Правоотношения сторон с целью защиты жертв конфликта

 

 

Принято считать, что предметом международно-правовых отношений является все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения[228]. Сфера действия права вооруженных конфликтов ограничена специфическими общественными отношениями, возникающими между его субъектами в период вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера. В силу того что международное право способно оказывать весьма значительное влияние на внутриобщественные отношения, складывающиеся в государстве в ситуации внутреннего вооруженного противостояния, но не может их непосредственно регулировать, эти отношения, по мнению И.И. Лукашука, не могут быть объектом международного права. По данной причине речь может идти о предмете регулирования правоотношений сторон в вооруженном конфликте немеждународного характера[229]. Вместе с тем в ситуации, когда, как показывает практика, четко прослеживается тенденция к интернационализации внутреннего вооруженного конфликта (который является весьма частым политико-правовым явлением системы международных отношений последних десятилетий), при наличии у него двух ясно выраженных взаимосвязанных аспектов - внутригосударственного и международного, влияние и роль международного права возрастают.

Предмет регулирования права вооруженных конфликтов - специфические общественные отношения, складывающиеся между его субъектами в процессе ведения вооруженной борьбы в каком-либо государстве, которая может принять форму вооруженного конфликта немеждународного характера[230]. В качестве предмета правового регулирования можно выделить: действия, воздержание от действия, материальные и нематериальные блага[231].

Одной из главных целей Протокола II 1977 г. как основного международно-правового документа, направленного на защиту жертв внутреннего вооруженного конфликта, является регулирование отношений между двумя вступившими в вооруженную борьбу противоборствующими сторонами одного государства. Объектами этих отношений признаются:

а) действия по обеспечению защиты всех лиц, не связанных с ведением боевых действий, которые были подвергнуты лишению или ограничению свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом (а также после урегулирования конфликта) (ч. 2 ст. 2);

б) действия по обеспечению необходимой заботы и помощи детям, что включает в себя: получение образования (в том числе религиозного и нравственного) (п. "а" ч. 2 ст. 4); особую защиту в отношении детей (даже после 15-летнего возраста), принимающих участие в военных действиях, а также попадающих в плен (п. п. "d", "e" ч. 2 ст. 4). В качестве предмета отношений следует назвать меры по содействию в восстановлении разъединенных семей (п. "b" ч. 2 ст. 4);

в) снабжение продовольствием и питьевой водой лиц, свобода которых была ограничена, обеспечение им условий для сохранения здоровья и соблюдения гигиены, предоставление защиты от суровых климатических условий и опасностей вооруженного конфликта (п. "b" ч. 1 ст. 5); предоставление возможности отправления религиозных обрядов; в случае их привлечения к работе обеспечение условиями труда и защитой, аналогичными тем, которые предоставляются местному населению (п. п. "c" - "e" ч. 1 ст. 5); раздельное содержание задержанных мужчин и женщин (п. "a" ч. 2 ст. 5); предоставление задержанным права получения корреспонденции (п. "b" ч. 2 ст. 5), права на медицинское обслуживание (п. "d" ч. 2 ст. 5); обеспечение безопасности освобожденных лиц (ч. 4 ст. 5).

В вопросах уголовного преследования лиц предметом правоотношений сторон вооруженного конфликта является необходимость обеспечения личного присутствия при судебном разбирательстве (п. "e" ч. 2 ст. 6); признания невиновности лица до того времени, когда его вина будет доказана по закону (п. "d" ч. 2 ст. 6).

Как отмечает профессор О.И. Тиунов, международное гуманитарное право, примыкая к праву прав человека, регулирует поведение государств в особой ситуации, связанной с военным конфликтом, а следовательно, с регламентацией военных действий таким образом, чтобы смягчить их жестокость и обеспечить гуманитарные стандарты в отношении воюющих, раненых, больных, военнопленных, а также мирного гражданского населения[232]. Самым значимым предметом правоотношений сторон в вооруженном конфликте немеждународного характера (включая такие стороны, как государство, вооруженные группировки, международные организации) является защита гражданского населения, включающая в себя следующие действия: обеспечение общей защиты от опасностей, возникающих в связи с военными операциями (ч. 1 ст. 13); недопущение создания ситуаций, когда гражданское население может стать объектом нападения (ч. 2 ст. 13); запрет его принудительного перемещения (ст. 17).

Решение проблем в отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, заключается в обеспечении гуманного и уважительного отношения (ч. ч. 1, 2 ст. 7); розыске раненых и больных, ограждении их от ограбления, обеспечении им необходимого ухода (ст. 8). В качестве предмета правоотношений главных сторон конфликта следует назвать защиту медицинского и духовного персонала, в частности оказание ему помощи для выполнения своих обязанностей; недопущение выполнения им задач, несовместимых с гуманитарной миссией (ч. 1 ст. 9). Объектом правоотношений сторон конфликта также является защита медицинских формирований и санитарно-транспортных средств (ст. 11).

Кроме того, предметом правоотношений сторон является воздержание от действий, включающее в себя: недопущение дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или имущественного положения ко всем лицам, затрагиваемым вооруженным конфликтом (ч. 1 ст. 2); запрещение приказа не оставлять никого в живых, убийства (ч. 1 ст. 4; п. "a" ч. 2 ст. 4), жестокого обращения, пыток, нанесения увечий или любых форм телесных наказаний (п. "a" ч. 2 ст. 4), коллективных истязаний, взятия в заложники, актов терроризма, надругательства над человеческим достоинством, рабства и работорговли во всех формах, грабежа (п. п. "b" - "h" ч. 2 ст. 4), расположения мест содержания интернированных и задержанных лиц вблизи зоны боевых действий (п. "c" ч. 2 ст. 5), нанесения ущерба физическому или психическому состоянию здоровья лицам, свобода которых ограничена (п. "e" ч. 2 ст. 5).

Предметом отношений между сторонами внутреннего вооруженного конфликта в вопросах уголовного преследования могут быть: запрет любого наказания, кроме установленного приговором суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности (ч. 2 ст. 6); осуждение исключительно на основе личной уголовной ответственности (п. "b" ч. 2 ст. 6); недопустимость признания виновным в уголовном правонарушении в связи с каким-либо действием, которое не являлось правонарушением по закону во время его совершения (п. "c" ч. 2 ст. 6); недопустимость дачи показаний против самого себя (п. "f" ч. 2 ст. 6).

В отношении медицинского персонала предметом правоотношения сторон является запрещение подвергать его наказанию за выполнение им медицинских функций, независимо от того, в интересах какого лица они выполняются (ч. 1 ст. 10), а также за отказ предоставления информации относительно раненых, больных, которые находятся на его попечении (ч. 4 ст. 10).

Ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, есть урон для культурного наследия всего человечества, ибо мировая культура складывается из достижений каждого народа. К защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта немеждународного характера применимы те положения Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., которые определяют понятие "уважение культурных ценностей". Культурные ценности и места отправления культа являются непосредственным предметом правоотношения сторон по их защите, выражающейся в запрете совершать в отношении их какие-либо враждебные акты (ст. 16 Протокола II).

Материальные и нематериальные блага, защита которых предусмотрена Протоколом II 1977 г., становятся объектом правоотношений сторон в случае необходимости запрещения использования голода среди гражданского населения в качестве средства ведения военных действий (в связи с этим запрещается подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания населения, например запасы продуктов питания, посевы, скот и т.д.) (ст. 14); запрещается подвергать нападению установки и сооружения, содержащие опасные силы (плотины, дамбы, атомные электростанции) (ст. 15).

Предметом правового регулирования становятся также отношения между: а) государством, ввергнутым в конфликт, и МККК (см. ч. 1 ст. 18 Протокола II 1977 г.); б) государством и такими международными организациями, как ООН, ЛАГ, ОАЕ, ОИК, СНГ и т.д. (ч. 2 ст. 18 Протокола II 1977 г.), направленные на совершение определенных действий в целях защиты жертв конфликта. Этим международным организациям необходима четкая координация для осуществления эффективной и беспристрастной деятельности.

Предметом правоотношений МККК и государства (высокой договаривающейся стороны) в ситуации внутреннего вооруженного конфликта является оказание традиционных услуг в отношении жертв вооруженного конфликта (ч. 1 ст. 18 Протокола II). МККК как международная неправительственная организация имеет объектом правоотношений со своими региональными подразделениями правоотношения по поводу ношения или размещения на видном месте отличительной эмблемы Красного Креста, Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца (ст. 12 Протокола II).

Предметом правоотношений высокой договаривающейся стороны и ряда международных организаций могут служить действия по проведению операций по оказанию помощи гражданскому населению, которые носят исключительно гуманитарный и беспристрастный характер и осуществляются без какого-либо неблагоприятного различия (ч. 2 ст. 18).

Предметом правоотношений международных организаций, а также третьих стран является соблюдение суверенитета государства, втянутого в вооруженный конфликт (ч. 1 ст. 3), а также недопущение прямого или косвенного вмешательства во внутренние или внешние дела государства (ч. 2 ст. 3).

Предметом, касающимся всех субъектов международного права, в лице высоких договаривающихся сторон, является обязанность соблюдения невмешательства (ст. 3 Протокола II), а также распространения содержания самого Протокола II 1977 г. (ст. 19); скорейшая его ратификация (ст. 21), а также присоединение к нему других государств (ст. 22).

Следует также отметить, что многие из перечисленных правоотношений сторон закреплены и защищены не только в рамках международного права, но и в нормах национального законодательства государств, о чем свидетельствуют, в частности, положения уголовного права государств, направленные на недопущение ряда неправомерных действий в отношении мирного населения, гражданских объектов и т.д. в ситуации внутреннего вооруженного конфликта.

Выводом из проведенного анализа может быть тезис о многообразии отношений сторон и участников внутреннего вооруженного конфликта, являющихся предметом международно-правовых и внутригосударственных отношений.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Каков предмет правоотношений сторон вооружённого конфликта?
  2. Может ли быть элементом международно-правового отношения уголовное преследование нарушителей Женевских конвенций?
  3. Можно ли отнести культурные ценности к охраняемой категории во время внутреннего вооруженного конфликта?
  4. Может ли защита медицинского персонала в случае внутреннего конфликта распространяться на отказ от сотрудничества с одной из сторон?
  5. Какими знаками могут защищаться здания и транспортные средства Красного Креста?

 

Контрольные задания

1.В марте 1968 года в деревне Сонгми (Южный Вьетнам) регулярное подразделение армии США под предлогом борьбы с повстанцами уничтожила большую часть жителей и разрушила практически все постройки. Квалифицируйте правовое положение сторон конфликта и перечислите нарушения норм международного гуманитарного права.

2. Одним из обвинений Саддама Хусейна во время судебного процесса в 2005 году было проведения операции «Анфаль» против курдских повстанцев в 1987-89 годах. Насколько обоснованным было данное обвинение? Какой из доказанных эпизодов операции в наибольшей степени противоречит Женевским конвенциям?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: