НКО, применяющая УСВБУ, может не раскрывать в бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию об условных обязательствах и условных активах (пункт 18 Информации ПЗ-1/2015)

 

Обратите внимание! В бухгалтерский баланс включаются соответствующие показатели, представляемые некоммерческой организации доверительными управляющими по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал (пункт 19 Информации ПЗ-1/2015).

 

Особенности формирования показателей отчета о целевом

использовании средств

 

В отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о целевом использовании средств, полученных НКО для обеспечения ее уставной деятельности, в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов (бюджетом, финансовым планом) этой организации (далее - смета) (пункт 26 Информации ПЗ-1/2015).

В отчете показывается остаток на начало отчетного года, поступление средств, использование (расходование) и остаток на конец отчетного периода средств целевого финансирования (пункт 27 Информации ПЗ-1/2015).

В составе поступивших средств, в частности, показываются:

- вступительные (паевые) и членские взносы;

- добровольные взносы вкладчиков;

- целевые взносы на приобретение (создание) объектов основных средств, инвентаря и иного имущества общего пользования;

- средства финансового обеспечения на осуществление целевых программ, предусмотренных сметой некоммерческой организации, включая средства федерального бюджета, предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- взносы собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, пожертвования, внесенные жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств и в натуральной форме;

- прочие поступления.

По статьям "Вступительные взносы" и "Членские взносы" отражается информация НКО, основанной на членстве, исходя из принятых к бухгалтерскому учету в отчетном периоде вступительных и членских взносов. Принятые к бухгалтерскому учету вступительные и членские взносы, относящиеся к будущему отчетному периоду или к периоду, предшествующему отчетному, могут быть выделены отдельно, если информация о них будет признана некоммерческой организацией существенной (пункт 29 Информации ПЗ-1/2015).

По статье "Добровольные взносы" отражается сумма принятых в течение отчетного года к бухгалтерскому учету добровольных взносов и пожертвований. В случае если пожертвование осуществляется не в виде денежных средств, НКО оценивает его в денежном выражении в соответствии с законодательством Российской Федерации по текущей рыночной стоимости (пункт 30 Информации ПЗ-1/2015).

Благотворительная организация по указанной статье отражает благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. При этом полученные организацией по договору дарения или безвозмездно материальные ценности отражаются исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

По статье "Прибыль от приносящей доход деятельности" отражается чистая прибыль отчетного года по итогам приносящей доход деятельности НКО.

НКО, формирующая целевой капитал, по указанной статье отражает причитающуюся прибыль от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал (пункт 31 Информации ПЗ-1/2015).

Иные поступления, предназначенные для обеспечения уставной деятельности НКО в зависимости от существенности, отражаются в виде отдельных статей отчета (например, средства, формирующие в соответствии с ЖК РФ фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме) либо включаются в статью "Прочие" (например, дополнительные взносы на покрытие убытков, образовавшихся в деятельности садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива) (пункт 32 Информации ПЗ-1/2015).

По группе статей "Расходы на целевые мероприятия" отражается информация о целевых средствах, направленных (использованных) на осуществление целевых программ, предусмотренных сметой некоммерческой организации (социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятий), списанных со счетов учета производственных затрат.

Благотворительная организация по статье "Социальная и благотворительная помощь" отражает использование благотворительных пожертвований, предоставленных гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме, в том числе носящих целевой характер (благотворительные гранты), для реализации благотворительной программы благополучателям (пункт 33 Информации ПЗ-1/2015).

По группе статей "Расходы на содержание аппарата управления" отражаются расходы НКО на оплату труда работников, включая исчисляемые от величины оплаты труда работников налоги и обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, расходы на служебные командировки и служебные поездки и другие расходы, связанные с содержанием аппарата управления некоммерческой организации, исходя из утвержденной сметы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

НКО, применяющая УСВБУ, может показывать по группе статей "Расходы на содержание аппарата управления" расходы, понесенные на осуществление уставной деятельности (включая расходы, связанные с выбытием основных средств, на содержание аппарата управления, уплату налогов и сборов). Отметим, что названные расходы списываются в бухгалтерском учете на счет 86 "Целевое финансирование" без предварительного отражения на счетах, предназначенных для учета производственных затрат, на что указывает пункт 34 Информации ПЗ-1/2015.

По статье "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" отражается величина целевых средств, использованных на приобретение внеоборотных активов НКО, на которую увеличилась, например, статья "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества" бухгалтерского баланса (пункт 35 Информации ПЗ-1/2015).

По отдельной статье в случае существенности отражается чистый убыток за отчетный год, уменьшающий источники целевого финансирования отчетного года, предназначенные НКО для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. В случае несущественности указанный убыток отражается по статье "Прочие" (пункт 36 Информации ПЗ-1/2015).

Иные расходы НКО в зависимости от существенности отражаются в виде отдельных статей отчета либо включаются в статью "Прочие" (например, по оплате аудиторских услуг, публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, затраты по полученным займам и кредитам и другие) (пункт 37 Информации ПЗ-1/2015).

Остатки средств по статьям на начало и конец отчетного года должны равняться статье "Целевые средства" соответствующих граф раздела III "Целевое финансирование" бухгалтерского баланса.

В соответствии с примечанием 7 к бухгалтерскому балансу, форма которого утверждена Приказом N 66н (Приложение N 1), вычитаемый или отрицательный показатель в бухгалтерской (финансовой) отчетности показывается в круглых скобках.

Исходя из Приказа N 66н и ПБУ 4/99 НКО в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств должна раскрывать следующие дополнительные данные: о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств (включая арендованные), финансовых вложений, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов, о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей, о событиях после отчетной даты, о прекращенных операциях, о связанных сторонах, о государственной помощи.

При этом некоммерческой организацией для раскрытия информации о событиях после отчетной даты, о прекращенных операциях, о связанных сторонах, о государственной помощи могут применяться соответственно:

- Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н;

- Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99 если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Например, НКО, сформировавшая несколько целевых капиталов, и обязанная в соответствии с законодательством Российской Федерации вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением денежных средств на формирование целевых капиталов, передачей денежных средств, составляющих целевые капиталы, в доверительное управление управляющей компании, а также с использованием, распределением доходов от целевых капиталов, по каждому целевому капиталу раздельно, раскрывает соответствующую информацию в отдельном отчете о формировании и использовании целевого капитала. НКО, обязанная в целях контроля за формированием фонда капитального ремонта представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены ЖК РФ, сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете, раскрывает соответствующую информацию в отдельном отчете о формировании и использовании фонда капитального ремонта.

В завершение хотелось бы отметить, что некоммерческой организации, применяющей УСВБУ, при составлении бухгалтерской отчетности следует обратить внимание на Информацию Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности".

 

ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ,

В ТОМ ЧИСЛЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

В состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных, входит отчет о целевом использовании средств. О заполнении данной формы отчетности и пойдет речь в настоящем материале.

 

Напомним, что в соответствии с нормами действующего российского законодательства некоммерческой организацией (далее - НКО) является организация, не преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

НКО создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

НКО осуществляют свою деятельность в разных формах, конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых организация создается, ее отношений с учредителями и источников финансирования. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) НКО могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов России, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Несмотря на то что НКО создаются не ради получения прибыли, они могут вести деятельность, приносящую доходы, но при условии, что это служит достижению целей создания организации и соответствует им.

Анализ перечня целей создания НКО позволяет сказать, что все эти цели имеют социальную направленность, однако среди НКО Закон N 7-ФЗ выделяет особую группу некоммерческих организаций, которые получили название социально ориентированных.

Согласно пункту 2.1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ социально ориентированными некоммерческими организациями признаются НКО, созданные в предусмотренных Законом N 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также следующие виды деятельности:

- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана окружающей среды и защита животных;

- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

- деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

- проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

- участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

- социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

- мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;

- содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;

- увековечение памяти жертв политических репрессий.

 

Обратите внимание! С 01.01.2017 если социально ориентированная некоммерческая организация на протяжении года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является иностранным агентом и не имеет задолженностей по налогам, то она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и вправе рассчитывать на меры финансовой и имущественной поддержки со стороны государства.

Такие поправки в Закон N 7-ФЗ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части установления статуса некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг".

 

Для справки. Перечень общественно полезных услуг и Критерии оценки качества их оказания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 N 1096 "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания".

 

Некоммерческие организации, так же как и организации коммерческого сектора, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Причем ведение бухгалтерского учета осуществляется НКО в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 14 Закона N 402-ФЗ установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

 

Обратите внимание! Минфин России в Информации "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)" (далее - Информация (ПЗ-1/2015)) дает разъяснения в отношении составления бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческими организациями (за исключением негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, микрофинансовых организаций).

 

Формы бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н). На это указывает и Минфин России в Письме от 13.08.2013 N 07-01-12/32729.

В отчете о целевом использовании средств согласно действующей форме (Приложение N 2.1 к Приказу N 66н) показывается:

- остаток средств на начало отчетного года;

- поступило средств;

- использовано средств;

- остаток средств на конец отчетного года.

При этом по строке "Остаток средств на начало отчетного года" отчета о целевом использовании средств отражается сумма, равная кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на начало года (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению").

В разделе "Поступило средств" показываются:

- вступительные взносы;

- членские взносы;

- целевые взносы;

- добровольные имущественные взносы и пожертвования;

- прибыль от приносящей доход деятельности;

- прочие;

- всего поступило средств.

Отметим, что по строкам "Вступительные взносы" и "Членские взносы" отражается информация некоммерческой организацией, основанной на членстве, исходя из принятых к бухгалтерскому учету в отчетном периоде вступительных и членских взносов.

Напомним, что под вступительными взносами обычно понимаются однократные, а под членскими - регулярно вносимые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов.

Принятые к бухгалтерскому учету вступительные и членские взносы, относящиеся к будущему отчетному периоду или к периоду, предшествующему отчетному, могут быть выделены отдельно, если информация о них будет признана НКО существенной (пункт 29 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Целевые взносы" отражается информация о величине принятых в отчетном периоде к бухгалтерскому учету денежных средств (иного имущества), предназначенных (пункт 28 Информации (ПЗ-1/2015)):

- для приобретения (создания) объектов основных средств, инвентаря и иного имущества общего пользования;

- для финансового обеспечения на осуществление целевых программ, предусмотренных сметой НКО.

В этой строке можно отразить средства, полученные из бюджета в виде субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением целевых мероприятий, что следует из пункта 1 статьи 78, пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По строке "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" отражаются суммы принятых в течение отчетного года к бухгалтерскому учету добровольных взносов и пожертвований.

Как правило, добровольные имущественные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций, поскольку в силу статей 7 и 10 Закона N 7-ФЗ именно эти формы НКО учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Благотворительная организация по строке "Добровольные имущественные взносы и пожертвования" отражает благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме. При этом полученные организацией по договору дарения или безвозмездно материальные ценности отражаются исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (пункт 30 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Прибыль от приносящей доход деятельности" отражается информация о величине чистой прибыли (в том числе прибыли от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал) отчетного года по итогам приносящей доход деятельности НКО (пункт 31 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Прочие" отражается величина иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности некоммерческой организации, например сумма дополнительных взносов на покрытие убытков, образовавшихся в деятельности садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива (пункт 32 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Всего поступило средств" отражается итоговая величина средств целевого финансирования, принятых в отчетном периоде к бухгалтерскому учету. Показатель данной строки определяется суммированием показателей вышеуказанных строк раздела "Поступило средств".

В разделе "Использовано средств" показываются:

- расходы на целевые мероприятия, в том числе:

социальная и благотворительная помощь;

проведение конференций, совещаний, семинаров и тому подобного;

иные мероприятия;

- расходы на содержание аппарата управления, в том числе:

расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления);

выплаты, не связанные с оплатой труда;

расходы на служебные командировки и деловые поездки;

содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта);

ремонт основных средств и иного имущества;

прочие.

- приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества;

- прочие;

- всего использовано средств.

При этом по строке "Расходы на целевые мероприятия" отражается информация о целевых средствах, направленных (использованных) на осуществление целевых программ, предусмотренных сметой НКО, списанных со счетов учета производственных затрат (абзац 1 пункта 33 Информации (ПЗ-1/2015)).

В составе расходов на целевые мероприятия, в частности, показываются затраты:

- на реализацию благотворительных программ;

- проведение конференций, совещаний, семинаров;

- иные целевые мероприятия.

 

Обратите внимание! В этой строке не отражаются расходы на мероприятия, которые НКО проводит за плату, взимаемую с участников.

 

По строке "социальная и благотворительная помощь" НКО (как правило, благотворительные) отражают информацию о целевых средствах (например, о пожертвованиях, грантах), используемых для реализации благотворительных программ (абзац 2 пункта 33 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п." отражается информация о средствах целевого финансирования, которые использовались для проведения конференций, семинаров, круглых столов и тому подобных мероприятий, связанных с уставной деятельностью НКО.

По строке "иные мероприятия" отражается информация о средствах целевого финансирования, которые использовались для проведения целевых мероприятий, связанных с уставной деятельностью НКО и не указанных в строках "социальная и благотворительная помощь", "проведение конференций, совещаний, семинаров и т.п.".

По строке "Расходы на содержание аппарата управления" отражается информация о величине целевых средств, направленных (использованных) на покрытие расходов, связанных с содержанием аппарата управления НКО, в соответствии с утвержденной сметой (пункт 34 Информации (ПЗ-1/2015)).

В составе расходов на содержание аппарата управления НКО, в частности, показываются:

- расходы на оплату труда работников, включая исчисляемые от величины оплаты труда работников налоги и обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды,

- расходы на служебные командировки и служебные поездки;

- другие расходы, связанные с содержанием аппарата управления НКО, произведенные в соответствии с утвержденной сметой.

По строке "расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления)" отражается информация о величине затрат на оплату труда административно-управленческого персонала с учетом исчисляемых от величины оплаты труда работников налогов и обязательных платежей.

В этой строке также отражается величина признанных оценочных обязательств (абзац 3 пункта 34 Информации (ПЗ-1/2015)):

- по оплачиваемым отпускам работникам;

- по вознаграждениям работникам в виде стимулирующих выплат (вознаграждения по итогам года, премии, бонусы и тому подобное), в виде выходных пособий и иных выплат при расторжении трудового договора;

- по обеспечению вознаграждений работников после расторжения трудового договора с организацией в виде пенсий, страховых и иных выплат и тому подобное.

По строке "выплаты, не связанные с оплатой труда" отражается информация о величине средств целевого финансирования, направленных (использованных) на покрытие расходов по выплатам в пользу работников административно-управленческого персонала, не связанным с оплатой труда. Это могут быть, например, суммы материальной помощи, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда и так далее.

По строке "расходы на служебные командировки и деловые поездки" показывается информация о величине расходов на служебные командировки и деловые поездки работников аппарата управления.

Напомним, что служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Данное определение содержит статья 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). При этом под местом постоянной работы понимается место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.

К расходам на служебные командировки, в частности, относятся (статья 168 ТК РФ, Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки"):

- расходы на проезд;

- расходы на наем жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;

- обязательные консульские и аэродромные сборы, сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта, расходы на оформление обязательной медицинской страховки и иные обязательные платежи и сборы;

- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Под деловыми поездками следует понимать служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Перечень расходов, связанных со служебными (деловыми) поездками, установлен статьей 168.1 ТК РФ.

По строке "содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта)" указывается информация о расходах на содержание и обслуживание зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря и тому подобного, а также на содержание служебного автомобильного транспорта. В частности, это могут быть:

- расходы на аренду помещения, автомобильного транспортного средства;

- расходы на освещение, отопление и водоснабжение зданий и помещений;

- расходы на охрану имущества;

- расходы на обслуживание компьютеров, факсов, ксероксов и тому подобного;

- расходы на топливо и иные расходуемые в процессе эксплуатации транспортного средства материалы.

По строке "ремонт основных средств и иного имущества" отражается информация о затратах НКО на текущий, средний и капитальный ремонт объектов основных средств и иного имущества (как подрядным, так и хозяйственным способом).

По строке "прочие" показывается информация об иных расходах НКО, связанных с содержанием аппарата управления. К ним, в частности, относятся: плата за услуги связи, консультационные и информационные услуги, доступ в Интернет.

По строке "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества" отражается величина целевых средств, использованных на приобретение внеоборотных активов НКО, на которую увеличилась, например, статья "Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества" бухгалтерского баланса (пункт 35 Информации (ПЗ-1/2015)).

По строке "Прочие" отражается информация о затратах НКО, которые не указаны в других строках раздела "Использовано средств". К таким затратам можно отнести:

- расходы на оплату аудиторских услуг;

- расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности некоммерческой организации.

По строке "Всего использовано средств" отражается итоговая величина средств целевого финансирования, направленных (использованных) в отчетном периоде на обеспечение уставной деятельности. Этот показатель определяется суммированием показателей строк "Расходы на целевые мероприятия", "Расходы на содержание аппарата управления", "Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества", "Прочие".

По строке "Остаток средств на конец отчетного года" показывается сумма остатка средств (с учетом остатка на начало отчетного периода), равная кредитовому сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" на конец отчетного периода.

При этом если сумма расходов некоммерческой организации равна сумме поступивших целевых средств с учетом остатка на начало года, то по главе "Остаток средств на конец отчетного года" ставится прочерк.

Если же произведенные в отчетном периоде расходы превышают поступившие целевые средства (с учетом остатка на начало отчетного периода), то разница отражается по главе "Остаток средств на конец отчетного года" в круглых скобках.

 

Обратите внимание! Детализацию показателей по соответствующим строкам отчета о целевом использовании средств некоммерческие организации должны определять самостоятельно, на это указывает пункт 3 Приказа N 66н.

По каждому числовому показателю отчета о целевом использовании средств, кроме отчета, составляемого за первый отчетный год, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Для этого форма, приведенная в Приложении N 2.1 к Приказу N 66н, содержит графы, в которых по каждой строке отчета приводятся показатели за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Если отчет о целевом использовании средств составляется для представления его в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, то в нем указываются коды показателей согласно Приложению N 4 к Приказу N 66н.

 

Обратите внимание! НКО, в том числе социально ориентированные, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только если они не относятся к экономическим субъектам, перечисленным в пункте 5 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, на это указывают положения пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ. Напомним, что не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность:

- организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

- микрофинансовые организации;

- организации государственного сектора;

- политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

- коллегии адвокатов;

- адвокатские бюро;

- юридические консультации;

- адвокатские палаты;

- нотариальные палаты;

- некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закон N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

НКО, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут, в частности, в отчет о целевом использовании средств (Приложение N 2.1 к Приказу N 66) включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям) или применять упрощенную форму, приведенную в Приложении N 5 к Приказу N 66н. На это указывают положения подпункта "а" пункта 6, пункта 6.1 Приказа N 66н.

Из пункта 5 Приказа N 66н следует, что если в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации включаются укрупненные показатели, включающие несколько показателей (без их детализации), то код строки указывается по показателю, имеющему наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя.

 

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МАЛОГО И МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ,

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

(ЧТО, КОМУ И КОГДА СДАВАТЬ)

 

Статистическая отчетность является формой государственного статистического наблюдения, при которой соответствующие органы получают от экономических субъектов необходимые им сведения в виде установленных в законном порядке отчетных документов (статистических отчетов).

Среди всех хозяйствующих субъектов особый интерес представляют субъекты малого предпринимательства, статистическая отчетность которых имеет свои особенности. О том, какие формы статистических отчетов и в какие сроки должны сдавать малые предприятия, в том числе микропредприятия и индивидуальные предприниматели, мы и поговорим в настоящей главе.

 

Вначале отметим, что в сфере развития малого и среднего предпринимательства отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами и органами власти различных уровней, регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

Согласно ему хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные Законом N 209-ФЗ к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, признаются субъектами малого предпринимательства (далее - СМП).

Критерии отнесения к СМП хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей установлены статьей 4 Закона N 209-ФЗ.

Согласно указанной статье, в частности, коммерческая компания признается СМП, если она удовлетворяет следующим условиям:

- среднесписочная численность ее работников за предшествующий календарный год не превышает сто человек включительно (у микропредприятия - 15 человек включительно);

- предпринимательские доходы которой, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) за предшествующий календарный год, не превышают 800 миллионов рублей (у микропредприятий - 120 миллионов рублей);

- выполняется хотя бы одно из требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.

 

Для справки. Среднесписочная численность работников определяется в порядке, утвержденном Приказом Росстата от 19.01.2018 N 20 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

Предельный размер предпринимательских доходов СМП установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Для малых предприятий он составляет 800 млн руб., а у микропредприятий - 120 млн руб.

 

Кроме того, к СМП относятся хозяйственные общества, соответствующие условию о структуре уставного капитала, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом. Такие организации изначально признаются микропредприятиями, а значит, входят в число СМП.

Как микропредприятия рассматриваются и зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, а также коммерсанты, применяющие только патентную систему налогообложения, на что указано в части 3 статьи 4 Закона N 209-ФЗ.

 

Для справки. Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к СМП, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФПС России (пункты 1, 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).

 

Обратите внимание! 03.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (за исключением отдельных положений) (далее - Закон N 313-ФЗ), который уточнил понятие "субъекты малого и среднего предпринимательства". Теперь в качестве таковых понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр).

 

Если хозяйствующий субъект удовлетворяет всем необходимым критериям и включен в реестр, то он признается СМП и вправе рассчитывать на привилегии, установленные для них государством.

Одной из таких привилегий является возможность использования упрощенного порядка составления статистической отчетности, на что указывает пункт 3 статьи 7 Закона N 209-ФЗ.

Напомним, что порядок представления статистических сведений субъектам статистического учета установлен Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620. Согласно пункту 3 названного Постановления респонденты - субъекты малого предпринимательства вправе представлять первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Законом N 209-ФЗ.

Организации малого бизнеса и индивидуальные предприниматели отчитываются в органах статистики по формам, утвержденным:

- Приказом Росстата от 21.08.2017 N 541 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" (далее - Приказ N 541);

- Приказом Росстата от 30.08.2017 N 563 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий" (далее - Приказ N 563);

Так, Приказом N 563 для них утверждена лишь одна форма отчетности N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия". Она является периодической - сдается 1 раз в 2 года за нечетные года с отчета в 2018 г.

В свою очередь, Приказом N 541 для них утверждены следующие формы статистической отчетности:

- годовые с отчета за 2017 год:

N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";

N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя";

N МП (микро) - натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием";

- квартальные с отчета за январь - март 2018 г.:

N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия";

- квартальная с отчета за I квартал 2018 г.:

N ДАП-ПМ "Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха";

- месячные с отчета за январь 2018 г.:

N ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием";

N 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем".

Напомним, что в силу пункта 1 статьи 5 Закона N 209-ФЗ федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью указанных субъектов и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

 

Для справки. Перечни субъектов указанных статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

При этом сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежегодных обследований деятельности микропредприятий.

Порядок проведения выборочных статистических наблюдений на сегодняшний день установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства".

Исходя из этого можно сделать вывод, что отчитываться в статистику должны лишь те субъекты малого предпринимательства, которые попали в выборку.

Анализируя Приказы N 541, N 563 и нормы действующего законодательства, можно отметить, что субъекты малого бизнеса, попавшие в выборку, должны сдавать следующие формы статистической отчетности:

Микропредприятия:

- по сроку не позднее 5 февраля представляют в территориальные органы статистики по месту нахождения организации годовую форму N МП (микро). В частности, за 2017 год такую форму нужно было представить не позднее 05.02.2018. Напоминаем, что Указания по заполнению данной формы за 2017 г. утверждены Приказом Росстата от 07.11.2017 N 723 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";

- осуществляющие производство продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки, а также рыболовство, по сроку не позднее 25 января представляют в территориальные органы статистики по месту своего нахождения годовую форму N МП (микро) - натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием". Указания по заполнению данной формы приведены в Приложении N 8 к Приказу N 541.

Индивидуальные предприниматели:

- в срок не позднее 2 марта в территориальный орган статистики представляют годовую форму N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя". Указания по ее заполнению приведены в Приложении N 14 к Приказу N 541.

 

Для справки. Данная форма не представляется индивидуальными предпринимателями, занимающимися розничной торговлей (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами);

 

- квалифицируемые Законом N 209-ФЗ в качестве микропредприятий, осуществляющие производство продукции добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, лесозаготовки, а также рыболовство, по сроку не позднее 25 января представляют в территориальные органы статистики по месту своего нахождения годовую форму N МП (микро) - натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием". Как уже было отмечено, Указания по заполнению данной формы приведены в Приложении N 8 к Приказу N 541.

Малые предприятия (кроме микропредприятий), начиная с отчетности за I квартал 2018 г., попавшие в выборку, отчитываются в органах статистики по форме N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденной Приказом N 541. Сдать в орган статистики ее также нужно не позднее 29-го числа после окончания квартала. Причем при ее заполнении нужно руководствоваться Указаниями, утвержденными Приказом Росстата от 20.01.2018 N 20 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" (далее - Указания).

Согласно общим положениям Указаний форма N ПМ представляется органам статистики только юридическими лицами, которые в соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ являются малыми предприятиями (далее - МП). При этом предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогов, представляют ее на общих основаниях.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также микропредприятия форму N ПМ не представляют.

Согласно пункту 2 Указаний в форму включаются сведения в целом по организации, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям данного малого предприятия независимо от их местонахождения.

По общему правилу данная форма представляется в территориальное отделение статистики по месту нахождения организации. В том случае, если организация не ведет деятельность по месту своего нахождения, форма N ПМ представляется по месту фактического осуществления деятельности.

Должностное лицо, уполномоченное представлять первичные статистические данные от имени малого предприятия, назначается приказом руководителя организации.

Адресная часть формы заполняется в обычном порядке с указанием полного наименования отчитывающегося МП в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а рядом в скобках - краткое наименование фирмы (пункт 4 Указаний).

Строка "Почтовый адрес" заполняется с указанием субъекта Российской Федерации, после чего указывается юридический адрес организации с почтовым индексом. Если фактическое нахождение компании не совпадает с ее юридическим адресом, то указывается еще адрес фактического местонахождения, где организация ведет основной вид деятельности.

В графе 2 кодовой части формы проставляется код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), присвоенный организации органами статистики, а в графе 3 - код ОКВЭД2 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014) того вида экономической деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме оборота или объеме прибыли.

Сведения по форме N ПМ представляются ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного года (пункт 5 Указаний).

Если в отчетном году имели место реорганизация, изменение структуры организации или изменение методологии формирования показателей, то в форме N ПМ данные за период с начала отчетного года приводятся уже исходя из новой структуры юридического лица или методологии, принятой в отчетном периоде.

При этом данные, представленные в форме, не могут иметь отрицательного значения.

При заполнении формы N ПМ согласно пункту 6 Указаний в первую очередь нужно отметить наличие или отсутствие (обвести "есть" или "нет") на предприятии за отчетный период:

- конкретной категории работников - в разделе 2 "Численность, начисленная заработная плата работников и отработанное время";

- деятельности, характеризующейся перечисленными показателями, - в разделе 3, а затем заполнить количественные показатели.

 

Обратите внимание! Банки, страховые и прочие финансовые и кредитные организации (включая биржи), ломбарды раздел 3 не заполняют, за исключением строк 24, 25, на что прямо указано в пункте 7 Указаний.

 

Форма N ПМ состоит из трех разделов - раздела 1 "Анкета", раздела 2 "Численность, начисленная заработная плата работников и отработанное время" и раздела 3 "Общие экономические показатели".

Раздел 1 заполняется просто - если предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то в строке 01 знаком "V" фиксируется ответ "Да". В противном случае по строке 02 также знаком "V" проставляется ответ "Нет".

При заполнении раздела 2 по строке 03 в графе 4 показывается средняя численность работников МП, которая включает:

- среднесписочную численность работников;

- среднюю численность внешних совместителей;

- среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (далее - ГПХ).

Показатель может быть заполнен с одним десятичным знаком.

Пунктом 10 Указаний определено, что по строке 04 в графе 4 отражается среднесписочная численность работников МП (без внешних совместителей), определяемая путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный период включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за истекший период с начала года, то есть на 3, 6, 9, 12. Этот показатель также может быть заполнен с одним десятичным знаком.

Среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действия трудового договора.

Численность работников списочного состава предприятия за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники предприятий, получавшие заработную плату на данном предприятии (пункт 11 Указаний).

В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.

 

Обратите внимание! Перечень лиц, не включаемых в списочную численность, установлен пунктом 12 Указаний.

 

При определении среднесписочной численности работников, показываемой в строке 04 графы 4, следует учитывать положения пунктов 13.1, 13.2 и 13.3 Указаний.

В силу пункта 14 Указаний средняя численность внешних совместителей (строка 05 графы 4) исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (смотрите пункт 13.3 Указаний).

Средняя численность внешних совместителей за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3, 6, 9, 12.

Показатель может быть заполнен с одним десятичным знаком.

Средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работу по договорам ГПХ (строка 06 графы 4), за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия этого договора независимо от срока выплаты вознаграждения. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день (пункт 15 Указаний).

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам ГПХ, за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3, 6, 9, 12. Показатель может быть заполнен с одним десятичным знаком.

 

Обратите внимание! Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор ГПХ с этим же предприятием, то он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам ГПХ (см. примечание к подпункту "б" пункта 12 Указаний).

 

Кроме того, в среднюю численность работников, выполнявших работу по договорам ГПХ, не включаются:

- индивидуальные предприниматели, заключившие с предприятием договор ГПХ;

- получившие вознаграждение за выполненные работы и оказанные услуги лица несписочного состава, не имеющие с предприятием договоров ГПХ;

- лица, с которыми заключались авторские договоры на передачу имущественных прав.

При заполнении данных о фонде заработной платы (строки 07 - 11 графы 4) следует иметь в виду следующее.

В фонд заработной платы включаются начисленные предприятиями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер (пункт 16.1 Указаний).

В форме N ПМ показываются начисленные работникам денежные суммы за отчетный период (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) независимо от источников их выплаты, статей бюджетов и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по заработной плате, премиям и так далее, независимо от срока их фактической выплаты.

 

Обратите внимание! Начисленные за весь период отпуска суммы включаются в фонд заработной платы отчетного периода (пункт 16.2 Указаний).

Выплаты в неденежной форме в виде товаров (услуг) учитываются по стоимости этих товаров (услуг), исходя из их рыночных цен (тарифов) на дату начисления, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен (пункт 16.3 Указаний).

 

В случае если товары, продукты, питание, услуги предоставлялись по ценам (тарифам) ниже рыночных, то в фонде заработной платы или выплатах социального характера учитывается дополнительная материальная выгода, полученная работниками в виде разницы между рыночной стоимостью товаров, продуктов, питания, услуг и суммой, фактически уплаченной работниками (пункт 16.4 Указаний).

Фонд заработной платы работников списочного состава (строка 08 графы 4) состоит из оплаты за отработанное время, оплаты за неотработанное время, единовременных поощрительных и других выплат, оплаты питания и проживания, имеющих систематический характер. О том, что включается в состав каждой из составляющих, подробно сказано в пунктах 16.5 - 16.8 Указаний.

Согласно пункту 16.9 Указаний оплата труда внешних совместителей учитывается по строке 09 в графе 4.

В строке 10 графы 4 указывается вознаграждение лиц, не состоящих в списочном составе работников предприятия, за выполнение работ по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, если расчеты за выполненную работу производятся предприятием с физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей). При этом размер средств на выплату вознаграждений этим физическим лицам определяется исходя из сметы на выполнение работ (услуг) по этому договору и платежных документов (пункт 16.10 Указаний).

В строке 11 графы 4 показывается оплата труда лиц несписочного состава, с которыми не заключались трудовые договоры или договоры ГПХ, в частности оплата за переводы, публикацию статей, консультации, чтение лекций; вознаграждения освобожденным профсоюзным работникам и так далее. По этой же строке показываются начисленные с задержкой суммы заработной платы, оплаты неиспользованного отпуска и тому подобное уволенным работникам (пункт 16.11 Указаний).

При этом суммы, указанные в пунктах 16.9, 16.10 и 16.11, не учитываются в фонде заработной платы работников списочного состава предприятия.

В выплаты социального характера (строки 12 - 16 графы 4) включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных фондов), открытый перечень которых приведен в пункте 17 Указаний.

В строке 16 графы 4 показываются суммы выходных пособий, начисленных с задержкой уволенным работникам, суммы материальной помощи лицам несписочного состава.

В отчет по форме N ПМ не включаются расходы, которые не учитываются в фонде заработной платы и выплатах социального характера, закрытый перечень которых приведен в пункте 18 Указаний.

Подробный порядок заполнения общих экономических показателей изложен в разделе 3 "Общие экономические показатели" части II Указаний.

Заметим, что правильность заполнения формы N ПМ можно проверить с помощью следующих контрольных соотношений:

стр. 03 = стр. 04 + стр. 05 + стр. 06;

стр. 07 = стр. 08 + стр. 09 + стр. 10 + стр. 11;

стр. 12 = стр. 13 + стр. 14 + стр. 15 + стр. 16;

стр. 18 >= стр. 19;

стр. 18 >= стр. 22;

стр. 20 >= стр. 21;

стр. 24 >= стр. 25;

стр. 27 <= стр. 20;

стр. 28 <= стр. 23.

Завершая статью, хотелось бы отметить, что непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное представление этих данных либо представление недостоверных первичных статистических данных является административным правонарушением, наказуемым в соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такое деяние способно привести к наложению штрафа:

- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

- на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Повторное совершение такого административного правонарушения может привести к наложению штрафа:

- на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

- на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

 

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИННОВАЦИЯХ

И МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА (ПЗ-8/2011)

 

В условиях рыночной экономики многие компании вкладывают значительные средства в инновации и модернизацию производства. Если такие затраты являются существенными, то информация о них подлежит раскрытию в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что нужно учесть при раскрытии Информации об инновациях и модернизации производства в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы и расскажем в настоящем материале.

 

Прежде напомним, что по общему правилу сдать обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в свое территориальное отделение статистики организация должна не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, на что указывает пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В эти же сроки - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется компанией в налоговый орган по месту своего нахождения, о чем свидетельствует подпункт 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Заметим, что это не касается случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет или если она является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.

Каждый год Минфин России выпускает рекомендации, которыми должны пользоваться аудиторы при проверках отчетности организаций, разъясняя в них в том числе вопросы раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о конкретных объектах бухгалтерского учета.

Большинство рекомендаций, выпущенных Минфином России, остаются актуальными и в настоящий момент. Это в полной мере касается и Рекомендаций аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год, изложенных в Письме Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01 (далее - Рекомендации).

В данных Рекомендациях чиновники напоминают, что при составлении бухгалтерской отчетности организации должны учитывать требования такого бухгалтерского стандарта, как Положение по бухгалтерскому учету "Бухгал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: