Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний, ее место в психолого-педагогическом цикле дисциплин

Методика профессионального обучения - наука изучающая процесс учебной и учебно-производственной деятельности.

Методика ПО перекликается:

· Педагогика

·   Психология

·   Философия

·   Методика воспитательной работы

Методика ПО включает в себя:

Объект, предмет, понятийно-терминологический аппарат

Объект методики ПО - процесс обучения определенному предмету в каком-либо учебном заведении.

Предмет познания методики ПО -это направление педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Понятийно-терминологический аппарат:

Понятие -это форма мышления отражающая существенные свойства и связи явлений, единица мышления.

Термин - словосочетание точно обозначающее какое-либо научное явление.

Понятийно-терминологический аппарат включает в себя:

· Дидактико-методические понятия (термины пришедшие в методику из базовых дисциплин: дидактики, теории воспитания, педагогики, психологии)

·   Методико-технические понятия (понятия взятые из преподаваемой науки технической науки + смежных)

·   Методические понятия

В методике ПО под системой ПО понимается порядок расчленения содержания обучения, группировка его частей в последовательности необходимой для овладения учащимися ЗУН.

Под системой ПО понимается единство содержания, формы и дидактических средств обучения.

Цель изучения дисциплины: получение профессиональных приоритетных технологических знаний и навыков педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по предметам профессионального цикла, а также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих.

 

Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих

Профессиональное обучение - нацеленная на получение прочных ЗУН, умение использовать новую технику, технологии и современные методы труда.

Профессия - род трудовой деятельности охватывающий область в применении всех ЗУН работника, в той или иной отрасли производства.

Специальность - разновидность профессиональной деятельности человека, охватывающей круг работ или обязанностей в данном профессиональном труде, образующийся внутри профессии.

Квалификация - характеристика степени подготовленности работника к виду трудовой деятельности, определяется разрядами, категориями, классами.

Показателем Квалификации рабочего является квалификационный разряд. Соответствующий уровень профессиональной подготовки служащих, квалификационные требования, предъявляемые к должностям.

Уровень квалификации - степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются:

объем и диапазон знаний и умений;

качество знаний и умений;

способность рационально организовывать и планировать работу;

способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Трудовая деятельность рабочего включает в себя следующие функции:

· Планирование

·   Подготовка

·   Осуществление

·   Контроль и обслуживание производственного процесса

В Государственном стандарте профессионального образования квалификация характеризуется пятью ступенями:

1 ст. - предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах;

2 ст. - основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях;

3 ст. - характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях учебных заведений начального профессионального образования;

4 ст. - предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое главным образом в «продвинутых» образовательных учреждениях: проф. лицеях, учреждениях среднего проф. образования (базовый и повышенный уровень), колледжах;

5 ст. - соответствует различным уровням высшего и послевузовского проф. образования.

Профессиограмма - описание, характеристика профессии, основной источник (наряду с практическим знакомством) получения сведений о разных аспектах профессиональной деятельности.

Профессиональная характеристика, являясь описательной моделью профессии, определяет конечные цели профессиональной подготовки, обуславливающие ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к общей и профессиональной подготовке, контингенту обучающихся. Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального перечня и отражает:

название профессии; интегрируемые специальности; номер профессии по Перечню;

назначение и сферу применения профессии; основные виды деятельности в рамках профессий и группируемых специальностей;

теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям); требования к личности рабочего (служащего), уровню его общего образования;

специфические требования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: