Государственный бюджет

В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Доходы государственного бюджета состоят из налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми структурами.

В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами налогообложения выступают личные доходы граждан, независимо от источников получения - заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д.

Важную часть бюджетных доходов - до 20% составляют налоги на прибыль компаний.

Существенная роль принадлежит косвенным налогам, включаемым в цену товаров и целиком оплачиваемым покупателями. К косвенным налогам относятся: акцизы (вид косвенного налога на товары массового потребления - акцизная марка), таможенные пошлины, фискальный монопольный налог (лат. fiscus - государственная казна) и т.д.

Относительно невысокие поступления обеспечивают традиционные налоги:

· с наследства, дарений, поимущественный налог - с земли, домостроений и т.д.;

·   государственных займов, это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств;

·   поступлений из так называемых внебюджетных или целевых фондов, значимость которых в современных условиях чрезвычайно высока, поскольку они имеют социально-экономическую направленность - социальное страхование, подготовку и переподготовку рабочей силы, строительство дорог, охрану окружающей природной среды и т.д., хотя и невелика их налогооблагаемая база.

Вторым важнейшим направлением бюджетной политики являются расходы, обеспечивающие финансовыми ресурсами потребности государства и населения. Расходными статьями бюджета выступают расходы:

ü на государственное управление и военные нужды;

ü на социально-экономические цели, в том числе создание социальной инфраструктуры;

ü на хозяйственную деятельность государства;

ü на осуществление внешнеэкономической деятельности и т.д.

Значительное место среди бюджетных расходов приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. С их помощью осуществляется перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. При этом значительная часть денежных средств, полученных в форме налогов, выплачивается неимущим в виде социальных пособий (трансфертов). Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья.

Особое значение приобретают расходы на развитие аграрного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием.В переходной экономике России аграрные субсидии государства направлены на поддержание фермерских хозяйств, их техническое оснащение и защиту. Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, политическую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20-25% ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора, имеющего значительный удельный вес в общей структуре экономики.

Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство.

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, но и от уровня активности в экономике. И государственные расходы, и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Бюджетная система РФ включает три уровня:

) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

) бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;

) бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Построение бюджета осуществляется на основе следующих принципов:

- единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства: в государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации;

полноты - по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления;

реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: