Средства целостного педагогического процесса

Средства целостного педагогического процесса -совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.

Средства обучения (СО) взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания.

· для педагога СО - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций;

·   для учащихся СО - средство познания и одно из средств реализации учебных функций;

·   по отношению к содержанию образования СО - способ передачи содержания и организации его усвоения;

·   по отношению к методам учебно-воспитательного процесса и формам организации обучения СО - способ их разнообразия и совершенствования, один из вариантов разработки и применения новых сочетаний компонентов педагогической коммуникации;

·   по отношению к СО цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом СО должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определятся с их помощью.

Условно все СО можно разделить на следующие группы:

· учебники и учебные пособия;

·   средства наглядности;

·   средства для осуществления практических действий;

·   технические средства обучения;

·   вспомогательные средства учебного процесса.

Состав каждой группы этих средств зависит от развития науки, в том числе педагогической практики.

Средства для осуществления практических действий - приборы и приспособления для учебных экспериментов, учебно-лабораторное оборудование, оборудование мастерских, кабинетов, спортивных залов и т.д.

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.

Технические средства обучения позволяют реализовать одну или несколько дидактических функций с помощью специальных технических устройств. Разнообразие ТСО привело к разработке различных классификаций. Все ТСО делятся на пять групп:

· Технические средства информации(ТСИ)

·   Технические средства контроля (ТСК)

·   Информационно-контролирующие ТСО (ИКТСО)

·   Тренажерные технические средства (ТТС)

·   Обучающие комплексы на базе ЭВМ (ОК/ЭВМ)

Вспомогательные средства учебного процесса - такие средства, которые являются необходимой составной частью оснащения учебного процесса, но дидактических функций не выполняют. К ним относятся: доска, мел, бумага, учебные принадлежности, зашторивающее устройство и т.п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: