Вопрос 30. Налоги за использование природных ресурсов

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране. Территория России составляет около восьмой части мировой суши, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, и в то же время современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов. Разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13-36% мировых запасов, железных и никелевых руд — 30%. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается.

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи за пользование природными ресурсами в системе факторов реализации природно-ресурсной политики государства являются особо значимыми. Установление платежей за природные ресурсы преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комп­лексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.

В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ, плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься за:

♦ право пользования и использование природных ресурсов в пределах уста­новленных лимитов;

♦ сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

♦ воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе.

В экономической науке исследовались различные методы экономической оценки природных ресурсов и установления размеров платы за их использование. Вот одна из группировок:

1. Затратный метод. Оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование.

2. Результативный метод. Экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Стоимость ресурса опре­деляется денежным выражением первичной продукции, получаемой от экс­плуатации природного ресурса, либо разницей между полученным доходом и текущими затратами.

3. Затратно-ресурсный метод. При определении стоимости природного ре­сурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования.

4. Рентный метод. Лучший ресурс (использование которого дает относитель­но больший доход при одинаковых затратах) получает большую стоимость; затраты на освоение ресурса ориентированы на некий средний уровень; учи­тывается факт ограниченности природного ресурса. При рентном подходе обоснована необходимость разделения собственника ресурса и его пользо­вателя для возникновения категории рентных платежей.

5. Воспроизводственный метод. Использование какого-либо природного ре­сурса подразумевает его восстановление. Стоимость природного ресурса определяется как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или как компенсация потерь) ресурса, на определенный период.

6. Монопольно-ведомственный метод. Размер платежей за пользование при­родными ресурсами должен соответствовать потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных служб (ми­нистерств и ведомств), осуществляющих в настоящее время монопольное распоряжение (управление) природными ресурсами.

До налоговой реформы в нашей стране наибольшее распространение получили платежи в виде возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов (отчисления в бюджет на возмещение затрат на геологоразведочные работы, по-пенная плата, плата за воду, возмещение затрат на рекультивацию земель), но ме­тоды определения их размеров были далеки от совершенства. Так, отчисления на геологоразведочные работы не покрывали фактических расходов на их проведе­ние, плата за древесину, отпускаемую на корню, не возмещала расходов лесного хозяйства на лесовосстановление.

Современная система платежей за использование природных ресурсов состоит из следующих элементов:

платы за право пользования природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибы­ли от эксплуатации каждого их вида. Так реализуется абсолютная рента, которая не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. В плату за право пользования природными ресурсами входит и дифференциальная рента, т. е. стоимостная оценка различий в самих ре­сурсах, которая отражается на эффективности их эксплуатации. Например, месторождение, более благоприятное по горно-геологическим условиям и со­держанию полезных ископаемых, используется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый эффект не зависит от вклада предприятия и уже только но этой причине должен быть изъят. Такая мера должна повысить экономическую заинтересован­ность предприятий в интенсификации использования природных ресурсов, во внедрении новых безотходных технологий;

платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов (возмещение за­трат на воспроизводство соответствующих ресурсов), которая представля­ет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализированных пред­приятий и организаций на восстановление вовлеченных в хозяйственную деятельность ресурсов; штпасЬных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов.-

В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресур­сы в бюджет, включающая в себя платежи в виде платы за недра, платы за пользо­вание водными объектами, платы за землю, платы за лесопользование (лесной доход).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: