Физическая динамика структуры характера 9 страница

Опытный аналитик вполне может отличить подобные эмоциональные прорывы от спонтанных аффективных высвобождений, приносящих неожиданное осознание подавленного конфликта или переживания. Я, как правило, не доверяю таким эмоциональным вспышкам. Во-первых, разрядка происходит через наиболее слабую точку структуры характера. Это закономерно, поскольку слабое место удобно для всякого взрыва. Сильные и стержневые точки панциря характера остаются незатронутыми и могут даже еще больше укрепиться. Во-вторых, у многих импульсивных людей такой вид высвобождения эмоции еще более усиливает характер и мышечное напряжение. Подобные высвобождения в действительности есть не что иное, как часть невротического механизма. Это тормозит терапию. Аналитик, который и дальше позволяет пациенту вести себя невротически в процессе анализа, сам ставит блок эффективному воздействию на невроз. Проявления невротического характера есть фундаментальное сопротивление.

Терапия с данной пациенткой теперь проходила в русле анализа и лечения сопротивлений. Но скоро я натолкнулся на другой, более прочный блок. Каждое успешное продвижение вызывало у нее рыдания, но заплакать ей не удавалось. Она давилась, начинала кашлять, пыталась что-то произнести и задыхалась. Попытки ослабить спазм горловой мускулатуры были безуспешны. Пациентка повторяла, что обратится к другому аналитику. Однажды, давясь слезами, она вдруг сказала, что словно ощущает во рту вкус кислого материнского молока. Как только она чувствовала, что горло набухает, она ощущала кислый вкус. Когда она сообщила мне об этом, я вспомнил, что читал в «Анализе характера» об интерпретации раннего детского материала. Это было связано с очень ранним возрастом! Я отнесся к этому с недоверием. То, что она помнила вкус материнского молока, я не мог отрицать, но почему это воспоминание возникло во время анализа ее нынешней ситуации? В дальнейшем, даже после того как определился истерический тип характера пациентки, проблема ее отношений с людьми не разрешилась.

Я не стал обращать внимания на ее слова, но срывы продолжались. Можно было бы задаться вопросом, какую роль такие срывы играют в настоящей ее жизни, но я сомневался, что найду ответ. Анализ продолжался. Темой его стали проблемы настоящего времени. Несколько месяцев спустя я вдруг увидел истинное положение вещей. Я дал верную интерпретацию, и это было как раз то, что нужно. Не кислоту, а горечь — вот что ощущала пациентка, хотя она никогда не произносила этого слова. Ей было горько, но она все так хорошо скрывала, что я и не подозревал об этом. Ей было горько оттого, что она продолжала испытывать фрустрацию. Оглядываясь назад, я вижу, что и более ранняя вспышка ярости и рыданий била реакцией на ощущение горечи. Реагируя подобным образом и не противясь этому, она ничего не меняла.

Теперь можно было двинуться дальше. Для этого требовалось ответить на два вопроса. При каких обстоятельствах возникла горечь? И что вызывало горечь в настоящем и прошлом? У пациентки была еще одна характерная черта — гордость. Она не выражала ее, самолюбие было подавлено так же, как и горечь. Однако ее длинная негнущаяся шея говорила о многом. Мне бы не удалось определить это аналитически или работая с мышечным напряжением шеи, если бы я не понял, что пациентке было горько оттого, что она продолжала испытывать фрустрацию. Это понимание открыло путь к терапевтическому воздействию. До этого она не раскрывала терапевту одну из своих черт, что и не позволяло интерпретировать данный симптом.

Мне бы хотелось рассказать о том, чем завершилось ее лечение. Горечь в настоящем была связана с невозможностью для пациентки наладить нормальные отношения с мужчиной. Пока эта горечь оставалась для нее сладостью, ничего сделать было невозможно. Будучи ребенком, она персжила подобную фрустрацию. Ее мать по типу была пчелиной маткой. Отец чрезмерно заботился о жене, а к женственности подрастающей дочери относился безразлично. Он обращался с девочкой как со славным приятелем-мальчуганом, и она приняла эту роль. Она носила мальчишескую одежду, играла в мальчишечьи игры, соревнуясь с ними. Когда она подросла и начала исполнять роль женщины, ее чувства к мужчинам были уже амбивалентными. Она испытывала горечь из-за раннего удара по своей женственности, но была чрезвычайно горда, чтобы не скрыть чувство обиды. Это и определило ее желание быть независимой от мужчины и представление, что только таким образом можно предотвратить повторение детского разочарования. Ей было необходимо, чтобы мужчина изо всех сил подтверждал ее сексуальность.

Когда картина полностью прояснилась, пациентка начала меняться. Гордость, горечь и решительность постепенно перестали владеть ее поведением. Она стала спокойнее, ее фигура приобрела более женственные очертания, а ее взаимоотношения стали более зрелыми, чем прежде. С появлением позитивных установок более важной стала биоэнергетическая работа на физическом уровне. Вскоре она дала положительные результаты.

Чтобы овладеть техникой анализа характера, необходимо понять теоретическую основу структуры характера, знать ее природу и основные типы характера. В следующей главе я буду говорить о генетически-динамической теории формирования характера, сопровождая свой рассказ подробным изложением случаев из практики. Сейчас же давайте поближе познакомимся с природой и функцией характера и его связью с техническими проблемами анализа переноса.

Мы уже отмечали, что и Райх и Ференци различали невротический симптом и характер. Райх подчеркивал, что невротический симптом переживается как «инородное тело и человек переживает его как заболевание». Он «никогда не рационализируется полностью как характер» (Reich 1949, р.42, 43). Невротический симптом переживается как нечто чуждое Я. Характер же действительно не рационализируется, это всего лишь способ невротического переживания человеком своего Я, Он рационализируется только после того как подвергается воздействию. Когда в процессе терапии структура характера начинает надламываться и выявляется более спонтанный способ существования, он кажется пациенту чуждым, даже если он чувствует, что этот новый путь ведет к здоровью и благополучию.

Конечно, пациенту хочется стать другим. Поэтому он и проходит курс терапии. Это также имеет значение и для его Я-идеала, Но это все равно что пристально смотреть на противоположный берег реки и не знать, что происходит на этом. Это все равно что просить поплыть человека, который боится воды. Пациент чувствует, что ему предлагают покинуть привычную территорию ради неизвестных земель. Он начинает видеть то, что его пугает, чувствовать себя слабым и незащищенным, и оказывает поэтому сильное сопротивление. Мотивация должна быть столь же сильной. Чтобы этого достичь, терапевт должен привести пациента к тому, чтобы он начал сознавать свой характер как проблему и одновременно почувствовал возможность более успешного функционирования. Если он сможет получить опыт нового существования, задача значительно упростится. Как мы вскоре увидим, очень важную роль в такой трудной ситуации играет перенос.

   

Человек идентифицируется с характером, и, пока это позволяет ему функционировать без заметных конфликтов в социальных ситуациях, затруднений не возникает. Когда они появляются, он в первую очередь задается вопросом о том, что требуется от его окружения. И только повторные неудачи и глубокая неудовлетворенность заставляют его усомниться в своем образе жизни и действий. Но человек не может сам изменить ничего, он способен только поставить перед собой этот вопрос. Пускаться в новый путь без руководства-все равно что шагнуть в пропасть. Структура характера — это результат компромисса; это выражение динамического равновесия противоположных сил, которое обладает лишь относительной стабильностью. Перемены в жизни обычно доказывают его недостаточность. Если подавленные силы вырываются наружу в виде истерики, неистовой ярости или компульсивного реагирования, человек переживает это как угрозу для Я. И наоборот, интегрированные черты характера, составляющие часть его структуры, большинство людей воспринимают как эксцентричность или странность. Если подавлены мощные силы, которые могут проявиться, когда человек попадает в более свободную среду, он начинает чувствовать себя там чужим. Это опять подтверждает идентификацию с характером. Даже временное разрушение структуры характера сбивает человека с толку. Он начинает спрашивать: «Кто я?», «Какой я настоящий?». Из предыдущих рассуждений легко можно понять, что, когда анализ касается характера, возникает сопротивление. Каждый хотел бы освободиться от невротических симптомов сопротивления, возникающих, когда затрагивается характер. Поэтому мы приравниваем характер к сопротивлению, соглашаясь с определением Вульфа. Безынициативность пассивно-женственного характера, недоверие мазохиста и зависимость человека орального типа являются не только сопротивлением, они представляют собой фундаментальные модальности поведения. Такие люди не могут вести себя по-другому ни во время аналитического сеанса, ни где-нибудь еще. Поэтому я не склонен интерпретировать эти установки только как сопротивление. По-моему, сопротивление просто больше проявляется в структуре характера, которая тоже ответственна за проблемы, побудившие пациента обратиться к терапевту. Хотя этот паттерн поведения лучше всего разрешал определенные ситуации, он представляет собой жесткое препятствие в более пластичной среде взрослого человека.

Биоэнергетическая терапия делает акцент на гибкости реагирования и позитивных установках. Если у человека в результате повторявшегося в детстве негативного опыта развилась недоверчивость, ему необходимо осознать эту установку как защиту от дальнейших разочарований. Ребенок ограничен в выборе своего окружения. Может ли он сменить родителей? Или покинуть родительский дом? Взрослый человек не так ограничен. Но свойственное ему недоверие не позволяет увидеть тех, кому он близок. Если ему опять причиняют боль во взаимоотношениях, разве он не может изменить их? Найти иных друзей или партнеров? Эти возможности имплицитно содержатся в каждой аналитической терапии, важно сделать их эксплицитными.

Посмотрим теперь, как структура характера проявляет себя в ситуациях переноса. Большинство пациентов начинают терапию с позитивной установкой, что подтверждает каждый их приход. Однако эта позитивная установка весьма поверхностна. Они надеются на быстрое излечение, на обещание счастья, предполагая, что аналитическая терапия предоставит им что-то отличное от их собственных реальных желаний. Глубже лежит сопротивление характера — страх, недоверие, сомнение, обида и т. д. Если бы анализ мог не затрагивать характер, все было бы хорошо, но, поскольку это невозможно, надо иметь в виду, что появится негативная установка. Мы должны учитывать, что каждый пациент реагирует на аналитика в соответствии со своей структурой характера. Если помнить о двух аспектах переноса, можно избежать многих осложнений. Хорошо бы обратить внимание пациента на то, что, хотя не возникает сомнения в искренности проявляемой им доброй воли, все же в его характере есть элементы, свидетельствующие о наличии в настоящий момент негативной установки. Вскоре после начала анализа характера человек перестает скрывать эти негативные чувства.

Некоторые пациенты пассивно-женственного типа демонстрируют сотрудничество, под которым скрывается такое же антагонистическое отношение к терапии, которое проявляется и в скрытой враждебности по отношению к отцу. Их сотрудничество не направлено на продвижение терапевтического процесса, более того, оно выражает страх перед терапевтом и желание не сердить его. Эти чувства основываются на глубоко лежащей ненависти и враждебности. Именно по причине такого сотрудничества» терапия может потерпеть полный провал. В лучшем случае пациент атакует терапевта, пытаясь доказать, что он не прав, и таким образом оправдать свою пассивность. Аналитик попадает в трудную ситуацию. Ему необходимо разоблачить мотивацию пациента и одновременно обеспечить подлинное с ним сотрудничество.

Несколько слов о ситуации, вызывающей разновидность переноса, когда пациент «вешается» на терапевта. Она означает, что возник чрезмерный позитивный перенос, который тормозит терапию. Чем позитивнее перенос, тем сильнее вытеснены негативные установки. В конечном итоге характер становится недоступным воздействию терапии. Это происходит в том случае, когда терапевт принимает на себя роль родителя, который несет ответственность за структуру характера пациента. Когда отношения прекращаются, из-за высвободившейся вдруг вытесненной негативной установки все лечение идет насмарку. У меня была пациентка, предыдущий курс анализа которой проходил при очень сильном переносе на аналитика. Позже она сказала мне, что он был для нее словно мать. Он, как и ее мать, знал о ней все, но не мог ей помочь. Вместо работы над ее потребностью в поддержке и дефицитом независимости он поддерживал эти симптомы. Это вызывало еще большую зависимость и делало ситуацию безнадежной.

Аналитическая ситуация основывается на реальном взаимодействии двух людей, объединяющих усилия для работы. Реакции того и другого будут строго соответствовать структуре их характера. Это относится и к аналитику, или терапевту, и к пациенту. Стоит только аналитику допустить формальное, невнимательное отношение, как пациент тут же бессознательно отреагирует на это, тонко проявив свой характер. Формальное отношение не позволяет аналитику атаковать характер пациента, и наоборот. Если терапевт открыт и свободен, если он проработал свои собственные проблемы, связанные с характером, перенос предоставит прекрасный материал, позволяющий обрисовать характер пациента.

Структуру характера можно выявить по многочисленным деталям повседневного поведения пациента. Она проявляется в динамике и экспрессии тела. Можно определить характер по тому, как клиент относится к терапии и аналитику. Затем, когда характер полностью определен и объяснен, необходимо выделить его составные части. Позитивные силы Я следует отделить от его негативных защитных функций. Последние анализируются, но они не исчезают, пока имеют силу. Один из моих пациентов сказал по этому поводу, что чувствует, как его Я выкристаллизовывается и з той смеси, что являлась его характером.

Структура характера и панцирь характера — это не одно и то же. Характер — средневековый рыцарь, а панцирь — его доспехи. Как всякий панцирь, он ограничивает подвижность и снижает восприятие, затрудняя проявление агрессивной функции индивида. В отличие от Райха я использую слово «панцирь» только для тех структур характера, которые включают себя, как часть невротического механизма, способность снижать чувствительность к обиде. Это исключает все догенитальные структуры характера.

Отталкиваясь от концепции панциря характера, Райх пришел к концепции мышечного панциря, демонстрирующего напряжения и ригидность. На самом деле правильнее будет говорить, что характер и структура тела — это тесно связанные аспекты человеческого существования. Но независимо от определения они представляют собой то звено, которое соединяет психологию и биологию. Сейчас мы умеем определять тип характера и по поведению, и через анализ позы тела, ориентируясь на то, как характер проявляется в позах и движениях. Этот значительный шаг вперед не только раскрыл физический аспект индивидуального анализа и интерпретации, но и предоставил возможность для направленного воздействия на мышечное напряжение и ригидность с целью изменить характер. Теперь мне бы хотелось привести пример, демонстрирующий, как черта характера формирует структуру характера.

Во время первой встречи с привлекательной молодой женщиной мне бросилась в глаза ее посадка головы и мощная челюсть, создававшая впечатление непреклонности. Она сознавала, что ей не хватает радости ни в личной жизни, ни в семейной. Когда я рассказал ей о своем впечатлении, она сразу поняла, о чем идет речь. Склоненной в сторону головой и приподнятыми плечами она производила впечатление человека, который мучительно, но неуклонно и решительно следует своей судьбе. Я работал со всем телом, но всегда находил время для того, чтобы смягчить челюсть и ослабить напряжение задней части шеи. После каждого сеанса она плакала, но затем начинала все лучше и лучше понимать свою ситуацию. Я продолжал упорно работать и спустя несколько месяцев вдруг обнаружил, что на ее лице нет и следа сурового выражения. Структура характера пациентки лишь слегка поддалась воздействию, но одна черта явно исчезла из ее жизни.

Мне бы не хотелось создавать впечатление, что проанализировать характер и определить его структуру легко. Диагностика характера по строению тела требует знания биоэнергетических процессов и значительного опыта исследования пациентов. Райх говорил, что пройти хороший анализ — все равно, что «пройти через мельничные жернова». Лучшее описание того, что включает в себя биоэнергетический анализ, можно найти в «Божественной комедии» Данте. Возможно, вы помните, что поэт Данте обнаружил, что заблудился в дремучем лесу. Назад пути не было, а перед собой он увидел свирепого льва. Беспомощный и испуганный, он обратился к небесам с молитвой о помощи. Его услышала Беатриче и послала поэта Вергилия помочь герою вернуться домой. Вергилий сказал Данте, что путь домой пролегает через ад, чистилище и рай. Ад полон опасностей и ужасов. Никто не может пройти через него без опытного провожатого. Сам Вергилий, по его словам, прошел ад и знает путь. В аду Данте видел страдания грешников, которые несли наказание за свои прегрешения. Данте избежал наказания, но не освободился от греха и его последствий. С помощью Вергилия он прошел через ад.

Аналитика можно представить Вергилием, который прежде столкнулся с проблемами собственного характера и преодолел их. Данте — это пациент. Ад — это страдания, которые возникают из-за невротического по ведения пациента. В чистилище человек освобождается от невротических тенденций и может достичь небес и обрести радость.

Здесь очень уместна цитата из Достоевского. В романе «Братья Карамазовы» отец Зосима говорит: «Что есть ад? Страдание о том, что нельзя более любить». Каждый из нас должен встать лицом к лицу с собственным адом пройти через него, чтобы найти дорогу на небеса и вернуться домой.

  

       VIII. Формирование и структура характера

   

   

В психоаналитической литературе нет более запутанной темы, чем формирование и структура характера. Фенихел отметил, что «описание патологических типов характера основательно запутано. Различные критерии, которые используются при классификации, порой исключают друг друга и многократно повторяются. Этого можно избежать, если психоаналитическая характерология сможет дать нам динамичную классификацию» (Fenichel 1945, р.525).

Еще в 1908 году Фрейд говорил, что необходимо сформулировать общую теорию формирования характера. Он не возвращался к этому вопросу до 1931 года, когда, исследовав и подразделив психику на категории Оно, Я и Сверх-Я, выдвинул идею различать типы характера по доминирующему признаку. Так, он предложил выделить «эротический» тип, к которому относились бы люди, у которых доминируют инстинктивные потребности Оно, «нарциссический» тип, где центральным является Я, и «компульсивный» тип, в котором Сверх-Я контролирует личность. Эта классификация не получила широкого распространения, поскольку основывалась на симптоматологии и не имела генетически-динамической основы.

Фрейду не удалось полностью охватить понятие характера, так как он был склонен приравнивать невроз к невротическому симптому. Но, как заметил Фенихел, «за последние десять лет это было самым значительным изменением в клинической картине неврозов. В классической концепции неврозов интегрированная личность вдруг нарушается неадекватными действиями или импульсами. В современной же концепции неврозов речь идет не о целостной личности, которая нарушена каким-то непосредственно происходящим событием, а скорее о том, что личность явно травмирована, уродлива или по крайней мере больна, что не позволяет провести границу между «личностью» и «симптомом»» (там же 1945, p. 463).

Многие пациенты обращаются за терапевтической помощью без каких-либо типичных невротических симптомов. Тем не менее невроз у них явно налицо, и его легко распознать. Вот типичный пример. Молодая двадцатишестилетняя женщина пришла ко мне с жалобой на то, что она недостаточно агрессивна. Она была маленькой, привлекательной, хорошо и пропорционально сложенной, со вкусом одетой, вела себя сдержанно и спокойно, говорила тихо. Ее несколько не удовлетворяла ее работа. Сексуальных проблем в настоящее время у нее не было. Она говорила, что боится людей с сильной волей.

На кушетке она лежала спокойно, дыхание ее было очень приглушенным. Все это заставило меня заподозрить тяжелый невроз. Кожа на скулах и переносице имела восковой оттенок, что придавало лицу безжизненный вид. Удивляло отсутствие каких-либо спонтанных высказываний или движений. Время от времени она скрещивала руки на груди, и тогда создавалось впечатление, что она лежит в гробу. Именно в этой безжизненности и состоял невроз. Сначала я не понимал, как трудно такому организму почувствовать себя полным жизни и вывести это ощущение жизни на поверхность. По некоторым признакам, о которых мы поговорим в одной из последующих глав, я диагностировал истерическую структуру характера. Пациентке была присуща специфическая особенность; я бы назвал ее «манекеноподобием». По ее словам, она шила женскую одежду и хотела бы ее моделировать. Я решил, что это можно интерпретировать как желание оживить манекен.

Такие случаи обычно с трудом поддаются анализу симптома и сопротивления. Что бы я ни спрашивал о ее прошлом, она отвечала: «Я не знаю». Чего еще можно было ждать от манекена? В конце концов, используя технику, которая позволила обойти ригидную внешность и достичь биологической сердцевины, удалось пробиться через характер этой пациентки.

Я упоминаю этот случай, чтобы показать, что невроз не всегда сопровождается симптомами. Кроме того, этот случай демонстрирует, как может блокироваться воздействие. Еще на заре психоанализа были выявлены различия между так называемым импульсивным типом личности и типом, блокирующим воздействия. Такое разделение вполне обоснованно, но надо иметь в виду, что здесь отсутствует генетическая основа.

Интерес к формированию и структуре характера стимулировали работы Абрахама и Райха. В основу характерологии Абрахама был положен конгломерат черт характера. Его типы нединамичны, несмотря на то что определяются генетически. Фундамент аналитической характерологии в значительной степени заложила работа Райха «Анализ характера», которая была опубликована в 1933 году и где впервые освещались все ее аспекты. Во-первых, ясно была обозначена организовывающая функция характера. «С точки зрения организации характер в обычной жизни и сопротивление характера анализу выполняют одинаковую функцию, действуя так, чтобы избежать неудовольствия, установить и сохранить психическое равновесие, пусть даже невротически, и в итоге поглотить подавленную энергию» (Reich 1949, р. 48). Во-вторых, в характере продолжают проявляться те детские переживания, которые породили сопротивление анализу или сформировали симптом. В действительности характер — это сильнейшее сопротивление аналитической терапии. «Ситуации, которые вызывают сопротивление характера во время анализа, повторяют те детские ситуации, которые повлияли на формирование характера. С этой точки зрения сопротивление возникает и как защитная функция, и как перенос детских отношений с внешним миром». В-третьих, в книге ясно представлена техника анализа характера. И наконец, в-четвертых, Райх детально разобрал истории болезней, иллюстрирующие типы характера, которые чаще всего встречаются в практике.

Можно ли классифицировать различные типы характера, чтобы получить ясную картину основных невротических нарушений? Такая систематизация предполагает взаимосвязь между различными типами характера и определенными паттернами развития. Можно ли затем сформулировать генетически-динамическую теорию формирования характера, которая бы отображала подобный паттерн?

В концепции орального, анального и генитального характера Абрахам прекрасно продемонстрировал тесную связь между структурой характера и развитием Я. Большинство аналитиков считают, что типы характера должны быть связаны со структурой Я. Несомненно, это является основой для создания динамической и аналитической характерологии, но перед нами встает задача прояснить, что же такое структура Я.

Я бы предложил в аналитической терапии ограничить понятие характера патологическими состояниями. Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации. В отличие от невроза, который представляет собой структурированное образование, здоровье — это состояние пластичности. Перед нами выбор: использовать ли понятие генитального характера как тип невротической структуры или назвать невроз, при котором структура Я развивается на генитальном уровне, как-то иначе. Я выбрал последнее.

Наличие оральной или генитальной фазы в процессе развития Я несомненно, а вот вопрос о том, существует ли естественная анальная стадия развития Я-структуры, вызывает сомнения. Райх в последних работах склонялся к тому, что такой природной фазы развития организации либидо нет. Тем не менее так называемая анальная стадия, которой уделяется столь много внимания в психоаналитической литературе, является исходным пунктом аналитического исследования характера.

Утверждение, что анальный тип характера существует, основано на описаниях Фрейда, Абрахама, Джонса и др. Однако было бы неправомерно считать, что то, что мы называем патологическими условиями, соответствует природной фазе развития Я ребенка. Я склонен считать, что эта стадия введена искусственно и что она не является естественным шагом к генитальности.

Настоящие компульсивный и анальный типы характера в терапевтической практике США встречаются редко. Я отмечал некоторые черты, указывающие на то, что пациент, возможно, обладает такой структурой, но сгруппировать их достаточно полно, так чтобы это было похоже на то, что описывают европейские специалисты, мне удавалось крайне редко. Несколько раз я работал с людьми, приехавшими из-за границы. Их понятия о чистоте и гигиене резко отличались от американских. Один знакомый рассказал мне, что шведские матери гордятся, если их ребенок в восемь месяцев приучен к горшку. Во время своего пребывания за границей я убедился, что преувеличенное внимание к чистоплотности, которое заметно в некоторых странах и которое так радует приезжих, вырабатывается за счет утраты спонтанности и радости жизни.

Индивидуальное обследование детей, которые самостоятельно приучились отправлять естественные надобности, как того требует цивилизованное общество, убедило меня, что ребенок не испытывает особого интереса ни к анальной области тела, ни к испражнениям. Наша жизнь требует, чтобы все дети ходили в туалет. Конечно, взрослые обращают определенное внимание ребенка на выделительные функции. Если этого не делать специально, дети все равно опорожняются, но при этом обычная активность ребенка не нарушается. Все зависит от того, как к этому вопросу относятся окружающие. Нужно ли держать ребенка в пеленках, пока он не поймет природу выделительных функций, станет выражать свои потребности определенными словами и даже совершать ряд вспомогательных движений, или следует как можно быстрее освободиться от этой напасти? Считать ли выделительные функции естественными или необходимо демонстрировать отвращение и стыд по отношению к ним? Следует ли считать регулярное освобождение кишечника показателем здоровья? Американские и европейские традиции относятся к этому по-разному. Цивилизация в Европе имела урбанистической характер задолго до того, как должные санитарные удобства стали доступны людям, и европейское отношение к чистоплотности сопровождается бедами и болезнями. Дети более примитивных культур и дети, живущие в более жарком климате, не склонны к подобным затруднениям.

Теоретические соображения указывают на то, что анальная фаза не является естественным этапом нормального развития Я. Фрейд напомнил нам о замечании Абрахама, что у эмбриона «… анус в нижней части кишечника соответствует примитивному рту» (Freud 1953b, р. 138). Он начинает функционировать одновременно со ртом, а не позже. Младенец в первые дни жизни не владеет ни произвольным контролем сфинктера (эту способность необходимо приобрести), ни контролем движений рта. Поскольку концы пищеварительного тракта развиваются одновременно, заметное отклонение затрагивает, как правило, и тот и другой. Мать, которая строго следит за соблюдением гигиены выделительного процесса, решительна и строга в вопросах кормления. Расстройства, нарушая деятельность пищеварительного тракта в целом, вызывают вверху тошноту и рвоту, а внизу — запоры и диарею.

Большинство детей, выросших в цивилизованной среде, страдают тем или иным нарушением анальной функции. Попытки слишком рано контролировать сфинктер вызывают спазм и напряжение ягодичных мышц и сухожилий, ограничивающих с боков подколенную ямку. Данная область тела оказывается перегруженной, энергия блокируется, приводя к появлению анальной эротики, которая представляет собой уже явную патологию. Несмотря на то что мы объясняем этим анальные черты характера, не следует приписывать анальной функции независимую позицию в естественном развитии Я.

Конечно, если допустить, что у ребенка существуют врожденные деструктивные тенденции, то рост зубов представляется зловещим знаком. Грязную пеленку тоже можно истолковать как анально-садистское поведение. Фрейдовское влечение к смерти не является истинной оценкой природной склонности живого организма к агрессии. Это вовсе не означает, что у ребенка не развиваются деструктивные тенденции. В процессе анализа можно проследить, как они создают помехи природным детским потребностям и ритмам, а подобных отклонений нам как раз и хотелось бы избежать. Анально-садистская структура характера может быть следствием, но она не представляет собой естественную фазу формирования Я и поэтому не является отдельным типом характера. Это только разновидность одного из типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: