Понятие о профессиональной обучаемости и профессиональном развитии в образовательном процессе и профессиональной деятельности

Профессиональная обучаемость -активное приспособление человека к профессиональной деятельности и к профессиональной среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами. П.О. это также готовность, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, это мотивация и постоянная потребность в профессиональном обновлении. П.О. характеризуется соотношением между показателями сегодняшнего (актуального) профессионального развития человека и его завтрашнего (потенциального) профессионального развития.

Профессиональное развитие - это процесс, в результате которого человеку удается сохранить качество и уровень своих профессиональных навыков и умений в течение всей своей жизни. Другими словами, недостаточно стать профессионалом один раз. Чтобы оставаться профессионалом, необходимо постоянное профессиональное развитие личности.

Вот одно из определений профессионального развития: это систематическое подкрепление, усовершенствование и расширение спектра знаний, развитие личных качеств, необходимых для освоения новых профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения обязанностей на протяжении всей трудовой деятельности сотрудника.

Профессиональное развитие должно быть не обязанностью или формальностью, а образом мышления, полезной привычкой. С точки зрения общественных интересов, профессиональное развитие человека можно также рассматривать как один из пунктов кодекса профессиональной этики: человек, не работающий над собой, не может быть признан профессионалом.

Профессиональное развитие требует от человека осознанного, направленного, активного обучения. Такое обучение отличается от всех остальных форм, поскольку оно не назначено сверху. Человек сам решает, в каком направлении ему необходимо развиваться, какими способами получать информацию, каким образом её осваивать и т.д.

Результативность труда сотрудников организации зависит от совокупности действий администрации, одним из которых является профессиональное развитие, обеспечивающее соответствие и рост потенциала качественных характеристик работников текущим и перспективным требованиям. Профессиональное развитие работника при работе на определенной должности может считаться состоявшимся только при условии его полного удовлетворения своим трудом, так как в противном случае работник не может в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым к нему организацией. Следовательно, управление профессиональным развитием персонала - это процесс целенаправленной реализации стратегии управления человеческими ресурсами, направленной на формирование определенных компетенций сотрудников. Планирование и реализация профессиональной карьеры предполагают взаимодействие профессионального развития и внутриорганизационной карьеры посредством достижения взаимосвязи целей организации и конкретного работника.

Управление профессиональным развитием персонала представляет собой систему, основными подсистемами которой являются:

деловая карьера; обучение персонала;

мотивация и стимулирование;

работа с резервом;

мониторинг развития и аттестация;

ресурсное обеспечение профессионального развития;

управление саморазвитием работника.

 

Профессиональная ориентация, проблемы и перспективы

Профориентация - это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процессов трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися условиями.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе человек должен уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющихся психологических и психофизиологических ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

«Восемь углов выбора профессии». 1) Позиция старших членов семьи. 2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). 3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. 4) Личные профессиональные планы. 5) Способности. 6) Уровень притязаний на общественное признание. 7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии. 8) Склонности проявляются и формируются в деятельности

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий; об условиях правильного выбора одной из них; воспитание <http://career_counseling_support.academic.ru/67/%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95> у учащихся положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

Этапы обучения

На первом этапе, определяется потребность в развитии персонала. Для этого проводится аттестация, и разрабатываются индивидуальные планы развития.

На втором этапе формируется бюджет обучения.

На третьем этапе определяются цели обучения, а именно:

· поддержание необходимого уровня квалификации с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;

·   сохранение и развитие профессионального потенциала;

·   поддержка инновационных преобразований

·   создание условий для профессионального роста

На четвертом этапе определяется содержание программ и осуществляется выбор методов обучения.На пятом этапе осуществляется само профессиональное обучение

Завершающим этапом процесса профессионального обучения является приобретение новых знаний и навыков. Обучение считается эффективным, если полученные знания соответствуют тем потребностям, которые были определены на первом этапе.

Болонская система.

1. Создание единой системы сертификации и введение единой формы приложения к диплому, принимаемого во всех странах, подписавших Болонскую декларацию

. Обеспечение перехода к двухуровневой системе высшего образования с двумя степенями: бакалавра и магистра.

. Введение единой системы зачета: кредитных единиц трудоемкости дисциплин (ECTS). Оставляя за ВУЗами право самим составлять образовательные программы, регулировать количество часов, отводимых на разные дисциплины. И приехав в любую страну, студент или выпускник может доказать свою квалификацию на основании кредитного зачета.

. Весь процесс унификации необходимо регулировать и контролировать, причем надзорный орган должен быть независимым и объективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: