В столбцах:
- группы вопросов со схожей тематикой;
- №вопросов в опроснике;
- среднее значение ответов по всей выборки школьников;
- среднее значение ответов для женщин - школьниц;
- среднее значение ответов для мужчин - школьников;
- среднее значение ответов по всей выборке студентов;
- среднее значение ответов для женщин - студенток;
- среднее значение ответов для мужчин - студентов;
- значимость различий между данными у школьников и студентов по U-критерию Манна-Уитни;
- значимость различий между данными у женщин разных возрастных групп по U-критерию Манна-Уитни;
- значимость различий между данными у мужчин разных возрастных групп по U-критерию Манна-Уитни.
Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).
Таблица 4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к неживой природе | 1 | 3,58 | 3,73 | 3,48 | 3,29 | 3,28 | 3,31 | 0,135 | 0,089 | 0,604 |
2 | 3,16 | 3,25 | 3,10 | 3,52 | 3,48 | 3,56 | 0,032 | 0,325 | 0,049 | |
3 | 3,48 | 3,58 | 3,42 | 3,46 | 3,50 | 3,42 | 0,905 | 0,864 | 0,913 | |
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных в хозяйственных целях | 4 | 3,82 | 3,88 | 3,78 | 2,75 | 2,82 | 2,67 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
5 | 3,99 | 4,23 | 3,83 | 2,12 | 2,80 | 1,46 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | |
20 | 3,91 | 4,32 | 3,65 | 4,10 | 4,22 | 3,98 | 0,263 | 0,927 | 0,249 | |
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных для развлечения | 6 | 2,34 | 2,00 | 2,58 | 2,63 | 2,18 | 3,06 | 0,094 | 0,230 | 0,062 |
7 | 3,46 | 3,38 | 3,53 | 3,98 | 3,69 | 4,25 | 0,002 | 0,299 | 0,001 | |
15 | 3,74 | 4,20 | 3,42 | 3,22 | 3,80 | 2,65 | 0,006 | 0,048 | 0,005 | |
19 | 2,64 | 2,68 | 2,61 | 1,84 | 2,06 | 1,63 | 0,000 | 0,015 | 0,000 | |
Группа вопросов, касающихся проблем научно-технического прогресса | 8 | 2,30 | 2,53 | 2,15 | 2,23 | 2,56 | 1,90 | 0,382 | 0,918 | 0,111 |
9 | 2,82 | 3,05 | 2,66 | 2,08 | 2,22 | 1,94 | 0,000 | 0,002 | 0,003 | |
21 | 2,51 | 2,62 | 2,43 | 2,30 | 2,38 | 2,23 | 0,174 | 0,315 | 0,282 | |
Группа вопросов, касающихся проблем уничтожения животных | 10 | 3,75 | 3,83 | 3,70 | 3,88 | 3,78 | 3,98 | 0,727 | 0,510 | 0,288 |
11 | 1,61 | 1,58 | 1,63 | 2,11 | 2,32 | 1,90 | 0,003 | 0,001 | 0,386 | |
16 | 3,07 | 3,35 | 2,88 | 3,17 | 2,98 | 3,35 | 0,560 | 0,202 | 0,076 | |
Группа вопросов, касающихся проблем обращения с животными | 12 | 3,06 | 3,08 | 3,05 | 2,14 | 2,22 | 2,06 | 0,000 | 0,001 | 0,000 |
13 | 3,71 | 3,55 | 3,83 | 3,92 | 3,90 | 3,94 | 0,110 | 0,148 | 0,342 | |
14 | 3,09 | 3,65 | 2,71 | 2,81 | 3,30 | 2,35 | 0,143 | 0,156 | 0,109 | |
17 | 2,26 | 2,03 | 2,42 | 2,47 | 2,14 | 2,79 | 0,458 | 0,712 | 0,248 | |
Вопрос, касающийся отношения к вегетарианству | 18 | 1,70 | 1,88 | 1,58 | 1,72 | 1,84 | 1,60 | 0,979 | 0,969 | 0,812 |
|
|
Проблемы использования животных в хозяйственных нуждах. Так школьники соглашаются (достоверно на 0% уровне значимости) с утверждением, что разведение и убийство животных ради меха не допустимо, а студенты не смогли ответить. При этом и девушки и мужчины - школьники разделяют это мнение (достоверно на 0% уровне значимости и в том и в другом случае), а девушки и мужчины - студенты, как уже говорилось выше, не смогли определиться со своим отношением. А вот утверждение о недопустимости использования чучел и шкур для украшения интерьера вызвало яркое противопоставление мнений. Так школьники (достоверно на 0% уровне значимости) полностью разделяют мысль о недопустимости, а студенты не видят в этом ничего ужасного. Если смотреть возрастные особенности отдельно мужчин и женщин, то здесь девушки - школьницы, как уже говорилось выше, соглашаются (достоверно на 0% уровне значимости) с этим утверждением, а девушки - студентки больше сомневаются в выборе, у мужчин же мы видим выраженное противоборство мнений. Так мужчины - школьники разделяют взгляд девушек - школьниц, а мужчины - студенты, наоборот, допускают (достоверно на 0% уровне значимости) использование шкур и чучел для украшения.
|
|
В отношении к вопросам, относящимся к проблеме использования животных в качестве развлечения, мы видим неоднозначность. Школьники занимают нейтральные позиции в отношении португальской корриды, где пострадавших нет, и в использовании животных в цирковых представлениях, студенты же поддерживают корриду и не видят ничего плохо в использовании животных в цирковых преставлениях. А вот мысль о схватках между бойцовыми петухами или собаками вызывает негативные впечатления у школьников, они такого рода развлечения отвергают (достоверно на 0,6% уровне значимости), а уже студенты не смогли определиться со своим отношением к данному роду развлечениям. Если смотреть возрастные особенности отдельно у мальчиков и девочек, то здесь наблюдается сохранения нейтралитета мужчин - школьников по вопросам португальской корриды и цирковых представлений (достоверно на 0,1% и 0% уровне значимости), а мужчины - студенты, как уже отмечалось выше, разделяют идею португальской корриды и цирковых представлений. У девушек же школьниц и студенток различие наблюдается в ответах на вопрос об использовании животных в цирковых представлениях только на уровне тенденции (достоверно на 1,5% уровне значимости).Различие между девушками - студентками и девушками - школьницами в вопросе о допустимости петушиных и собачьих боев находится на уровне тенденции (достоверно на 4% уровне значимости), во мнениях мужчин - школьников и студентов мы видим различие в интенсивности своего проявления. И те и другие - нейтральны, но школьники ближе к границе отрицания допустимости, а студенты, наоборот, ближе к границе согласия.
Сомнения у школьников (достоверно на 0% уровне значимости), как девочек, так и мальчиков, вызвало утверждение о возможности выведения декоративных пород, то есть изменение облика животных человеком, студенты, и девочки (достоверно на 0,1% уровне значимости) и мальчики (достоверно на 0% уровне значимости) же занимают позицию принятия этой возможности.
Что же касается утверждения о поголовном уничтожении бездомных животных в городе, то и школьники и студенты отвергли его (достоверно на 0,3% уровне значимости), различие мы видим в выраженности отвержения у девочек. Девушки - школьницы категоричней (достоверно на 0,1% уровне значимости) в неприятии данного утверждения, чем девушки - студентки.
Студенты не готовы для сохранения экологии отказаться (достоверно на 0% уровне значимости) от личного транспорта, а школьники сомневаются в выборе определенной позиции. Если смотреть подробнее, то видим, что ни девушки, ни мужчины - студенты не готовы (достоверно на 0,2% и 0,3% уровне значимости) пожертвовать личным комфортом ради сохранения чистоты, а девушки и мужчины - школьники единодушно затруднились ответить.
Так же на уровне тенденции наблюдается различиево мнении студентов и школьников (достоверно на 3% уровне значимости) о сохранении болот и оврагов, даже если это приносит неудобство людям, в первую очередь это различие имеется во мнении мужчин - школьников и студентов (достоверно на 4% уровне значимости).
|
|
Резюме. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что школьники, как девушки, так и мужчины, более гуманны по отношению к проблемам экологической этики. В первую очередь это касается вопросов использования животных для украшения интерьера или производства меховых изделий, а также для развлечения, так сказать, для услады глаз, здесь мы имеем в виду, конечно же, разного рода бои с участие животных. Студенты же принимают такого рода использование «братьев наших меньших» и не видят в этом что-либо противоестественное, также студенты в вопросах научного - технического прогресса высказались в его поддержку (вопрос касался отказа от личного транспорта во благо экологии), школьники же здесь не смогли дать однозначный ответ, что, скорее всего, говорит о том, что просто школьники по большей части не обладают своим личным транспортом.