продукция организации и что последняя может пред- принять для повышения результатов работы в конкрет- ных направлениях; выбор стратегии на основе анали- за перспектив организационного развития в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами; поиск новых более эффективных видов деятельности.
Стратегическое планирование можно рассматри- вать как динамическую совокупность пяти взаимосвя- занных управленческих процессов, логически вытека- ющих один из другого. Прежде всего при планировании определяются, пересматриваются или корректируются цели организации, а именно ее основная общая цель, обозначаемая как миссия организации. На следующем этапе планирования на основе общей миссии организа- ции определяются (корректируются) (а) долгосрочные общеорганизационные цели и (б) краткосрочные цели, которые должны обладать рядом характеристик: быть конкретными и измеримыми, иметь четкий горизонт прогнозирования (т. е. определенное время достижения результата), быть достижимыми и взаимно поддержи- вать (не противоречить) друг друга.
|
|
После установления миссии и целей начинается диагностический этап процесса стратегического пла- нирования, под которым подразумевается анализ трех элементов среды:
1) макроокружение (изучение влияния таких компо- нентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические про- цессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техни- ческое и технологическое развитие общества; ин- фраструктура и т. п.);
2) непосредственное окружение (анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаи- модействии, по следующим основным компонен- там: покупатели (анализ покупателей, как компо- ненты непосредственного окружения организации, имеет своей задачей составление «профиля» тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации луч- ше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем
914 продаж может рассчитывать организация, в какой