Практическая работа № 1

Цель практической работы:

Изучение индивидуальных особенностей слуховой вербальной памяти.

Ожидаемый результат:

Студенты приобретают компетенцию в определении функции слуховой вербальной памяти.

Экспериментальный материал:

12 пар слов, не связанных по смыслу.

 

Описание методики. Испытуемому нужно заучить 12 пар слов. Экспериментатор зачитывает один раз слова парами, испытуемый запоминает их. Затем экспериментатор читает первое слово каждой пары, а испытуемый записывает второе. После первой попытки экспериментатор вновь читает слова парами, испытуемый проверяет и старается запомнить то, что не удалось с первого раза. Так продолжается до полного запоминания.

Инструкция: "Сейчас Вы будете запоминать пары слов. Я прочитаю Вам слова парами, Вы должны постараться их запомнить. Затем я буду читать первое слово каждой пары, а Вы будете записывать второе. Если Вы не можете вспомнить какое-то слово, ставьте прочерк. После первой попытки я еще раз прочитаю слова парами, Вы должны проверить свои ответы, отметить правильные, ничего не записывая и постараться запомнить все еще раз. Затем я опять буду читать первые слова каждой пары, а Вы снова записывать все вторые слова, которые сможете вспомнить. Такая процедура будет продолжаться до полного заучивания. Первые слова каждой пары записывать не надо.

После каждой попытки Вы должны закрыть все написанное до этого и каждый раз вспоминать заново".

Фиксация результатов. Фиксируются слова, воспроизведенные испытуемым в каждой попытке. Подсчитываются следующие показатели:

1. Количество проб, потребовавшихся для полного запоминания всех слов. Результаты сравниваются со шкалой оценок. Обработка результатов.

2. Количество слов, правильно воспроизведенных в каждой пробе. По результатам этих подсчетов строится график.

3. Определяется степень осмысленности запоминания. Для этого подсчитывается количество слов, запомненных механически, и слов, которые запоминались с использованием каких-либо мнемических приемов: ассоциация по сходству, по противоположности, с помощью построения зрительного образа и т.д. Записываются все использованные для запоминания приемы.

Оценка результатов.

1. Показатель уровня развития вербальной памяти - количество проб, потребовавшихся для запоминания.

 

Шкала оценок

Оценка 1 2 3 4 5
Кол-во проб 6 и более 4 - 5 3 2 1

 

1. По графику определяется характер динамики запоминания, который сопоставляется со степенью осмысленности процесса: сразу ли начали применяться мнемотехнические приемы, если нет, то на какой пробе.

2. Степень осмысленности запоминания определяется по величине отношения количества слов, запомненных механически к количеству слов, запомненных с использованием каких-либо приемов: чем больше величина этого отношения, тем ниже осмысленность запоминания.

Выводы. На основе сопоставления со шкалой оценок делается вывод об уровне развития слуховой вербальной памяти.

По характеру и динамике запоминания определяется преобладание механического или осмысленного запоминания, владение приемами запоминания.

 

 

Практическая работа № 2

Цель практической работы:

Изучение индивидуальных особенностей кратковременной памяти.

Ожидаемый результат:

Студенты приобретают компетенцию в определении объема кратковременной памяти.

 

Вариант А. Цифровой материал

Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.

Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.

При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру — 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры — штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.

 

Вариант Б. Словесный материал

Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: