Повторный брак и повторный развод

Особую тревогу вызывает тот факт, что тенденция к росту числа разводов увеличивается из года в год. Наличие или отсутствие детей не влияет на число расторгаемых браков, хотя совсем еще недавно дети удерживали родителей от разводов. Определенную негативную роль в этом деле играет то обстоятельство, что женщина все меньше зависит экономически от мужчины.

Особенно радикальны в вопросах развода молодые жены. Это, в общем-то, понятно: большая свобода и более высокий жизненный уровень в сочетании с неустоявшимися еще супружескими отношениями позволяют им легко идти на расторжение брака. Опросы, проведенные специалистами, выявили следующие факторы, влияющие на рост числа разводов:

– низкая способность к социальной адаптации и недостаточная приспособляемость;

– плохое понимание партнера и нетерпимость по отношению к его поведению и потребностям;

– нежелание переносить трудности;

– чрезмерная властность одного из партнеров;

– сексуальная несовместимость.

Вероятность развода выше там, где муж старше жены более чем на 10 лет, где муж младше жены и где уровень образования мужа существенно ниже образовательного уровня жены. Влияет на увеличение числа разводов и материальная обеспеченность семьи. Чем выше доход семьи, тем чаще супруги идут на развод. Рост материального достатка ведет к росту потребностей, нередко опережающих реальные возможности семьи.

Сексуальная несовместимость, как показывают исследования, стала сегодня наиболее распространенной причиной распада семей. Однако половую неудовлетворенность нельзя рассматривать в отрыве от других проблем молодой семьи. В условиях ежедневных скандалов, в обстановке взаимной нетерпимости или открытой враждебности трудно ожидать от партнеров половой гармонии. Примерно так же обстоит дело и с супружеской неверностью.

Влияние упомянутых причин на увеличение числа разводов не является однозначным, они редко выступают в «чистом виде» и очень часто переплетаются с другими причинами.

Супружеская жизнь никогда не бывает подобна жаркому летнему дню без единого облачка на небе. В каждом супружестве есть свои восходы и закаты, есть день и есть ночь, в каждом супружестве бывает своя смена времен года от ласковой весны до промозглой осени и холодной неприветливой зимы. Каждое супружество проходит через свои ненастья и бури, штормы и ураганы, когда, кажется, все трещит и разваливается на части и нет никакой силы, которая могла бы спасти брак. А потом снова наступает затишье, вновь выглядывает из-за туч ласковое солнце, и жизнь входит в свою нормальную колею. Человек, умеющий приспосабливаться, с честью пройдет через все испытания и выйдет из них еще более закаленным и прекрасным. Человек, думающий лишь о себе и своих удобствах, полагающий, что он один и есть то самое совершенное, на что только хватило фантазии у природы, сломится при первом же легком дуновении ветерка и зачахнет при первом же облачке, появившемся на небе.

Тот, кто часто меняет партнеров, обычно является неврастеником. Он уже не может не выискивать недостатки в людях, потому что сам он, по его убеждению, лишен каких бы то ни было недостатков. Любопытно, что люди, часто меняющие партнеров, обычно считают себя глубоко порядочными, честными перед собой и всеми. Они уверяют, что им «ничего не нужно» от их партнеров, хотя на деле их больше всего раздражает в партнерах, что они не получают от них то, что рассчитывали получить в виде «манны небесной». Трудно согласиться, что такая «последовательная моногамия», то есть многократная последовательная смена партнеров и семей в течение жизни, является нравственно оправданной нормой.

Трагедия многих неудачных повторных браков со­стоит в том, что урок, полученный пострадавшей сто­роной в прошлом, механически, без вся­ких изменений переносится на новые отношения, хотя очевидно, что прошлое поведение уже обнаружило свою неуместность, неприемлемость, а потому и ненор­мальность.

Мужчина, опоздавший или задержавшийся в эмо­циональном развитии, надолго остается инфантильным, несамостоятельным во взаимоотношениях с женщина­ми. Женщины привлекают его только до той поры, пока проявляют заботу о нем и охраняют его от неблагопри­ятных внешних воздействий. Стоит же этой заботе и охране уменьшиться (в связи с рождением ребенка, на­пример, который поглощает все внимание матери), как такой мужчина начинает враждебно относиться к жене и, в конце концов, бросает ее. В новом знакомстве он опять ищет ту же заботу о себе, как о ребенке, снова стремится к тому, чтобы его оградили от воздействий окружающей среды, и история повторяется.

Сходная картина наблюдается и в случае, когда властный мужчина выбирает себе покорную партнер­шу. Но стоит жене проявить свою волю, как такому мужчине начинает казаться, что жена покушается на его авторитет, и он начинает искать себе новую покор­ную партнершу. Если подобное происходит и раз, и два, нет никаких гарантий, что мужчина окажется когда-нибудь способным создать гармоничный союз.

Повторный брак может быть и крепким, если супруги осознали ошибки предыдущего брака и проделали немалую работу над собой, когда на смену эгоизму пришла любовь и правильное понимание семьи.

Христианский взгляд на семью противостоит разводу и многим другим, сегодня модным, тенденциям (современным моделям семьи, гомосексуальным семьям и др.). Брак, в христианском понимании, – это вечный, нерасторжимый союз мужа и жены, основанный на любви как неизменной и непреходящей ценности. Муж и жена в браке становятся единым целым на физическом и духовном уровне. Развод, с христианской точки зрения, разрушает это единство, тем самым нарушает волю Создателя, т.к. мужчина и женщина были созданы для того, чтобы стать единым существом. Однако, в качестве самой крайней меры, Православная Церковь допускает расторжение брака. Основанием для развода может быть:

1) супружеская неверность;

2) неспособность к супружеской жизни;

3) пожизненное тюремное заключение;

4) длительное безвестное отсутствие одного из супругов;

5) неизлечимая психическая болезнь;

6) венерические заболевания, СПИД;

7) хронический алкоголизм или наркомания;

8) совершение женой аборта при несогласии мужа;

9) противоестественные пороки (другая сексуальная ориентация).

 (Основы социальной концепции РПЦ, 2000).

Усилия Церкви направлены на сохранение брака, но в том случае, когда причины разлада оказываются неустранимыми, супруги могут принять решение о расторжении брака.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: