Средства целостного педагогического процесса -совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.
Средства обучения (СО) взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания.
· для педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций;
· для учащихся СО - средство познания и одно из средств реализации учебных функций;
· по отношению к содержанию образования СО - способ передачи содержания и организации его усвоения;
· по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения СО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации;
|
|
· по отношению к СО цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом СО должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.
Условно все СО можно разделить на следующие группы:
· учебники и учебные пособия;
· средства наглядности;
· средства для осуществления практических действий;
· технические средства обучения;
· вспомогательные средства учебного процесса.
Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.
Средства для осуществления практических действий - приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д.
Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.
Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:
· Технические средства информации(ТСИ)
· Технические средства контроля (ТСК)
· Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)
· Тренажерные технические средства (ТТС)
· Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)
Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.