Второй период: 1917 – 1940 гг

 

С первых же дней после революции 1917 г. перед советским правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.

Постановления Совнаркома от 23 февраля 1918 г., 15 ноября 1918 г., 24 июня 1919 г. и 7 июля 1919 г. рассматривали проблему профессионального образования. Совнарком передал в ведение Народного Комиссариата по просвещению все профессионально-технические школы и учреждения, провозгласив обязательное и бесплатное профессиональное образование для всех детей обоего пола до 17 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. В принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 г. Программе компартии говорилось о необходимости:

1) проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет;

2) широкого развития профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

В специальной декларации «О задачах профессионально-технического образования в России», опубликованной 16 октября 1918 г. за подписью А. В. Луначарского, народного комиссара просвещения, были сформулированы следующие важнейшие установки:

1) все начальные и средние школы республики преобразуются в единые трудовые школы 1-й ступени (с 8 до 13 лет) и 2-й ступени (с 13 до 17 лет); прежнее разделение школ и училищ на начальные, высшие начальные, гимназии, реальные, коммерческие, ремесленные, технические и другие упраздняется;

2) единая трудовая школа 1-й и 2-й ступеней должна стать общеобразовательной политехнической школой, учащиеся которой в процессе производительного, общественно полезного труда должны знакомиться с самыми разными формами производства;

3) профессиональная подготовка начинается с 17 лет, так как более раннее обучение конкретному виду труда или профессии ограничивает (по мнению А.В. Луначарского) возможности разностороннего гармонического развития всех физических, духовных и нравственных сторон человека и «ставило бы на человеке клеймо специалиста».

Для молодежи, достигшей 17 лет, считалось возможным создать так называемую специальную школу профессионального характера, в которой специальное обучение должно было осуществляться на основе политехнического образования. Но Наркомпрос до конца 1919 г. не разработал четкого, глубоко продуманного общего плана развития профессионального образования в стране.

25 февраля 1919 г. Государственный комитет по профессиональному образованию вынес решение, в котором высказался за сохранение еще незакрытых технических школ и разрешение принимать в них подростков с 14-летнего возраста.

9 ноября 1919 г. коллегия Народного Комиссариата просвещения утвердила общий план профессионального технического образования в стране. Суть его состояла в том, что профессионально-техническое образование могло осуществляться двумя путями: после окончания школы 2-й ступени открывалась возможность поступить в техникумы и институты (средние и высшие звенья профессионального образования); после окончания школы 1-й ступени учащиеся могли поступить в низшую четырехгодичную профессионально-техническую школу, в которой первые два класса были общеобразовательными, а в двух последних изучались специальные предметы и проводилось производственное обучение.

На основании декрета Совета Народных Комиссаров (Совнаркома) от 20 января 1920 г. был создан Главный комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр) под руководством наркома просвещения А. В. Луначарского.

Наряду с явной недооценкой профессионально-технического образования в 1917 – 1919 гг. (попытки превратить технические учебные заведения в общеобразовательные школы 1-й и 2-й ступеней) наблюдалась и противоположная тенденция – стремление подменить политехническое образование монотехническим, а общеобразовательные школы 2-й ступени – специальными.

Советскую систему профессионального образования нужно было строить заново не только в организационном отношении, но и с точки зрения содержания обучения и воспитания специалистов.

В начале 1920 г. специально созданная комиссия разработала и представила в Совнарком проект декрета о профессионально-техническом образовании, о порядке проведения всеобщей трудовой повинности.

Несмотря на большое разнообразие учебных заведений профессионального образования в первые годы после революции, можно установить следующие наиболее распространенные и важные их типы: техникумы, профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества.

В рассматриваемый период было принято различать четыре системы производственного обучения.

Первая система – это так называемая предметная система, или система целостных изделий. Суть ее заключалась в том, что обучение специальности проводилось в процессе изготовления учащимися каких-то законченных изделий.

Вторая система – это операционная система. Учащихся тренировали в выполнении отдельных важнейших операций и приемов, типичных для данной специальности.

Третья система была разработана Центральным институтом труда (ЦИТ), который рассматривал тренировку как целостный метод расчлененного формирования производственных движений и способностей, как систему общей педагогики.

Четвертая система обучения – это комбинированная система, использовавшая элементы всех трех, названных выше.

Анализ особенностей становления и развития профессионального образования в этот период позволяет сделать следующие выводы:

профтехобразование в названный период развивалось крайне неравномерно, переживая свои «взлеты» и «падения»;

специалисты-педагоги понимали, что образование, в том числе и профессиональное, должно быть непрерывным, однако четкой концепции системы такого образования тогда еще не было;

при благоприятных социально-экономических условиях функционировали основные компоненты непрерывного образования, в результате общество получило значительное количество подготовленных специалистов, и каждый член общества имел определенные возможности для своего развития, как культурного, так и профессионального, но такие периоды были кратковременными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: