Реализация методов обучения

 

Каждая форма организации учебных занятий имеет свою специфическую форму внешне выраженного взаимодействия ее участников. Рассмотрим ее через призму всего многообразия методов обучения, используемых в сфере среднего профессионального образования.

Охарактеризуем основные группы методов обучения, используемые в средней специальной школе.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на освоение ими знаний, умений и навыков.

В традиционно сложившейся практике преподавания в средних специальных учебных заведениях большое место занимают информационно-развивающие методы, когда преподаватель играет более активную роль, чем учащиеся (лекция, объяснение, рассказ, беседа). Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ – воспроизведение учебного материала учащимися, выполнение ими упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции). Эти методы ориентированы в большей степени на запоминание и воспроизведение учебного материала, чем на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

В последние годы широкое распространение получили активные методы обучения, которые побуждают учащихся к интенсивной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельную работу учащихся по овладению знаниями и умениями в активной познавательной и практической деятельности.

Для названной активизации используются и традиционные методы обучения, но с применением таких приемов, как постановка проблемных вопросов при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к усилению мыслительной и практической деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать знания учащимся, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

В деятельности средних специальных заведений широкое распространение получили имитационные и неимитационные активные методы обучения. Имитационные методы предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от тех условий, в которые включаются учащиеся, от ролей, которые они выполняют, от взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий.

Имитационные неигровые методы включают в себя анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики. Имитационные игровые методы предполагают использование тренажеров, элементов деловой игры.

Неимитационные активные методы – это чаще всего проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы учащихся с книгой и электронной версией учебника.

Необходимо широко применять практические методы обучения, особенно при формировании общепрофессиональных умений.

В системе среднего профессионального образования также широко используются информационно-развивающие методы, с помощью которых учащиеся получают учебную информацию в готовом виде – в изложении преподавателя (лекция, рассказ, объяснение, беседа), или диктора (учебный кинофильм), или путем самостоятельного чтения учебника, учебного пособия, обучающей компьютерной программы (программированное обучение).

Рассмотрим краткую характеристику отдельных методов обучения, получивших распространение в системе среднего профессионального образования

Лекция. Ее преимущество в том, что она компактна, имеет четкую композицию, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время можно дать объемный материал, а благодаря системности его подачи можно создать у учащихся целостное представление об изучаемом явлении или объекте. Материал лекции излагается таким образом, чтобы его легко было записать, для этого интонационно выделяют основные положения, которые формулируют кратко, удобно для записи. На доске лектор ведет краткую запись (дает изображения) структуры учебного материала, которые могут служить для учащихся «опорными сигналами» (опорными конспектами). Лекция может сопровождаться показом иллюстративных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагментов.

Рассказ как метод обучения – это монолог, информация преподавателя об определенных событиях, фактах, явлениях. Он используется обычно для конкретизации теоретических положений, для возбуждения интереса студентов к изучаемому материалу, отличается живым, эмоциональным характером, нередко связан с личным отношением рассказчика к своему сообщению. Основные требования к рассказу – эмоциональная подача материала, образность, художественность изложения.

Объяснение – наиболее часто используемый метод обучения, когда преподаватель излагает новый материал и делает записи на доске, демонстрирует учебно-наглядные пособия, обращается к учащимся с вопросами с целью активизации их познавательной деятельности, помогает оформлять записи в тетрадях.

Беседа в отличие от объяснения представляет собой диалог, в котором преподаватель путем вопросов актуализирует знания учащихся по другим учебным предметам, по ранее изученным темам, опирается на их жизненный опыт. Анализируя, уточняя и обобщая ответы, педагог формулирует выводы и теоретические положения.

Самостоятельная работа с книгой в среднем специальном учебном заведении – это один из элементов урока, помогающих учащимся формировать умения и навыки работы с книгой. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными, начиная с комментированного чтения и кончая выполнением практических заданий на основе прочитанной литературы.

Использование компьютерных технологий. Внастоящее время в системе среднего профессионального образования все большее распространение получают компьютерные технологии обучения. В этой связи смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, а также способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Эффективность использования компьютерных технологий в практике подготовки специалистов средней профессиональной школы состоит в следующем:

новизна работы с компьютером усиливает мотивацию учения;

цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;

компьютер позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности его памяти, восприятия, мышления;

с помощью компьютера можно реализовать личностную манеру общения, создавая тем самым более благоприятную обстановку, а это особенно важно для учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебного материала;

компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением; у него всегда хватит терпения, он никогда не повысит голоса;

намного расширяются наборы применяемых учебных задач, используются задачи на моделирование ситуаций, постановку диагноза; компьютер дает учащимся возможность наглядно убедиться в том, к чему приводят их решения;

благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной им информации.

Резкому скачку в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствует внедрение в учебный процесс ссузов таких технологий, как мультмедиа-технологии, интернет-технологии, веб-дизайн, их правильное использование существенно содействует комплексному развитию личности и способностей будущего специалиста.

Изменяется и содержание деятельности преподавателя, который становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В связи с этим появилось новое направление деятельности педагога – разработка информационных технологий обучения и программно-методических комплексов. Учитывая это, как в нашей стране, так и за рубежом большое внимание уделяется разработке программ компьютерного обучения, осуществляемого преимущественно в рамках частей учебных предметов – отдельных учебных тем или их фрагментов. Нормой для развитой формы компьютерного обучения должно стать программирование на уровне целостных учебных предметов.

Проблемно-поисковые методы обучения требуют активной мыслительной деятельности учащихся, творческого поиска, анализа их опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательной деятельностью учащихся руководит преподаватель, который с помощью наводящих вопросов и целевых заданий подводит учащихся к определенным выводам. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт с учащимися, обстановку сотрудничества, а также совместного поиска ответов на проблемные вопросы.

Эвристическая беседа. В ходе этой беседы преподаватель путем умело поставленных вопросов заставляет учащихся на основе имеющихся у них знаний, наблюдений, жизненного опыта, логических рассуждений формулировать новые понятия, выводы, правила. Учащиеся при этом сами делают «открытия», приобретают новые знания, получая от этого удовлетворение, которое, в свою очередь, стимулирует их познавательную активность.

Учебная дискуссия один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения на одну и ту же проблему и предлагает учащимся выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, ставя дополнительные вопросы, поскольку задача участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и в том, чтобы опровергнуть противоположную. Выявление позиций учащихся, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обоснованно и убедительно утвердить в сознании учащихся основные теоретические положения и выводы.

Учебная дискуссия – организационно сложная форма работы. Она требует определенной подготовленности учащихся – умений вести обсуждение (обосновать выдвигаемые положения, быстро находить необходимые примеры и доказательства, четко формулировать свои мысли), достаточного кругозора, запаса знаний и представлений, чтобы находить нужные аргументы. В этом отношении учащиеся вечернего отделения, работающие на производстве и знающие его проблемы, являются более активными участниками дискуссий.

Подготовка учащихся к учебным дискуссиям проходит путем последовательного осуществления системы проблемного обучения, развития их познавательной активности и самостоятельности.

Поисковая лабораторная работа. Изучению теоретического учебного материала по ряду учебных предметов может предшествовать поисковая лабораторная работа по инструкции, на основании которой учащиеся сами должны сделать выводы о свойствах тех или иных веществ, о взаимосвязи и зависимости между ними, о способах выявления этих свойств. За поисковой лабораторной работой следует эвристическая беседа, в ходе которой под руководством преподавателя учащиеся на основе проведенных наблюдений и экспериментов делают обобщения и теоретические выводы. Отдельные группы учащихся ставят эксперименты, используя разные вещества или различные способы, это обогащает коллективный опыт студентов и делает теоретические положения более обоснованными, убедительными.

Исследовательские методы используются в практике обучения тогда, когда учащиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем на занятии докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретические положения курса. Результаты учебных исследований преподаватель может использовать как иллюстративный материал при объяснении (чтении лекции) по изучаемой теме. Такие исследования могут быть проведены по истории (изучение некоторых исторических событий в своем городе, крае, республике), по экономике (изучение и анализ состояния экономики на некоторых предприятиях), по охране труда (изучение и анализ состояния техники безопасности на предприятиях), по биологии (наблюдения за развитием растений, эксперименты по их выращиванию с изменением условий) и по другим учебным дисциплинам.

Основой использования исследовательского метода на учебных занятиях часто являются результаты работы предметных кружков, научно-исследовательских обществ учащихся. Это могут быть и специальные исследовательские задания, которые выполняются группой учащихся или всеми (например, на технологической практике).

Исследовательский метод можно использовать при изучении не только общеобразовательных, но и специальных дисциплин. Он часто применяется при выполнении курсовых и дипломных работ.

Методы практического обучения. Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе выполнения учащимися соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуаций и т.п.

Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности. Казалось бы, умения и навыки проще всего формировать в процессе производственной практики, но опыт показывает, что это не совсем так. Если умения и навыки по рабочей профессии в основном успешно формируются на практике, когда учащиеся на рабочем месте постоянно выполняют ту или иную работу, то овладение, к примеру, умениями техника-технолога на практике проходит менее успешно. В период технологической, преддипломной практики далеко не каждому учащемуся предоставляется возможность решить весь комплекс задач, которые ему надо выполнить в соответствии с его должностными обязанностями. Практикант, выполняя обязанности дублера техника-технолога, бригадира, делает то, что по циклу производства осуществляет в этот период бригадир или техник-технолог. Часто в период производственной практики учащиеся выполняют работу, необходимую в данное время производству.

В этом отношении обучение на практических занятиях, в курсовом проектировании может быть более целенаправленным и комплексным, охватывающим все стороны практической деятельности будущего специалиста. Однако оно связано с обучением конкретным учебным предметам, большинство же умений носит межпредметный характер, поэтому нужны либо четко очерченные межпредметные связи, либо межпредметные занятия.

Для того чтобы развивать экономическое, техническое мышление, организаторские умения, необходимо систематически ставить учащихся в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат активные методы обучения профессиональным умениям и навыкам.

К ним могут быть отнесены: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, имитация той или иной деятельности на тренажере, выполнение практических заданий в процессе производственной практики, деловые игры и их элементы и др.

Использование названных методов в учебном процессе делает обучение активным, деятельностным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).

Использованию методов практического обучения должны предшествовать, с одной стороны, анализ содержания учебного материала, с другой – анализ профессиональной деятельности специалиста.

Для того чтобы сделать возможным решение производственных задач на учебных занятиях, необходимо разделить комплексную задачу на частные задачи. Однако специалист должен научиться решать не только частные, но и комплексные задачи, поэтому в учебном процессе для них также должно быть отведено место.

Анализ производственных ситуаций и задач. Большое место в работе специалиста занимают задачи аналитического характера. Умение рассматривать, оценивать ситуацию в целом и в деталях, принимая на основе этого анализа правильное решение, – неотъемлемое качество каждого руководителя.

Сущность этого метода состоит в том, что учащимся демонстрируется определенная производственная ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия ее участников. Учащимся предлагается оценить, правильно ли действовали ее участники, дать анализ и заключение о том, на основании чего они оценивали действия участников. Предъявление ситуации может быть дано в разных формах: описание ситуации, показ кинофрагментов, разыгрывание ролей отдельными учащимися.

В техникумах анализ производственных ситуаций может выполняться на практических занятиях, на уроках закрепления учебного материала, при проверке знаний и умений, как один из видов практических работ на уроке, в качестве внеаудиторных занятий, в процессе учебной практики при решении комплексных производственных задач. Выполняют задания по анализу производственных ситуаций учащиеся индивидуально или группами по три-пять человек, а затем коллективно обсуждают намеченные выводы.

Ситуационные производственные задачи, используемые как практические методы подготовки специалистов, должны точно соответствовать получаемой специальности и квалификации учащихся или быть несколько сложнее тех, которые им предстоит решать.

Учащиеся, как правило, получают для решения так называемые типовые задачи, т. е. характерные для той отрасли или производства, где предстоит работать специалисту, и соответствующие его трудовым функциям.

Типовые производственные задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов. Так, например, для техника-технолога такими типовыми задачами являются, например, следующие разработки: технологии изготовления элементарной продукции или детали; техническое задание на проектирование оснастки; технологии контроля; анализ причин брака продукции и предложение мер по их устранению. Этим типовым задачам должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи.

Деловые игры. При анализе производственных ситуаций, решении ситуационных задач, как правило, не создается высокий уровень эмоциональной напряженности. Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате возникает конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут показать не только профессиональные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как решительность, оперативность, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры.

Деловая игра возникла как управленческая имитационная игра, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа заданной ситуации принимают решения. Она направлена на развитие умений учащихся анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения; в ходе ее развиваются творческое мышление (способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант) и профессиональные умения специалиста, деятельность которого в конечном счете сводится к принятию решений.

Деловая игра проводится, как правило, по специальным дисциплинам и чаще всего носит межпредметный характер. Таким образом, устраняется противоречие между предметным характером преподавания и необходимостью интегрированных профессиональных знаний для трудовой деятельности. В игре в течение небольшого отрезка времени решается несколько типовых производственных задач.

Деловая игра, которая проводится в учебных заведениях, является дидактической (обучающей) игрой; ее обязательными элементами и условиями служат: дидактическая задача; учебно-производственная игровая задача; наличие ролей; различие ролевых целей; игровая (конфликтная) ситуация; правила игры; коллективный характер игры.

Имитирование профессиональной деятельности с помощью тренажеров. Составной частью профессиональных умений являются навыки – действия, которые в результате многократных повторений становятся автоматическими. Если учащимся не может быть по каким-то причинам предоставлена возможность выполнять эти действия непосредственно на производстве, на действующих агрегатах, целесообразно создавать тренажеры, имитирующие производственные процессы. В программу работы тренажеров должны быть заложены различные варианты производственных ситуаций, для того чтобы учащиеся проанализировали эти ситуации и приняли соответствующие решения.

Выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики. Во время учебной и производственной практики учащиеся овладевают умениями и навыками по избранной специальности. Практика должна быть организована таким образом, чтобы круг формируемых умений постепенно расширялся и последовательно усложнялся. В период практики по рабочей профессии на производстве учащиеся участвуют в производительном труде, содержание которого обусловлено конкретными производственными нуждами, выполняют те виды работ, потребность в которых на данном этапе испытывает производство. Благодаря переходу с одного рабочего места на другое практикант овладевает более широким кругом умений.

Поскольку предприятие не всегда нуждается в выполнении работ, предусмотренных учебными программами технологической или преддипломной практики, некоторые из индивидуальных заданий носят исключительно учебный характер. При решении такой учебной задачи используются реальные данные того производства, на котором учащиеся проходят практику.

В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формировании профессиональных умений и навыков у учащихся накапливается первоначальный опыт их будущей профессиональной деятельности.

Рекомендуемая литература

 

1. Валиев И. Г. Колледж – пути развития, проблемы // Специалист. – 1999. – № 6.

2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – М., 1995. – № 10.

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специального среднего профессионального образования // Вестник образования. – 1995. – № 2.

4. Грецкая Г. Т. Основы организации и методики проведения производственной практики учащихся средних специальных учебных заведений: Метод, пособие для преподавателей и мастеров произв. обучения сред. спец. учеб. заведений, руководителей производственной практики от предприятий. – М., 1982.

5. Морева П. А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

6. Семушина Л. Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. – М., 1993. – Вып. 1.

7. Семушина Л. Г., Ярошенко И. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений. – М., 1990.

8. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: