Основные показатели статистики государственного бюджета

К основным показателям статистики государственного бюджета отно­сятся (см. табл.1):

· доходы;

· официальные трансферты;

· расходы;

· кредитование минус погашение (чистое кредитование);

· превышение доходов над расходами (профицит) или превышение рас­ходов над доходами (дефицит).

 

Таблица 1. Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.

(на конец периода; миллиардов рублей)

 

 

1 квартал

1 полугодие

9 месяцев

Год

Доходы консолидированного бюджета

120,3

274,5

418,6

657,1

в том числе:

 

 

 

 

федерального бюджета

60,8

128,0

192,1

302,4

бюджетов субъектов Российской Федерации

67,4

165,2

248,7

397,7

Расходы консолидированного бюджета

144,8

331,7

488,3

753,0

в том числе:

 

 

 

 

федерального бюджета

80,8

174,2

249,1

388,9

бюджетов субъектов Российской Федерации

71,9

176,2

261,4

407,1

Дефицит консолидированного бюджета

24,5

57,2

69,7

95,9

в том числе:

 

 

 

 

федерального бюджета

20,0

46,2

57,0

86,5

бюджетов субъектов Российской Федерации

4,5

11,0

12,7

9,4

Задолжность по налоговым платежам

191,4

228,0

254,0

259,0

в том числе:

 

 

 

 

федерального бюджета

109,7

129,1

146,4

160,0

бюджетов субъектов Российской Федерации

81,7

98,9

107,6

99,0

Объем государственного внутреннего долга

415,7

436,0

385,8

385,8

 

Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозврат­ные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на теку­щие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналого­вые поступления.

Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, пе­реводимая фискальными, экспортными и импортными государственны­ми монополиями, а также прибыль от государственных монопольных за­купок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа) (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Задолжность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации [1].

(на конец года; триллионов рублей; 1998 г. – млрд. руб.)

 

 

 

1994

1995

1996

1997

1998

Задолжность по налоговым платежам в консолидированный бюджет

15,1

56,8

128,2

181,8

259,0

в том числе:

 

 

 

 

 

недоимка по налоговым платежам

15,1[2]

25,9

110,5

160,7

235,6

из нее:

 

 

 

 

 

налог на добавленную стоимость

7,0

10,8

49

84

131,9

налог на прибыль

4,2

8,1

17,5

24,5

36,0

акцизы

1,7[3]

1,3

10,1

10,3

-

из них на спирт, водку и ликеро-водочные изделия

-

0,4

1,8

2,3

5,3

плата за право пользования недрами

2,2

1,1

3,9

13,2[4]

15,84

отсроченные налоговые платежи

7,4

30,9

17,7

21,1

23,4

Неналоговые поступления — это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случай­ных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некото­рые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвова­ния).

Официальные трансферты (в государственном бюджете) — это безвоз­мездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегу­лярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного уп­равления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. По­ступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из не­государственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяет классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.                

Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление и приобретение акций за вычетом сумм возвращенных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.  

В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик – заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицит

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов завычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

 

Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг — неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погаше­на посредством операций этих учреждений в будущем или переоформле­на в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутри- и межструктурные долги различных подсекторов государственного управ­ления, для которых составляется статистика, обязательства органов де­нежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных де­нежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслу­живаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопре­деленный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностроннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплачен­ным обязательствам.

Для аналитических целей наряду с основными показателями приме­няются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Ис­ходной посылкой при формировании системы показателей, характеризу­ющих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы не­обходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или не­инфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними ис­точниками финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федера­ции с 1995 г внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться преимущественно неинфляционными способами, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно равными долями.

Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Бюджетные отноше­ния характеризуются большим многообразием, поэтому их показатели от­ражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вер­тикального и горизонтального характера (межотраслевой и межтеррито­риальный). Статистические данные о государственном бюджете выпол­няют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хо­зяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.   

Анализ выполнения бюджета (см. табл.3) (для Российской Федерации возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по их видам и целевому использованию.

 

Таблица 3. Исполнение федерального бюджета Российской Федерации в 1998 г [5].

(миллиардов рублей)

 

 

Утвержденный бюджет

Фактическое исполнение

Фактическое исполнение, в процентах

К утвержденному бюджету к ВВП

Доходы - всего

367,5

302,4

82,3

11,3

из них:

 

 

 

 

налоговые доходы

307

236

76,9

8,8

из них:

 

 

 

 

налог на прибыль

48,1

34,9

72,5

1,3

налог на добавленную стоимость

141,3

104,7

74,1

3,9

акцизы

78,7

52,5

66,6

1,9

неналоговые доходы

28,5

39,7

139,2

1,5

из них от:

 

 

 

 

внешнеэкономической деятельности

6,9

15,4

224,2

0,6

продажи принадлежащего государству имущества

8,1

15,2

187,6

0,6

Расходы - всего

499,9

388,9

77,8

14,5

Дефицит

132,4

86,5

65,4

3,2

 

 

 На основе статистических данных можно определить влияние факторов, обусловивших отклонение от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут два фактора: изменение налоговой базы и налоговой ставки.     

Влияние первого фактора на абсолютный прирост налога можно считать по формуле:                                  

Прирост Нб= (Б1 – Б0)/С0,

 

а абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:                      

Прирост Нс = (С1 – С0)/Б1,

 

где Б1 и Б0 — размер налоговой базы соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде;     

С1 и С0 — уровень налоговой ставки соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде.           

 Алгебраическая сумма прироста налогов в результате этих двух факторов равна общему приросту суммы налоговых доходов по анализируемому виду налогов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: