегодня, и в то же время у нас есть глубокая благодарность Господу за то, что с нами жил и трудился замечательный служитель Божий, который смог объединить разрозненные церкви в единый Союз ХВЕ, организовать Союзы ХВЕ в республиках, объединить братство в областях и регионах страны, наладить братские отношения со всеми пятидесятническими братствами мира, быть членом Президиума Всемирного Пятидесятнического движения.

Он любил петь гимн «За евангельскую веру, за Христа мы постоим», особенно слова:

«Подвиг правды, труд суровый Будем смело совершать.

И шатры любви Христовой Будем в мире расширять».

Он был светильник горящий и светящий (Ин.5:35). Пусть же труд и служение почившего будут для нас ярким примером для подражания.3

За две недели до смерти Романа Ивановича, я посетил его вместе с Петром Саенко, старшим пастором славянских пятидесятнических церквей по штату Вашингтон, где и прошли последние годы его жизни. Роман Иванович знал, что дни его сочтены, мужественно готовился к своему отшествию от земли, но очень живо интересовался жизнью пятидесятнического братства в бывшем Советком Союзе - с ним была связана вся его жизнь. Особенно важную роль он сыграл на переломном этапе легального восстановления его деятельности.

В целом нужно заметить, что попытки легализовать деятельность пятидесятнических общин активизировались снова с началом перестройки в 1985 году. Совет Епископов незарегистрированного братства уполномочил епископов Н. М. Каминского и Н. А. Мельника начать переговоры с Советом по делам религий при Совете Министров СССР по поводу легализации пятидесятнических церквей в СССР. 4 апреля 1985 года ими было написано письмо от имени братства пятидесятников на имя председателя Совета по делам религий и Первого заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В своем письме они писали о том, что с давних пор между ХВЕ и органами власти сложились нездоровые отношения, и что нужно найти разумный выход из создавшегося положения. Сообщалось о былых преследованиях со стороны местных органов власти, штрафах за проведение богослужений. Объясняя, почему церкви находятся на положении незарегистрированных общин, Каминский и Мельник писали, что христиане веры евангельской не против регистрации в принципе, но есть целый ряд положений в законодательстве, которые грубо нарушают положение статьи 52 Конституции СССР о свободе совести и потому являются неприемлемыми для верующих людей. Называя один за другим эти пункты в своем письме, служители ставили перед Правительством СССР вопрос об изменении законодательства и предоставлении действительной свободы совести, в соответствии с Конституцией. В заключение письма они сообщали о своей готовности встретиться для обсуждения практических вопросов с целью отрегулировать церковно-государственные отношения и прилагали Вероучение ХВЕ, на основании которого проводят свою богослужебную практику пятидесятнические церкви. В письме была выражена просьба -впредь, до окончательного решения вопроса, предоставить право общинам ХВЕ проводить свои богослужения на основании приложенного Вероучения и уведомить местные органы власти о предоставлении этим общинам такого права.

После ряда встреч в 1985-1987 гг. в Совете по делам религий, на которые были приглашены епископы Н. А. Мельник, Н. М. Каминский, В. Г. Прудников и др. действительно произошли некоторые изменения: все пятидесятники, которые находились в заключении, были выпущены на свободу, были сняты кое-какие запреты. Законодательство в отношении церковной деятельности еще не было официально отменено, но практически перестало применяться. Наступало время перемен, время свободы. Правительству был предоставлен Устав церквей христиан веры евангельской, и 31 декабря 1987 года председателем Совета по делам религий Украины Н. А. Колесником было подписано долгожданное письмо за исходящим номером 390, официально адресованное «Епископам церкви христиан веры евангельской». Письмо было коротким и гласило следующее:

По рекомендации Совета по делам религии при Совете Министров СССР Совет по делам религий при Совете Министров Украинской ССР рассмотрел представленный вами 14 декабря 1987 года проект Устава вашей церкви, действующей на территории Советского Союза, и считает, что, в целом, он не противоречит законодательству о религиозных культах. Религиозные общества, которые руководствуются христианским вероучением и положениями этого Устава, могут быть зарегистрированы в установленном порядке, и пользоваться всей полнотой предоставленных религиозным организациям прав.4

Дальнейшим шагом было практическое восстановление деятельности Союза церквей ХВЕ. В восточном братстве незарегистрированных церквей в то время не было единого согласия, каким путем действовать далее. Такие служители как Н. А. Мельник, Н. М. Каминский, Я. Г. Приходько, Ф. Е. Саган и др. настаивали на создании единого пятидесятнического союза, в который вошли бы все пятидесятнические братства. Главные же руководители незарегистрированных общин пятидесятников в СССР В. И. Белых и И. А. Левчук, ссылаясь на то, что дважды пытались это сделать в своей жизни и получили только большие срока лишения свободы, относились к этому довольно осторожно и практических шагов решили не предпринимать. Большинство пасторов и других служителей незарегистрированных церквей разделяло их позицию по этому вопросу, и предпочитали ожидать дальнейшего развития событий.

Что же касается западного братства незарегистрированных церквей, то в этом отношении они занимали позиции гораздо более однородные - во главе с В. М. Боечко, Ф. В. Артищуком, И. А. Хриптой и А. С. Гринчуком практически все церкви, за редким исключением, поддерживали стремление не только легализовать свои поместные общины, но и создать единый союз церквей христиан веры евангельской, в составе которого могли бы слиться пятидесятники всех направлений, сохраняя при этом свои особенности вероучения и практики церковной жизни по усмотрению поместных общин, действующих по своим Уставам.

В результате продолжительных интенсивных переговоров между служителями разных направлений, 30 июля 1988 года в Киеве состоялось совещание в церкви ХВЕ по ул. Карьерная, 44, и был образован Оргкомитет, который начал работу по восстановлению легальной деятельности Союза ХВЕ. В состав Оргкомитета вошли представители разных пятидесятнических братств:

1 Артищук Ф. В. (Нововолынск)

2. Билас Р. И. (Москва)

3. Боечко В. М. (Львов)

4. Гринчук А. С. (Ровно)

5. Глуховский B. C. (Киев)

6. Гущин Н. А. (Брянск)

7. Мельник М. А. (Коломыя)

8. Каминский Н. М. (Коростень)

9. Панько В. И. (Минск)

10. Рещиковец Н. П. (Харьков)

11. Сердиченко П. В. (Одесса)

12. Озеруга В. И. (Киев)5

В тот же день Оргкомитет обратился с Посланием ко всем пятидесятническим церквам, в котором было сказано:

Дорогие братья и сестры Церкви христиан веры евангельской в СССР! Сообщаем, влшг что Дух Святой побудил нас, священнослужителей Церкви ХВЕ разн'ых сегодня существующих направлений, собраться 30 июля 1988 года в г. Киеве для того, чтобы сделать первый реальный шаг на освященном Господом пути достижения единства Церкви в Духе Христовом.

С радостью извещаем вас, дорогие братья и сестры, что в этом деле Господь нас обильно благословил: братья служители признали и благословили друг друга, совместно выработали «Обращение к Церкви ХВЕ в СССР» и сделали практическую подготовку в вопросе создаИ руководящего Центра нашего братства.

Мы, которые подписали вышеназванное Обращение, согласились в дальнейшем вести совместную духовную и организационную работу, как Оргкомитет по созыву съезда и образования Союза христиан веры евангельской в СССР.

По этому поводу мы обратились с письменным ходатайством к Правительству нашей страны.6

В заявлении от 30 июля 1988 года, направленном в адрес Председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР К. М. Харчева, Оргкомитет просил разрешения властей на созыв Всесоюзного съезда представителей Церкви ХВЕ с повесткой дня, которая включала создание Союза церквей ХВЕ и выборы руководящего центра.

Несколько позднее Оргкомитет направил К. М. Харчеву еще одно заявление, в котором писал:

С целью достизкения единства и правильного духовного воспитания верующих Церкви ХВЕ в СССР 30 июля 1988 г. в г. Киеве был образован Оргкомитет, который в тот же день обратился с заявлением в Совет по делам религий при СМ СССР с ходатайством о созыве съезда и создании Союза Церкви ХВЕ. До момента созыва съезда Оргкомитет осуществляет духовную разъяснительную и организационную работу, решает вопросы единства верующих и легализации деятельности Церкви. Оргкомитет усматривает создание в нашей стране 10 регионов, а именно:

1.    РСФСР

2.    Украина

3.    Белоруссия

4.    Литва

5.    Латвия

6.    Эстония

7.    Молдавия

8.    Северный Кавказ и Закавказье

9.    Казахстан

10.  Средняя Азия Для координации всей работы по проведению областных и региональных совещаний, по избранию братских советов для подготовки съезда Оргкомитет избрал из своего состава координационную группу в количестве 4-х человек:

1. Боечко В. М.

2. Билас Б. И

3. Озеруга В. И.

4. Мельник Н. А.

Исходя из того, что на Украине наибольшее число верующих ХВЕ, Оргкомитет назначил из своего состава рабочую группу, вменив в её обязанности работу по единству и легализации церквей ХВЕ по Украине в следующем составе:

1. Каминский Н. М

2. Глуховский B. C.

3. Рещиковец Н. П.

4. ГринчукА. С.

На основании вышеизложенного ходатайствуем перед Советом поделам религий при СМ СССР об утверждении статуса Оргкомитета и его координационной группы для разрешения проведения областных и региональных совещаний и последующего за ними всесоюзного съезда ХВЕ.

Заверяем Совет по делам религий и Правительство нашей страны, что вся деятельность нашего Союза будет направлена на осуществление великих заветов Христа о гуманизме, единстве, братстве народов нашей страны.7

7 мая 1989 года было распространено Обращение Оргкомитета под названием «Всем христианам веры евангельской-пятидесятникам в СССР», в котором сообщалось, что за 9 месяцев существования Оргкомитета «проделанная работа по вопросу практического единства братства и образованию единого духовного руководящего центра выявила, прежде всего, огромную жажду верующих ХВЕ к единству и духовному обогащению церкви».8 Вместе с этим отмечалось, что «обнаружилась также пассивность и духовная ограниченность части церкви, непонимание отдельными верующими и служителями духа и сущности нашего времени, и великих задач, поставленных перед Церковью её Пастыреначальником».9 С особой радостью отмечалось, что в продолжающийся период празднования 1000-летия крещения Руси церковь ХВЕ «проявила много усердия в деле евангелизации, и труд её увенчался обильными плодами», что в «бедственные дни братской Армении верующие ХВЕ были далеко не последними, пришедшими на помощь многострадальному армянскому народу». В Обращении особо отмечался факт осуществления давнего желания верующих - широко разворачивающейся христианской миссии милосердия и выражалась надежда, что скоро будет принят новый Закон «О свободе совести», проект которого Оргкомитет одобрял.10

Оргкомитет сообщал также, что начинается проведение областных и региональных конференций по созданию местных объединений ХВЕ по областям и регионам и избранию руководства, призывая церкви «избрать в областные, республиканские и во всесоюзный Братский Совет истинных мужей Божьих - исполненных Духа Святого и веры, чистых перед Богом и людьми, непорочных и богобоязненных, разумных, общительных и дальновидных». В то же время в обращении выражалось пожелание, чтобы «церковь освободилась от лжеработников, пасущих народ Божий без усердия и жертвенности, ограниченных, себялюбивых и немилосердных».11

Отмечалось, что по рекомендации Оргкомитета Р. И. Билас выходит из состава Президиума ВСЕХБ до начала проведения совещаний и конференций и полностью посвящает себя работе Оргкомитета по созыву Съезда ХВЕ в качестве члена всесоюзной его рабочей группы. В Обращении говорилось также о некоторых изменениях в персональном составе Оргкомитета. 19 января 1989 года в автомобильной катастрофе погиб признанный лидер пятидесятников Белоруссии Виктор Иванович Панько - сын И. К. Панько. В связи с преклонным возрастом и предстоящим выездом за пределы страны из Оргкомитета выбыл также Ф. В. Артищук. В Обращении было сказано:

Оргкомитет за все время своей работы чутко прислушивался ко всем замечаниям со стороны церкви и её служителей, анализировал и взвешивал оценку духовных и человеческих качеств каждого своего члена, а также практическое проявление их в нелегкой работе Оргкомитета. С целью наиболее продуктивной работы на расширенном совещании Оргкомитета решен вопрос о доверии к каждому его члену. Не получивший общего братского доверия B. C. Глуховский выведен из Оргкомитета.12

Новыми членами Оргкомитета были избраны Ф. К. Марчук (Минск), СП. Цвор (Брест), А. П. Ильчук (Полесье), Г. Ф. Черненко (Тернополь).13

(B. C. Глуховский после выведения из Оргкомитета работал самостоятельно и создавал параллельно другой союз пятидесятнических церквей под названием Союз свободных церквей христиан евангельской веры Украины (ССЦХЕВУ), который и был официально зарегистрирован впоследствии 22 ноября 1990 года во главе с B. C. Глуховским, В. Ф., Райчинцем, М. К. Шевчуком, П. В. Кирпачем, О. В. Сестринским и др.)

22 мая 1989 года группа служителей ХВЕ, входящих в состав ВСЕХБ, после консультаций с поместными церквами обратилась к Президиуму Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов с письменным заявлением, в котором говорилось:

Обозревая наш совместный 44-летний путь единства в Союзе ЕХБ, мы через нашего Господа благодарим Вас, дорогие братья, за то, что в самые трудные годы, которые переживало все наше братство, большая часть церквей ХВЕ имели возможность открыто проводить богослужения в Союзе ЕХБ. В наши дни для ХВЕ, зарегистрированных и незарегистрированных, правительство представляет возможность создания единого братского Союза. Мы, представители церквей ХВЕ, входящие в Союз ВСЕХБ молитвенно решили совместно с теми церквами, которые готовы войти в такой союз, на равных правах созидать Союз ХВЕ в нашей стране. Учитывая сложившиеся обстоятельства, мы данным заявлением подтверждаем, что мы, вместе с нашими церквами, входящими в Союз ЕХБ (которые добровольно пожелают), выходим из союза ВСЕХБ со дня подачи данного заявления, и тем самым, для нас прекращается действие Августовского соглашения.

Дорогие братья, мы верим и желаем, чтобы в новых условиях труда наших союзов, остались между нами самые добрые братские отношения, а если возникнут непредвиденные трудные вопросы между нами, мы должны решать их в духе любви, мира и взаимоуважения.14

Это заявление подписали: Билас Р. И., Глуховский B. C., Панько И. И., Черненко Г. Ф., Веремчук СВ., Жук В. А., Марчук Ф. К., Шевердак В. Н., Мулярчук Н. А., Микитюк Т. В., Жуковский А. В., Зенкин В. Е.15

Пленум ВСЕХБ на своем заседании в Москве данное заявление рассмотрел и принял решение удовлетворить его. Уже на следующий день во все концы СССР пошло письмо ВСЕХБ с объяснением ситуации.

Всем церквам христиан веры евангельской, входящим в Союз евангельских христиан-баптистов

«Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17)

Мир всем вам, дорогие братья и сестры во Христе!

Как известно, с 1945 года многие церкви евангельских христиан-баптистов и христиан веры евангельской совершали служение совместно. Ещё и ныне живы некоторые участники и свидетели исторической встречи, проходившей в августе 1945 года. Тогда братья и сестры в посте и молитве имели беседы и обсуждали вопросы единства и совместного служения Господу. В то трудное для христиан веры евангельской время, братство евангельских христиан-баптистов подало руку братского общения и приняло их в объединённый Союз.

С тех пор прошло более сорока лет. Господь благословлял и благословляет наше объединенное братство, возрастает численность поместных церквей и количество членов церквей.

Но время принесло перемены. Проходящие в нашем братстве процессы перестройки и демократизации коснулись и жизни церквей в нашей стране.

Служители христиан веры евангельской образовали Оргкомитет по организации союза христиан веры евангельской. 22 мая 1989 года братья, представляющие христиан веры евангельской в Союзе евангельских христиан-баптистов: Б. И. Билас, B. C. Глуховский, В. Ф. Черненко, Н. А. Мулярчук, СВ. Веремчук, Ф. К. Марчук, В. Л. Жук, Т. В. Микитюк, В. Н. Шевердак, НИ. Панько и А. В. Жуковский подали заявление о выходе из объединенного Союза евангельских христиан-баптистов. 23 мая 1989 года Пленум ВСЕХБ рассмотрел поданное заявление и удовлетворил эту просьбу. Однако в ходе обсуждения этого вопроса Пленум принял решение заявить» что в соответствии с Первосвященнической молитвой Христа - (Иоан. Гл. 17), а также решениями всесоюзных съездов евангельских христиан-баптистов, «мы продолжаем стоять на позициях единства, исповедуя Вероучение евангельских христиан-баптистов».

Дорогие братья и сестры! В это ответственное время будем помнить Слово Господне и руководствоваться им; «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия».

Каждой церкви следует в страхе Господнем обсудить этот вопрос и сообщить нам своё суждение. Вашу информацию просим направлять старшему пресвитеру и в Президиум ВСЕХБ.

Желаем вам Господних благословений, «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18).

С любовью во Христе - участники Пленума ВСЕХБ16

7 июля 1989 года Оргкомитет за подписью Боечко В^М., Биласа Р. И., Озеруги В. И. и Мельника Н. А. разослал еще одно обращение пятидесятническим церквам, в котором говорилось:

Сообщаем вам, что 22 мая 1989 г. было подано заявление Президиуму ВСЕХБ от священнослужителей ХВЕ, работавших в Союзе ЕХБ. Данное заявление было удовлетворено, и служители ХВЕ и ЕХБ молитвенно благословили друг друга на самостоятельный труд. 9 июня 1989 г. Совет по делам религий при СМ СССР официально объявил о признании Всесоюзного Временного Совета епископов в составе братьев: Боечко В. М., Биласа Б. И., Озеруга В. И. и Мельника Н. А. День 22 мая 1989 г., считается днем выхода пятидесятников из ВСЕХБ и прекращения действия Августовского Соглашения 1945 г.

С июля 1989 г. Всесоюзный Временный Совет Епископов (ВВСЕ) приступил к проведению областных конференций пятидесятников по избранию старших пресвитеров и пресвитерских советов. Уже проведены такие конференции в 4-х областях Украины. Абсолютное большинство пятидесятников в этих областях вышло из Союза ЕХБ и влилось в создаваемый Союз ХВЕ.

Призываем вас, дорогие братья и сестры, в ближайшее время принять ваше решение в церквах ХВЕ о выходе или невыходе из Союза ЕХБ и 1$ообщить по адресу: 290037, г. Львов-37, ул. Б. Хмельницкого, 249 кв. 49 -\Биласу Роману Ивановичу. На основании ваших извещений, ВВСЕ I будет составлять график проведения областных конференций. Дату проведения конференции по областям мы вам сообщим дополнительно.

Просим вас, возлюбленные Господом, молитвенно готовиться к этим конференциям, сохранять мир и любовь в своих сердцах, всей душой. довериться Спасителю нашему, Который сказал: «Я на камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»17

Возобновление деятельности Всеукраннского Союза церквей ХВЕ

25-26 мая 1990 года в Коростене был проведен Всеукраинский съезд, на котором была восстановлена деятельность Всеукраинского Союза христиан веры евангельской-пятидесятников. Союз объединил в своих рядах поместные церкви, принадлежавшие ранее к различным группам зарегистрированных во ВСЕХБ, зарегистрированных автономно и незарегистрированных церквей ХВЕ и ХЕВ. На съезде присутствовало 409 делегатов со всех областей Украины и 40 гостей из США, Германии, Бельгии, Швеции, Канады, Финляндии, Норвегии, Венгрии и других стран. В Президиум съезда были избраны Р. И. Билас, Н. М. Каминский, И. А. Хрипта, Ф. И. Папроцкий, Н. А. Мельник, В. И. Озеруга, В. М. Боечко. Секретариат съезда был избран в составе М. С. Сулимы, Р. В. Коваля и А. Г. Журавля.

В докладе В. И. Озеруга был представлен весь многострадальный путь церкви христиан веры евангельской за всю советскую историю. В. М. Боечко доложил также делегатам съезда о работе, которую провел Оргкомитет в период подготовки съезда.

Под руководством Р. И. Биласа съезд избрал председателем восстановленного Союза христиан веры евангельской-пятидесятников Николая Адамовича Мельника, который и руководил Союзом церквей до 1998 года. Заместителями председателя были избраны И. О. Мальский, В. М. Боечко и П. В. Сердиченко.18

Совет Всеукраинского союза ХВЕ был единогласно избран из старших пресвитеров областных объединений в следующем составе:

1. Мельник Н. А.

2. Мальский Б. О.

3. Боечко В. М.

4. Сердиченко П. В.

5. Веремчук СВ.

6. Мулярчук Н. А.

7. Черненко Г. Ф.

8. Бабий П. В.

9. Каминский Н. М.

10. Пилипюк Н. М. П. Озеруга В. И.

12. Рещиковец Н. П.

13. Папроцкий Ф. И.

14. Кобылинский Я. Д.

15. Федоров И. И.

16. Цымбалист Я. Г.

17. Хрипта И. А.

Единогласно была избрана ревизионная комиссия в составе Г. Ф. Черненко, А. В. Жуковского, П. Д. Янюка и утверждено создание различных отделов работы союза (отделы евангелизации, милосердия и благотворительности, Библейского образования). Руководству Союза было поручено подготовить отделами.19 (Впоследствии, и утвердить кандидатуры заведующих данными в процессе практической работы, структура руководства была несколько изменена, заместителями председателя Союза стали Ф. И. Папроцкий - по духовным вопросам, Р. В. Радчук - по евангелизации, Е. И. Пылыпив - по работе с молодежью, B. C. Прохор - по вопросам христианского образования, В. И. Франчук - по вопросам информации и издательства).

Союз церквей христиан веры евангельской Украины был провозглашен правопреемником существовавших ранее Всеукраинского союза христиан евангельской веры и Всепольского союза христиан веры евангельской, а также братства церквей христиан веры евангельской Буковины.

Дальнейшая практическая работа по устройству союза церквей христиан веры евангельской-пятидесятников велась руководством союза во главе с Н. А. Мельником.

Николай Адамович Мельник родился 6 августа 1938 года в городе Белая Церковь. Родители его обратились в евангельскую веру в свои юные годы. Отец его в 30-е годы был осужден за проповедь Евангелия. В шестнадцать лет Николай произнес первую проповедь на молодежном собрании.20

После окончания школы в 1954 году ои стал слесарем-инструментальщиком, работал на фабрике. В 1957 году принял водное крещение и с этого времени включился в активное служение: проводил молодежные собрания, евангелизационные посещения соседних общин, организовывал молитвенные встречи и изучение Библии в среде верующих. Вскоре, из-за пристального внимания к себе со стороны органов власти, Николаю пришлось переехать в г. Кременец, Тернопольской области. Но и на новом месте молодого проповедника, привыкшего к активной христианской жизни, снова начали притеснять местные власти. Через некоторое время ему довелось переехать в г. Коломыю, Ивано-Франковской области. Вся дальнейшая жизнь Николая Мельника оказалась тесно связанной с этим городом. Здесь вначале он нашел только четырех верующих, но под его руководством эта группа верующих стала постоянно расти.

Здесь же, 6 августа 1961 года состоялось бракосочетание Николая Адамовича и Анны Петровны, которая разделила с ним все опасности и трудности христианской жизни того времени в период коммунистического режима, в трудные минуты была рядом, всегда находя слова ободрения, утешения и поддержки. Вместе они воспитали в христианском духе девять детей.

В 1966 году Николай Адамович был рукоположен на служение диакона, а в 1968 году - на пресвитерское служение в церкви.21

Работая на фабрике и находясь под постоянным давлением властей, Николай Адамович решил перевести церковь на полулегальное положение. Церковь стала постоянно собираться на служение в его доме. Эта весть быстро облетела городок. Власти еще больше ожесточились, но церковь стала быстро расти, имея постоянное место для собраний. Эта маленькая церковь за время его пасторства выросла и насчитывает теперь более 200 человек.22

В апреле 1994 года Николай Адамович, снискав доверие многих христианских конфессий, был избран Президентом Украинского Библейского Общества. Под его руководством работали Правление Общества и отделы по подготовке перевода и издания Библии на современный украинский литературный язык.23

Кропотливая и трудная работа по созданию легального Союза церквей сопровождалась одновременно широко развернутым евангелизмом и миссией, в которых бурно и взрывоподобно выразился колоссальный энтузиазм верующих, получивших долгожданную возможность делиться своей верой. Колоссальным был и интерес общества к вопросам веры и жизнедеятельности церкви. В порядке вещей воспринимались переполненные Дворцы культуры, спортивные залы и стадионы, где проповедовалось Евангелие, проводились концерты христианской музыки и пения и бесплатно раздавались тысячи тонн Новых Заветов и другой христианской литературы.

По всему Советскому Союзу стала проводить массовые евангелизации группа «Эммануил» из Одессы во главе с Ю. И. Георгиевым, которая проповедовала от маленьких сел Прикарпатья до Красной площади в Москве. Группа работала под непосредственным руководством П. В. Сердиченко. Вскоре П. В. Сердиченко был избран руководителем евангелизационных проектов всего братства пятидесятников. Это был необыкновенный период «взрыва» евангелизации, которого никогда не забыть христианам того поколения.

Состав группы «Эммануил» неоднократно менялся, но в главном составе долгое время трудились Анатолий Антонюк, Георгий Бычков, Владимир Киценко, Александр Пуршага, Александр Павлов, Анатолий Никитский, Юрий Иванов, Александр Георгиев, Василий Чеботарев, Виктор Митиогло, Виктор Ижевский. Некоторые из них впоследствии стали пасторами новообразованных церквей, которые родились в результате этих евангелизации.

Во многих городах и селах Украины, России, Белоруссии и Молдавии побывала также с проповедью Евангелия еще одна группа евангелизации из Одессы - группа «Евангелист» под руководством П. Я. Юзько.

Для этой группы все началось в 1988 г. с героического решения празднования 1000-летия крещения Руси в Одессе, на что власти до последней минуты упорно не давали согласия. В своих воспоминаниях Павел Юзько пишет:

В нашей церкви в Одессе еще примерно с 1980 года существовал квартет, которым мы пели на служениях в разных городах Украины (включая Донецк, Николаев, Каховку, Луцк, Тернополь и многие др.) Группа состояла из родных братьев Юзько: Сергея и Павла, и Скобкаревых: Дмитрия и Ильи. С того же года я стал работать с хором на Слободке, где в то же время уже трудился Сергей Юзько и Игорь Фокша. В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, в стране нашей такое чувствовалось дыхание свободы, что мы понимали: нам что-то нужно менять в образе нашего служения.

Для празднования 1000-летие крещения Руси в Одессе в парке Победы по предложению П. В. Сердиченко была создана сборная группа, в которую кроме нас и Владимира Штогрина из Одессы, вошли также братья Вознюки и Василий Стрижеус из Новой Каховки.

Когда пришел день проведения служения в парке, на том месте, где мы приготовили помост, уже сидел военный оркестр. Однако, когда мы пришли и народ начал сходиться на праздник, руководитель оркестра, к нашему большому удивлению, добровольно дал указание своему оркестру перейти на другое место.

Приехавшие на место власти города и представители из КГБ до последнего мгновения не разрешали нам проводить служение. Петра Владимировича Сердиченко и Анатолия Архиповича Десятника задержали, отвели в разные служебные машины и долго беседовали с ними, заявляя, что праздничное собрание в парке не позволяется проводить. Все это время мы, не переставая, пели разные христианские гимны, и, конечно, молились.

К этому времени уже собралась довольно большая толпа людей из разных церквей Одессы, многих других городов и просто жителей Одессы, количество которых в парке стремительно увеличивалось. Противостояние стало просто критическим. И, наконец, власти сдались…24

Это стало, действительно, прорывом.

Много поездок совершила эта группа в составе Павла и Сергея Юзько, Николая и Дмитрия Скобкаревых, Владимира и Юрия Штогриных, Константина Павлова, Руслана Богуна, Павла Шамрай, Юрия Клементьева, Андрея Кондратюка, Петра Литвиненко и аккордеониста Виктора Марченко. Вскоре участники этой группы за свои собственные деньги приобрели синтезатор «Ямаха», на котором играла Людмила Лещенко.

Разумеется, все они зарабатывали себе на хлеб, работая на разных предприятиях. Жертвуя своим временем и средствами, покупая бензин за свои деньги, отпрашиваясь с работы у «все понимающих» начальников, почти каждую субботу и воскресенье они проводили евангелизации в разных городах Украины, России, Молдавии и Белоруссии. Уезжали в пятницу на ночь, чтобы утром в понедельник снова быть у себя на рабочих местах. За субботу и воскресенье они успевали проводить по 4-5 евангелизаций.

Павел Юзько вспоминает:

Чаще всего мы возвращались домой утром в понедельник - иногда прямо на работу, даже не заезжая домой. Но это было благословенейшее время когда мы видели сотни людей вышедших на покаяние и отдающих свою жизнь Иисусу. Нам не забыть счастливых, сияющих лиц освобожденных людей. В Мозыре, в Белоруссии, мы проводили евангелизацию с помощью местной церкви. Нам сказали что на следующий день после нашей евангелизаций приезжает экстрасенс А. Кашпировский проводить свои сеансы. Люди просили помолиться, чтобы Господь разрушил замысел сатаны на этом месте. Мы помолились. Спустя много времени мы получили известие от братьев из Мозыря о великих делах Божиих. В тот вечер у великого экстрасенса ничего не вышло, и даже люди неверующие, присутствовавшие на нашем служении, вынуждены были признать, что наш Господь воистину велик.25

Многие люди пришли в церкви, благодаря служению этой группы, а некоторые ее сотрудники впоследствии стали служителями церквей, например В. В. Марченко, который сегодня является пастором Центральной церкви в Одессе. Группа «Евангелист» продолжает свое служение и сегодня, хотя состав ее неоднократно менялся.

Таких групп было много в разных городах и, разумеется, практически каждая церковь в те годы проводила интенсивные евангелизаций своими силами на своем местном уровне.

Огромным был и порыв церквей к миссионерскому служению. Миссионерская работа - проповедь Евангелия и создание новых церквей за пределами Украины - увлекла многие сотни молодых верующих в разные части бывшего Советского Союза, подчас в крайне удаленные уголки Камчатки, Чукотки, Сахалина, Севера, на дальневосточные острова.

9 декабря 1989 года церквами Донецкой области на учредительной конференции в Донецке под руководством пастора К. М. Поповича была создана первая пятидесятническая миссии в СССР - христианская миссия «Возможность», президентом которой был избран пастор В. И. Франчук.26 За прошедшие годы миссионерами этой миссионерской организации и их помощниками на миссионерских полях было создано более 60 церквей христиан веры евангельской в Удмуртии, Сибири, на Сахалине, в Калмыкии. Миссия также участвует в ведении миссионерской работы в Средней Азии, готовится к новым миссионерским полям.

В 1990 году в Ровно была создана миссия «Добрый самарянин» под руководством популярного и известного сегодня во многих странах мира украинского евангелиста Р. В. Радчука. (Вскоре Ростислав Радчук основал другую международную миссию под названием «Slavik International Ministries», а руководство миссией «Добрый самарянин» перешло к его младшему брату Павлу, который принимал самое активное участие в этом служении изначально, создавая церкви на Чукотке и Камчатке. Это стало призывом его служения на всю жизнь. 8 августа 2002 г. Павел Радчук трагически погиб на Аляске во время испытательного полета на самолете, который дерзновенно планировали использовать для миссионерской работы на Чукотке).27

Ростислав Витальевич Радчук родился 2 июня 1958 г. в с. Зозов, недалеко от Ровно в семье верующих родителей. Семья эта была многодетной - 8 детей воспитали Виталий Иванович и Галина Ивановна. Ростислав был старшим. И воспитание родителей и пример старшего брата имел очень большое значение для всех детей - и все они выросли очень активными христианами, все братья - Радчуки стали служителями церквей ХВЕ, с детства активно служа в церкви. Нередко им приходилось пешком ходить на богослужение в Ровно за 10 км от дома.

В свои 14 лет Ростислав начал проповедовать, а в 17 лет, после того как его за проповедь Божьего Слова однокурсникам исключили из училища в Здолбунове, где он учился на машиниста тепловоза, он вынужден был уехать на Дальний Восток и, работая электрогазосварщиком в организации, которая устанавливала отопление, все свободное время посвящал посещению церквей и групп верующих на Дальнем Востоке, проповедуя Слово Божье в Магадане, Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке, Уссурийске, Комсомольске-на-Амуре, Чите и многих других местах. (Нужно сказать, что это служение в значительную меру вдохновлял и поддерживал признанный руководитель западного братства незарегистрированных церквей Василий Михайлович Боечко). Затем было такое же служение в Латвии.28 Так сформировался фундамент его миссионерского видения и образа жизни, которые, в полную меру, были реализованы во время наступившей свободы.

Пережив в своей юности перелом позвоночника от падения с мотоцикла, Ростислав был признан негодным для службы в армии и жестоко страдал от постоянных болей в позвоночнике, но однажды на богослужении в Башлыках старый пастор их села Хопнев Григорий Филимончук внезапно подошел к нему во время молитвы, возложил на него свои руки - и будто огонь прошел по телу Ростислава. В тот день он был полностью исцелен от своей болезни.

В том же 1990 г. в Луцке мощными церквами Волынской области была создана миссия «Голос надежды» под руководством Н. П. Синюка, которая выслала многие десятки миссионеров в различные регионы Российской Федерации, а также в воюющую Абхазию. В результате служения этой миссии созданы были многие церкви в Карелии, на Урале, на Севере России, в Удмуртии, республике Мари Эл, Коми и других местах. Сейчас этой миссией начата работа по созданию церквей в Болгарии и Турции.

1990 год стал также годом рождения еще одной миссии - в Ровно была создана миссия «Свитанкова зоря», поставившая своей задачей проповедь Евангелия и создание церквей на Дальнем Востоке. Руководителем миссии был избран В. П. Прит. Год спустя, было зарегистрировано первое христианское издательство с таким же названием под руководством В. П. Прита. (Сейчас переименовано в Христианский издательский благотворительный фонд «Свитанкова зоря»).

По неполным подсчетам, во время «пика» ведения миссионерской работы украинскими миссионерами на территории Российской Федерации, их число достигало 300 человек.

Союз церквей христиан веры евангельской России Церкви христиан веры евангельской, которые были созданы и продолжают создаваться украинскими миссионерами в Российской Федерации, пополняют состав Союза церквей христиан веры евангельской России, который стремительно вырос под руководством председателя Союза ХВЕП России В. М. Мурза - вырос по количеству церквей более, чем в 25 раз. Так, в 1989 г. на учредительной конференции в Москве, которая состоялась в церкви на Косино, было представлено 40 церквей России, в мае 1990 г. их стало 65. На 1 марта 1994 г. в объединение Союза ХВЕ России входило 375 церквей ХВЕ.29 Впечатляет и рост количества членов - если в 1991 году в союзе пятидесятников России насчитывалось 69 церквей с общей численностью около 6 тысяч человек, то в 2002 году в этом союзе было 1.500 церквей и около 100.000 членов.

Обозревая путь российского братства, В. М. Мурза впоследствии писал на страницах журнала «Примиритель» в статье «Воспоминание о десятилетнем пути Союза ХВЕП РФ» следующее:

А” концу 1989 года Всесоюзный Координационный Совет церквей христиан веры евангельской при Божьей помощи и активном содействии руководящих братьев на местах завершил первый этап подготовительной работы к 1 Всероссийскому съезду. В четырех региональных объединениях были проведены пресвитерские конференции и избраны руководящие братья региональных объединений.

В тот период было образовано четыре таких объединения: Центральное, куда входило 24 области Западной и Центральной части России. Епископом этого региона стал брат Н. А. Гущин. Волго-Уральское объединение, возглавляемое старейшим епископом церкви братом Ф. Г. Швиридом. Северокавказское объединение было поручено В. М. Мурзе. И, самое огромное по территории, но с малым количеством церквей, Восточно-Сибирское (от Урала до Сахалина), возглавил брат В. А. Торба.

Всесоюзному Координационному Совету церквей ХВЕ предстояла задача провести первый съезд на территории одной шестой части земной суши, принять Устав, учредить Союз, образовать отделы и определить стратегию Еозкию по спасению народов многонациональной страны.

Следует отметить, что величественные и бессмертные слова Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) во все века жизни Церкви Христовой были ее благословением и вдохновением. Особенно они применимы к Церкви христиан веры евангельской в СССР в целом, и в России в частности. Десятилетиями гонимая и преследуемая, презираемая и уничтожаемая, Церковь ХВЕ не только выжила, выстояла, но и окрепла духовно, сохранила верность своему Пастырю Христу. Без угрызения совести можно заявить, что все гонения и репрессии она выдержала с честью. Предстояло преодолеть еще один крепкий бастион - исторически сложившуюся и искусственно навязанную ей извне разобщенность.

Нелегкая работа этого совета по подготовке 1-го съезда, в основном она была завершена к весне 1990 года.

Церковь получила свободу, христиане веры евангельской России сказали всем громко о том, что Пятидесятница в России жива.30

14-16 мая 1990 года в молитвенном доме церкви ХВЕ в Косино состоялся Первый съезд пятидесятников России, на котором присутствовало 110 делегатов из 50 церквей, расположенных на просторах огромной страны, а также 60 гостей из разных стран. Съезд радостно приветствовали руководители многих зарубежных союзов, комитетов, братств.31 Навсегда осталось в моей памяти, и верю, что в памяти всех делегатов и гостей съезда великолепное пение мужского хора из Черновиц и группы певцов из Минской церкви - их служение сопровождало работу съезда.

На съезде было провозглашено учреждение Союза христиан веры евангельской РСФСР, принят Устав Союза, избрано союзное руководство.

Председателем Союза был избран Р. И. Билас. Первым заместителем председателя делегаты избрали В. М. Мурзу, заместителем - Н. Н. Коняхина. Съезд избрал также Президиум Союза России, куда вошли: Р. И. Билас, В. М. Мурза, Н. Н. Коняхин, Н. А. Гущин, Ф. Г. Швирид, В. А. Торба и Н. В. Окара.

Открытым голосованием была избрана также ревизионная комиссия в следующем составе: Н. В. Окара (председатель), А. А. Булыгин, М. Н. Тупиков.

По решению съезда были созданы отделы евангелизации, милосердия и благотворительности и духовного образования и было поручено руководству Союза подготовить и утвердить кандидатуры заведующих названными отделами.

О других решениях съезда в официальных документах говорится так:

Съезд определил свои цели и задачи, которые выражались в том, чтобы содействовать церквам Союза ХВЕ России в деле проповеди Евангелия, их росту и освящению. Союз имеет исключительно духовные, общественно-полезные и милосердные цели. Союз ХВЕ России определил свои задачи в выполнении совместных христианских служений, деятельность которых выходит за рамки отдельных церквей и служит на пользу каждой церкви. К этим задачам относятся:

Ведение учета поместных церквей, обучение священнослужителей, регентов, руководителей музыкальных оркестров, преподавателей богословских семинарий, воскресных школ;

Проведение евангелизационных богослужений в молитвенных домах, палатках, на стадионах и других общественных зданиях и сооружениях;

Осуществление межцерковных связей с родственными по вере церквами, связей с объединениями, как в нашей стране, так и за рубежом.

Союз поставил своей задачей иметь молитвенные дома, семинарии, теологические институты, библейские школы, миссии, типографии, издательства, СМИ, аудиовидеостудии и др.32

Уже к концу 1990 года вышло из «подполья» и присоединилось к Союзу ХВЕ России около 100 церквей и групп. Однако магистральный путь количественного роста Союза был определен однозначно - через евангелизацию и повсеместное насаждение церквей. При этом отмечалось, что сами верующие, проповедующие Слово Божие, должны своей собственной жизнью являть людям силу Евангелия.

Владимир Моисеевич Мурза писал о слушателях Евангелия:

Слово о любви Христовой притягивает их, но они как древние эллины хотят видеть Иисуса, увидеть Его в посланниках-проповедниках. Церкви необходимо отражать Христа. Слишком искушен сегодня наш слушатель, чтобы поверить только риторике. Слишком болен он, чтобы исцелиться хорошими обещаниями, далее Библейскими! Настало время стать реальностью словам пророка Иеремии «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?»33

После проведения Первого съезда Объединенного союза ХВЕ СССР Р. И. Билас был избран его председателем. Возникла необходимость созвать внеочередной съезд России, который и состоялся 16 апреля 1991 года. На этом съезде председателем Союза России был избран В. М. Мурза, его заместителем - Н. Н. Коняхин, ответственным за евангелизационную работу -В. Н. Романюк.

Как уже говорилось, в стремительный рост количества церквей внесли свой весьма существенный вклад украинские миссионеры. Журнал «Примиритель» сообщал:

В единстве братства в Россию были направлены сотни миссионеров-евангелистов. Некоторые, с трехнедельной миссионерской подготовкой в Одесской школе, поехали в разные области России. Многие миссии -»Голос Надежды», «Добрый Самарянин», «Свитанкова заря», «Возможность», «Промень надии» и другие - направили сотни миссионеров на Север, в Сибирь, Дальний Восток, Забайкалье, Урал, Карелию. При Господнем содействии и подкреплении началась всеобщая евангелизация народов, населяющих Россию. Еженедельно 2-3 новых церкви образовывалось, и к концу 1992 года их насчитывалось около ЗОО».34

Бессменным руководителем Союза пятидесятников России до 2002 года был В. М. Мурза, который родился, вырос и был воспитан в церквах Ровенской области. Владимир Моисеевич Мурза родился 29 ноября 1940 г. в с. Вирка Степанского района Ровенской области. Его отец - служитель церкви Моисей Игнатович вскоре после рождения сына был осужден на 10 лет за христианскую деятельность. С самых ранних лет его жизнь была связана с церковью. В возрасте 18 лет принял водное крещение по вере. За исповедание Библейского учения в 1960 г. был осужден на 3 года, которые отбывал в Волгограде. После бракосочетания Владимир Моисеевич с Любовью Яковлевной переехали в г. Батайск, Ростовской области, где он был проповедником в церкви и одновременно вел детское и молодежное служения. В 1976 году он был избран церковью и рукоположен на пасторское служение.35

В 1978 г. церковь под его руководством получила автономную регистрацию, начались первые открытые богослужения в г. Батайске. За 5 лет церковь выросла в 10 раз. Был приобретен молитвенный дом. В 1981 г. на областном совещании пресвитеров Владимир Моисеевич был избран старшим пресвитером по Ростовской области, в 1983 г. был избран старшим пресвитером по Северному Кавказу; с 1985 г. - членом Совета пресвитеров автономно регистрированного братства. Как уже говорилось, в 1989 г. В. М. Мурза был избран заместителем старшего пресвитера по Российской федерации, а в 1991 г. - председателем Союза христиан веры евангельской России.36

В. М. Мурза очень часто приезжал на Украину и всегда звучал в украинских церквах его пламенный призыв посылать миссионеров в эту необъятную страну.

Он принимал активное участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, вел активную работу по сближению конфессий и по укреплению межконфессионального мира и согласия в России. Указом от 27 февраля 1997 г. Владимир Моисеевич был награжден президентом Б. Н. Ельциным медалью в честь 850-летия Москвы.37 Президент России В. В. Путин своим Указом № 1491 от 11 августа 2000 г. наградил В. М. Мурзу орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени «за большой вклад в укрепление гражданского мира и согласия и возрождение духовно-нравственных традиций». Этот Указ был зачитан представителем администрации при Президенте РФ А. О. Протокоповым на приеме по случаю празднования 60-летия В. М. Мурзы.38 Две высшие богословско-образовательные международные организации присвоили В. М. Мурзе степени почетного доктора богословия. Так В. М. Мурза стал одним из немногих обладателей степени доктора богословия в России.39

Подводя итог прошедшему десятилетию, В. М. Мурза писал в 2000 году:

10 лет уже свободно идет проповедь Евангелия от Камчатки до Калининграда, от Мурманска и Салехарда до Астрахани и Адлера. Образовано 56 региональных объединений, вновь создано и объединено в Союз более 1.300 церквей и групп. Но мы верим, что это только начало Великого Пробуждения в России. Обетования * Господа: «И будет в последние дни, говорит Бог, изолью от Духа Моего на всякую плоть… И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян.2:17,21).

Ведь Россия - это «край земли», и в каждом населенном пункте этой страны должна образоваться Церковь Живого Бога, «ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2:14).40 Просила Россия дождя у Господа!

А 26-28 февраля 2002 года в Москве прошел Пятый съезд Союза ХВЕП в России, в котором приняли участие около 500 делегатов от 54-х региональных объединений Союза ХВЕП в России и более 50 почетных гостей - руководителей пятидесятнических Союзов стран СНГ, Европы и США.

Съезд избрал на должность председателя Союза ХВЕП Российской Федерации П. Н. Окара.

Павел Николаевич Окара родился в 1952 году в г. Новочеркасске Ростовской области. С 1977 года является служителем церкви ХВЕ. В 1991 году был избран на служение старшего пресвитера церквей христиан веры евангельской Северо-Кавказского региона, одновременно являясь старшим пастором Ростовской церкви. В 1998 году Павел Николаевич был избран первым заместителем председателя Союза ХВЕП в России. У Павла Николаевича и его супруги Надежды Михайловны двое сынов и пятеро дочерей.

Владимир Моисеевич Мурза был единодушно избран Почетным председателем Союза ХВЕП в России. Первым заместителем председателя Союза был избран Павел Анатольевич Бак, старший пресвитер Свердловского регионального объединения церквей христиан веры евангельской.41

Пятидесятническое братство в СНГ

Постепенно, по мере того, как были созданы союзы ХВЕ пятидесятников в России, Белоруссии, Молдавии, Литве, Латвии, Узбекистане, намечались планы работы на будущее, и проводилась подготовка к проведению первого объединенного съезда пятидесятников СССР, который состоялся 13-15 марта 1991 года в Москве. Р. И. Билас единогласно был избран председателем Евроазиатского Объединенного союза церквей ХВЕ бывшего СССР.42 Несмотря на большие трудности, связанные с распадом СССР и нестабильностью политической обстановки, Объединенный Союз рос и укреплялся. Р. И. Билас трудился над единством братства, воспитанного в разных традициях и вероученческих особенностях. Эта работа для единства братства стала основной целью его жизни до самой смерти. При его самом активном участии были открыты Библейские институты и колледжи в Москве, Киеве, Минске, Вильнюсе, Риге, Кишинёве. Сотни студентов обучаются там сегодня, получая богословское образование для их служения в церквах.

Непосредственно работой по образованию был призван заниматься заместитель председателя Евроазиатского Объединенного союза церквей ХВЕ по образованию Н. П. Рещиковец.

Назар Павлович родился 10 января 1945 года в селе Лукино Ровенской области. В 1949 году в связи с трудностями послевоенных лет семья переехала в Херсонскую область. В 1959 году Бог коснулся его еще детского сердца, и через год пятнадцатилетний Назар принял святое водное крещение по вере. Первые годы его христианской жизни прошли в удивительной атмосфере Божьего присутствия. Среди разрухи, нужды и гонений Бог не оставлял своего народа. Небольшая деревенская церковь часто была свидетелем того, что Бог голосом своим, как во времена Самуила, говорил к своему народу. Это и другие переживания укрепляли веру Назара, готовя его к последующим трудностям.

В то время церковь, находящаяся в подполье, испытывала большие трудности, очень скоро Назар пережил их на себе. В 1963 голу он поступил в Харьковский индустриальный техникум. Вскоре администрации стало известно, что он верующий. Последовало требование отречься от религиозных убеждений или оставить техникум. В 1964 году «за игнорирование мнением коллектива» его исключают из техникума.

С 1963 по 1973 годы Назар Павлович несет духовный труд руководителя молодежи и одновременно регента церковного хора в Харьковской церкви. В церковном хоре пела и его будущая жена Мария. В 1967 году они вступили в брак В 1973 году Назар Павлович был избран на пресвитерское служение. Это был год, когда церковь, получив автономную регистрацию, вышла на открытое служение. В 1979 году Назара Павловича избирают членом Совета пресвитеров автономно зарегистрированного братства. С 1990 года он вместе с другими братьями включается в труд по объединению автономного зарегистрированного братства с другими направлениями пятидесятнического движения.

В 1991 году на Первом съезде ОСХВЕП Н. П. Рещиковца избирают заместителем председателя Союза по духовному образованию. Через год на заседании Президиума ОСХВЕП он был назначен ректором Московского теологического института. Назар Павлович говорит, что трудно было бы рассчитывать на успех в служении во все эти годы без помоши и ободрения его верного друга - жены Марии Антоновны, с которой они воспитали в христианском духе семерых детей.43

Заместителем председателя Евроазиатского Объединенного союза церквей ХВЕ по евангелизации был избран П. В. Сердиченко.

Впоследствии Объединенный Союз был переименован в Международную Ассамблею христиан веры евангельской.

Что же касается Украины, следующий съезд Всеукраинското союза ХВЕ состоялся в Ровно 19-21 апреля 1994 года. На съезде присутствовало 342 делегата с правом решающего голоса. Присутствовало также 20 гостей из разных стран - США, Чехии, Бельгии, Германии, Швеции, стран ближнего зарубежья.

В президиум съезда были избраны: Р. И. Билас, Н. А. Мельник, B. C. Прохор, В. А. Лимонченко, Е. И. Пылыпив, В. И. Озеруга, Н. М. Каминский, А. В. Жуковский, И. С. Воробец, Ф. И Папроцкий.44

В отчетном докладе Председатель Союза ХВЕ Украины Н. А. Мельник охарактеризовал прошедший этап работы и жизнедеятельности церквей Украины и руководства Союза, и представил перспективу на грядущий период.

Были созданы также отдел по работе с молодежью и женский отдел.

Председателем Союза на новый срок был избран Н. А. Мельник, секретарем Союза - Р. И. Билас, заместителями председателя по духовным вопросам были избраны Ф. И. Папроцкий и И. О. Мальский, заместителями председателя - ответственными за отделы съезд избрал B. C. Прохора, В. А. Лимонченко, Е. И Пылыпива. Ответственной за женский отдел была избрана В. М. Бесарабова, ответственным за отдел издательства - В. П. Прит. Руководству Союза было поручено создать также некоторые другие отделы для развития деятельности Союза церквей.

В Правление союза было избрано 11 человек: Н. А. Мельник, Р. И. Билас, Ф. И. Папроцкий, И. О. Мальский, B. C. Прохор, В. А. Лимонченко, СВ. Веремчук, Н. М. Каминский, Н. А. Мулярчук, В. И. Озеруга, Е. И. Пылыпив. В Совет союза вошли все старшие пресвитеры областей, а также ответственный за внешнюю миссию Н. П. Синюк, отвественный за финансовый отдел П Д. Янюк и директор Киевского Библейского института СВ. Озеруга.

В ревизионную комиссию были избраны А. В. Жуковский, П. Д. Янюк и В. П. Прит.45

(В процессе практической работы вместо уехавшего в США И. О. Мальского заместителем председателя стал П. В. Сердиченко, а первым заместителем - B. C. Прохор).

Очередной съезд Всеукраинского Союза христиан веры евангельской -пятидесятников состоялся 19-21 мая 1998 года в Киеве. Председателем Союза был избран М. С. Паночко, первым заместителем председателя - П. В. Сердиченко, заместителями - М. М. Мокиенко, П. И. Карпов, Н. П. Синюк.46

Михаил Степанович Паночко родился 12 ноября 1951 года в селе Сулимов Жовкивского района Львовской области в семье верующих родителей. Его отец Степан Михайлович и мать Анна Михайловна были жителями Сулимова, принадлежали к церкви христиан веры евангельской. В возрасте 18 лет 3 августа 1969 года Михаил Паночко был крещен по вере и стал членом церкви христиан веры евангельской в Сулимове.

После окончания средней школы был призван в ряды советской армии, где находился в период 1969-1971 г. г. Службу проходил в Подмосковье (Щелково), затем в Баку. После службы в армии с 1972 по 1980 годы работал в строительном управлении системы «Газстроя» в Львовской области. В возрасте 25 лет 26 мая 1976 года был избран церковью на пасторское служение. Одновременно со своим пасторским служением с 1989 года он трудился в миссии «Вифезда», которая занималась благотворительностью и распространением христианской литературы, вел радиопрограмму «Сторинкы жыття» по Львовскому областному радио, возглавлял отдел по работе с молодежью по Львовской области. В 1994 году был избран заместителем старшего пастора по Львовской области, а в 1995 - старшим пастором по Львовской области.47

В 1998-2000 был президентом Евроазиатского объединенного союза христиан веры евангельской, впоследствии переименованного в Международную Ассамблею христиан веры евангельской. На всемирном съезде Ассамблей Божиих в 7-11 августа 2000, который состоялся в Индианаполисе, штат Индиана, США, был избран членом Исполнительного Комитета Всемирного союза Ассамблей Божиих от Евразии. Высшее богословское образование приобретал в Москве на Библейских курсах ВСЕХБ в 1982-1985 и в Киевском Библейском институте.

У Михаила Степановича и Евгении Ярославовны Паночко пятеро детей.48

 

На этом съезде было отмечено, что Всеукраинский Союз церквей христиан веры евангельской при восстановлении своей деятельности в 1990 году насчитывал 400 церквей. В 1988 году в Союз входили 976 церквей, с количество членов в них - 88.227 человек. В церквах имелось 249 хоров, которыми руководили 363 дирижёра.49

Церковные здания имели 490 церквей, еще 170 церквей вели строительство. В церквах союза имелось 524 воскресные школы, в которых обучалось более 24.000 детей.50

Первым заместителем председателя Союза был избран Петр Владимирович Сердиченко. Он родился 1 ноября 1949 года в Измаиле Одесской области, в 1970 году закончил мореходное училище. В 1971 году присоединился к церкви пятидесятников, вскоре стал признанным руководителем христианской молодежи в этом городе. В 1979 году был рукоположен на диаконское служение, в 1982 году пятидесятническими автономно зарегистрированными церквами был избран старшим пастором по Одесской области. Во время наступившего для церкви периода свободы П. В. Сердиченко благословенно и мудро руководил евангелизационными служениями пятидесятнического братства, переселился в Москву, в 1991 году был избран заместителем председателя Объединенного союза церквей ХВЕ в странах СНГ. Вернувшись в Украину в 1994 году, служил старшим пастором церквей Одесской области. Получил диплом доктора богословия от Международной семинарии в Сван Ривер (Манитоба, Канада) в 1996 году, а также диплом Библейского колледжа в Чикаго (США).

Петр Владимирович и Татьяна Андреевна Сердиченко воспитали 9 детей, которые принимают активное участие в служении поместных церквей по месту своего жительства.

Последний съезд Всеукраинского Союза христиан веры евангельской -пятидесятников состоялся 21-24 мая 2002 года в Киеве. В работе съезда приняли участие 360 делегатов из всех областей Украины, и около 50 гостей из Великобритании, Швеции, Финляндии, Норвегии, Бразилии, США, Канады, Литвы, Латвии, России, Белоруссии, Молдовы, Узбекистана, Киргизии, Армении. В работе съезда принимали участие также некоторые украинские миссионеры, работающие за рубежом.51

С учетом ранее проведенных довоенных съездов Всеукраинского союза церквей христиан евангельской веры под руководством И. Е. Воронаева и Всепольского союза Церквей христиан веры евангельской под руководством А. Бергольца, этот съезд бы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: