Лекции
по учебной дисциплине
Русский язык и культура речи
Ч.1.
Разработчик старший преподаватель__________________Т.П.Плахтий
«____»__________________2017 г.
Разработчик: ст.преподаватель Плахтий Т.П.
Лекции по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Ч.1. Рассмотрено на заседании кафедры _________________________, протокол №____ от «_____» ________________ 2017 г.
Заведующий кафедрой _________________ к. п. н. Я.В. Полякова
Лекции по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Ч.1. Рассмотрено и одобрено на заседании Методической комиссии, протокол №____ от «_____» ________________ 20___ г.
Председатель Методической комиссии __________________
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция № 1.Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».
1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».
2. Функции языка и речи.
3. Речевая деятельность человека.
Лекция 2. Феномен коммуникативного пространства.
1. Коммуникативное пространство и его структурные элементы.
|
|
2. Организация коммуникативного пространства.
3. Роль символов и знаков в речевой коммуникации.
Лекция № 3. Современный русский литературный язык и культура речи.
1. Литературный язык - основа культуры речи.
2. Основные признаки литературного языка.
3. Норма и узус.
Лекция № 4. Язык как система.
1. Уровневые модели языковой системы.
2. Основные общелингвистические понятия.
Лекция №5 Культура речи как наука.
1. Концепция культуры речикак науки.
2. История зарождения и развития учения о культуре речи.
3.Типы речевой культурыносителей литературного языка: элитарная, среднелитературная, литературно-разговорная и фамильярно-разговорная.
Лекция № 6. Национальный язык и национальные особенности речевого этикета.
1. Национальный язык
2. Функциональный стиль и социолект.
3. Национальные особенности речевого этикета.
Лекция 1.
Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».
План лекции.
1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».
2. Функции языка и речи.
3. Речевая деятельность человека.
1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».
В системе высшего образования учебный предмет «Русский язык и культура речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других изучаемых в институте дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
|
|
Задачи дисциплины:
- обучение системе норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;
- повышение общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;
- формирование теоретической базы в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;
- формирование практических навыков в составлении и продуцировании различных типов текстов, в предотвращении и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, в адаптации текстов для устного или письменного изложения;
- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- формирование умений использовать знания по русскому языку в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;
- формирование сознательного отношения к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств;
Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.
Функции языка и речи.
Язык – способ человеческого бытия,форма функционирования сознания, главное средство общения людей и познания мира. С точки зрения своей поверхностной структуры язык представляет собой систему единиц различных уровней – фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического и грамматического. Как концептуальная (психическая) структура язык – это система значений, оценок и правил их употребления. Концептуальное содержание души таинственным образом кодируется в знаковых единицах поверхностной структуры языка. Человек обладает каким-то неведомым устройством, посредством биохимических и нейрофизиологических сигналов мозга превращающих мысль в звуки[1]. Три силы души (ум, чувства и воля) в сложном взаимодействии с духом и совестью определяют уникальную конфигурацию языковых элементов в душе каждого человека. Эта конфигурация обусловлена национальным менталитетом, социальной принадлежностью и индивидуальными особенностями личности.
Язык – схема, которая наполняется конкретным содержанием в речи.
Речь – последовательность языковых единиц, организованная в связное высказывание по правилам языка. Язык социален, речь индивидуальна. Она – результат отбора человеком средств общенационального языка. Его богатейший фонд используется неодинаково в количественном и качественном отношении. Особенно показательно сравнение индивидуальных лексиконов. В 17-томном Большом академическом словаре русского языка свыше 150 тысячи слов. В языковом сознании молодого человека – 32 тысячи[2], хотя в своей среде он может не выходить за рамки нескольких сотен. Есть данные, что в активном употреблении среднестатистического человека находится обычно 2,5-3 тысячи слов.
Речь – выбор и организация безграничных ресурсов языковой системы. Для ориентации в этом море возможностей необходим талант навигатора, в любых условиях умеющего выбрать нужное направление. Особенно заметно отсутствие языкового чутья в художественных текстах, цель которых не просто сделать сообщение, но оформить информацию эстетически. Одну и ту же ситуацию люди с различным чувством языка описывают совершенно неравноценно. Ср. три поэтические строфы на тему неразделенной любви:
|
|
1) «Я вас люблю, – хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!» (А.С. Пушкин, «Признание»).
2) «Любви пылающей граната
Лопнула в груди Игната.
И вновь заплакал горькой мукой
По Севастополю безрукий» (капитан Лебядкин[3] из романа Ф.М.Достоевского «Бесы»).
3) «А ты сердце моё не разбивай на куски.
А ты люби меня, а не люби мне мозги.
А ты сердце моё не разбивай на куски.
А ты люби меня, а не люби мне мозги» (припев современной песенки Потапа и Насти Каменских).
Все три текста написаны на русском языке, но эстетическая ценность у них разная. Текст № 1 – высокая поэзия, текст № 2 – типичный образец графомании[4], текст № 3 – примитивное рифмование и речевое хулиганство.
Язык - "естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облечённых в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации" (Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997, С. 652).
Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время - система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.
С языком тесно связано понятие речи.
Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом" (Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: 1997, С. 417).
Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определённой цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.
|
|
Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация.
Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвую коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.
Результатом речевой деятельности говорящего является текст.
Текст - это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.
Важным является понятие о качествах речи.
Качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.
· В филологии различают
· речевую культуру личности;
· речевую культуру общества.
Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В.Рождественский (Общая филология. М.: 1996, С. 14).
Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества.
Успешное общение между людьми требует коммуникативной компетенции участников такого общения.
Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.
Когда вопрос касается функций языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том, что любое языковое высказывание (устное или письменное) - это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство.
Основные функции языка (и это следует уже из определения речевой коммуникации):
1) информационная - передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;
2) агитационная - побуждение, призыв, просьба;
3) эмотивная -непосредственное выражение чувств, эмоций;
4) мифопоэтическая;
5) культурно-историческая.
Е.Н. Зверева выделяет следующие функции:
1) коммуникативную (означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации) – по мнению многих специалистов, эта функция играет ведущую роль;
2) когнитивную, или познавательную (означает, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности);
3) аккумулятивную (функцию сохранения и передачи информации);
4) эмоциональную (проявляется в способности языка выражать чувства, эмоции говорящего);
5) волюнтативную (функцию воздействия).
Кроме того, говорят еще о наличии метаязыковой (использование языка для описания предмета) и фатической (установление контакта между участниками общения) функций.
Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т. д. В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т. е. для установления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно.
В речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Например, в газетной статье доминирует информационная функция, но могут присутствовать также агитационная и эмотивная.