Неформальные подростковые группы и преступность несовершеннолетних

 

В современной научной литературе и российском законодательстве несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Следовательно, поведение несовершеннолетних в период подготовки и совершения преступления обусловлено общими психологическими качествами, присущими подростковому и раннему юношескому возрасту, а также индивидуальными особенностями молодых людей, которые связаны с особенностями их физического и духовного развития, условиями жизни и воспитания. Противоправные поступки несовершеннолетних уже носят сознательно-волевой характер, поэтому в соответствии с действующим законодательством они могут и должны нести ответственность за совершение общественно опасных действий. Вместе с тем следует подчеркнуть, что физическое и духовное развитие подростка в возрасте 14 - 18 лет еще не завершено, что отражается на характере его действий и поступков.

Необходимо отметить, что существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется поведенческий тип подростка.

1. Реакция оппозиции.

Вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам со стороны окружающих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, побегах из дома.

. Реакция имитации.

Проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать антисоциальный «герой». Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу, по мнению ряда отечественных психологов, может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.

. Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.

4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой (неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением).

.   Реакция гиперкомпенсации - настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку, например крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате).

.   Реакция эмансипации - стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление - отрицание стандартов, общепринятых ценностей, бродяжничество.

.   Реакция группирования - объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице).

Одни подростки ищут себе обожателей, а другие - наставников. Тем более это естественное стремление к объединению в группы проявляется в современных для нашей действительности условиях «заброшенности» и «недружелюбия мира взрослых». А также в поисках контактов, которые позволили бы подросткам найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям и идеям, обеспечили эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Казалось бы, что для удовлетворения названной потребности у современного подростка имеются самые различные группы: семья, школьные друзья, спортивная секция и пр. Тем не менее эти группы не всегда становятся востребованными и удовлетворяют подростка. Почему? Отечественные психологи считают, что семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, обеспечивает тем самым его первичную и чрезвычайно важную социализацию, т.е. «через себя» вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от семьи, чем закладывается основа для весьма вероятного будущего отдаления и отчуждения подростка от общества, его институтов и ценностей.

Сегодня в современном российском обществе проявляется тенденция роста групповых преступлений, совершаемых подростками, которые воспитываются в благополучных и материально обеспеченных семьях. Родители этих подростков, сотрудники органов внутренних дел часто недоумевают, как материально обеспеченные, получающие полноценное воспитание и образование несовершеннолетние, которым предоставлены многочисленные возможности самоутверждения в разнообразных социально-позитивных видах деятельности (спортивной, занятиях по изучению иностранных языков и пр.), подчас совершают поражающие своей жестокостью и цинизмом групповые преступления?

Как уже упоминалось нами ранее, одна из важных причин, способствующих совершению преступлений подростками, состоит в ослаблении влияния семьи, особенно отцовского начала, что повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой сверстников, создавая так называемый «эффект стаи». Во многом оправданное в современных условиях стремление родителей улучшить экономическое положение семьи, дать своим детям необходимое количество материальных благ в реальной жизни иногда приводит к негативным последствиям. Родители мало общаются со своими детьми, не вникают в их нужды и проблемы, редко проводят с ними свободное время. Следствием этого является отчуждение подростка от семьи, родители перестают быть авторитетом для ребенка. Удовлетворение своих потребностей в общении и признании подросток ищет в «дворовой» компании.

Л.М. Прозументов в качестве главного криминологического фактора, способствующего формированию преступных групп несовершеннолетних, называет отчужденность подростка в семье и школе. Отторгнутый родительской семьей и (или) школой ребенок почти всегда попадает под сильнейшее влияние сначала дворовой, а затем и антиобщественной группы сверстников. Под влиянием группы формируются установки и ценностные ориентации, включающие в себя способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это очень важный момент, поскольку не всегда противоправны сами мотивы и цели поведения, таковыми чаще всего являются способы реализации мотивов и достижения целей. Например, противоправно не стремление разбогатеть, а то, каким путем приобретается достаток. Уголовно наказуемым способам улучшить свое материальное положение подростка может научить и семья, но чаще всего это делает криминальная группа.

Криминологические исследования, проведенные Т.С. Шестаковой, показывают, что подростки почти никогда не организуются в группы специально для совершения преступлений. Такие группы и компании возникают обычно для совместного проведения досуга. Преступные группы обычно возникают на основе досуговых группировок сверстников (от случайной выпивки - к пьянству, от веселого озорства - к хулиганству). Поэтому проблема общения подростков в свободное время должна быть в центре внимания различных субъектов профилактики, работающих с несовершеннолетними.

Обычно под влиянием различных негативных факторов досуг может приобретать в одних случаях потребительскую направленность, в других - антиобщественную. Но и потребительские формы досуга, если своевременно не оказать предупредительного воздействия, могут носить антиобщественный характер.

Основными составляющими досуга несовершеннолетних преступников, способствующими формированию антиобщественного образа жизни, являются: безнадзорность, пьянство и аморальность; пассивность в проведении досуга; узость и примитивность интересов; групповой характер досуга с элементами криминала и пр.

Исследование, проведенное Ильяшенко А.Н, показало, что каждое пятое (21,1%) групповое преступление несовершеннолетних было совершено по месту проведения досуга неформальной группы, членом которой они являлись. Среди наиболее традиционных мест сбора этих групп можно выделить следующие: квартира одного из членов группы (54,7%); место проведения дискотек, иных развлекательных программ (22,1%); улица, парк, сквер по месту жительства (21,1%); двор (18,9%); подъезд, подвал дома (16,8%); кафе, бар (10,5%). 48,5% подростков-преступников отметили, что место совершения ими преступления находилось в непосредственной близости от места их жительства (в соседнем дворе, на соседней улице), а 96,8% - что место сбора их неформальной группы находилось в микрорайоне по месту жительства членов группы, что облегчает выявление и профилактику преступлений несовершеннолетних.

В преступлениях подростков дают о себе знать возрастные особенности, что вполне понятно, ибо преступное поведение, как и общественно приемлемое, реализуется в пределах соответствующих возрасту социальных позиций, связей и отношений, с учетом свойственных возрасту стадий социализации, в стремлении занять свое место в окружающей среде. Это искаженно проявляется в преступном поведении в разных вариантах.

В возрастной психологии отмечается, что подростки не любят тратить время на раздумья и колебания, а быстро переходят к делу. Особая податливость и способность к подражанию связана с другой характерной для некоторых подростков чертой - робостью и застенчивостью. Несовершеннолетние, обладающие этими качествами, чаще всего воспитываются в семьях, где процветает неуважительное отношение к детям, не развивается самостоятельность и сковывается инициатива, где принижается чувство собственного достоинства. Указанные качества характера нередко приводят подростков к противоправному поведению или используются взрослыми, которые выбирают подходящий момент и вовлекают подростков в совершение преступления. При совершении преступных, противоправных действий несовершеннолетнего не интересует, какой вред будет причинен его действиями и какие последствия при этом наступят. Для него главное - привлечь внимание ребят к своей личности, показать свое превосходство над сверстниками, создать определенное впечатление о своих действиях и о себе в компании. Для того чтобы получить признание членов группы, подростки стремятся отличиться дерзостью, цинизмом, показывают пренебрежение к семье, школе.

«Вхождение» в группу для подростка обозначает «игру» по правилам. Поэтому подростки могут иметь двойные (и тройные) стандарты, использовать и следовать различным правилам и нормам поведения. Дома, во взаимоотношениях с соседями, в школе несовершеннолетний может быть послушным, покладистым, ответственным, а в дворовой компании - жестким, требовательным, властным и пр. Так называемая конвенциональная (соглашательская) мораль подростка помогает ему приспосабливаться к тем группам, в которых происходит его социализация. Поэтому родители и другие законные представители несовершеннолетних должны проявлять интерес к тому, каков ближайший круг их общения, чем занимаются его друзья, как они проводят вместе досуг и т.п.

Несовершеннолетними плохо осознается ценность человеческой жизни как таковой, чести и достоинства личности (если это касается не самих виновных), тяжесть последствий насилия.

Как показало исследование, проведенное Ильяшенко А.Н, абсолютное большинство неформальных групп юношей-преступников (53,7%) и девушек-преступниц (67,8%) в своем составе имело одного или нескольких лидеров. Лидер оказывает сильное влияние на других членов группы. Так, как отмечается в литературе, к мнению лидера в группе все прислушиваются. Именно он становится объединяющим центром, к нему тянутся подростки, на него равняются. Лидер выступает в роли справедливого толкователя всех мнений, оценок, требований. Он же является, как правило, инициатором идей и предложений. Важна и значительна роль лидера в любой группе несовершеннолетних правонарушителей, который является руководителем и организатором действий группы. Не менее важной функцией лидера является и то, что он разрабатывает и устанавливает для группы цели и задачи, выполняет в группе роль командующего, так как один решает, какими путями и средствами группа может достичь своей цели. Лидер контролирует внутренние и внешние связи членов группы. Какой характер будет иметь влияние лидера на членов группы, зависит от его социальной и педагогической запущенности, взглядов на жизнь. Как правило, в неформальных группах педагогически запущенных подростков лидерами становятся лица, имеющие антиобщественную направленность, в связи с чем криминогенное влияние последних на членов группы не вызывает сомнений. Так, характеризуя лидера своей группы, несовершеннолетние преступники отметили, что он был ранее судим, имел опыт совершения преступлений, употреблял наркотики.

Таким образом, на криминализацию подростков обоего пола огромное влияние оказывают асоциальные неформальные группы, интенсивность отрицательного воздействия которых значительно возрастает в связи с плохой организацией досуга среди несовершеннолетних, особенно по месту проживания, где они проводят свое свободное время. Поэтому предупреждение от стихийного влияния этих групп - одна из важных задач профилактики преступности несовершеннолетних.

психологический портрет преступник несовершеннолетний


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: