Понимание ученика - умение видеть его изнутри, умение видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы поступков.
Принятие ученика -положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности.
Признание ученика - восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.
3. Понятие трудновоспитуемости и ее причины:
Трудновоспитуемость - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами.
· Трудновоспитуемые, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции (дети с начальной степенью школьной дезодаптации, запущенные, с начальной неуспеваемостью)
· Требуются значительные усилия и время (бродяги, беспризорники, дети с отклонениями)
Дезадаптация - состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникшие трудности.
|
|
Дидактогения - возникновение негативных психических процессов в структуре личности (страх и т.п.) вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей.
4. Характеристика трудновоспитуемых детей:
· С начальной степенью дезадаптации
· С хроническими или длительными заболеваниями и ослабленным здоровьем
· С акцентуациями характера
Акцентуациями характера - чрезмерное усилие отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы.
Типы: астеническая, гипертимная, демонстративная, дистимная, истироидная, шизоидная, эпилептоидная, циклоидная.
Нестандартные дети:
· Медлительные
· Застенчивые
· Левша
· Одаренные дети
· неуспевающие
Проблемы воспитания учащихся в коллективах профессиональных учебных заведений
Коллектив - организованная и обладающая органами управления группа людей, объединённых общественно значимыми идеями, интересами, деятельностью.
Влияние коллектива на развитие личности. Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, укреплением дружбы и интернациональных отношений.
Формальные группы - созданные по воле руководства для организации производственного процесса. Их функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.
Неформальные группы - создаются не по воле руководства, они вырабатывают свои нормы поведения и требует от своих членов поведения в рамках существующих норм. Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий.
|
|
Трудности в формировании коллектива учебной группы в профессиональных учебных заведениях.
Специфика организации процесса воспитания в профессиональных учебных заведениях по сравнению с общеобразовательной школой определяется новым социальным статусом обучающегося - будущий рабочий, специалист, изменением ведущего вида деятельности - учебно-профессиональной, новым типом взаимоотношений со сверстниками и с ближайшим социальным окружением, перспективой профессионального и жизненного самоопределения.
Эталонного коллектив, который характеризуется:
· наличием в коллективе ясно выраженной цели, пониманием ее важности и деловым настроем сотрудников;
· члены коллектива оптимально подобраны, связывают свои интересы с профессией и выполняемой работой, обладают всеми необходимыми профессионально важными качествами;
· в коллективе сложилось доверие и взаимовыручка;
· формальные и неформальные лидеры, как правило, совпадают;
· взаимоотношения с вышестоящим руководством положительные;
· уровни образования и потребностей сотрудников соответствуют возможностям их дальнейшего служебного роста;
· сформировано коллективное мнение.
Персонализация (личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Этапы развития личности называются фазами развития личности:
· Адаптация - активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
· Индивидуализация - порождается противоречием между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализазации.
· Интеграция - характеризуется противоречиями между стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и потребностью общности принять лишь те индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям.
Проблемы лидерства в коллективе.
Лидер - член группы, за которым сами участники группы признают приоритет принятия ответственных решений в важных обстоятельствах. Лидер - это авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе.
Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.