Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей подростков в условиях клуба авторской песни

На заключительном этапе эксперимента проводилась повторная диагностика уровня развития творческих способностей подростков после формирующего этапа эксперимента. Отслеживание роста творческих способностей осуществлялось по тем же критериям, что и на констатирующем этапе. Диагностические срезы уровней развития творческих способностей старших дошкольников в ходе опытно-экспериментальной работы выявили положительную динамику результатов Перейдем к их рассмотрению.

Результаты контрольного диагностирования уровня развития творческих способностей старших дошкольников на заключительном этапе эксперимента

"Опросник креативности" Джонсона.

Э та методика применена в сентябре 2006 - 2007 учебного года и в мае того же периода, в качестве метода экспресс-оценки уровня креативности, со всеми вытекающими отсюда ограничениями. Данный опросник позволяет также провести подростку самооценку степени раскрытости творческого потенциала. Результаты заключительного этапа эксперимента проведенного в мае 2006-2007 учебного года с группой для сравнения уровня креативности и анализа динамики показателей:

очень низкий уровень - 0%,

низкий уровень - 0 %;

средний уровень - 8,4 %;

высокий уровень - 33,3 %,

очень высокий уровень - вырос на 58,4 %.

Результаты тестирования для сравнительного анализа на констатирующем и заключительном этапах эксперимента отображены в таблице: №2

Таблица № 5.

 № Уровень креативности - сентябрь Уровень креативности - май
1 Низкий Средний
2 Средний Высокий
3 Средний Высокий
4 Средний Высокий
5 Средний Высокий
6 Высокий Очень высокий
7 Высокий Очень высокий
8 Высокий Очень высокий
9 Высокий Очень высокий
10 Высокий Очень высокий
11 Очень высокий Очень высокий
12 Очень высокий Очень высокий

 

Сравнительный анализ результатов выявил положительную динамику роста показателей. Показатели уровня креативности:

очень низкий уровень - остался неизменным - 0%,

низкий уровень - уменьшился на 8,4 %;

средний уровень - уменьшился на 25 %;

высокий уровень - уменьшился на 8,4 %,

очень высокий уровень - увеличился на 41,5 %.

Полученные результаты сравнений отображены в диаграмме № 1, где наглядно видна положительная динамика роста показателей.

Диаграмма № 5.

 

Тест"Оцените свой творческий потенциал"

Заключительный этап эксперимента проведен в мае 2006-2007 учебного года с группой для выявления результатов. В конце года уровень показателей следующий:

низкий - 0%

ниже среднего - 0 %

средний - 8,3 %

выше среднего - 75,1 %

высокий - 16,6 %

Диаграмма № 6.

                                          низкий  ниже средний   выше     высокий

                                                          среднего              среднего

 

Сравнительный анализ результатов выявил положительную динамику роста показателей:

низкий - не изменился

ниже среднего - уменьшился на 24.9 %

средний - не изменился

выше среднего - вырос на 33,3 %

высокий - вырос на 16,6 %.

Полученные результаты сравнений отображены в таблице № 5, где наглядно видна положительная динамика роста показателей.


Таблица № 5.

 №Показатели в начале годаПоказатели в конце года    
1 Ниже среднего Средний
2 Ниже среднего Выше среднего
3 Ниже среднего Выше среднего
4 Средний Выше среднего
5 Средний Выше среднего
6 Средний Выше среднего
7 Средний Выше среднего
8 Выше среднего Выше среднего
9 Выше среднего Выше среднего
10 Выше среднего Выше среднего
11 Выше среднего Высокий
12 Выше среднего Высокий

 


Диаграмма № 7.

 

 

Таблица № 6.

Показатели начала года Показатели конца года

Уровень креативности

Цвет уровня

Сумма баллов

Низкий

 

18 - 23

Ниже среднего Средний   24 - 31 24 - 47
Средний     32 - 39  
Выше среднего     40 - 47  

Высокий

 

48 - 54

 

Диагностика вербальной креативности" С. Медника (адаптирован Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной); Дружинин с

Заключительный этап эксперимента проведен в мае 2006-2007 учебного года с группой для сравнения результатов и анализа динамики показателей индекса количества ассоциаций, оригинальности индекса уникальности. Использована вторая серия из 20 триад.

с группой для сравнения результатов и анализа динамики показателей. индекса оригинальности Использована вторая серия из 20 триад.

Показатели индекса количества ассоциаций:

очень низкий (индекс от 0 до 0, 19) - 0 %

низкий (индекс от 0,2 до 0,39) - 0 %

ниже среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - 0 %

средний (индекс от 0,6 до 0,79) - 0 %

выше среднего (индекс от 0,8 до 0,99) - 33,2 %

высокий (индекс от 1 до 1,49) - 58,5 %

Показатели уровня индекса оригинальности:

ниже среднего (индекс от 0 до 0,29) - 0 %

средний (индекс от 0,2 до 0,39) - 8,3 %

выше среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - 41,6 %

высокий (индекс от 0,6 до 0,7) - 8.3 %

очень высокий (индекс от 0,71 до 1) - 24,9 %

очень высокий (индекс от 1,5 и выше) - 8,3 %

Показатели индекса уникальности:

ниже среднего (индекс от 0 до 0,09) - 0 %

средний (индекс от 0,1 до 0,29) - 8,3 %

выше среднего (индекс от 0,3 до 0,49) - 49,8 %

высокий (индекс от 0,5 до 0,6) - 24,9 %

очень высокий (индекс от 0,61 и выше) - 16,6%

Диаграмма № 8

 

Сравнительный анализ результатов за 2006-2007 учебный год выявил положительную динамику роста показателей индексов количества ассоциаций, оригинальности и уникальности ответов.

Таблица № 6.

Показатели начала года

Показатели конца года

  Индекс количества ассоциаций индекса оригинальности индекса уникальности Индекс количества ассоциаций индекса оригинальности индекса уникальности
1 средний средний ниже среднего выше среднего средний средний
2 средний средний ниже среднего выше среднего выше среднего выше среднего
3 средний средний ниже среднего выше среднего выше среднего выше среднего
4 выше среднего средний ниже среднего выше среднего выше среднего выше среднего
5 выше среднего выше среднего средний высокий выше среднего выше среднего
6 выше среднего выше среднего средний высокий выше среднего выше среднего
7 выше среднего выше среднего средний высокий выше среднего выше среднего
8 выше среднего выше среднего средний высокий высокий высокий
9 выше среднего выше среднего выше среднего высокий очень высокий высокий
10 выше среднего выше среднего выше среднего высокий очень высокий высокий
11 высокий выше среднего выше среднего высокий очень высокий очень высокий
12 высокий высокий высокий очень высокий очень высокий очень высокий

 

Динамика показателей индекса количества ассоциаций:

очень низкий (индекс от 0 до 0, 19) - не изменился

низкий (индекс от 0,2 до 0,39) - не изменился

ниже среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - не изменился

средний (индекс от 0,6 до 0,79) - уменьшился на 24,9%

выше среднего (индекс от 0,8 до 0,99) - уменьшился на 16,6%

высокий (индекс от 1 до 1,49) - вырос на 41,9 %

очень высокий (индекс от 1,5 и выше) - вырос на 8,3

Динамика показателей индекса оригинальности:

ниже среднего (индекс от 0 до 0,29) - уменьшился на 8,3 %

средний (индекс от 0,2 до 0,39) - уменьшился на 25 %

выше среднего (индекс от 0,4 до 0,59) - уменьшился на 8,3 %

высокий (индекс от 0,6 до 0,7) - не изменился

очень высокий (индекс от 0,71 до 1) - вырос на 25 %

Динамика показателей индекса уникальности:

ниже среднего (индекс от 0 до 0,9) - уменьшился на 24,9%

средний (индекс от 0,1 до 0,29) - уменьшился на 24,9%

выше среднего (индекс от 0,3 до 0,49) - вырос на 16,6 %

высокий (индекс от 0,5 до 0,6) - вырос на 16,6 %

очень высокий (индекс от 0,61 и выше) - вырос на 16,6%

Полученные результаты отображены в графике №1 индекса оригинальности, в графике: №2 индекса количества ассоциаций, в графике: № 3 индекса уникальности; где наглядно видна положительная динамика роста показателей.

ИКА - индекс количества ассоциаций в начале года

ИКА - индекс количества ассоциаций в конце года

ИО - индекс оригинальности в начале года

ИО - индекс оригинальности в конце года

ИУ - индекс уникальности в начале года

ИУ - индекс уникальности в конце года

Диаграмма № 9

Выводы:

В сравнении по проведенным методикам был проведен анализ полученных результатов по подросткам, который показал, что творческий потенциал у подростков активно развивается в процессе обучения. Педагогическая модель направлена на раскрытие природных дарований подростка и открывает перспективы всестороннего развития творческой личности.

Результаты показывают, что высокий уровень развития творческой личности, который предполагает целостное восприятие себя субъектом своей жизни, имеет большое значение в подростковом возрасте, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями.

Обобщая результаты ответов, прослеживается динамика в таких параметрах как:

§ Наличие позитивного образца творческого поведения

§ Свежесть, непосредственность восприятия.

§ Создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения

§ Отсутствие образца регламентированного поведения. Отсутствие стереотипов, заданности, низкий самоконтроль

§ Независимость в суждениях

§ Принятие себя и других такими, какие они есть.

§ Чувство общности с другими людьми

§ Творческое начало, выражающееся в отсутствии консерватизма, стремление искать новые пути

§ Социальное подкрепление творческого поведения

Таким образом, мы можем судить, что в ходе проведенного исследования гипотеза о том, что у подростков занимающихся авторской песней наблюдается положительная динамика роста творческого потенциала подтверждена (см. Приложение).

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план - решить вопросы, кем быть и каким быть. Жизненный план - не то же самое, что подростковые туманные мечты о будущем. Когда планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать, это еще нельзя назвать жизненной перспективой. Подросток должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Организация педагогического процесса на основе творчества в авторской песне позволило утверждать, что работа имеет реальную ценность. Принципиально важной особенностью развития подросткового творчества является результат "открытия себя". А также формирование и развитие в самом себе творческих способностей, виденье и применение новых способов деятельности, знаний, умений.



Заключение

 

Подростки используют свои развивающиеся умения в процессе интеллектуальных и моральных поисков в отношении их самих, их семей и мира в целом. Благодаря росту творческого потенциала и активному развитию творческих способностей они значительно расширяют пределы своего мышления и обогащают его содержание. Они анализируют как реальные, так и возможные варианты использования своих талантов и способностей.

Стабилизация личности в подростковый период развития связана с выработкой мировоззрения. Старшеклассники пишут: "Трудный возраст (т.е. подростковый) означает, не только период физических перемен, но и когда возникает ряд социальных, моральных или философских проблем", " Чуть ранее ты еще ребенок, который капризничает и может создавать видимость своей самостоятельности. кризис подростка состоит в выработке собственных убеждений".

Педагоги особенно озабочены тем, как формируется идентичность в подростковом возрасте, означающее творческое и независимое Я, гармонично соединяющее различные элементы данной личности. При благоприятных условиях развития подросток стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет еще лучше.

Творческое развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, интерес к личности и рефлексия оказываются в подростковом возрасте той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру собственных позиций. Творческую продуктивность проявляют до глубокой старости, люди сохранившие свободомыслие, независимость взглядов, то есть качества, присущие подростковому возрасту. Кроме того, развитая творчески личность сохраняет высокую критичность по отношению к своим трудам. Взрослый человек будет возвращаться к "вечным" вопросам возникающим в в этом возрасте, отказываясь от прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

В этом смысле в формировании и развитии творческой личности несет в себе педагогический потенциал авторская песня, которая открывает особую значимость приобретения и осмысления скрытых путей воспринимающего сознания и соотношение его с внутренними законами развития. Авторская песня в этом плане - явление примечательное, ибо в социокультурной ситуации середины ХХ века звучащее, обращенное к широкой аудитории и при этом не утрачивающее задушевного лиризма песенно-поэтическое слово было заряжено воспитательной энергией и возвращало в общественное сознание духовные ценности. В творчестве авторской песни ориентированность художественного слова ощутима и значима в глубоком философском познании природного мира таинственно сопряженного с душевной жизнь, с самораскрытием лирического Я. В авторской песне характеризующейся разнообразным персонажным миром, богатством сюжетных ситуаций, педагогическая проблематика прорастает из опыта повседневности, конкретики личных и профессиональных судеб, Именно в обстановке профессионального труда показано жизненное воспитание и самопознание героев. Сила педагогического потенциала в авторской песне обусловлена тем, что в ней художественно запечатлелись главные пути эмоционального воздействия - через негромкую и неформальную беседу, исподволь сокращающую дистанцию между субъектами воспитательного процесса, наглядное совместное познание мира, активизацию развития творческих способностей. При этом постижение общечеловеческих ценностей, ценностей того или иного общества пребывает в психологической реальности в равновесии с формированием свободной личности. Органичное соединение обращенных к окружающим назидательных интонаций и непрерывного самовоспитания в общении, придает "творческой педагогике" стихов и песен оригинальность и психологическую убедительность.

Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной педагогической работы в раскрытии и развитии творческого потенциала. И именно по этому необходима целенаправленная, систематическая работа по подготовке подростков к самостоятельному и осознанному выбору жизненного пути.

Таким образом теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу.



Литература

 

1. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2005. - 430с.

2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. дом Амонашвили, 1996. - 494с.

.   Ананьев, Б.Г. Формирование одарённости: склонность и одаренность / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1962. - 275с.

.   Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Владос, 2004. - 128с.

.   Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки: кн. для учителя / Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 111с.

.   Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе / Б.А. Асафьев // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2. - Л., 1973. - 144с.

.   Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.

.   Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352с.

.   Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192с.

.   Белкин, А.С. Педагогика детства (Основы возрастной психологии) / А.С. Белкин. - Екатеринбург: Сократ, 1995. - 15с.

.   Берне, Р. Развитие Я - концепции и воспитания: пер. с англ. / Р. Берне (Общ. ред.В.Я. Пилиповского). - М.: Прогресс, 1986. - 424с.

.   Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981. - 96с.

.   Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995, №5. - С.12-15.

.   Боровик, Т.А., Манина, Т.М. От слова к музыке. Речевые упражнения / Т.А. Боровик, Т.М. Манина. - Минск: Книжный дом, 1995. - 69с.

.   Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарёв. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 350с.

.   Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 140с.

.   Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей / А.И. Буренина. - СПб., 2000. - 200 с.

.   Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 90с.

.   Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский (Под ред. М.Г. Ярошевского). - М.; Педагогика, 1987. - 343с.

.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1591. - 479с.

.   Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Карпова, С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Просвещение, 1978. - 118с.

.   Границкая, А.С. Научимся думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: кн. Для учителя / А.С. Границкая. - М.: Просвещение, 1991. - 72с.

.   Грановская, Р.М., Крижанская, Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. - СПб.: ОМS, 1997. - 179с.

.   Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. - М.: Просвещение, 1995. - 314с.

.   Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239с.

.   Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др., под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319с.

.   Доман, Г. Гармоничное развитие ребёнка: как развить умственные и физические способности ребёнка / Г. Доман. - М.: Аквариум, 1996. - 441с.

.   Дорфман, Л.Я., Ковалёва, Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве / Л.Л. Дорфман, Г.В. Ковалёва // Вопросы психологии, 1999. №2 - С.101-106.

.   Жилин, В.А. Орф-уроки / В.А. Жилин. - Екатеринбург, 1998. - 59с.

.   Занков, Л.В. Обучение и развитие: экспериментальное педагогическое исследование / Л.В. Занков, Науч. - исслед. ин-т общей педагогики АПН СССР (Под ред. Л.В. Занкова). - М.: Педагогика, 1975. - 440с.

.   Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: программа для общеобразовательных учебных заведений / Д.Б. Кабалевский - М.: Педагогика, 1994. - 405с.

.   Кодай,

.   3. Избранные статьи / 3. Кодай. - М.: Советский композитор, 1982. - 288с.

.   Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений / Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. - М.: ИИП, 2002 - 176с.

.   Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1971. - 40с.

.   Леонтьева, О.Т. Карл Орф / О.Т. Леонтьева. - М.: Музыка, 1984. - 334с.

.   Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.

.   Марцинковская, Т.Д. История детской психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Владос, 1998. - 271с.

.   Матюшкин, А.М. Концепция творческой одарённости / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989, №6. - С.29-33.

.   Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин. - М.: Школа-пресс, 1993. - 127с.

.   Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу (Пер. с англ.А.М. Титлыбаевой). - М.: Евразия, 1999. - 478с.

.   Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254с.

.   Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96с.

.   Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.

.   Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Педагогика, 1998. - 671с.

.   Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студентов / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001 - 232с.

.   Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254с.

.   Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова - М.: Просвещение, 1995. - 357с.

.   Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад, ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

.   Песталоцци, И.Г. Песталоцци: избранные труды / И.Г. Песталоцци (Сост. и вступ. ст В.М. Кларина). - М.: Амонашвили, 1998. - 222с.

.   Петровский, А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1997. - 238с.

.   Петровский, А.В. Идея "Я - мир" в развитии личности / А.В. Петровский. - М.: Инноватор, 1996.

.   Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. - 176с.

.   Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 1999.

.   Психология и педагогика / Ред.Г.С. Радугина - М: Центр, 1977. - 334с.

.   Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / А.Я. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др., отв. ред.А.Я. Пономарев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1990. - 222с.

.   Радынова, ОЛ., Груздова, И.В., Комиссарова, Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, И.В. Груздова, Л.Н. Комиссарова. - М.: Академия, 1999. - 176с.

.   Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: учебное пособие по курсу "История русской музыки" / Л.А. Рапацкая; Мин-во образования РФ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М.: МГОПУ, 1996. - 142с.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712с.

.   Русанова, В.С. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни / В.С. Русанова. - Челябинск, 2001. - 234с.

.   Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1986. - 150с.

.   Современное искусствознание. Методологические проблемы: сборник статей / РАН, Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; отв. ред.А.Я. Зись. - М.: Наука, 1994. - 253с.

.   Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 347с.

.   Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов, Рос. акад. наук. Ин-т психологии. - М.: Наука, 2003. - 377с.

.   Теплов, Б.М. Способности и одарённость. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1981. - 304с.

.   Философский словарь / Под ред. И.Г. Фролова. - М.: Политическая литература, 1996. - 589с.

.   Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 200с.

.   Штерн, В. Одаренность детей и подростков и методы её исследования / В. Штерн. - М., 1926. - 116 с.

.   Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин (Под ред.Д. И Фельдштейна). - М.: Ин-т практ. психологии - М., 1995. - 414с.

.   Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 304с.

.   Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Е.И. Юдина. - М: Аквариум, 1997. - 272с.

.   Яворский Б.Л. В 2т. / Б.Л. Яворский (Под ред.Д. Д. Шостаковича). - М.: Советский композитор. - 1964.

.   Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1995., №2. - С.31-42.

.   Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1966. - 291с.

.   Ярошевский, М.Г. Психология научной деятельности / М. Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: