Учение о душе как основа идеализма

 

Сократ был современником Демокрита. Он полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. И не исключено, что именно знакомство с Демокритом, учеником Левкиппа, повлияло на мнение Сократа.

Учение Сократа о взаимодействии живых и мертвых, похоже, имеет своим исходным пунктом учение Левкиппа о постоянстве атомов, при возможном движении и изменении их, но только как соединение и разделение неизменно пребывающей материи. Добавлю, что атомы в школе Левкиппа и Демокрита назывались также идеями6. Так же и у Сократа - на примере того, что сон сменяет бодрствование, и наоборот, живые возникают из душ, пребывающих в Аиде, а, прожив жизнь, уходят туда же. Вот такой вот круговорот природы в пределах неизменно пребывающей материи.

Так что Кессиди зря критикует историков А. Тейлора и Дж. Бернета за то, что они приписывали Сократу основные взгляды Платона, в том числе его теорию идей.

Аристотель, говоря о нововведениях Сократа, пишет: «По справедливости две вещи надо было бы отнести на счет Сократа - индуктивные рассуждения и образование общих определений». Отмечая, что Сократ, в отличие от Платона, не дошел до признания идей как самостоятельных сущностей, Стагирит продолжает: «Но только Сократ общим сторонам (вещи) не приписывал обособленного существования» (Аристотель. Метафизика. XIII. 4. 1078 b 30. Далее: Мет.). Иначе говоря, учение Платона об идеях возникло не сразу, оно было подготовлено сократовским установлением общих определений.


 


Ироничный Сократ - вестник христианства?

 

В потоке литературы о Сократе немало работ теологического профиля и трактовок религиозного характера. Заметное место в них уделяется разного рода аналогиям между Сократом и Христом, поискам христианских элементов в воззрениях Сократа и в целом их интерпретации в христианском духе.

Раннехристианские мыслители усматривали в смерти Христа параллель к смерти Сократа: подобно Сократу, Христос был казнен как преступник (приговоренный к смерти за подобное преступление - проповедь «иных богов»); подобно Сократу, Христос принял смерть добровольно; главное, смерть Христа, как и смерть Сократа, - это акт освобождения души от оков тела для жизни вечной 7.

Ф. Ницше выделял Сократа и Христа, как духовных лидеров самых известных в истории человечества переворотов. Они - два антигероя последних его работ - "Сумерек кумиров" и "Антихриста".

Гегель отмечает, что история учения и жизни Христа «целиком подобна истории Сократа»8.

В своем более раннем трактате «Народная религия и христианство» Гегель, однако, подчеркивает отличие между двумя личностями. Для него Сократ - это человек, который «вел беседы со своими учениками о бессмертии души, обращался к разуму и фантазии, говорил очень живо, являя им на это надежду всем своим существом, очень ясно и убедительно»9. В ранней работе Гегеля Сократ предстает как личность удивительно смелого духа, который непосредственно влияет на людей своими поступками тут и сейчас. Сократ человечный в высочайшем понимании этого слова - он, как выразительно подчеркивает Гегель, не требует чуда. В этой поразительной реалистичности Сократа непобедимость влияния на людей - не только на его современников, но и на будущие поколения. Естественно, новые времена формируют новых людей, которые несут в себе новые идеи и новые образцы поведения. И все же сравнения возможны, особенно если не вдаваться в тонкости религии, а с чисто человеческой точки зрения, история Христа была лишь еще одной версией истории Сократа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: