Организационно-педагогические основы опытно-экспериментальной работы

 

Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска.

В ходе опытно-экспериментальной работы предстояло проверить выдвинутую гипотезу о том, что развитие творческих способностей подростков в процессе занятия в клубе авторской песни к творческой деятельности будет успешным, если выполняются следующие педагогические условия:

соблюдение принципов личностно-ориентированного взаимодействия педагога и воспитанника;

организация творческой среды, которая включает инструментальное обеспечение, продукты творческой деятельности подростков, в разнообразных формах деятельности стимулирующих и побуждающих к музыкально-поэтическому творчеству (тренинги и упражнения развивающие воображение, коммуникативность, ассоциации, импровизации)

реализация модели развития творческих способностей подростков на основе принципов гуманного взаимодействия, сотворчества, развития инициативы, действенности.

Содержательную сторону одного из необходимых педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников - соблюдение принципов личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей - мы раскрыли в параграфе 1.2 гл. 1 нашей работы. Ведущим принципом развития творческих способностей подростков выступает стимулирование и побуждение к музыкально-поэтическому творчеству. Пытаясь найти взаимосвязь музыкально-поэтической деятельности и развития творческих способностей в подростковом возрасте с опорой на личностно-ориентированный подход, мы считаем, что обращение к авторской песне способствует решению данной проблемы

Но наиболее полная реализация условий может быть достигнута путём организации творческой среды. Музыкальная среда для творчества должна отвечать требованиям свободы, простоты, открытости и многообразия. Поэтому основу творческого музицирования составляет фольклор, как наиболее ранняя и потому простейшая его форма. Рассматривая музыкальную среду для успешного творческого процесса (Т.А. Боровик, В.А. Жилин, Т.Э. Тютюнникова), исследователи указывают на необходимость обеспечения открытости пространства взаимодействию, случаю и свободному поиску. Насыщенная гибкая материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создаёт условия творчеству Понятие "творческая среда" мы определяем как образовательное пространство, которое расширяет границы творческой деятельности и создаёт условия для развития творческих способностей.

Стремление к достижению поставленной цели исследования обусловило соответствующую организацию эксперимента, который включал следующие этапы: констатирующий, обучающий, контрольный. Педагогический эксперимент включал основные методы исследования: включенное наблюдение, изучение и анализ творческой деятельности старших дошкольников, беседы, диагностику. Данный комплекс исследовательских методов был адекватен задачам каждого этапа, обеспечивал достоверность результатов и выводов исследования.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

. Определить исходный уровень развития творческого потенциала как критерия уровня развитости творческих способностей подростков

. Изучение индивидуальных личностных качеств, для эффективной дальнейшей работы с подростком.

. Рассмотрение использования методов с целью стимулирования развития творческих способностей в подростковом возрасте.

. Отследить в процессе диагностических срезов динамику развития творческих способностей подростков.

Музыкальная педагогика опираясь на совместную деятельность педагога и учащихся, стремится к их органическому единству, основанному на организации совместной деятельности, при которой активность субъектов образовательного процесса становится главным и определяющим фактором методической оснащенности.

Как известно, метод - путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.

Сложность и многогранность личностных изменений в развитии творческих способностей в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность исследования.

На констатирующем этапе эксперимента решались задачи, связанные с выявлением исходного уровня развития творческих способностей посредством оценки раскрытия творческого потенциала подростков. Педагогический эксперимент проводился в 2006-2007 учебном году в группе занимающейся третий год в клубе авторской песни "Роза ветров" государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность"г. Солнечногорска В педагогическом эксперименте приняли участие 2 педагог и 12 подростков.

Цель экспериментальной части исследования состояла в проверке выдвинутой гипотезы. На основании анализа работ авторов были выделены критерии развития творческих способностей подростков. На протяжении всех этапов с помощью тестов, проводилось отслеживание уровня развития творческих способностей по критериям определенным авторами и проверенным на валидность:

"Диагностика вербальной креативности" С. Медника.

(адаптирован Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной); [28, с.60]

"Опросник креативности " Джонсона [14, с.175].

Тест "Оцените свой творческий потенциал." [9, с.79].

Тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур" (А.В. Либина). [28, с56].

Главным отличием экспериментальной работы являлась нацеленность на собственную музыкальную практику ребенка. Вторая позиция заключалась в самоценности детского музыкального творчества как основы такой практики. Игровая форма - следующая отличительная особенность педагогического эксперимента. В работах самых различных ученых неопровержимо доказывается, что "приобщение ребенка к искусству осуществляется только через игру". Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации деятельности.

Методологической основой исследования послужила авторская программа "Орфей", разработанная И.Г. Галянт. При создании программы автор руководствовалась системой принципов элементарного музицирования К. Орфа. Изложенные ниже теоретико-педагогические принципы и задачи данной программы использовались в нашем исследовании:

Объект исследования: подростки (14-17 лет) клуба авторской песни "Роза ветров" Дома детского творчества "Юность" г. Солнечногорска.

Предмет исследования: динамика развития творческих способностей в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: У подростков занимающихся авторской песней наблюдается положительная динамика роста творческого потенциала.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные

наглядные

практические

методы стимулирования и мотивации

соревнование

поощрение

развивающие игры

методы контроля эффективности педагогического процесса

тестирование

наблюдение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: