Методические рекомендации

Оценку модели Пражской лингвистической школы следует проводить по тем же трем параметрам, что и оценка структурных моделей: принцип (определение представителями данной школы предложения как языковой единицы), процедуры и ее преимущества и недостатки. Следует обратить внимание на трактовку понятия «функционализм»: какой функции языка соответствует данная модель.

При оценке вклада У.Чейфа в развитие основных положений коммуникативной модели предложения необходимо остановиться на его интерпретации понятий «новое», «старое», «данное», «топик», статус информации в фонде знаний говорящего и слушающего, способы активации старой информации.

Модель Халлидея заслуживает особого внимания, поскольку она преодолевает ограниченность Пражской модели контекстом одного предложения и становится активным средством текстового анализа. Важно обратить внимание на типологию тем, предложенную Халлидеем (regular, structural, multiple).

Следует помнить, что языки обладают как общими, так и идиоэтническими средствами для указания на информационный (тематический или рематический) статус фрагмента высказывания.

Основные вопросы

1. Функциональная перспектива предложения (FSP) – коммуникативная модель предложения: принципы, процедура. Достоинства и недостатки

2. Понятия “топики (topics)”, “данное (givenness)”, “контрастивность (comtrastiveness)”, предложенные У.Чейфом в развитие модели Пражской лингвистической школы.

3. Функциональная грамматика М.А.К. Халлидея.

Задания

А. Прочтите указанные в списке Литературы работы У.Чейфа и М.А.К. Халлидея и объясните значение следующих терминов:

- theme/rheme

- topic/focus

- given information (active, semi-active, inactive)

- marked theme

- structural theme

Какие классы слов обладают высокой информационной значимостью, какие информационно бедны?

Назовите способы маркировки тематических и рематических отношений в английском языке.

B. Постройте модель тематической прогрессии по Халлидею для следующих текстов:

Text 1.

Sir Walter Eliot, of Kellynch Hall, in Somersetshire, was a man who, for his own amusement, never took up any book but the Baronetage; there he found occupation for an idle hour, and consolidation in a distressed one; there his faculties were roused into admiration and respect, <…>there any unwelcome sensation, arising from domestic affairs, changed naturally into pity and contempt <…> - and there <…> he could read his own history with an interest which never failed – this was the page at which the favourite volume always opened:

Elliot of Kellynch Hall.

Jane Austen. “Persuasion”.

 

Text 2.

Two great yellow caravans had halted one morning before the door, and men had come tramping into the house to dismantle it. The furniture had been hustled out through the front garden, which was strewn with wisps of straw and rope ends and into the huge vans at the gate. When all had been safely stowed the vans had set off noisily down the avenue: and from the windows of the railway carriage, in which he had set with his red eyed mother, Stephen had seen them lumbering along the Merrion Road

James Joyce “A Portrait of an Artist as a Young Man”.

Text 3.

Emily Dickinson is, in a sense, a link between her era and the literary sensitiveness of the turn of the century. A radical individualist, she was born and spent her life in Amherst, Massachusetts, a small Calvinist village. She never married, and she led an unconventional life that was outwardly uneventful but was full of inner intensity. She loved nature and found deep inspiration in the birds, animals, plants and changing seasons of the New England countryside.

Outline of American Literature

Литература

1. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. - М., 2010.

2. Гуревич В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков. – М., 2010

3. Камшилова О.Н. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – СПб., СПбУУЭ, 2011.

4. Ривлина А.А. Теоретическая грамматика английского языка (электр.учебник) – реж. доступа – http://www.bgpu.ru/site/content/kafs/engphil/rivlina/grammar/lectures/

5. Аринштейн В.М., Пшеницын С.Л. Учебное пособие по теоретической грамматике английского языка. СПб., 1995

6. Халлидей М.А.К. Место "функциональной перспективы предложения" в системе лингвистического описания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. М., 1978

7. Чейф У. Данное, контрастивность, определенность, подлежащее, топики и точка зрения// Новое в зарубежной лингвистике, Вып.11,1982,с.277-316

8. Черняховская Л.А. Перевод и смысловая структура. М., 1976

СЕМИНАР 12. ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА

Методические рекомендации

При подготовке к семинару следует обратить внимание на функционализм теории речевых актов, основанный на деятельностном подходе к языку. При сравнении типологий речевых актов, предложенных Дж. Остином и Дж. Серлем, необходимо начать с определения иллокуции, иллокутивной силы как ключевого понятия теории речевых актов. Универсальный характер типологии не исключает наличия специфических для каждого языка средств выражения той или иной речевой стратегии.

Основные вопросы

1. Прагматические стратегии в лингвистике

2. Теория речевых актов: Оксфордская школа (Дж.Остин и Дж.Серль).

3. Типология речевых актов по Серлю

4. Косвенные речевые акты

 

Задания

А. Прочтите статью Дж.Серля “Speech Acts” и ответьте на вопросы:

- Какие условия считаются достаточными для осуществления иллокутивного речевого акта “промиссив” (act of promising)?

- Что такое “дефективный” (defective) иллокутивный акт?

- Какие условия Серль называет "input" and "output” conditions?

- В каких других речевых актах возможно использование локуции "I promise''? Почему? Приведите примеры.

- Какие условия промиссива Серль считает важнейшими?

J. SEARLE

SPEECH ACTS


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: