Авторская песня как средство развития творческой личности

 

Явление авторской песни стало одним из магистральных в русской культуре второй половины XX столетия и в полноте выразило духовные, социально - исторические грани мироощущения срединных десятилетий века. При очевидной синтетической природе, обусловленной взаимопроникновением поэтического слова, музыки, исполнительского актерского мастерства, авторская песня в своих вершинах художественного проявления является мощным двигателем роста творческой активности для молодежи.

В качестве теоретической и методологической основы нашего исследования мы принимаем развернутое определение авторской песни, предложенное в монографии И.С. Соколовой: "Авторская песня - это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни." [Соколова И.А. Авторская песня от фольклора к поэзии. - М.: Школа классики - 2002. с.52] В этом емком определении выделим ряд принципиальных моментов. Во-первых, указание на социально-историческую, литературную и культурную обусловленность явления бардовской песни. Во-вторых, проведение линий разграничения авторской песни с типологически смежными явлениями песенной поэзии - такими, например, как рок-поэзия, массовая и эстрадная песня. В-третьих, фиксация синтетического характера бардовского творчества и одновременно четкое обозначение - словесного искусства, поэзии. В-четвертых, тезис о специфических чертах поэтики и языка бардовских текстов, порожденных неповторимой творческой индивидуальностью художника. [Белый А. Символизм как миропонимание. - М. 1994 - с.142] Как явление отечественного искусства, авторская песня, в немалой степени оплодотворенная атмосферой относительного раскрепощения "оттепельной" эпохи, обрела свои отчетливые очертания в основном к концу 1950-х - первой половине 1960-х гг. в творчестве М. Анчарова, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Н. Матвеевой и др. В последующие десятилетия - в песенно-поэтическом творчестве В. Высоцкого, А. Галича - под воздействием как собственно эстетических, так и социокультурных факторов, это направление творчества претерпело значительную содержательную, жанрово-стилевую эволюцию, которая во многом была продиктована движением к более широкому, подчас трагидийно-сатирическому освоению истории и современности. Целесообразность рассмотрения развития классической бардовской поэзии достигшей наибольших художественных высот, научно мотивируется и ключевой ролью авторской песни в современном литературном процессе. [Зайцев В.А. Авторская песня: ее восприятие и перспективы изучения на современном этапе. - Филологические науки. 2005. №2 - с. 77-85]

Широкое распространение авторской песни благодаря многочисленным концертным выступлениям, фестивалям, аудио - видео записям происходило на фоне часто негласного официального запрета на полноценную публикацию произведений поэтов-бардов, которые вольно или невольно оказывались пропитанными антидогматичным духом неподцензурного искусства. Практически до 1980 гг. масштабное осмысление авторской песни как художественного осмысления не предпринималось. В конце 1980-х годов активизируется литературоведческое изучение авторской песни, как части русской поэтической традиции, прокладываются пути к целостному прочтению ведущих поэтов-бардов - в монографиях и статьях Б. Асавченко, Ю.А. Андреева, Л.А. Аннинского, В.И. Новикова, В.А. Зайцева, С.И. Кормилова, А.В. Скобелева, С.М. Шаулова и др. В1990 и 200 годы исследование авторской песни, феномен ее творческой направленности приобретает еще более широкий масштаб. Изучение песенной поэзии постепенно входят в сферу академической науки. Это отображается в работах Н.Л. Лейдерма, А.В. Калугина, С.С. Бойко, И.А. Соколовой, Е.И. Жуковой, И.Б. Ничипорова.

Предпосылки к возникновению авторской (бардовской, самодеятельной) песни складывались достаточно давно. Нам неизвестны имена реально существовавших Садко и Баяна, скоморохов и лирников, кобзарей и менестрелей. Но доподлинно известно, что они были, творили, страдали, наверное, иначе и быть не могло. Инструментарий тоже весьма отличался: от лиры Орфея и гуслей Садко до синтезаторов, которые с успехом используют современные барды. Однако и сейчас приятно наблюдать возвращение к далёким корням, что можно пронаблюдать в творчестве Елены Фроловой (гусли) или Виктора Луферова (колёсная лира, колюка, коса и т.п.). Но, так уж суждено было, наибольшую популярность приобрела, конечно же, гитара. Очень интересное наблюдение, что гитара, один из немногих музыкальных инструментов особенно интересующий подростков, как средство общения со сверстниками.

Гитароподобные инструменты существуют столь давно, что проследить их возникновение практически невозможно. Древнейшая арийская цивилизация уже знала гитару как четырехструнный инструмент. Само происхождение названия "гитара" от санскритского "кутур", что значит - четырехструнная. Отсюда и "кифара" Древней Греции, инструмент светлого солнечного бога Аполлона, отсюда же и общеевропейское слово "гитара". В столь же древнем Египте гитароподобные инструменты настолько прочно связаны с жизнью народа, что стали символом добра, и очертания их вошли в состав иероглифных знаков под названием "набл", то есть "добро". По преданию гитара была изобретена Ципионом во времена Александра Македонского (VII в. до н.э.) и что греки дали ей такое название по горе Кифарон, где она впервые появилась. [Ширялин А. Поэма о гитаре М.: 1994 - с.158].

Более точные описания гитары и исторические сведения о ней встречаются с того времени, когда гитара появилась в музыкальных словарях, в специальных о ней сочинениях и на картинах, изображающих быт того или иного народа, приблизительно в конце XVI и начале XVII века. Гитара застыла со своими четырьмя струнами пока знаменитый поэт и учитель капеллы Висенте Эспинель, приблизительно в 1570 г., не прибавил пятую струну и закрепил для нее следующий строй: ля, ре, соль, си, ми. Это усовершенствование положило конец многочисленным строям гитары, увеличило ее звуковые средства, подняло на более высокую музыкальную ступень. Благодаря этой реформе гитара получила эпитет ”испанская”. С этого момента начинается первый период расцвета гитары, ее исследования; в это же время появляются первые табулатурные сборники, Трактаты и Школы игры на ней.

Гитара на Руси известна не так давно, примерно с XVIII века. Наибольшее распространение получил так называемый русский вариант - семиструнная гитара. Именно она стала первым инструментом русских бардов. Пришла она из городского фольклора (кстати, профессионалы музыковеды авторскую песню относят именно к этому жанру), от цыган. В истории осталось много имён таких певцов, как, например, Пётр Лещенко. Совершенно очевидна приближенность к этому жанру первых российских бардов, таких как, например, Михаил Анчаров. Несколько дальше от него и много своеобразнее звучит Булат Окуджава, но взаимосвязь просматривается явно. [Ширялин А. Поэма о гитаре М.: 1994 - с.158].

Почему же именно гитара обрела особую популярность у бардов? Да, были, конечно, исключения, такие как Вадим Егоров, аккомпанировавший (да и сейчас не прочь бывает) себе на фортепиано или Сергей Стёркин, шокировавший публику аккордеоном. Но так уж случилось, что места обитания авторской песни вносили свои коррективы. Мало кто поставит себе рояль на кухне или поволочёт аккордеон в турпоход. Именно удобство, доступность и относительная простота в освоении обеспечили гитаре поистине народную любовь и популярность

Основоположником жанра Авторской Песни принято считать Булата Окуджаву. В послесталинские времена официозной "массовой" песни, исполнявшейся "народными" хорами в сопровождении духовых оркестров, демократичная и задушевная семиструнная гитара стала базовым инструментом для создания песенной культуры, основанной на точном поэтическом слове, произносимом с осознанной человеческой интонацией и сопровождаемым негромким струнным звоном.

Выйдя в 60-х на сцену, авторская песня отчасти вынужденно, стала активно развивать музыкальную составляющую, в частности, через увеличение функциональной роли гитарного аккомпанемента. Одним из первых стал использовать гитару не только для аккордового сопровождения, предоставив ей самостоятельную партию, ленинградец Евгений Клячкин. В развитии гитарного аккомпанемента в авторской песне трудно переоценить роль Сергея Никитина. Авторы из творческого объединения "Первый круг" - Владимир Бережков, Виктор Луферов, Александр Мирзаян довели аккомпанемент, уже на шестиструнной гитаре, фактически до виртуозного уровня. Встречающееся иногда утверждение, что это "три аккорда про костры, палатки, рюкзаки" характеризует незаинтересованность либо попросту предвзятость, но в любом случае - слабое знакомство говорящего с развитым и музыкально изощрённым жанром. [Люди и Песни Костромин А. Аккомпанемент как компонент или… М. № 3 2005 - с. 22-26].

Современные авторы не меньшие поэты, чем предыдущие, жаль только, широкой публике они не известны: Ольга Чикина, Дмитрий Донской, Елена Фролова (поющая еще и стихи поэтов "серебряного века"), Вера и Нина Вотинцевы, Дмитрий Вагин, Роман Филиппов, Ксения Полтиева, Павел Фахрутдинов, Сергей Таруханов и многие другие. Подростки предпочитают слушать и исполнять произведения современных авторов, так как они им ближе по духу, хотя с удовольствием поют и классиков авторской песни.

Когда-то полулегальный, жанр авторской песни ныне получил признание. Сегодня на пространстве бывшего СССР действуют сотни школ, в которых талантливые педагоги обучают детей и молодёжь основам гитарного аккомпанемента на основе особенного песенного жанра - Авторской Песни. Школа авторской песни г. Уфы известна хорошим вокалом, высокой культурой исполнения. Школа авторской песни Цывкиных знаменита серьезной музыкальной подготовкой: чтение нот с листа, хоровое пение, высокий уровень владения инструментом и голосом; а также большим количеством авторов и интересных исполнителей среди воспитанников. Студия авторской песни "Остров" работает альтернативно музыкальной школе в формировании навыка импровизации, используя основы классического музыкального образования. Клуб авторской песни "Надежда" интересен патриотической направленностью воспитания ребят и интересными ансамблями. Клуб авторской песни "Кредо" славен театрализацией исполнения и театральными постановками. Центр авторской песни представляет большой интерес архивом авторской песни и просветительской деятельностью. И этот список можно еще долго продолжать.

Издаются диски и книги, антологии и даже учебники - для факультативов по литературе в средней школе. Так сложились обстоятельства, что поэтической составляющей авторской песни в последнее десятилетия уделялось куда больше внимания, чем музыкальной. Само понятие "Авторская Песня" подразумевает: поэт поёт свои стихи на собственную мелодию и в собственном сопровождении - как правило, на гитаре.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: