Физиологические и анатомические особенности проявления скоростно-силовых способностей

 

С физиологической точки зрения скоростно-силовые способности относятся к способностям, проявление которых обусловлено тем, что мышечная сила имеет тенденцию к увеличению за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения [31].

Высокий уровень развития скоростно-силовых качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени [4].

Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты. Данные врачебных наблюдений также подтверждают эффективность приспособления юного организма к кратковременным усилиям скоростно-силового характера. Например, Мотылянская Р.Е. [23] отмечает, что для морфологического и функционального укрепления организма скоростно-силовая подготовка может являться мощным стимулом для повышения общего уровня физического развития юного спортсмена, улучшения его функциональных возможностей.

Выявление закономерностей развития скоростно - силовых способностей в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Рядом исследователей установлено, что развитие скоростно-силовых качеств целесообразно начинать в детском и подростковом возрасте [23]; [31].

Вайшвила Ч.А. [3] выявил прямую взаимосвязь у мальчиков 11-14 лет между результатом в беге на 60 м и в прыжке в длину с места, результатом в беге на 60 м и в прыжке в высоту с места. Как показал анализ литературных источников, определение возрастных периодов, когда развитие скоростно - силовых способностей протекает более замедленно - актуальный вопрос, от правильного решения которого во многом зависит эффективность спортивной подготовки в различных видах спорта.

Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников была прослежена в работе Гончарова Н.Н. [12]. В его диссертации были приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал резкое повышение этого уровня в 12-15 лет.

Филатов С.И. [35] исследовал прыгучесть у 800 мальчиков и девочек, от 8 до 15 лет (по методу В.М. Абалакова). Собранный им материал свидетельствует об увеличении прыгучести с возрастом и неравномерности этого увеличения. У мальчиков от 8 до 10 лет годовой прирост прыгучести равен в среднем 2 см, а в период от 10 до 13 лет - 4,3 см (это период наиболее выраженного роста прыгучести). В 13 лет рост прыгучести приостанавливается. Также исследованиями установлено, что у лиц мужского пола возрастное совершенствование, прыгучести происходит до 20 лет, у лиц женского пола - до 16 лет. Автор доказал, что в пределах одной возрастно-половой группы на уровень развития прыгучести не оказывает влияния ни рост, ни вес, ни длина ног испытуемых.

По данным Денисюка Л.О. [14] темп развития скоростно-силовых качеств (по результату прыжка в высоту с места) колеблется в период с 8 до 12 лет. С 13 лет уровень развития скоростно-силовых качеств постоянно растет, достигая наибольшей величины к 14-15 годам. В последующие годы абсолютный прирост скоростно-силовых качеств уменьшается. Прирост скоростно-силовых качеств у девочек характеризуется незначительными колебаниями в возрасте 8-15 лет. Самая высокая величина прироста наблюдается в возрасте 10 лет, самая низкая - в 18-19 лет.

Волчецкий Э.И. [8] считает, что можно использовать упражнения, направленные на развитие прыгучести у школьников в начальной школе.

Исследования Бафталовского Д.И. [1] показали, что у гимнастов 10-12 лет, в программу занятий которых были включены упражнения скоростно-силового характера, значительно улучшились показатели физической и технической подготовленности. По данным Федорова О.В. [33] при подготовке юных прыгунов и метателей целесообразно не менее 50% времени на занятиях отводить упражнениям скоростно-силового характера.

Важное значение в развитии скоростно-силовых способностей имеет формирование двигательного навыка. Некоторые исследования рассматри-

вают двигательный навык как автоматизацию двигательного процесса, компонентов движения и частичной автоматизации двигательных операций. В то же время многие исследования указывают, что в проблеме навыков должны быть критически пересмотрены существующие понятия о навыке, как об автоматизации двигательной деятельности. Эти исследования рассматривают двигательный навык, как действие, доведенное до высокой степени совершенствования, сознательно управляемое и контролируемое. В качестве примера можно процитировать Зациорского В.М., [17] отметившего, что в итоге отработанного упражнения «волевые усилия должны быть направлены не на способ выполнения, а на его скорость».

Как отмечал Бернштейн Н.А. [2] в своей статье: «...многие исследования в различных областях человеческой деятельности показали, что для улучшения выработки определенных и специфических навыков существуют огромные резервы в области сенсорных, моторных и умственных возможностей человека... Вместе с тем, высокий уровень спортивного мастерства повышает растущие требования к сенсорным, моторным и психическим функциям спортсменов».

Как пишут в своей книге Забулика М.Е. и Разумовский Е.А. «Будь сильным, ловким, выносливым» [16]: «Сила представляет собой наиболее важное и универсальное физическое качество, которое во многом предопределяет или накладывает глубокий отпечаток на проявление остальных двигательных способностей человека». Авторы называют следующие режимы мышечной работы:

статический - когда длина мышц не изменяется (при удержании различных поз);

преодолевающий, когда уменьшается длина мышц, без изменения напряжения (при сокращении мышц в циклических и баллистических движениях);

уступающий, когда удлиняются мышцы во время их растягивания (при движениях, связанных с замахами, приседаниями, предшествующими сокращению мышц при метании, отталкивании).

Также в большинстве литературных источников выделяют ряд факторов, влияющих на проявление скоростно-силовых способностей:

время двигательной реакции (промежуток времени от восприятия раздражителя до начала ответного действия);

время выполнения одиночного движения (скорость этого движения);

частоту локальных сокращений мышц (или темп движений);

способность к ускорению.

Для предупреждения скоростного барьера рекомендуются следующие методические установки [21]:

. В занятиях с начинающими, прежде чем перейти к серьезным скоростным нагрузкам, необходимо добиться хорошей всесторонней физической подготовленности занимающихся. Иначе говоря, важно "отодвинуть" раннюю спортивную специализацию, пока не будет создана хорошая силовая и скоростно - силовая база.

. В спринтерских видах двигательной деятельности целесообразно систематически совершенствовать не только скоростные, но также скоростно - силовые способности занимающихся с помощью метода динамических усилий, чередуя при этом занятия с различными по величине непредельными отягощениями.

. Углубленную скоростную специализацию должна предварять не только общая физическая подготовка, но также специфическая «многоборная» подготовка. Например, пловец - спринтер занимается всеми способами плавания, хотя предполагается в качестве его специализации один из этих стилей.

. При занятиях скоростно - силовыми упражнениями важно применять как стандартные методы (повторный, соревновательный), так и вариативные (повторно - прогрессирующий, игровой).

скоростной силовой способность кикбоксинг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: