Статус высших образовательных учреждений

 

Социальный статус учебного заведения может быть определен как положение юридического лица в социальной системе, определяемое по ряду признаков. Статус высшего учебного заведения, внешним выражением которого является принадлежность как к сфере высшего образования вообще, так и к конкретному типу высшего учебного заведения в частности, определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус влияет и на престиж высшего учебного заведения. В то же время на престиж вуза влияют еще и общие представления о его значимости, связанной с качеством подготовки выпускников, характером проводимых научных исследований, ролью в культурном развитии страны и региона.

Основными юридическими документами, характеризующими статус высшего учебного заведения, являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Согласно этим документам высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Высшие учебные заведения представлены тремя основными видами: университеты, академии и институты. Согласно характеристикам, содержащимся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», все эти учреждения в первую очередь выполняют вполне традиционную для высшего образования функцию реализации соответствующих образовательных программ, которая дополняется выполнением научных исследований. В то же время университет в отличие от академии и института обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки. А институт в отличие от двух остальных видов высших учебных заведений может и не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и структурными подразделениями других высших учебных заведений.

Одной из тенденций развития современной системы образования является расширение негосударственного сектора образования (российское законодательство допускает существование высших учебных заведений всех форм собственности). Такие учебные заведения могут быть платными и коммерческими, причем большинство положений и правил, а также некоторые документы, в частности Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, носят для них рекомендательный характер и являются примерными.

Высшее образование можно получить не только в очной, но и в очно-заочной (вечерней), заочной и экстернатной формах [экстернат – это самостоятельное изучение дисциплин учащимися по основной образовательной программе с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении].

Порядок создания и регламентация деятельности вуза, как и любого другого образовательного учреждения, в самом первом приближении описаны уже в Законе РФ «Об образовании» и конкретизированы применительно к интересующей нас сфере в федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Первым шагом в деятельности нового вуза является его регистрация по предъявлении соответствующих документов в уполномоченный орган управления образованием. При этом в регистрации не может быть отказано по мотивам нецелесообразности.

После регистрации новый вуз приобретает статус и права юридического лица в части финансово-хозяйственной деятельности. А лицензирование дает ему право на ведение образовательной деятельности. Лицензия выдается на основе заключения экспертной комиссии, которая устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса (предлагаемых образовательным учреждением) государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом данной экспертизы не являются. Лицензирование новых (для образовательного учреждения) специальностей проводится независимо от наличия у него лицензии. Кроме того, лицензия теряет силу в случае реорганизации учебного заведения, сопровождающейся изменением его статуса.

После лицензирования вуз может приступить к осуществлению собственно учебного процесса, который, однако же, не может сопровождаться государственным финансированием и завершаться выдачей диплома государственного образца. И то и другое становится возможным только после процедуры государственной аккредитации, которая подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В качестве основного документа, определяющего процесс государственной аккредитации вуза, на сегодняшний день действует положение «О государственной аккредитации высшего учебного заведения», принятое в 1999 г.

Государственная аккредитация осуществляется на основе аттестации, проводимой по инициативе либо вуза, либо соответствующего федерального органа управления высшим профессиональным образованием. Аккредитация вуза может быть и общественной, т.е. проводимой общественными образовательными, профессиональными, промышленными и научными организациями. Однако такая аккредитация не влечет за собой финансовых или каких-либо иных обязанностей со стороны государства.

В любом случае аккредитация проводится на основе перечня показателей, установленного в 2000 г. приказом Министерства образования РФ. Согласно этому перечню для установления типа учебного заведения («высшее учебное заведение») проводятся обследование и оценка:

содержания подготовки (структура реализуемых образовательных программ и соответствие содержания учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов);

качества подготовки (требования при приеме в вуз, организация учебного процесса, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных стандартов, система контроля качества и востребованность учеников);

информационно-методического обеспечения образовательного процесса (состояние библиотечного и учебно-информационного фондов);

информатизации вуза (наличие и использование средств вычислительной техники);

материально-технической базы;

социальной поддержки студентов.

Конкретный вид высшего учебного заведения (университет, академия, институт) подтверждается на основе обследования следующих его характеристик:

спектр реализуемых основных образовательных программ;

возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (аспирантура, докторантура, диссертационные советы);

научные исследования (спектр наук, в рамках которых ведутся исследования, объем финансирования и результативность исследований);

научно-методическая работа (изданные монографии, учебники и учебные пособия);

качественный состав научно-педагогических кадров (наличие преподавателей с учеными степенями и научными званиями).

Вузы аккредитуются на срок не более пяти лет.

Негосударственный вуз может функционировать и без государственной аккредитации, хотя и не имеет в этом случае права выдавать соответствующие дипломы государственного образца.Если же негосударственный вуз претендует на получение аккредитации, то он аттестуется на общих основаниях и его образовательные программы должны соответствовать Государственному стандарту высшего образования.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятое в своей последней редакции в 2001 г., определяет основные задачи высшего учебного заведения, перечисляет виды учебных заведений и характеризует их структуру.

Другие разделы названного типового положения касаются внутренней жизни высшего учебного заведения.

Специальный раздел посвящен приему в высшее учебное заведение. Порядок приема определяется учредителем вуза, а конкретные правила, не противоречащие этому порядку, разрабатываются вузом самостоятельно. Количество студентов, ежегодно принимаемых на первый курс, устанавливается органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение. Тем не менее высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования вправе осуществлять прием граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами. При этом общее количество обучающихся в высшем учебном заведении не должно превышать численность контингента, установленную в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В образовательной деятельности высшего учебного заведения названное Типовое положение подтверждает обязательное соответствие всех образовательных программ упомянутому Государственному стандарту. Учебный процесс в вузе регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно на основе названного Государственного стандарта, примерных образовательных программ, учебных планов и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

Вопросы научной деятельности высшего учебного заведения также затронуты рассматриваемым документом, в котором отмечается, что именно развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации являются основными задачами вуза.

Финансирование научных исследований осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого оно находится, независимо от финансирования образовательной деятельности. Научная деятельность в высшем учебном заведении может также осуществляться за счет грантов*, которые в установленном порядке передаются научно-педагогическим работникам или вузу.

* Грант (от англ. grant – дар) – денежное пособие для осуществления научных исследований и других аналогичных работ. – Примеч. ред.

 

В сфере управления высшее учебное заведение обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, перед обществом и государством.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и с Типовым положением, а также с уставом высшего учебного заведения и договором с учредителем на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган – ученый совет, в состав которого входят: ректор, являющийся его председателем; проректоры, а также по решению ученого совета – деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения путем тайного голосования. В высшем учебном заведении могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются уставом высшего учебного заведения или положениями, принятыми ученым советом вуза.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор, который избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчета действующего ректора.

Типовым положением определяется также характер руководства факультетов и кафедр. Соответствующие разделы посвящены правам и обязанностям обучающихся и работников высшего учебного заведения, подготовке научно-педагогических и научных кадров, повышению их квалификации. Раздел «Экономика высшего учебного заведения» в некоторой степени повторяет положения Закона «Об образовании». За высшим учебным заведением признается право на международную и внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, Типовое положение дает комплексную характеристику всех сторон деятельности высшего учебного заведения, определяя его взаимоотношения с органами государственного управления и общественными организациями и создавая базу для непосредственной работы вуза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: