- Дайте определение межличностных отношений.
- Что такое личность? Дайте свое определение. Сравните его с определениями, которые вы найдете в словарях.
- Вспомните психологические особенности, присущие мальчикам и девочкам, и, опираясь на них, составьте рекомендации для воспитания мальчиков и девочек.
- Вправе ли вы себя считать сформировавшейся личностью? Постарайтесь предельно честно ответить на следующие вопросы:
— умеете ли вы самостоятельно, по внутреннему своему побуждению ставить перед собой важные жизненные цели и достигать их?
— всегда ли вы имеете собственные взгляды, твердые жизненные убеждения, или ваше мнение во многом определяется мнением окружающих людей?
— способны ли вы отстаивать свои убеждения и твердо следовать своим нравственным принципам?
— какова ваша жизненная позиция, какую роль вам приходится чаще играть в нынешней вашей жизни: пассивного потребителя или созидателя (не забудьте, что работа над собой, строительство собственного «я» — одна из форм созидания)?
- Прокомментируйте высказывание Паоло Мантегацца: «Степень женственности в руках ее воспитателей».
- Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Гамзатова:
…В женщине, скажи, какой черте
Придаешь особое значение?
– Женщина во всем на высоте,
принимаю все без исключения.
Спрашивают: – Более всего
Что тебе, скажи, в мужчине нравится?
– Украшает мужество его
и любовью к женщине он славится.
Согласны ли вы с позицией автора?
- Закончите фразу: «Царство женщины – это…»
- Сформулируйте кодекс современного джентльмена (для девушек) и истинной леди (для юношей).
- Можно ли стать счастливым, не обладая привлекательной внешностью? Ваше мнение.
- Согласны ли вы с мнением Генриха Гейне: «Единственная красота, которая мне известна – это здоровье»?
- Как бы вы ответили на вопрос Н. Заболоцкого о красоте в стихотворении «Некрасивая девчонка»: «Так что такое красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
Психологический практикум «Мудрость в повседневных отношениях»
Задания для юношей
(Девушки, подумайте и скажите, какой ответ вы бы хотели услышать от вашего любимого человека)
Ситуация 1
Девушка одела на голову ужасную ярко-красную шляпу, повесила на уши безвкусные серьги, т.е., на ваш взгляд, это не украшает ее; вы:
а) тактично выскажете свое мнение об этом;
б) бросите справедливые, но колкие и категоричные замечания о ее вкусе;
в) будете настаивать, чтобы она немедленно все это сняла и не безобразила себя?
Ситуация 2
У вашей девушки появилась подруга, которая вам не нравится. Она увлекается астрологией, хиромантией и прочей эзотерикой, чем и привязала к себе девушку. На ваш взгляд, она неумна, бесцеремонна, у нее дурные привычки; вы будете:
а) высказываться о ней, используя все образные возможности русского языка;
б) «забывать» передать девушке то, что звонила подруга и просила позвонить ей;
в) вести себя невежливо в отношении этой подруги, беседовать с ней подчеркнуто сухо и неприязненно;
г) поставите ультиматум: «Или я, или она»?
Ситуация 3
Близкий вам человек начинает курить, а вы ярый противник курения. Ваши действия?
Задания для девушек
(Юноши, какой ответ вы бы хотели услышать от прекрасной половины?)
Ситуация 1
Близкий вам человек (приятель, друг) не побрился, а вы это очень не любите. Ваши действия:
а) промолчу;
б) тактично выскажу свое отрицательное отношение к этому (кстати, в какой форме?);
в) не удержусь и уколю справедливым замечанием по поводу его щетины;
г) потребую, чтобы он немедленно привел себя в порядок?
Ситуация 2
Близкий вам человек начинает вести неправильный образ жизни (встречается с сомнительными друзьями, начинает курить, становится нервным и раздражительным). Естественно, вас это очень тревожит, и вы хотите что-то предпринять. Вы:
а) постараетесь вызвать его на разговор, чтобы разобраться в происходящем, в тактичной форме выскажете свое отношение к его поведению и предложите свою помощь;
б) настойчиво будете уговаривать его изменить образ жизни, который до добра его не доведет;
в) будете жестко, в острой и категоричной форме отзываться о его друзьях и новых привычках;
г) примете решительные меры, вплоть до ультиматумов, разрыва отношений?
(Козлов Н. Как относиться к себе и к людям)
Литература к теме 1
- Белорусов С. Интимность и духовность: влюбленность и любовь. – М., 2005.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
- Гуске Ф. Мода. Косметика. – София, 1970.
- Дитрих фон Гильдебранд. Метафизика любви. – СПб., 1999.
- Зеньковский В.В. Педагогика. – М., 1996.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – М.1996.
- Козлов Н. Как относиться к себе и людям. – М., 1994.
- Колесов Д.В. Биология и психология пола. – М., 2000.
- Кулагина И.Ю., Калюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
- Ласмане С., Милтс А. Этика. – Рига, 1994.
- Маленкова Л.И. Человековедение. – М, 1993.
- Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. – Самара, 2006.
- Паоло Мантегацца. Любовь рода человеческого. – М., 1999.
- Психология. Словарь./ Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1990.
- Телеповы М. и Н. Поговорим о супружеском счастье. – Пенза, 2003.
- Шапошников Е.А. 1000 + 1 совет семейного психотерапевта. – М., 1999.
Тема 2. Этикет, или как правильно себя вести
… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только «Пиквика» и вызубрить монолог из «Фауста». Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда…
А.П. Чехов
О правилах хорошего тона написаны десятки, если не сотни книг. Каждому хочется быть вежливым, воспитанным человеком, знать, как вести себя дома, на улице и на работе, как научиться красиво есть, что дарить любимым на праздники и на день рождения, кого первым представлять при знакомстве, как самому представляться и т.д.
В разных странах существуют свои обычаи и правила поведения и то, что в одной стране выглядит вполне естественно и воспринимается всеми как норма, в других странах может вызвать лишь насмешку. Однако есть нечто общее, что присуще всем цивилизованным народам и что отличает культурного человека от некультурного.