Мустьерскпе погребения

 

В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал около поселка Мустье в долине реки Везеры (Южная Франция) интересное, удивительное открытие; он нашел могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысяч лет назад. В неглубокой могиле лежал его скелет в той позе, в какой был похоронен этот юноша: на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность.

После этой находки, которая убедила многих в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам, был сделан целый ряд других подобных открытий.

Погребения, относящиеся к мустьерскому культурному периоду, являются самыми древними вообще. Это ясно свидетельствует о том, что совершавший их неандертальский человек уже задумывался над некоторыми вопросами, которые интересуют человечество и в настоящее время. Прямым толчком к таким мыслям была насильственная или естественная смерть кого‑нибудь из друзей. Что случилось, почему его тело вдруг перестало двигаться? Что из него ушло, почему он лежит без движения? Потому, что он перестал дышать, пли потому, что из его ран перестала течь кровь? На эти трудные вопросы ум неандертальского человека ответить не мог.

Но не это было самым важным. Неандерталец не мог знать правду о смерти, но, безусловно, должен был определить свое отношение к товарищу, который лежал перед ним холодный и без движения, в то время как во сне он как бы возвращался и принимал участие в повседневной жизни. Неандерталец поэтому был уверен, что смерть не нарушает взаимоотношений, что мертвый продолжает жить какой‑то загадочной жизнью и, по‑видимому, вызывает много несчастий. Вероятно поэтому неандерталец думал, что от мертвого нужно обороняться, что его нужно положить в землю поближе к огню, около которого он жил, засыпать его, чтобы он не мог вернуться и уйти из пещеры куда‑нибудь в другое место. Такие мысли, в правильности которых он, однако, не мог быть уверен, наверное привели неандертальца к тому, что он хоронил своих мертвых и уходил от них. И хоронил их в том положении, в котором они после работы или после охоты отдыхали в глубоком сне у огня.

Так как в некоторых могилах были найдены также и каменные предметы и обожженные кости, можно предположить, что неандертальцы уже представляли себе в каком‑то виде потустороннюю жизнь своих мертвых товарищей, которую они, конечно, не могли представлять иначе, как продолжение, хотя немного иное, земной жизни. Поэтому они давали усопшим в могилу каменные орудия и немного еды. Какие обряды производили неандертальцы при погребении, нам неизвестно. Можно, однако, предполагать, что они не были сложными, потому что время неандертальцев – это еще эпоха, очень отдаленная от самих зачатков человеческой культуры и религиозных представлений. Содержанием обрядов погребения было, по‑видимому, не только сочувствие к мертвому и жалость к потере товарища по работе и по охоте, что для небольших групп было довольно чувствительным, но и страх перед ним. Это наиболее ясно проявляется в том, что племя, похоронив мертвого у очага или где‑то прямо в очаге, покидало пещеру и уходило в другое место.

Необходимо еще заметить следующее: некоторые ученые отрицают, что неандертальцы действительно производили настоящее погребение. Они допускают, что неандертальцы только закапывали трупы. Но и это не было правилом, потому что в таком случае находка целых скелетов должны была бы встречаться в гораздо большем количестве. Эти ученые утверждают также, что закапывание мертвого вынуждалось тем, что труп разлагался и очень скоро начинал плохо пахнуть; этот запах был не только неприятен для живых, но он также мог привлечь к пещере или навесу под скалой хищников. Неандертальцам поэтому оставалось или закопать труп, или покинуть место своего пребывания. Во многих случаях они решали закопать труп, так как по мнению этих ученых они были уже, хотя в какой‑то очень примитивной форме, оседлыми.

С этой точкой зрения довольно трудно согласиться. Неандертальцы были типичные охотники и собиратели, поэтому говорить, что у них существовал уже оседлый образ жизни, было бы неправильным. Они должны были кочевать и они кочевали, потому что их пребывание в той или иной области целиком зависело от ее богатства зверями и различными съедобными растениями. Если в области не было достаточно источников питания, они должны были уходить дальше, хотели они этого или нет. Нужда и голод принуждали их к этому.

Нельзя также вполне согласиться с мнением, что трупы закапывали только для того, чтобы самим не покидать место стоянки. Несмотря на то, что неандертальцы никогда не хоронили своих мертвых в глубокие ямы, а только, как правило, в мелкие (глубиной в 30–35 см, так что запах разлагающегося тела мог проходить через тонкий слой почвы), труп можно было устранить гораздо более простым способом: достаточно было бросить его в воду, трещину в скале или в глубокий обрыв. Нет сомнения в том, что многие племена так и поступали. Необходимо принять во внимание, что неандертальские люди не были одинаковы по телосложению, как мы узнаем об этом позже; поэтому среди них могли быть и были различия в мышлении, представлениях и понимании различных загадок, короче говоря, между ними были различия в духовной жизни. А это могло быть как раз одной из причин того, почему некоторые племена действительно хоронили своих мертвых сородичей. Но, несмотря на все это, определенно известны и некоторые находки, о которых нельзя совершенно уверенно сказать, что это действительно настоящие могилы.

Есть, однако, и такие ученые, которые вообще отрицают какую бы то ни было возможность существования погребений у неандертальцев. Они утверждают, что умышленное погребение должно быть всегда связано с представлением о смерти и потусторонней жизни, со стремлением создать умершему возможность жизни в загробном мире. Эти ученые также утверждают, что идея культового погребения с верой в существование загробного мира и с желанием сохранить как можно дольше живое воспоминание о мертвом неверна и является, собственно, следствием мнения, которое могло возникнуть только у людей более высокого душевного склада, а именно у раннепалеолитических людей типа неандертальцев (Homo neanderthalensis) и даже у людей каменного века вообще, включая позднепалеолитических охотников (Номо sapiens fossiljs).

С такой точкой зрения тоже нельзя полностью согласиться. Если мы вообще не будем в наших рассуждениях упоминать позднепалеолитических охотников, то мы не можем смотреть на неандертальцев (первых, может быть, еще и очень примитивных настоящих людей, которым с полным правом принадлежит название Номо, т. е. человек) как на существа, которые бы с духовной точки зрения стояли на уровне животных.

Хотя мы пока знаем об уровне мышления неандертальцев и об их представлениях очень мало, все‑таки у нас есть много оснований предполагать, что они должны были заниматься вопросом о смерти, потому что гибель от болезни, в результате несчастного случая, ранения в драке или во время охоты была обычным и частым явлением. Опасность подстерегала людей на каждом шагу. Они видели, как другие умирают, и сами тоже убивали. Поэтому они должны были размышлять о смерти, хотя, с нашей точки зрения, и очень примитивно. Ведь у неандертальцев был уже человеческий мозг, и они умели его использовать, хотя также очень примитивно.

Свое отношение к мертвому неандертальцы также должны были как‑то определить. Сначала его еще боялись; уснувшее лицо мертвого, во многих случаях еще искаженное предсмертными мучениями, вызывало, конечно, страх и ужас. Поэтому было необходимо как можно скорее устранить мертвого, закопать в землю или вынести из пещеры. Но это был не только страх перед мертвым, страх, который еще у многих не исчез и до настоящего времени: во многих случаях это могло быть проявление товарищества или почтения к какому‑нибудь выдающемуся члену племени, и его хоронили, чтобы он не стал добычей хищных зверей или чтобы его труп не валялся и не разлагался в каком‑нибудь скалистом обрыве.

Иногда основанием для погребения служили сочувствие или любовь. Если известно, что в Ле‑Мустье был похоронен молодой здоровый мужчина, то в Ла‑Шапелль‑о‑Сен, например, был похоронен мужчина, который, судя по сохранившимся признакам на костях, долго страдал от тяжелых болезней, так что в конце своей жизни он был уже убогой развалиной, совершенно бесполезным членом племени, не представлявшим никакой ценности; наоборот, он был для племени, скорее, в тягость. Но и этого несчастного его товарищи похоронили. Что еще могло привести их к необходимости совершить погребение, как не сострадание?

Чем можно объяснить погребения детей, как не любовью неандертальских матерей? Когда они поняли, что никакое согревание закоченевших детских тел и ничто другое не сможет вернуть их к жизни, то они с горькой материнской болью выкапывали в земле неглубокие ямы и готовили своим мертвым детям последний раз постель для вечного отдыха. Из этих нескольких замечаний видно, что неандерталец жил какой‑то примитивной чувственной жизнью; иначе и не могло быть, потому что это был уже настоящий человек, хотя и первый и очень примитивный, но все‑таки уже очень отдалившийся от своих животных предков. Было бы поэтому нелогичным предполагать, что он был человеком только по телу, но не достигал этого уровня по развитию разума, души, чувств.

Нельзя также полностью согласиться с мнением, что неандерталец не имел никакого представления о загробной жизни. Какое это было представление, нам неизвестно. Но о том, что он его имел, свидетельствуют дары (каменные орудия и оружие, кости животных, во многих случаях обожженные), которые клались в могилу. Но об этом мы уже говорили.

 

КРАПИНСКИЕ ЛЮДОЕДЫ

 

Сочувствие и почтение к мертвому проявляются в истории человечества уже с далекого прошлого. Но это отнюдь не значит, что нашим первобытным предкам не были чужды и противоположные чувства. Поэтому мы встречаемся у них и с таким страшным явлением, как каннибализм.

Спустя тринадцать лет после знаменитой находки неандертальцев в Спи, в Бельгии, загребский геолог и профессор университета Казимир Горьянович‑Крамбергер нашел в 1886 году около городка Крапина в небольшой пещере место стоянки неандертальцев. Один слой представлял большой очаг, в котором были найдены почти исключительно человеческие кости, разбитые и обожженные или даже сгоревшие. Кости принадлежат не менее чем десяти различного возраста особям – взрослым и детям.

Уже тогда профессор Горьянович‑Крамбергер понял, что перед ним остатки одного из старейших каннибальских родов. Поэтому крапинский неандерталец уже не представляется нам как спокойный собиратель и охотник, а как братоубийца, который умерщвлял и поедал членов своего племени, жарил куски их тела на огне. Длинные кости своих жертв он раздроблял, чтобы съесть и костный мозг; разбивал он и их черепа, чтобы достать головной мозг.

Хотя все это достоверно установлено, мы не хотим и даже не имеем права говорить о том, что каннибализм был обычным явлением у неандертальских первобытных охотников. Другое такое страшное место стоянки, как Крапина, до сих пор еще открыто не было, хотя следы каннибализма были известны и у более древних людей.

 

ЯВАНСКИЕ „ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ“

 

Так как в 1930 г. существовала только одна геологическая карта Явы, да и то очень устаревшая и местами совершенно неправильная, было решено, что геологическая служба в Бандунге составит новую карту. В эту большую работу были включены многочисленные геологи и палеонтологи. Из последней группы выделился и обогатил науку новыми открытиями и сведениям Г. Г. Р. фон Кёнигсвальд, в настоящее время профессор университета в Утрехте. В открытии яванских неандертальцев с ним сотрудничал геолог Тен Хаар.

В середине лета 1931 г. Тен Хаар окончил геологическое картирование территории западнее реки Соло и переселился в небольшую деревню Нгандонг. Однажды, когда он купался в реке, его внимание привлек слой песка и щебня, находившийся на высоте 20 метров над руслом реки. Этот слой, образовывавший речную террасу, возник в период, когда река Соло еще не так глубоко врезалась в основание, как сейчас. Тен Хаар перестал купаться, полез по склону берега к слою и при внимательном рассмотрении нашел в нем череп буйвола. Это послужило признаком того, что он действительно открыл место, где находятся костные остатки млекопитающих, на самой древней террасе реки Соло.

Когда Тен Хаар объявил о своей находке, в Бандунге проявили к этому месту большой интерес, уже хотя бы потому, что оно находится вблизи Триниля – известного места находки питекантропа Дюбуа. Уже через 14 дней после находки здесь начал работать со своими помощниками мантри Самси. (Название мантри обозначает индонезийца, прошедшего определенный курс обучения для специальных работ, которые он потом способен проводить сам. Геологическая служба в Бандунге обучила целую группу таких мантри, которые потом во время практики очень хорошо себя проявили и стали, в конце концов, незаменимыми помощниками геологов и палеонтологов.)

Уже первые раскопки дали удивительные результаты. Были найдены три неполных человеческих черепа, описанные как Javanthropus soloensis. Кёнигсвальд тогда изучал черепа и фотографировал их для опубликования. Он сразу понял, что здесь имеет место находка остатков не какого‑то нового типа древнего человека, близкого к питекантропу, а что это остатки неандертальцев, живших когда‑то очень давно на Яве. Это было необычайно интересно, так как впервые позволило установить, что неандертальцы жили также далеко в тропической Азии.

Но первые три черепа из Нгандонга не были единственными. Вскоре после этого были найдены еще два. Из них главное место занимает второй, который был найден в марте 1932 г. и представляет большой интерес: по величине передне‑заднего диаметра – 22,1 сантиметра – его можно отнести к самым длинным черепам ископаемых людей (если он вообще не сами длинный), но объем черепной коробки не больше 1250 см3, так как кости имеют толщину более 1 сантиметра. Несмотря на свою массивность, череп был разбит, по‑видимому, мощным ударом какого‑то тупого предмета в виде суковатой палки или плоского камня. В июне 1932 года в Бандунг из Нгандонга пришло известие о находке еще одного черепа, для извлечения которого были посланы Кёнигсвальд и Тен Хаар. После осторожного извлечения находки в руках двух специалистов оказался один из наиболее сохранившихся черепов и основание черепа, которое у всех остальных черепов отсутствовало. Но ни лицевой части черепа, ни челюсти и на этот раз не удалось найти.

Всего в Нгандонге было найдено 11 черепов, но без лицевых частей и без челюстей, то есть только черепные коробки. Из остального скелета были найдены только две большие берцовые кости – и больше ничего, ни одного позвонка, ни одного зуба. Зато здесь было собрано около 25 тысяч костей и зубов различных млекопитающих; несмотря на то, что оттуда не известен ни один целый скелет животного, все‑таки были найдены куски позвоночника, черепа с основанием, челюсти и др.

То, что на этом месте было найдено столько различных костей и скелетов животных и что лишь черепа человека нецельные, безусловно является странным. Но странно и то, что у всех этих черепов, за исключением двух, основание черепа вокруг затылочного отверстия (Foramen occipitale magnum) совершенно разбито. Если посмотреть на трофеи современных охотников за черепами, хотя бы, например, яванских даяков, то можно видеть, что область около затылочного отверстия всегда очень разрушена. Причиной этого является то обстоятельство, что охотники за головами хотят иметь не только сам череп, но и мозг, потому что думают, что если они его съедят, то в них перейдет вся хитрость и сила побежденного врага. Принимая все это во внимание, профессор Кёнигсвальд пришел к заключению, что нгандонгские черепа представляют собой трофеи яванских неандертальских охотников за головами. Большое нагромождение костей он объясняет тем, что в Нгандонге, в петле реки, была стоянка неандертальцев. Слои песка и щебня подтверждают предположение, что они здесь жили только в сухой период. Когда начинались дожди, они покидали это место и разлившаяся река покрывала его песчаными наносами и щебнем. Человеческие черепа они оставили здесь случайно или нарочно. Может быть, они должны были быстро скрыться от врага, а потом у них уже не было времени взять их с собой, может быть, они оставили их здесь специально, как знак, что здесь начинается место их охоты. Так до сих пор делают некоторые племена на Новой Гвинее, которые верят, что живущий в черепе дух может быть очень полезен при обороне какого‑то участка от непрошенных гостей. Профессор Кёнигсвальд не решал, что более правдоподобно, он оставил возможность каждому предложить свою гипотезу.

Нгандонгские неандертальцы жили одновременно с европейскими неандертальцами в начале последнего ледникового периода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: