Стадии профессионального развития по Е.А. Климову

Стадия «оптации» (от11-12 до 14-18 лет) - стадия подготовки к труду, выбора профессии, профессионального самоопределения

Стадия адепта - стадия профессиональной подготовки, получения профессии, специальности.

Стадия адаптанта - первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество,

Стадия интернала - работник входит в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становиться равным среди равных.

Стадия мастера - работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становиться лучшим среди равных.

Стадия авторитета - работник становиться лучшим среди мастеров. Этой стадии достигают немногие работники

Стадия наставника - высший уровень развития любого специалиста. На этой стадии работник становиться не только лучшим среди авторитетов, но и учителем, передающим свой опыт ученикам.

1. Понятие профессионального становления. Выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается опыт, формируется направленность и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной личности, а также случайными обстоятельствами. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью. А в целом, профессиональное становление - развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности. В процессе профессионального становления возникают двоякого рода противоречия: 1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; 2) внутриличностные. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. Образование, общие знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала зависит от:- биологической организации человека; - социальной ситуации; - характера профессиональной деятельности; - активности личности; - потребности в саморазвитии и самоактуализации; - требований к личности со стороны профессии; - профессиональной группы.

Л.М. Митина [13] выделяет две модели становления профессиональной деятельности

I. Адаптивная модель - в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм.. Модель профессионального развития - способность личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Человек, не стремящийся к развитию в профессиональной сфере, для которого работа - средство к существованию, вряд ли выберет вид деятельности, требующий постоянного совершенствования.

Э.Ф. Зеер выделяет несколько вариантов сценария профессионального становления личности.

. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, ак правило, также в рамках одной профессии.

. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Определение соответствия обучающихся некоторым эталонным качествам (Процедура аттестации учащихся)

 

Критерии аттестования в соответствии с разработанным ранжированным перечнем профессионально-важных качеств (ПВК); Разработка сроков и периодизации проведения аттестаций с учетом возрастных особенностей учащихся; Анализ текущей деятельности мастера производственного обучения на основе выделения показателей эффективности текущей деятельности мастера: успеваемость учащихся по производственному и теоретическому обучению; сохранение контингента (или низкие показатели отчисляемости); посещаемость и дисциплина в группе; Результаты производственной практики результаты экзаменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: