Субъекты высшего профессионального образования

 

К числу основных субъектов образовательной среды высшего учебного заведения относятся прежде всего преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом и определяют характер образовательного процесса в вузе. Принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. рекомендации по вопросу о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений утверждают, что высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны: сохранять и расширять основные функции своей деятельности, соблюдая научную и интеллектуальную этику и требовательность; обладать возможностями для того, чтобы абсолютно независимо и со всей ответственностью выступать по этическим, культурным и социальным проблемам, являясь своего рода интеллектуальным авторитетом, который необходим обществу для того, чтобы помогать ему анализировать, понимать и действовать; повышать эффективность своих функций критического осмысления и предвидения путем постоянного анализа возникающих социальных, экономических, культурных и политических тенденций, направляя работу в области прогнозирования, предупреждения и предотвращения негативных тенденций; использовать свой интеллектуальный потенциал и свой моральный авторитет для защиты и активного распространения универсально признанных ценностей, включая мир, справедливость, свободу, равноправие и солидарность, провозглашенные в Уставе ЮНЕСКО; пользоваться полной академической свободой и автономией (понимаемыми как комплекс прав и обязанностей), будучи при этом полностью ответственными и подотчетными перед обществом; играть определенную роль в выявлении и решении проблем, которые сказываются на благосостоянии общин, стран и мирового сообщества.

Эти же рекомендации обращают особое внимание на следующие три положения.

1. Активная политика повышения квалификации сотрудников является существенно важным элементом деятельности высших учебных заведений. Должна быть разработана четкая политика, касающаяся преподавателей высших учебных заведений, которые сегодня должны не только выступать в качестве источников знаний, но и уделять первоочередное внимание тому, чтобы прививать студентам умение учиться, умение брать на себя инициативу. Следует уделять должное внимание проведению научных исследований, обновлению и совершенствованию педагогических навыков преподавателей на основе соответствующих программ повышения квалификации, стимулирующих постоянное внесение новаторских элементов в учебную программу, в методы преподавания и обучения.

2. Лица, отвечающие за принятие решений на государственном и ведомственном уровнях, должны уделять учащимся и их потребностям самое пристальное внимание, рассматривая их в качестве основных партнеров и ответственных участников процесса обновления высшего образования. Такой подход должен включать привлечение учащихся к решению вопросов, связанных с высшим образованием, к оценке, к обновлению методики и программ обучения, а также в рамках действующих учреждений, к разработке политики и управлению учебными заведениями. Учитывая права учащихся на организацию и представленность, следует гарантировать их привлечение к решению этих вопросов.

3. Необходимо развивать совместно со студенческими организациями службы ориентирования и консультирования, чтобы оказывать учащимся содействие в переходе к высшему образованию в любом возрасте и чтобы учитывать потребности все более диверсифицированных* категорий учащихся. Следует учитывать потребности не только тех, кто приходит из общеобразовательной школы или других средних учебных заведений в систему высшего образования, но и тех, кто прекращает и возобновляет обучение в рамках процесса, протекающего на протяжении всей жизни. Такая поддержка необходима для содействия адаптации учащихся к учебному заведению, для уменьшения «отсева» студентов из вузов. Учащимся, все же прерывающим обучение, следует в соответствующих случаях и в должное время предоставлять возможности для возвращения в систему высшего образования.

* Диверсифицированные (от англ. diverse – иной, другой) – различающиеся. – Примеч. ред.

 

Своеобразным ориентиром в организации образовательного процесса служат не только общие представления, характеризующие выпускника любого высшего учебного заведения, но и конкретные, имеющие отношение к определенной квалификации специалиста. Все они в совокупности составляют модель выпускника вуза, в структуре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональные знания и личностные качества. Профессиональная составляющая может быть соотнесена с квалификационными требованиями, разработанными в государственных стандартах. Личностная составляющая – это вполне традиционные качества, такие, например, как ответственность перед делом и людьми, добросовестность, общекультурная грамотность, физическое и психическое здоровье и т.д. К этому списку могут прибавляться качества, отражающие специфику конкретной специальности*.

* См.: Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста // Высшее образование в России. – 2000. – № 5; Скок Г. Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. – Новосибирск, 1998.

 

В последнее время в немалой степени под влиянием международных организаций появились попытки раскрыть модель выпускника через в значительной степени пересекающиеся понятия: «ключевые квалификации», «профессиональная квалификация» и «ключевые компетенции». Но если все же попытаться их разграничить*, то их смысл сводится к следующему:

профессиональная квалификация – это степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

ключевые квалификации – это общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий;

ключевые компетенции – это межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

* См.: Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2000.

 

В комплексе с этими подходами существует и так называемый профессиографический подход – это сравнение специалиста с какой-либо идеальной моделью (отвечающей условиям выполнения профессиональных обязанностей) и концентрация внимания не столько на совокупности знаний, умений и навыков, сколько на личностных качествах, необходимых для специалиста.

Профессиограмма может включать такие разделы, как общая характеристика профессии, описание трудового процесса, требования профессии к личности, условия труда, необходимые знания, умения и навыки, пути овладения специальностью. Применительно к педагогической профессии профессиограмма рассматривается как документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с учетом требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизическим возможностям и к уровню подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: