Цель практической работы:
Изучение индивидуальных особенностей слуховой вербальной памяти.
Ожидаемый результат:
Студенты приобретают компетенцию в определении функции слуховой вербальной памяти.
Экспериментальный материал:
12 пар слов, не связанных по смыслу.
Описание методики. Испытуемому нужно заучить 12 пар слов. Экспериментатор зачитывает один раз слова парами, испытуемый запоминает их. Затем экспериментатор читает первое слово каждой пары, а испытуемый записывает второе. После первой попытки экспериментатор вновь читает слова парами, испытуемый проверяет и старается запомнить то, что не удалось с первого раза. Так продолжается до полного запоминания.
Инструкция: "Сейчас Вы будете запоминать пары слов. Я прочитаю Вам слова парами, Вы должны постараться их запомнить. Затем я буду читать первое слово каждой пары, а Вы будете записывать второе. Если Вы не можете вспомнить какое-то слово, ставьте прочерк. После первой попытки я еще раз прочитаю слова парами, Вы должны проверить свои ответы, отметить правильные, ничего не записывая и постараться запомнить все еще раз. Затем я опять буду читать первые слова каждой пары, а Вы снова записывать все вторые слова, которые сможете вспомнить. Такая процедура будет продолжаться до полного заучивания. Первые слова каждой пары записывать не надо.
|
|
После каждой попытки Вы должны закрыть все написанное до этого и каждый раз вспоминать заново".
Фиксация результатов. Фиксируются слова, воспроизведенные испытуемым в каждой попытке. Подсчитываются следующие показатели:
1. Количество проб, потребовавшихся для полного запоминания всех слов. Результаты сравниваются со шкалой оценок. Обработка результатов.
2. Количество слов, правильно воспроизведенных в каждой пробе. По результатам этих подсчетов строится график.
3. Определяется степень осмысленности запоминания. Для этого подсчитывается количество слов, запомненных механически, и слов, которые запоминались с использованием каких-либо мнемических приемов: ассоциация по сходству, по противоположности, с помощью построения зрительного образа и т.д. Записываются все использованные для запоминания приемы.
Оценка результатов.
1. Показатель уровня развития вербальной памяти - количество проб, потребовавшихся для запоминания.
Шкала оценок
Оценка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кол-во проб | 6 и более | 4 - 5 | 3 | 2 | 1 |
1. По графику определяется характер динамики запоминания, который сопоставляется со степенью осмысленности процесса: сразу ли начали применяться мнемотехнические приемы, если нет, то на какой пробе.
|
|
2. Степень осмысленности запоминания определяется по величине отношения количества слов, запомненных механически к количеству слов, запомненных с использованием каких-либо приемов: чем больше величина этого отношения, тем ниже осмысленность запоминания.
Выводы. На основе сопоставления со шкалой оценок делается вывод об уровне развития слуховой вербальной памяти.
По характеру и динамике запоминания определяется преобладание механического или осмысленного запоминания, владение приемами запоминания.
Практическая работа № 2
Цель практической работы:
Изучение индивидуальных особенностей кратковременной памяти.
Ожидаемый результат:
Студенты приобретают компетенцию в определении объема кратковременной памяти.
Вариант А. Цифровой материал
Ход опыта. Студентам зачитывают ряды чисел с постоянно нарастающим количеством цифр. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся числа в том же порядке, как они были предъявлены.
Числа: 439, 3 953, 42 731, 619 473, 5 917 423, 98 192 647, 382 951 746.
При проверке правильности запомнившихся цифр начисляют баллы: за каждую правильно воспроизведенную цифру на правильном месте присуждается по 1 баллу, за пропущенную или неверную цифру — 1 штрафной балл, за перестановку места правильно воспроизведенной цифры — штраф в 0,5 балла. Определяются баллы по каждому ряду. Находится максимально высокий показатель, достигнутый студентом в любом из предъявленных рядов. Объем кратковременной памяти (ОКП) = мах (максимальному) баллу.
Вариант Б. Словесный материал
Ход опыта. Студентам зачитывают 10 слов. После команды «Записывайте» студенты должны записать запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.
Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Оценка правильности воспроизведения в баллах проводится так же, как в варианте А.