Семья: сущность, структура, функции

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1.Семья: сущность, структура, функции………………………...7

1.1 Определения семьи…………………………………………....7

1.2 Типология семейных структур………………………………….10

1.3 Функции семьи………………………………………….……13

     1.4 Положение молодежи в современной России……………...19

1.5 Планирование семьи, как социальная технология реализации                                              репродуктивных прав человека…………………………....23

Глава 2.Изучение информированности молодёжи о видах помощи по                 планированию семьи……………………………………………...30

Глава 3. Предполагаемая характеристика «Консультационного центра»,       способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования семьи……………………………………………....43

   3.1 Нормативно – правовые документы………………………...43

   3.2 Права клиента……………………………………………..….45

3.3 Профилактическая деятельность «Консультационного центра» в области планирования семьи…………………………...…….52

   3.4 Программы по вовлечению мужчин. Цели и подходы….....57

Заключение...……………………………………………………..……61

Литература…………………………………………………………..…66

Приложение 1……………………………………………..…………..68

Приложение 2…………………………………………………...…….74

Введение.

Психолого-социальное сопровождение планирования семьи

Семья – это сложное социальное образование, как отмечает Е.И.Холостова «семья – это общество в миниатюре, от целостности и надежности которого, зависит безопасность всего человечества». [27,с.138]

 «Общество в миниатюре» необходимо изучать. Необходим поиск новых подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов - ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.

Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Семья включена в рассмотрение многих наук - философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.

По сравнению с 90 – ми годами, сейчас внимание к проблемам семьи и брака увеличилось. Политическая ситуация 90-х дала резкий сбой в семейной и демографической политиках, что в свою очередь привело к началу снижения численности населения. По данным Госкомстата РФ за 1992-1999 гг. население России сократилось на 2,8 млн. человек. За 1999г. население России сократилось почти на 785 тыс. человек.[11]

 

В ближайшие десятилетия уменьшение численности населения России будет продолжаться. Все имеющиеся прогнозы дают удручающую картину. Так, согласно последнему прогнозу ООН (1998г.), к 2050 г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн.человек, согласно же худшему варианту – 102,5 млн.человек [11]

Динамика рождаемости, ее кратковременные и особенно длительные колебания, ярче многих других демографических процессов отражают неблагоприятные явления в жизни семьи, несут на себе печать ее кризиса. Ведь деторождение – это важнейшая социальная функция семьи, которая прежде прочих начинает трансформироваться в ходе ее исторических изменений. В России снижение рождаемости началось более ста лет назад. Но особенно стремительно этот процесс проходил именно в последние четыре десятилетия, когда созрели все социально- экономические предпосылки отмирания репродуктивной функции семьи, да и самой семьи как социального института.

Кризис семьи и воспроизводства населения является ценностным кризисом общественного устройства, для которого сиюминутные интересы (излечение прибыли, получение каких-то иных преимуществ экономического или неэкономического характера) стоят выше интересов его собственного самосохранения.

  Семейные ценности больше не укрепляются и не воспроизводятся современной цивилизацией с ее акцентом на отдельную личность, на стремление якобы «освободить» личность от любых связей, которые «ограничивают» ее самореализацию, в том числе и от связей семейных. Современное общество размывает семейные ценности, подвергает их коррозии, ставя, в конечном счете, под угрозу свое собственное существование. И именно это фундаментальное противоречие индустриального общества, которое, с одной стороны, не может существовать без семьи, без воспроизводства населения, а с другой – не имеет имманентных механизмов реализации этой экзистенциальной потребности, определяет необходимость проведения семейной и демографической политики направленной на повышение значимости семь для молодёжи. [5,с.273-275]

  Многие учёные изучали и анализировали проблемы семьи. Истоки решения проблем связанных с семьёй восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»). Во второй половине XIX века проблемы семьи изучали такие известные учёные в социологии, как М.М Ковалевский, П.А. Сорокин, В.С. Соловьёв. Имеются психологические, социологические, антропологические, биологические и культурологические исследования таких авторов, как Л.А. Файнберг, Ю.И. Семёнов, Д.Д. Фрэзер, А.С. Спиваковской, В.Р. Дольник, В.В. Дружинин, А.И. Антонов, В.М. Медков, и других известных специалистов. Эмоциональные отношения многосторонне изучались Л.Я. Гозманом, значимые отношения –

 А.А. Кроник и Е.А. Кроник. М Фуко изучались супружеские узы и искусство жить в браке. Много достигнуто на данном поприще, но теперь появилась необходимость донести эту информацию до тех, кому она действительно нужна – молодёжи, которая только собирается вступить в семейные отношения.

 

 

Цель данной  работы: проанализировать степень информированности студентов ВУЗов Санкт-Петербурга о репродуктивном здоровье планировании семьи и о психолого-социальном сопровождении в планировании семьи в рамках «Консультационного центра».Дать характеристику «Консультационного центра», способного обеспечить психолого-социальное сопровождение планирования семьи.

Задачи:

· Анализ научной литературы;

· Характеристика содержания психолого-социальной работы с семьёй.

·  Проведение эмпирического исследования на тему: «Информированности молодых людей о репродуктивном здоровье планировании семьи и о психолого-социальном сопровождении в Планировании Семьи»

·  Выработка возможных направлений деятельности

«Консультационных центров»

Методы:

ü Общенаучные (анализ, обобщение)

ü Анкетный опрос. Макет анкеты.(Приложение 1)

ü Экспертный опрос(интервью, анкета)

Объектом исследования является семья как социальный институт и малая группа.

База исследования: студенты Северо-Западной Академии Государственной Службы, Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы и Санкт-Петербургского Государственного Университета. Проведение анкетного опроса в Институте гендерных исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Структура дипломной работы: Введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

 

Глава 1.

Семья: сущность, структура, функции.

Определения семьи

  Семья – это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимностями по отношению друг к другу.  [29 с.45]

    Семья – это сложное социальное образование. Известный социолог семьи А.Г.Харчев определяет ее «как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».[25, с.13 ].

      Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, концессии, государства. [29,с.13]

   Также семьей называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д. [25, с.67]

     Семья на микроуровне воспроизводит все проблемы общества, а состояние семьи, уровень ее жизни, культура семейных отношений влияет на микроструктуру общества, которое состоит из множества разнообразных типов семей.

    Роль семьи в формировании, развитии и поддержании самочувствия личности является наиболее значимой. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, развиваются индивидуальные качества личности и ее внутренний мир.

       

    Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально-экономические и культурные процессы (как позитивные, так и негативные), происходящие в нем. На семью и ее нравственное состояние непосредственно воздействуют факторы окружающей социальной среды то, что происходит на производстве, по месту жительства, в повседневной жизни.

      Современная семья переживает сложный этап эволюции – переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения семейно-брачных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.[13, с.144]

      Семья призвана обеспечивать своим членам экономическую и социальную безопасность. Она должна осуществлять заботу о малолетних, престарелых и больных, создавать условия для социализации детей, молодежи и, что особенно важно, должна объединять своих членов чувством любви, общности, предоставляя им возможность делить трудности и радости жизни. Однако влияние стихийных и непродуманных общественных и государственных преобразований, изменение политических и экономических ориентаций часто не позволяет семье выполнять свои функции. Такая ситуация привела к кризису современной семьи, что соответственно сказалось на демографическом, экономическом и психологическом состоянии семьи. [3,с.7]

         

1.2 Типология семейных структур
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.
Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).
  Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.
  Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.
В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи - это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношении среди двоих детей недостаточно, двое - лишь пара. Двухдетная семья - это семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, т. к. первично-групповые отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) - чтобы предшествующие поколения замещались последующими необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть - трехдетных, 20% - четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных.
Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей - границы простого воспроизводства населения - и достиг 11, 5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1, 59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет - таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми меньше 1%, среднедетных семей с 3-4 детьми около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с липшим раз меньше, чем следует, срёднедетных - в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность.
  Более того, в 1992 г. уровень смертности 12, 6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов. [5 ]                     

1.3 Функции семьи.  
    Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных.
    Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные функции главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

  Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.
Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социо - культурном смысле, соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны, теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, в "пробирке", будет означать устранение семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.
Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная перспектива? На это как раз и должна ответить социология семьи.
В принципе возможно, такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам социального поведения личности, что противоречат личным влечениям (к ним, в частности, следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность семьи в детях.

Будущее семьи как гармонии между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др.
- эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.
 В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.
  Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социо - культурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения". [5]

       

 

 

    Российская семья вступила в сложный современный период демографического перехода, о чём свидетельствуют следующие показатели.     

· Падение рождаемости

         В 1991г. в стране родилось 1,8 млн. детей, в 1993г. – всего 1,4 млн., в 1996 г. – 1,3 млн., в 1998 г. – 1,25 млн., в 2000г. – 1,2 млн.[ 1]

 

    Общий коэффициент рождаемости в расчете на 1000 населения в 2000 г. снизился до 8,4 по сравнению с 17,2 в 1997г., т.е. более чем в 2 раза. Почти во всех субъектах Федерации рождаемость значительно ниже черты простого воспроизводства населения. Наиболее угрожающая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Ивановской, Московской, Смоленской, Тульской и других областях центра России (6,6-7,3 рождений на 1000 населения).

В тех местах, где сильны традиции многодетной семьи, сохранилась высокая рождаемость. Это Дагестан (19,5 на 1000 населения), Ингушетия (18,8), а также республики, расположенные на юге и востоке страны. Но даже в этих регионах за последние 10-15 лет показатель рождаемости сократился на треть.[1]

Коэффициент суммарной рождаемости (число рождений на одну женщину) неуклонно уменьшается. В 1950-х гг.он составляет до 3-х рождений, в 1960-х гг. число рождений снизилось до 2, после начала реформ 1990-х годов показатель резко упал: до 1,5 рождений. Сейчас в России на 1 женщину приходится 1,17 ребенка.[9,с.2]

Повторные рождения в целом по стране за 10 лет сократились примерно в 2 раза, и по этому показателю Россия прочно занимает одно из последних мест в мире.

Продолжает снижаться численность детей в возрасте до 18 лет, их количество в стране на начало 2001г. составило 32,8 млн. человек, по сравнению с 33,9 млн. в 2000 г. Доля детей в общей численности населения сократилась в 2000-2001 гг. с 23,3% до 22,7%.

· Снижение количества регистрируемых браков и увеличение внебрачной рождаемости

В 2000 г. по сравнению с 1990г. число браков сократилось почти на треть. Молодежь все чаще отказывается от официальной регистрации брака. Это привело к тому, что в 2000 г. каждый четвертый ребенок был рожден вне брака, что более чем в 2 раза выше показателя 80-х годов.[1,с.8]

· Уменьшение количества семей

С 1980 по 1990г. количество людей, состоящих в браке на 1000 человек населения, уменьшилось на 1,7 пункта, а с 1990 по 1992г на 1,8, т.е. всего за два года сократилось больше, чем за последние десять лет, и процесс этот стремительно растет.[1,с.8]

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: