Россия в системе современных международных отношений

Первые годы XXI в. принесли новые глобальные вызовы и угрозы — от терроризма и расползания оружия массового уничтожения до изменения климата. Эти проблемы можно было решить лишь сообща, усилиями всего международного сообщества.

Основные цели России на международной арене были сформулированы летом 2000 г. в новой редакции Концепции внешней политики России. Они предельно просты: безопасность границ и создание внешних благоприятных условий для решения внутренних российских проблем. Для реализации своих внешнеполитических интересов Россия была жизненно заинтересована в самом активном участии в глобальных и региональных интеграционных процессах, в тесном торгово-экономическом и научном сотрудничестве, в создании нового баланса сил в мире, в сохранении стабильности и предсказуемости в отношениях с ведущими державами мира.

После 11 сентября 2001 г. Соединенные Штаты Америки активизировали свою политику на постсоветском пространстве. ВЦентральной Азин появились американские военные базы. С началом иракской кампании открыто обозначилось стремление США включить в зону своей ответственности экономически и стратегически важный Черноморско-Каспийский регион. Активизировалась военная деятельность США и НАТО непосредственно на внешних границах регионов коллективной безопасности стран Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). В 2002 г. США, выйдя из договора по противоракетной обороне (ПРО), но существу, сломали существующую много лет систему сдерживания гонки вооружений. Расходящиеся векторы политических интересов Запада и России стали особенно заметны уже в 2003-2005 гг. Выступая в Вильнюсе на Конференции балтийско-черноморских государств, вице-президент США Д. Чейни обвинил Россию в том, что она уже не идет по пути демократии, и предложил ей сделать недвусмысленный выбор. Затем Запад обвинил Россию в политическом и энергетическом шантаже своих соседей в том, что нефть и газ служат для нее инструментом политического давления. Стремление США переделать мир по своему образу и подобию, в том числе и насильственным путем, негативно сказалось на российско-американских отношениях.

Вследствии ценностного размежевания Россия и Америка стали дрейфовать в противоположных направлениях. В этих условиях перед внешней политикой Российской Федерации встала чрезвычайно ответственная задача: не дать втянуть себя в затратную конфронтацию, в пагубную для внутреннего развития России новую гонку вооружений. Вынужденно укрепляя свой вооруженный потенциал (в 2005 г. резко вырос гособоронзаказ — с 1,7 млрд до 5 млрд долл.; в 2006 г. он составил уже 8 млрд долл.), Россия одновременно демонстрировала свое неизменное стремление иметь тесные связи с европейскими странами, взаимовыгодные партнерские отношения с США. Создание в мае 2002 г. постоянного Совета Россия — НАТО (СРН) позволило избежать кризиса в международных отношениях из-за расширения весной 2004 г. НАТО на Восток и его приближения к западным границам России. Усиление российского государства способствовало значительному расширению приоритетных направлений внешней политики, которая постепенно становилась в полной мере многовекторной. Так, в первые годы нового века была преодолена недооценка восточного направления российской внешней политики. Среди важнейших приоритетов внешней политики Российской Федерации последних лет — активизация двусторонних отношений с Китаем, Индией, Японией. Россия стада членом двух международных организаций — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (НАС).

Саммит «Группы восьми» в Санкт-Петербурге в июле 2006 г., впервые прошедший под председательством России, способствовал укреплению её позиций в мире, стал свидетельством ее растущего веса в мировых делах.

Выступая в начале 2007 г. в Мюнхене, президент Путин объяснил Западу, что эпоха однополярного мира закончилась и что в новом мире Россия будет одним из основных троков. Если Запад хочет, чтобы Россия была его партнером, ему следует перестать игнорировать его интересы. Наряду с этим Москва призвала Запад объединить усилия в борьбе с общими угрозами глобального характера.

Значимые геополитические изменения, происшедшие с начала века на постсоветском пространстве (масштабное расширение ЕС с 15 членов в 2004-м до 27 в 2007-м), большинство новичков которого бывшие члены социалистического содружества; начало строительства основного экспортного трубопровода (Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан) в обход России создали серьезную конкуренцию экономическим и политическим интересам России, а значит, и его притязаниям на особую роль державы, ответственной за поддержание региональной безопасности в бывшем СССР. «Цветные» революции в Грузии, Украине, Киргизии вновь сделали актуальной проблему СНГ. Сложившаяся ранее в его рамках многоуровневая, разноскоростная система интеграции стала сменяться разносторонней и разноскоростной дезинтеграцией. Реагируя на новейшие вызовы, в 2003—2004 гг. Россия попыталась выстроить со своими соседями по СНГ новую модель взаимоотношений, в том числе и в конфликтных зонах — Центральной Азии и Закавказье. Об этом свидетельствуют попытки России активизировать переговоры по разграничению дна Каспийского моря, развитию экономического сотрудничества в рамках единого экономического пространства в составе России, Беларуси, Украины и Казахстана. Россия прилагала большие усилия для того, чтобы снизить уровень межнациональной напряженности, существующий в СНГ. Чтобы обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках созданного еще в октябре 2000 г. Евразийскогоэкономического сообщества (ЕврАзЭс) пяти стран (России. Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана), в сентябре 2003 г. было подписано соглашение о формировании единого экономического пространства (ЕЭГ1). В том же 2003 г. на саммите шести государств — участников договора о коллективной безопасности (ДКБ) было принято важное решение о создании на его основе Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) в составе Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии. России и Таджикистана. С лета 2005 г. к этой группе присоединился Узбекистан. В начале февраля 2009 г. встреча руководителей ЕврАзЭс и ОДКБ положила начало новому этапу в сфере военно-политического сотрудничества России со странами-участниками. В ответ на возросшие угрозы с южных границ организации.такие как деятельность талибов, ситуация в Афганистане и в известной мере в Пакистане, было начато строительство Коллективных сил оперативного развертывания.

С приходом к власти в США новой администрации во главе с Бараком Обамой стала возможна «перезагрузка» крайне напряженных российско-американских отношений. Обама и до и после своей инаугурации не раз говорил о том, что плохие отношения с Россией не отвечают национальным интересам Америки. В отличие от Буша новый американский президент определил в качестве главного приоритета в отношениях с Россией развитие режима нераспространения оружия массового поражения, продление в той или иной форме договора СНВ-1. Такая позиция с пониманием была встречена в Москве, которая заблаговременно, затри года до истечения в 2009 г. действия этого договора, выступила с идеей разработки и заключения нового договора о дальнейшем контролируемом сокращении и ограничении СНВ. Этот договор, вступивший в силу в 1994 г., обеспечивал баланс стратегических ядерных сил и в условиях экономического и военного превосходства США был принципиально важен для России.

Чтобы начать отношении с Россией с «чистого листа», американская сторона уже в феврале 2009 г. заявила о готовности пересмотреть прежние планы, связанные с развертыванием в Восточной Европе — Польше и Чехии — так называемого третьего позиционного района (ТПР) своей глобальной системы ПРО. Именно этот вопрос являлся камнем преткновения в военно-стратегическом сотрудничестве России и США в последние месяцы правления Джорджа Буша. Россия, справедливо считая, что размещение вблизи российских границ американской системы ПРО направлено не столько против иранских ракет, сколько для противодействия российскому ракетно-ядерному потенциалу, была вынуждена 12 декабря 2007 г. приостановить выполнение условий Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) и заявить о возможности развертывания в качестве ответной меры ракет «Искандер» в Калининграде. Время покажет, способны ли инициативы новой администрации США прервать опасную тенденцию в отношениях между Россией и странами НАТО и вывести из тупика, в котором они оказались при прежнем американском президенте. Сделанный Западом выбор вполне устраивал российскую сторону, которая даже во время событий на Кавказе в августе 2008 г. призывала американских и европейских политиков продолжить аргументированный диалог


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: