Совершенствование профилактики преступлений несовершеннолетних

 

Ситуация в сфере преступности несовершеннолетних в последние годы потребовала совершенствования деятельности по ее предупреждению.

Главным нормативным правовым актом в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основными задачами данного Закона являются:

1. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

.   социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

.   выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Следует учитывать, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни: благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями.

Эти особенности определяются тем, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних:

. создана и действует в соответствии с государственной, семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых национальных программ по оказанию социальной, экономической и иной помощи семье и детям;

2. является системой предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;

.   имеет самостоятельную законодательную основу; комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимооптимальных условий жизни детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний;

.   обеспечивается деятельностью специализированной системы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий;

.   деятельность эта постоянно координируется и совершенствуется.

Раннее предупреждение является наиболее гуманным, эффективным и требующим наименьших затрат специально-профилактическим направлением.

К учреждениям первичной специальной помощи социально дезадаптированным детям и детям «группы риска» относятся: комиссии по делам несовершеннолетних; подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи); специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей); специализированные учреждения социального обслуживании (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи). Перечисленные многопрофильные социально-реабилитационные учреждения оказывают помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, дают им возможность временного проживания. Особо следует выделить социальные приюты для детей и подростков. Приюты работают в режиме круглосуточного приема и имеют в своем составе группу социальных работников, которые изучают условия воспитания ребенка и определяют возможные пути разрешения конфликтной ситуации.

Следует отметить, что 1 июля 2009 г. на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений под председательством Р.Г. Нургалиева, который с 2004-2012 гг. был министром внутренних дел Российской Федерации, было особо указано на немаловажную роль в создании многоуровневой системы профилактики правонарушений региональных органов власти.

Рассмотрим опыт ряда субъектов Российской Федерации в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.

В Краснодарском крае в развитие Президентской программы «Дети России» принята и реализуется краевая целевая программа «Дети Кубани», предусматривающая ряд целевых подпрограмм, среди которых подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

июля 2008 г. в Краснодарском крае был принят Закон Краснодарского края №1539-КЗ (ред. от 04.06.2012) «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», целью которого является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права. Среди положений Закона заслуживают особого внимания нормы об обязанности родителей (законных представителей) по недопущению: пребывания несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей); нахождения (пребывания) несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, в учебное время в Интернет - залах, игровых клубах, иных местах, в которых предоставляются услуги Интернета и игровые компьютерные услуги, кафе, барах, ресторанах, кинотеатрах, развлекательных комплексах и иных развлекательных заведениях, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия.

В ноябре 2008 г. в Магаданской области был принят закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в который были внесены изменения в части установления административной ответственности родителей и законных представителей за безнадзорное появление несовершеннолетних в ночное время суток (Закон №1201-ОЗ от 20 ноября 2009 г.).

Статья 3.14 Закона Магаданской области №583-ОЗ от 15 марта 2005 г. (ред. от 25.10.2012) «Об административных правонарушениях в Магаданской области» предусматривает привлечение к административной ответственности (предупреждение либо штраф от одной до трех тысяч рублей) за нахождение детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участие детей, в период с 22.00 до 6.00 (август - май), с 23.00 до 6.00 (июнь - июль) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, за исключением общественных мест (помещениях) которые в соответствии с законодательством предназначены для нахождения детей. Об эффективности принятия данного Закона говорят следующие данные: за 8 месяцев 2010 г. на территории Магаданской области удалось добиться снижения уровня подростковой преступности на 12%.

Среди субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних органы внутренних дел, по мнению С.А. Невского, по праву занимают особое место, поскольку данное направление работы имеет место на протяжении длительного периода существования МВД России на различных этапах его развития. Рассматривая деятельность субъектов, осуществляющих профилактику как общей, так и групповой преступности несовершеннолетних, необходимо отметить, что в научной литературе к ним относят те органы и учреждения, которые на различном уровне планируют и осуществляют мероприятия по предупреждению преступности.

Н.Р. Косевич отмечает, что среди ученых ведутся споры о том, относится ли суд к числу правоохранительных органов и должен ли он на этом основании заниматься профилактикой преступлений. Д.З. Зиядова также называет среди субъектов профилактики и суды общей юрисдикции. По нашему убеждению, суд является одним из субъектов правоохранительной системы, который оказывает предупредительное воздействие на преступность, в частности на преступность несовершеннолетних.

Значительная роль в предупреждении правонарушений несовершеннолетних среди правоохранительной системы отведена российским законодательством подразделениям и учреждениям органов внутренних дел (ОВД), которые являются специализированным субъектом предупреждения преступного поведения несовершеннолетних. Предупредительная деятельность органов внутренних дел заключается в постоянном правовом воздействии на несовершеннолетних, подростково-молодежные группировки антиобщественной направленности и неблагополучных родителей или лиц, их заменяющих. Особенностью деятельности ОВД в рассматриваемой сфере является широта их компетенции: практически нет и не было ни одного участка предупреждения правонарушений, на котором не были бы задействованы ОВД в качестве активных исполнителей требований, предъявляемых государством к укреплению общественного порядка.

Наиболее отлаженным, оснащенным в кадровом и материальном отношении субъектом, полностью специализированным на предупреждении правонарушений несовершеннолетних, являются подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Главное направление их деятельности - работа с семьей несовершеннолетнего. Она заключается в своевременном выявлении неблагополучных семей и принятии к ним эффективных мер профилактического воздействия в целях недопущения негативного влияния на поведение несовершеннолетних.

Существенную помощь ПДН в предупреждении групповых преступлений в подростковой среде способны оказать участковые уполномоченные полиции. Одной из важных задач данной службы является наблюдение за местами встреч известных криминальных групп и передача этих сведений в ПДН.

Немаловажную роль в профилактике указанных преступлений играют и подразделения уголовного розыска. Они ведут оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних, способствуют повышению у ПДН уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществляют совместно с последними целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению преступных групп подростков. Кроме того, они, владея информацией о деятельности групп совершеннолетних преступников, должны выявлять в их среде лиц, вовлекающих подростков в совершение преступлений.

Однако, как показывает практика, систематически по линии работы этих подразделений значительное число несовершеннолетних правонарушителей остается невыявленным и не охваченным воспитательно-профилактической работой, большинство из них совершает преступления, в том числе и групповые.

 



Заключение

 

Подводя итоги исследования по теме «Психология групповой преступности несовершеннолетних» мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, нам удалось достигнуть поставленной перед нами цели, а именно: мы исследовали особенности несовершеннолетних в юридической психологии, а также групповую преступность несовершеннолетних и выработали меры по ее предупреждению. Во-вторых, мы успешно решили все поставленные перед нами задачи.

Необходимо отметить, что социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения.

Нередко возникает много поводов для конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принуждающие меры и наказания.

Как показывают исследования, проведенные Ю.В. Чуфаровским, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники - это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Можно утверждать, что несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.

Также следует сказать о том, что несмотря на предпринимаемые в нашем государстве в последнее время меры, преступность несовершеннолетних в современной России угрожает национальной безопасности и будущему российского государства. В Федеральном законе от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» отмечается, что безнадзорность является первой из причин, оказывающих влияние на преступное поведение несовершеннолетних.

Получается, что как бы ни говорили о том, что «чужих детей не бывает», в современной России это правило пока не работает, и преступность несовершеннолетних продолжает оставаться одной из наиболее актуальных проблем современного российского общества. Поэтому обращение к анализу причин и особенностей групповой преступности несовершеннолетних имеет важное теоретическое и практическое значение, будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в современной России по профилактике и противодействию подростковой преступности.

На наш взгляд, на криминализацию подростков обоего пола огромное влияние оказывают асоциальные неформальные группы, интенсивность отрицательного воздействия которых значительно возрастает в связи с плохой организацией досуга среди несовершеннолетних, особенно по месту проживания, где они проводят свое свободное время. Поэтому предупреждение от стихийного влияния этих групп - одна из важных задач профилактики преступности несовершеннолетних.

Следует отметить, что 1 июля 2009 г. на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений под председательством Р.Г. Нургалиева, который с 2004-2012 гг. был министром внутренних дел Российской Федерации, было особо указано на немаловажную роль в создании многоуровневой системы профилактики правонарушений региональных органов власти.

Кроме этого, в различных регионах Российской Федерации реализуются государственные программы, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних.

Как нам представляется, предупреждение преступности несовершеннолетних - важная общегосударственная задача, для реализации которой требуются усилия всех субъектов профилактики, действующих в разных регионах России. Необходима разработка новых программ с использованием инновационных подходов, новейших педагогических и психологических методов и приемов.

Таким образом, решение проблем, связанных с профилактикой групповой преступности несовершеннолетних, является важнейшей задачей современного российского общества и государства. Поэтому необходимо проводить целенаправленную государственную политику, которая бы способствовала объединению усилий семьи, школы, общественных организаций, правоохранительных органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важнейшими составляющими этой политики наряду с решением социально-экономических проблем должны являться устранение социально-психологических причин и условий, способствующих групповой преступности несовершеннолетних; внимательное отношение к подросткам и их проблемам в семье и школе; организация трудоустройства и досуга несовершеннолетних; предоставление несовершеннолетним возможности в самоутверждении в социально-позитивных видах деятельности.

 



Список литературы

 

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №64-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 01.07.2010). // Собрание законодательства РФ 1996. №147.

2. Федеральный закон от 24 июня 1999 №120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». /Правовая база Консультант Плюс.

.   Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». /Правовая база Консультант Плюс.

.   Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 №1539-КЗ (ред. от 04.06.2012) «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». /Правовая база Консультант Плюс.

.   Закон Магаданской области от 15 марта 2005 №583-ОЗ (ред. от 25.10.2012) «Об административных правонарушениях в Магаданской области». /Правовая база Консультант Плюс.

.   Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.09.1987 №5 (ред. от 06.02.2007) «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений». /Правовая база Консультант Плюс.

.   Постановление Пленума Верховного Суда от 6 февраля 2007 №7 (ред. от 18.10.2012 №21) «Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам». /Правовая база Консультант Плюс.

.   Постановление Правительства Москвы от 25.02.1997 №137 «О программе «Дети улиц» на 1997 год». /Правовая база Консультант Плюс.

.   Постановление от 6 апреля 2010 №269-ПП «О городской межведомственной программе «Дети улиц» на 2010-2012 гг. /Правовая база Консультант Плюс.

.   Буторина Т.Н. Роль правоохранительной системы в предупреждении преступного поведения несовершеннолетних [Текст] /Т.Н. Буторина /Правовая база Консультант Плюс.

.   Давыденко В.М. Криминологические факторы, влияющие на возраст уголовной ответственности несовершеннолетних [Текст] /В.М. Давыденко /Правовая база Консультант Плюс.

.   Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних [Текст] /С.К. Жиляева // Российский следователь. - 2010. - №1. С. 15-17.

.   Ильяшенко А.Н., Хатуаева В.В. Неформальные группы с антиобщественной направленностью и преступность несовершеннолетних [Текст] /А.Н. Ильяшенко., В.В. Хатуаева /Правовая база Консультант Плюс.

.   Колидзей Э.А. Психология подростков, склонных к девиантному поведению [Текст] /Э.А. Колидзей // Юридическая психология. - 2008. - №1. С. 17.

.   Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 №120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». /отв. ред. Ю.В. Белянинова. /Правовая база Консультант Плюс.

.   Костина Л.Н. Групповая преступность несовершеннолетних в современной России [Текст] /Л.Н. Костина /Правовая база Консультант Плюс.

.   Костина Л.Н. Об использовании специальных психологических знаний при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетнего [Текст] /Л.Н. Костина /Правовая база Консультант Плюс.

.   Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Реализация государственных программ по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] /В.А. Лелеков., Е.В. Кошелева /Правовая база Консультант Плюс.

.   Малюшина Ю.А. Психологический механизм преступного поведения несовершеннолетних правонарушителей [Текст] /Ю.А. Малюшина /Правовая база Консультант Плюс.

.   Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних [Текст] /В.И. Омигов /Правовая база Консультант Плюс.

.   Омигов В.И. Преступность несовершеннолетних: ее характеристика [Текст] /В.И. Омигов /Правовая база Консультант Плюс.

.   Хомиченко Ю.В. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение [Текст] /Ю.В. Хомиченко /Правовая база Консультант Плюс.

.   Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология. - Учебник. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -576 с. С. 442-450.

.   Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. - Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006. - 640 с. С. 356-358.

.   Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. - Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 480 с. С. 328-333.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: