Поэзия - литературное произведение метрической формы, язык которого следует определенной схеме.
Проза - не связанный метром и рифмой, свободный в ударениях способ речи разговорного языка в противоположность поэзии в узком смысле, однако также отчасти ритмически воплощенный и наделенный способностью к поэтическому выбору слов, мелодии, ритму и образности.
Признаки, отличающие стихотворную речь от прозаической:
1) стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь.
2) стих обладает внутренней мерой (метром), а проза нет.
Ритм - системный повтор.
Ритмические построения встречаются и в стихах и в прозе, прежде всего в системе синтаксиса сюжета. Но именно стихотворная речь обладает специфически-стихотворной рифмой: стиховая ритмизация, ударные и безударные слоги, деление на строфы. Все это создает ритм.
Стих – «звучащая субстанция».
Художественные функции стихового ритма:
1) Эстетическая функция. (Благодаря ритму в стихе даже отдельное слово акцентировано и может нести максимальную смысловую нагрузку).
|
|
2)Ритм создает интонацию, которая выражает определенные эмоциональные состояния человека.
Системы стихосложения:
1) Метрическая система стихосложения (квантитативный стих) – присуща языкам, в которых гласные звуки резко отличаются друг от друга по долготе, т.е. по относительной длительности произношения.
К ней можно отнести античный метрический стих (упорядоченное чередование долгих и кратких слогов). Краткий слог – мора. Одинаковые комбинации долгих и кратких слогов – стопы.
2) Силлабическая система стихосложения –присуща языкам с фиксированным ударением. Ритм в стихах создается повторением одинакового кол-ва слогов. Многосложные силлабические стихи разделяются цезурой (постоянным словоразделом, стоящим на строго определенном месте) на 2 части, обычно равные или незначительно отличающиеся друг от друга.
К этой системе стихосложения можно отнести александрийский стих (французский двенадцатисложник).
Языки с постоянным ударением могут отличаться друг от друга многими фонетическими свойствами.
3) Силлабо-тоническая система стихосложения.
Языковой базой этой системы является разноместное силовое ударение. В русском языке обычно безударны односложные служебные слова (предлоги, союзы, частицы).
Стихотворные размеры:
1) Двусложные (ямб, хорей).
2) Трехсложные (дактиль, анапест, амфибрахий).
4) Тоническая система стихосложения – присуща языкам с подвижным ударением.
К ней можно отнести русский народный стих (его тоническая структура в песне не всегда ясна, в ней слово не существует без мелодии, а музыкальный ритм может подчинить себе ритм словесный).