На заключительном этапе эксперимента проводилась повторная диагностика уровня развития творческих способностей подростков после формирующего этапа эксперимента. Отслеживание роста творческих способностей осуществлялось по тем же критериям, что и на констатирующем этапе. Диагностические срезы уровней развития творческих способностей старших дошкольников в ходе опытно-экспериментальной работы выявили положительную динамику результатов Перейдем к их рассмотрению.
Результаты контрольного диагностирования уровня развития творческих способностей старших дошкольников на заключительном этапе эксперимента
"Опросник креативности" Джонсона.
Э та методика применена в сентябре 2006 - 2007 учебного года и в мае того же периода, в качестве метода экспресс-оценки уровня креативности, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Данный опросник позволяет также провести подростку самооценку степени раскрытости творческого потенциала. Результаты заключительного этапа эксперимента проведенного в мае 2006-2007 учебного года с группой для сравнения уровня креативности и анализа динамики показателей:
очень низкий уровень - 0%,
низкий уровень - 0 %;
средний уровень - 8,4 %;
высокий уровень - 33,3 %,
очень высокий уровень - вырос на 58,4 %.
Результаты тестирования для сравнительного анализа на констатирующем и заключительном этапах эксперимента отображены в таблице: №2
Таблица № 5.
№ | Уровень креативности - сентябрь | Уровень креативности - май |
1 | Низкий | Средний |
2 | Средний | Высокий |
3 | Средний | Высокий |
4 | Средний | Высокий |
5 | Средний | Высокий |
6 | Высокий | Очень высокий |
7 | Высокий | Очень высокий |
8 | Высокий | Очень высокий |
9 | Высокий | Очень высокий |
10 | Высокий | Очень высокий |
11 | Очень высокий | Очень высокий |
12 | Очень высокий | Очень высокий |
Сравнительный анализ результатов выявил положительную динамику роста показателей. Показатели уровня креативности:
очень низкий уровень - остался неизменным - 0%,
низкий уровень - уменьшился на 8,4 %;
средний уровень - уменьшился на 25 %;
высокий уровень - уменьшился на 8,4 %,
очень высокий уровень - увеличился на 41,5 %.
Полученные результаты сравнений отображены в диаграмме № 1, где наглядно видна положительная динамика роста показателей.
Диаграмма № 5.
Тест"Оцените свой творческий потенциал"
Заключительный этап эксперимента проведен в мае 2006-2007 учебного года с группой для выявления результатов. В конце года уровень показателей следующий:
низкий - 0%
ниже среднего - 0 %
средний - 8,3 %
выше среднего - 75,1 %
высокий - 16,6 %
Диаграмма № 6.
низкий ниже средний выше высокий
среднего среднего
Сравнительный анализ результатов выявил положительную динамику роста показателей:
низкий - не изменился
ниже среднего - уменьшился на 24.9 %
средний - не изменился
выше среднего - вырос на 33,3 %
высокий - вырос на 16,6 %.
Полученные результаты сравнений отображены в таблице № 5, где наглядно видна положительная динамика роста показателей.
Таблица № 5.
№Показатели в начале годаПоказатели в конце года | ||
1 | Ниже среднего | Средний |
2 | Ниже среднего | Выше среднего |
3 | Ниже среднего | Выше среднего |
4 | Средний | Выше среднего |
5 | Средний | Выше среднего |
6 | Средний | Выше среднего |
7 | Средний | Выше среднего |
8 | Выше среднего | Выше среднего |
9 | Выше среднего | Выше среднего |
10 | Выше среднего | Выше среднего |
11 | Выше среднего | Высокий |
12 | Выше среднего | Высокий |
Диаграмма № 7.
Таблица № 6.
Показатели начала года Показатели конца года
Уровень креативности | Цвет уровня | Сумма баллов | ||
Низкий | 18 - 23 | |||
Ниже среднего | Средний | 24 - 31 | 24 - 47 | |
Средний | 32 - 39 | |||
Выше среднего | 40 - 47 | |||
Высокий | 48 - 54 |
Диагностика вербальной креативности" С. Медника (адаптирован Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной); Дружинин с
Заключительный этап эксперимента проведен в мае 2006-2007 учебного года с группой для сравнения результатов и анализа динамики показателей индекса количества ассоциаций, оригинальности индекса уникальности. Использована вторая серия из 20 триад.
с группой для сравнения результатов и анализа динамики показателей. индекса оригинальности Использована вторая серия из 20 триад.
Показатели индекса количества ассоциаций:
очень низкий (индекс от 0 до 0, 19) - 0 %
низкий (индекс от 0,2 до 0,39) - 0 %
ниже среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - 0 %
средний (индекс от 0,6 до 0,79) - 0 %
выше среднего (индекс от 0,8 до 0,99) - 33,2 %
высокий (индекс от 1 до 1,49) - 58,5 %
Показатели уровня индекса оригинальности:
ниже среднего (индекс от 0 до 0,29) - 0 %
средний (индекс от 0,2 до 0,39) - 8,3 %
выше среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - 41,6 %
высокий (индекс от 0,6 до 0,7) - 8.3 %
очень высокий (индекс от 0,71 до 1) - 24,9 %
очень высокий (индекс от 1,5 и выше) - 8,3 %
Показатели индекса уникальности:
ниже среднего (индекс от 0 до 0,09) - 0 %
средний (индекс от 0,1 до 0,29) - 8,3 %
выше среднего (индекс от 0,3 до 0,49) - 49,8 %
высокий (индекс от 0,5 до 0,6) - 24,9 %
очень высокий (индекс от 0,61 и выше) - 16,6%
Диаграмма № 8
Сравнительный анализ результатов за 2006-2007 учебный год выявил положительную динамику роста показателей индексов количества ассоциаций, оригинальности и уникальности ответов.
Таблица № 6.
№ | Показатели начала года | Показатели конца года | ||||
Индекс количества ассоциаций | индекса оригинальности | индекса уникальности | Индекс количества ассоциаций | индекса оригинальности | индекса уникальности | |
1 | средний | средний | ниже среднего | выше среднего | средний | средний |
2 | средний | средний | ниже среднего | выше среднего | выше среднего | выше среднего |
3 | средний | средний | ниже среднего | выше среднего | выше среднего | выше среднего |
4 | выше среднего | средний | ниже среднего | выше среднего | выше среднего | выше среднего |
5 | выше среднего | выше среднего | средний | высокий | выше среднего | выше среднего |
6 | выше среднего | выше среднего | средний | высокий | выше среднего | выше среднего |
7 | выше среднего | выше среднего | средний | высокий | выше среднего | выше среднего |
8 | выше среднего | выше среднего | средний | высокий | высокий | высокий |
9 | выше среднего | выше среднего | выше среднего | высокий | очень высокий | высокий |
10 | выше среднего | выше среднего | выше среднего | высокий | очень высокий | высокий |
11 | высокий | выше среднего | выше среднего | высокий | очень высокий | очень высокий |
12 | высокий | высокий | высокий | очень высокий | очень высокий | очень высокий |
Динамика показателей индекса количества ассоциаций:
очень низкий (индекс от 0 до 0, 19) - не изменился
низкий (индекс от 0,2 до 0,39) - не изменился
ниже среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - не изменился
средний (индекс от 0,6 до 0,79) - уменьшился на 24,9%
выше среднего (индекс от 0,8 до 0,99) - уменьшился на 16,6%
высокий (индекс от 1 до 1,49) - вырос на 41,9 %
очень высокий (индекс от 1,5 и выше) - вырос на 8,3
Динамика показателей индекса оригинальности:
ниже среднего (индекс от 0 до 0,29) - уменьшился на 8,3 %
средний (индекс от 0,2 до 0,39) - уменьшился на 25 %
выше среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - уменьшился на 8,3 %
высокий (индекс от 0,6 до 0,7) - не изменился
очень высокий (индекс от 0,71 до 1) - вырос на 25 %
Динамика показателей индекса уникальности:
ниже среднего (индекс от 0 до 0,9) - уменьшился на 24,9%
средний (индекс от 0,1 до 0,29) - уменьшился на 24,9%
выше среднего (индекс от 0,3 до 0,49) - вырос на 16,6 %
высокий (индекс от 0,5 до 0,6) - вырос на 16,6 %
очень высокий (индекс от 0,61 и выше) - вырос на 16,6%
Полученные результаты отображены в графике №1 индекса оригинальности, в графике: №2 индекса количества ассоциаций, в графике: № 3 индекса уникальности; где наглядно видна положительная динамика роста показателей.
ИКА - индекс количества ассоциаций в начале года
ИКА - индекс количества ассоциаций в конце года
ИО - индекс оригинальности в начале года
ИО - индекс оригинальности в конце года
ИУ - индекс уникальности в начале года
ИУ - индекс уникальности в конце года
Диаграмма № 9
Выводы:
В сравнении по проведенным методикам был проведен анализ полученных результатов по подросткам, который показал, что творческий потенциал у подростков активно развивается в процессе обучения. Педагогическая модель направлена на раскрытие природных дарований подростка и открывает перспективы всестороннего развития творческой личности.
Результаты показывают, что высокий уровень развития творческой личности, который предполагает целостное восприятие себя субъектом своей жизни, имеет большое значение в подростковом возрасте, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.
Обобщая результаты ответов, прослеживается динамика в таких параметрах как:
§ Наличие позитивного образца творческого поведения
§ Свежесть, непосредственность восприятия.
§ Создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения
§ Отсутствие образца регламентированного поведения. Отсутствие стереотипов, заданности, низкий самоконтроль
§ Независимость в суждениях
§ Принятие себя и других такими, какие они есть.
§ Чувство общности с другими людьми
§ Творческое начало, выражающееся в отсутствии консерватизма, стремление искать новые пути
§ Социальное подкрепление творческого поведения
Таким образом, мы можем судить, что в ходе проведенного исследования гипотеза о том, что у подростков занимающихся авторской песней наблюдается положительная динамика роста творческого потенциала подтверждена (см. Приложение).
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть и каким быть. Жизненный план - не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Подросток должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
Организация педагогического процесса на основе творчества в авторской песне позволило утверждать, что работа имеет реальную ценность. Принципиально важной особенностью развития подросткового творчества является результат "открытия себя". А также формирование и развитие в самом себе творческих способностей, виденье и применение новых способов деятельности, знаний, умений.
Заключение
Подростки используют свои развивающиеся умения в процессе интеллектуальных и моральных поисков в отношении их самих, их семей и мира в целом. Благодаря росту творческого потенциала и активному развитию творческих способностей они значительно расширяют пределы своего мышления и обогащают его содержание. Они анализируют как реальные, так и возможные варианты использования своих талантов и способностей.
Стабилизация личности в подростковый период развития связана с выработкой мировоззрения. Старшеклассники пишут: "Трудный возраст (т.е. подростковый) означает, не только период физических перемен, но и когда возникает ряд социальных, моральных или философских проблем", " Чуть ранее ты еще ребенок, который капризничает и может создавать видимость своей самостоятельности. кризис подростка состоит в выработке собственных убеждений".
Педагоги особенно озабочены тем, как формируется идентичность в подростковом возрасте, означающее творческое и независимое Я, гармонично соединяющее различные элементы данной личности. При благоприятных условиях развития подросток стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.
Творческое развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, интерес к личности и рефлексия оказываются в подростковом возрасте той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру собственных позиций. Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости, люди сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, то есть качества, присущие подростковому возрасту. Кроме того, развитая творчески личность сохраняет высокую критичность по отношению к своим трудам. Взрослый человек будет возвращаться к "вечным" вопросам возникающим в в этом возрасте, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.
В этом смысле в формировании и развитии творческой личности несет в себе педагогический потенциал авторская песня, которая открывает особую значимость приобретения и осмысления скрытых путей воспринимающего сознания и соотношение его с внутренними законами развития. Авторская песня в этом плане - явление примечательное, ибо в социокультурной ситуации середины ХХ века звучащее, обращенное к широкой аудитории и при этом не утрачивающее задушевного лиризма песенно-поэтическое слово было заряжено воспитательной энергией и возвращало в общественное сознание духовные ценности. В творчестве авторской песни ориентированность художественного слова ощутима и значима в глубоком философском познании природного мира таинственно сопряженного с душевной жизнь, с самораскрытием лирического Я. В авторской песне характеризующейся разнообразным персонажным миром, богатством сюжетных ситуаций, педагогическая проблематика прорастает из опыта повседневности, конкретики личных и профессиональных судеб, Именно в обстановке профессионального труда показано жизненное воспитание и самопознание героев. Сила педагогического потенциала в авторской песне обусловлена тем, что в ней художественно запечатлелись главные пути эмоционального воздействия - через негромкую и неформальную беседу, исподволь сокращающую дистанцию между субъектами воспитательного процесса, наглядное совместное познание мира, активизацию развития творческих способностей. При этом постижение общечеловеческих ценностей, ценностей того или иного общества пребывает в психологической реальности в равновесии с формированием свободной личности. Органичное соединение обращенных к окружающим назидательных интонаций и непрерывного самовоспитания в общении, придает "творческой педагогике" стихов и песен оригинальность и психологическую убедительность.
Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной педагогической работы в раскрытии и развитии творческого потенциала. И именно по этому необходима целенаправленная, систематическая работа по подготовке подростков к самостоятельному и осознанному выбору жизненного пути.
Таким образом теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу.
Литература
1. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2005. - 430с.
2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. дом Амонашвили, 1996. - 494с.
. Ананьев, Б.Г. Формирование одарённости: склонность и одаренность / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1962. - 275с.
. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Владос, 2004. - 128с.
. Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111с.
. Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе / Б.А. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2. - Л., 1973. - 144с.
. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352с.
. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192с.
. Белкин, А.С. Педагогика детства (Основы возрастной психологии) / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 1995. - 15с.
. Берне, Р. Развитие Я - концепции и воспитания: пер. с англ. / Р. Берне (Общ. ред.В.Я. Пилиповского). - М.: Прогресс, 1986. - 424с.
. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981. - 96с.
. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995, №5. - С.12-15.
. Боровик, Т.А., Манина, Т.М. От слова к музыке. Речевые упражнения / Т.А. Боровик, Т.М. Манина. - Минск: Книжный дом, 1995. - 69с.
. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 350с.
. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140с.
. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей / А.И. Буренина. - СПб., 2000. - 200 с.
. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 90с.
. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский (Под ред. М.Г. Ярошевского). - М.; Педагогика, 1987. - 343с.
. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1591. - 479с.
. Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Карпова, С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1978. - 118с.
. Границкая, А.С. Научимся думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: кн. Для учителя / А.С. Границкая. - М.: Просвещение, 1991. - 72с.
. Грановская, Р.М., Крижанская, Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. - СПб.: ОМS, 1997. - 179с.
. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. - М.: Просвещение, 1995. - 314с.
. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239с.
. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др., под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.
. Доман, Г. Гармоничное развитие ребёнка: как развить умственные и физические способности ребёнка / Г. Доман. - М.: Аквариум, 1996. - 441с.
. Дорфман, Л.Я., Ковалёва, Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве / Л.Л. Дорфман, Г.В. Ковалёва // Вопросы психологии, 1999. №2 - С.101-106.
. Жилин, В.А. Орф-уроки / В.А. Жилин. - Екатеринбург, 1998. - 59с.
. Занков, Л.В. Обучение и развитие: экспериментальное педагогическое исследование / Л.В. Занков, Науч. - исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР (Под ред. Л.В. Занкова). - М.: Педагогика, 1975. - 440с.
. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: программа для общеобразовательных учебных заведений / Д.Б. Кабалевский - М.: Педагогика, 1994. - 405с.
. Кодай,
. 3. Избранные статьи / 3. Кодай. - М.: Советский композитор, 1982. - 288с.
. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений / Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. - М.: ИИП, 2002 - 176с.
. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1971. - 40с.
. Леонтьева, О.Т. Карл Орф / О.Т. Леонтьева. - М.: Музыка, 1984. - 334с.
. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Владос, 1998. - 271с.
. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённости / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989, №6. - С.29-33.
. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М.: Школа-пресс, 1993. - 127с.
. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу (Пер. с англ.А.М. Титлыбаевой). - М.: Евразия, 1999. - 478с.
. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254с.
. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96с.
. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Педагогика, 1998. - 671с.
. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студентов / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001 - 232с.
. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254с.
. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова - М.: Просвещение, 1995. - 357с.
. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад, ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.
. Песталоцци, И.Г. Песталоцци: избранные труды / И.Г. Песталоцци (Сост. и вступ. ст В.М. Кларина). - М.: Амонашвили, 1998. - 222с.
. Петровский, А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1997. - 238с.
. Петровский, А.В. Идея "Я - мир" в развитии личности / А.В. Петровский. - М.: Инноватор, 1996.
. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. - 176с.
. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999.
. Психология и педагогика / Ред.Г.С. Радугина - М: Центр, 1977. - 334с.
. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / А.Я. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др., отв. ред.А.Я. Пономарев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1990. - 222с.
. Радынова, ОЛ., Груздова, И.В., Комиссарова, Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, И.В. Груздова, Л.Н. Комиссарова. - М.: Академия, 1999. - 176с.
. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: учебное пособие по курсу "История русской музыки" / Л.А. Рапацкая; Мин-во образования РФ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М.: МГОПУ, 1996. - 142с.
. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712с.
. Русанова, В.С. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни / В.С. Русанова. - Челябинск, 2001. - 234с.
. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150с.
. Современное искусствознание. Методологические проблемы: сборник статей / РАН, Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; отв. ред.А.Я. Зись. - М.: Наука, 1994. - 253с.
. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 347с.
. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов, Рос. акад. наук. Ин-т психологии. - М.: Наука, 2003. - 377с.
. Теплов, Б.М. Способности и одарённость. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1981. - 304с.
. Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. - М.: Политическая литература, 1996. - 589с.
. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200с.
. Штерн, В. Одаренность детей и подростков и методы её исследования / В. Штерн. - М., 1926. - 116 с.
. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин (Под ред.Д. И Фельдштейна). - М.: Ин-т практ. психологии - М., 1995. - 414с.
. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 304с.
. Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Е.И. Юдина. - М: Аквариум, 1997. - 272с.
. Яворский Б.Л. В 2т. / Б.Л. Яворский (Под ред.Д. Д. Шостаковича). - М.: Советский композитор. - 1964.
. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995., №2. - С.31-42.
. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1966. - 291с.
. Ярошевский, М.Г. Психология научной деятельности / М. Г.