Способы антимонопольного регулирования условно можно подразделить в зависимости от целей их применения и правовых последствий такого приме-нения. Антимонопольное регулирование применяется в целях:
1.ограничения различных сфер антимонопольной деятельности;
2.обеспечения предупреждения различных противоправных антиконкурентных проявлений субъектов монополистической деятельности;
3.пресечение правонарушения при осуществлении предпринимательской дея-тельности в процессе конкуренции.
Государство обеспечивает условия для развития конкуренции и товарных рынков через:
1.осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов; за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.
2.оказание содействия осуществлению общественного контроля за соблюде-нием антимонопольного законодательства;
|
|
3. принятие в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хо-зяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; иных мер.
Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодатель-ства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. Государственный контроль преду-сматривает два вида контроля — предварительный и последующий. Предва-рительный контроль включает в себя: выявление субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; регистрацию субъектов и све-дений о них, об объемах производства товаров и др. Последующий контроль осуществляется в целях принятия мер реорганизации и ликвидации хозяйст-вующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (принудительное разделение, разукрупнение, реорганизация и др.).
Контроль общественных организаций за деятельностью субъектов хозяйство-вания, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, может осуществляться через: подачу в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению; обращение в суд с исками в защиту прав, свобод и законных ин-тересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство; проведение собственной экспертизы принятия и осуществ-ления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного за-конодательства и информировать общественность о результатах экспертизы; осуществление иных действий, не противоречащих законодательству.
|
|
69. Понятие и стр-ра РЦБ, Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг - сфера, в которой формируются фин. источники эко-номического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ре-сурсы.
Классификация рынка ценных бумаг по различным основаниям:
— в зависимости от территориально-пространственной принадлежности рынка — рынок подразделяется на национальный и международный;
— в зависимости от роли, которую он играет в процессе воспроизводства, — на первичный и вторичный рынок;
— в зависимости от срока привлечения денежных средств — денежный рынок и рынок капиталов.
Наибольшую практическую значимость имеет деление рынка ценных бумаг на первичный и вторичный.
Первичный рынок - рынок, на котором осущ-ся размещение впервые вы-пущенных ЦБ. Уч-ками первичного РЦБ являются эмитенты, нуждающиеся в фин. инвест-х ресурсах в основной и оборотный кап-л, и инвесторы, ищущие выгодную для себя сферу вложения капитала в виде ден. средств. Вторичный рынок - рынок, на котором осущ-ся обращение ЦБг в форме перепродажи, ранее выпущенных эмитентами, и в других предусм-х зак-вом формах. Про-дажа ЦБ на вторичном рынке осущ-ся посредством посредников, целью деят-ти кот. явл. получение дохода в виде курсовой разницы, формируемой под воздействием спроса и предложения.
Вторичный рынок предполагает две его разновидности - биржевой (организо-ванный) и внебиржевой (неорганизованный).
Субъекты РЦБ:
Эмитенты - ЮЛ, которые от своего имени выпускают ЦБ и обязуются вы-полнять обяз-ва, вытек-щие из условий выпуска ЦБ. Эмитентами могут вы-ступать акцион-е общ-ва, эмитентами облигаций м. быть ЮЛа, органы испол. власти и местного управления.
Инвесторы могут выступать ФЛ и ЮЛ владеющие ЦБ
Профучастники - ЮЛ любой формы собств-ти, осущ-ие проф. деят-ть на РЦБ и получившие лицензию в установл-м законом порядке на такую деят-ть. Проф. деят-ть по ценным бумагам осуществляют: - брокеры; - дилеры; - др.
Государство. От имени государства в биржевой деятельности могут участво-вать Мин фин РБ, НБ РБ, Мин экономики РРи другие государственные обра-зования.
Прав. регулирование РЦБ осущ-ся посредством системы нормативных правовых актов РБ. Основным из них является ГК РБ, определ-й основные понятия ЦБ и их виды, требования к ЦБ, порядок их выпуска и передачи. Правовой режим создания и деят-ти фондовых бирж регулируется Законом РБ от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах»
Направления гос. регулирования деятельности с ценными бумагами:
1. Прав.регул-е с помощью издания нормат. правовых актов.
2. Создание спец. органов, осущ-их проведение гос. пол-ки в области регул-я деят-ти, связанной с цен. бумаг. (Департ-т по цен. бумаг. Минфин РБ).
3. Лицензирование проф. деят-ти на РЦБ.
4. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг.
5. Регул-е информ-го обеспечения РЦБ.
6. Регулир-е отношений, влияющих на конкуренцию на РЦБ.
7. Защита прав инвесторов РЦБ.
8. Устан-е мер ответств-ти за нарушение зак-ва о цен.бумагах.