Непрерывный педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный) проводился на базе государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность" клуба авторской песни "Роза ветров" г. Солнечногорска.
В ходе опытно-экспериментальной работы предстояло проверить выдвинутую гипотезу о том, что развитие творческих способностей подростков в процессе занятия в клубе авторской песни к творческой деятельности будет успешным, если выполняются следующие педагогические условия:
соблюдение принципов личностно-ориентированного взаимодействия педагога и воспитанника;
организация творческой среды, которая включает инструментальное обеспечение, продукты творческой деятельности подростков, в разнообразных формах деятельности стимулирующих и побуждающих к музыкально-поэтическому творчеству (тренинги и упражнения развивающие воображение, коммуникативность, ассоциации, импровизации)
|
|
реализация модели развития творческих способностей подростков на основе принципов гуманного взаимодействия, сотворчества, развития инициативы, действенности.
Содержательную сторону одного из необходимых педагогических условий развития творческих способностей старших дошкольников - соблюдение принципов личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей - мы раскрыли в параграфе 1.2 гл. 1 нашей работы. Ведущим принципом развития творческих способностей подростков выступает стимулирование и побуждение к музыкально-поэтическому творчеству. Пытаясь найти взаимосвязь музыкально-поэтической деятельности и развития творческих способностей в подростковом возрасте с опорой на личностно-ориентированный подход, мы считаем, что обращение к авторской песне способствует решению данной проблемы
Но наиболее полная реализация условий может быть достигнута путём организации творческой среды. Музыкальная среда для творчества должна отвечать требованиям свободы, простоты, открытости и многообразия. Поэтому основу творческого музицирования составляет фольклор, как наиболее ранняя и потому простейшая его форма. Рассматривая музыкальную среду для успешного творческого процесса (Т.А. Боровик, В.А. Жилин, Т.Э. Тютюнникова), исследователи указывают на необходимость обеспечения открытости пространства взаимодействию, случаю и свободному поиску. Насыщенная гибкая материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создаёт условия творчеству Понятие "творческая среда" мы определяем как образовательное пространство, которое расширяет границы творческой деятельности и создаёт условия для развития творческих способностей.
|
|
Стремление к достижению поставленной цели исследования обусловило соответствующую организацию эксперимента, который включал следующие этапы: констатирующий, обучающий, контрольный. Педагогический эксперимент включал основные методы исследования: включенное наблюдение, изучение и анализ творческой деятельности старших дошкольников, беседы, диагностику. Данный комплекс исследовательских методов был адекватен задачам каждого этапа, обеспечивал достоверность результатов и выводов исследования.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
. Определить исходный уровень развития творческого потенциала как критерия уровня развитости творческих способностей подростков
. Изучение индивидуальных личностных качеств, для эффективной дальнейшей работы с подростком.
. Рассмотрение использования методов с целью стимулирования развития творческих способностей в подростковом возрасте.
. Отследить в процессе диагностических срезов динамику развития творческих способностей подростков.
Музыкальная педагогика опираясь на совместную деятельность педагога и учащихся, стремится к их органическому единству, основанному на организации совместной деятельности, при которой активность субъектов образовательного процесса становится главным и определяющим фактором методической оснащенности.
Как известно, метод - путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.
Сложность и многогранность личностных изменений в развитии творческих способностей в подростковом возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности обуславливает актуальность исследования.
На констатирующем этапе эксперимента решались задачи, связанные с выявлением исходного уровня развития творческих способностей посредством оценки раскрытия творческого потенциала подростков. Педагогический эксперимент проводился в 2006-2007 учебном году в группе занимающейся третий год в клубе авторской песни "Роза ветров" государственного муниципального учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества "Юность"г. Солнечногорска В педагогическом эксперименте приняли участие 2 педагог и 12 подростков.
Цель экспериментальной части исследования состояла в проверке выдвинутой гипотезы. На основании анализа работ авторов были выделены критерии развития творческих способностей подростков. На протяжении всех этапов с помощью тестов, проводилось отслеживание уровня развития творческих способностей по критериям определенным авторами и проверенным на валидность:
"Диагностика вербальной креативности" С. Медника.
(адаптирован Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной); [28, с.60]
"Опросник креативности " Джонсона [14, с.175].
Тест "Оцените свой творческий потенциал." [9, с.79].
Тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур" (А.В. Либина). [28, с56].
Главным отличием экспериментальной работы являлась нацеленность на собственную музыкальную практику ребенка. Вторая позиция заключалась в самоценности детского музыкального творчества как основы такой практики. Игровая форма - следующая отличительная особенность педагогического эксперимента. В работах самых различных ученых неопровержимо доказывается, что "приобщение ребенка к искусству осуществляется только через игру". Построение учебного материала в форме игры не только отвечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации деятельности.
|
|
Методологической основой исследования послужила авторская программа "Орфей", разработанная И.Г. Галянт. При создании программы автор руководствовалась системой принципов элементарного музицирования К. Орфа. Изложенные ниже теоретико-педагогические принципы и задачи данной программы использовались в нашем исследовании:
Объект исследования: подростки (14-17 лет) клуба авторской песни "Роза ветров" Дома детского творчества "Юность" г. Солнечногорска.
Предмет исследования: динамика развития творческих способностей в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: У подростков занимающихся авторской песней наблюдается положительная динамика роста творческого потенциала.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
методы организации учебно-познавательной деятельности:
словесные
наглядные
практические
методы стимулирования и мотивации
соревнование
поощрение
развивающие игры
методы контроля эффективности педагогического процесса
тестирование
наблюдение