По исходной схеме привода (рисунок 2) проверочный расчет выпол- няется только для тихоходного вала, как более нагруженного. Расчет вала проводится на совместное действие изгиба и кручения. Для начала необ- ходимо определить внутренние силовые факторы в сечениях вала. Состав -ляем расчетную схему вала (рисунок 18, а). К тихоходному валу прикла -дываем силы от зубчатой цилиндрической прямозубой передачи и цепной передачи, значения которых получены в разделах 8 и 9. Необходимо пра- вильно расположить силы в плоскостях в соответствии с кинематической схемой привода. Размеры участков тихоходного вала а = 60 мм, b = 85 мм получены после эскизной компоновки редуктора (раздел 13.5).
Рассмотрим вертикальную плоскость YAX (рисунок 18, б).
Определим реакции в опорах .
где – сила давления на вал со стороны цепной передачи, Н, (раздел 8).
Решая последнее уравнение относительно реакции , получим
Решая последнее уравнение относительно реакции , получим
|
|
После определения реакций в опорах необходимо провести проверку по уравнению
;
.
Видим, что тождество выполняется. Значит, реакции в опорах опре -делены правильно.
Определим изгибающие моменты в сечениях вала.
В точке В изгибающий момент равен
.
В точке К изгибающий момент равен
.
По рассчитанным значениям строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости (рисунок 18, в).
Рисунок 18 – Схема нагружения тихоходного вала, эпюры внутренних силовых факторов
Рассмотрим горизонтальную плоскость ZAX (рисунок 18, г). Окружную силу в зацеплении зубчатых колес Ft перенесем на ось вала, добавляя момент, равный Ft × d2 /2.
От действия окружной силы Ft, возникают реакции в опорах , так как передача расположена сим- метрично относительно опор. Максимальное значение изгибающего мо-мента в горизонтальной плоскости , Н×мм, (рисунок 18, д) равно
.
Далее необходимо построить суммарную эпюру изгибающих моментов , Н × мм, (рисунок 18, е) по зависимости
. (88)
В точке К суммарный изгибающий момент равен
.
На участке вала от точки К до конца выходного участка (рисунок 18, а) действует также и крутящий момент Т 3 =159500 Н×мм, эпюра которого показана на рисунке 18, ж.